Тема 2. Организационно-правовые меры противодействия терроризму в Великобритании
Атаки на Лондон, сравнимые с нападением террористов на Америку 11 сентября 2001 года, произошли 7 июля 2005 года. Будучи расчетливыми и безжалостными, они заставили снова содрогнуться весь мир, пытаясь поставить его на колени. Четыре террориста-смертника привели в действие взрывные устройства в центре Лондона. Скоординированные атаки нанесли удар по транспортной системе города в час-пик. Три бомбы взорвались в поездах метро одновременно в 8.50 по местному времени. Последний взрыв произошел примерно час спустя в двухэтажном автобусе. От взрывов погибло 52 человека, ранено 700.
Целью террористов было погрузить Лондон, Европу, мировое сообщество в состояние паники и хаоса. Бросить вызов властям одного из ведущих государств мира, столица которого накануне выиграла право на проведение Олимпиады-2012. Ответственность за теракты взяла на себя группировка «Бригады Абу Хафс аль-Масри», являющаяся одной из военных крыльев «Аль-Каиды». [235]
Анализ законодательства Великобритании о борьбе с терроризмом показывает, что до последнего времени оно было направлено на решение проблем, существовавших в Северной Ирландии. По мере того как терроризм стал принимать более глобальные формы законодательство поступательно ужесточалось, и нормы, когда-то носившие чрезвычайный характер, стали обычными. [236] В настоящее время на территории Великобритании действуют:
· Акт о терроризме 2000 года;
· Акт о предотвращении терроризма 2005 года;
· Акт о терроризме 2006 года.
Обратимся к анализу содержания вышеуказанных нормативных актов. Акт о терроризме 2000 года[237] представляет собой довольно большой по объему нормативный акт, содержащий 131 статью и 15 приложений к нему[238]. Акт распространяется не только на северо-ирландские проблемы, но и на террористические акты на международной арене и в самой Великобритании. Это, по мнению В.Г. Ермакова и О.В. Зубковой, является существенным преимуществом нового закона над старыми, которые предполагали борьбу лишь с ирландским терроризмом. Закон 2000 года, как и ранее действовавшие статуты, носит смешанный характер и содержит положения не только материального, но и процессуального и административного характера.[239]
Закон, несомненно, ужесточил борьбу с терроризмом, в частности, наделив с этой целью полицию и другие правоохранительные органы более широкими правами, включив в него более широкое определение терроризма, новый состав — подстрекательство к совершению преступления за пределами страны, предусмотрев уголовную ответственность за обучение террористической деятельности. С другой стороны, Закон позволяет снять с Великобритании обвинения в нарушении Европейской конвенции по правам человека и Международного пакта по гражданским и политическим правам[240], более четко регулируя вопросы задержания и ареста лиц, подозреваемых в террористической деятельности.
Акт содержит определение терроризма, применимое практически ко всем его видам (ст. 1). Это акт или угроза его осуществления, если он:
· включает в себя серьезное насилие против лица (личности) или существенный вред имуществу, создает угрозу для жизни какого-либо лица, кроме того, которое своими акциями, создает значительную опасность для здоровья или безопасности населения или какой-либо его части либо направлена на серьезное вмешательство в электронную систему или ее расстройство;
· нацелен на то, чтобы оказать влияние на правительство либо запугать население или часть его;
· имеет своей целью реализацию планов политического, религиозного или идеологического характера.
В рассматриваемом нормативном акте закреплен универсальный принцип действия закона в пространстве. Это означает, что акт квалифицируется как террористический и в том случае, если он совершена или имела место угроза его осуществления за пределами страны в отношении любого лица, имущества, населения или правительства.
В пункте 5 статьи 1 Закона подчеркивается, что понятие террористического акта включает в себя деяние, совершенное в интересах одной из запрещенных в Великобритании организаций. По Закону 2000 года список организаций, которые запрещены на территории Объединенного Королевства, стал единым для Великобритании и Северной Ирландии. В настоящее время список включает 45 международных террористических организаций и 14 организаций, действующих в Северной Ирландии. В список включены: Аль Каеда, Ансар аль-Ислам, Египетский исламский джихад, Военное крыло Хизбаллы, Исламска армия Адена, Ирландская республиканская армия(ИРА), Борцы за свободу Ольстера, Ирландская национально-освободительная армия, Роялистская добровольческая сила, Оранжисты и многие другие радикальные организации. [241] Организация считается запрещенной, если она находится в этом списке или же действует под названием, внесенным в этот список. Вносить названия организаций в этот список может министр внутренних дел, если он считает, что они связаны с терроризмом.
Закон предусматривает уголовную ответственность за довольно широкий круг деяний, связанных с терроризмом. Так, членство или нескрываемая принадлежность к запрещенной организации карается тюремным заключением на срок до 10 лет и(или) штрафом. Также карается лицо, которое призывает к поддержке запрещенной организации, в том числе организуя митинг или выступая на нем. Причем, митингом считается собрание трех или более лиц.
Если лицо в каком-либо публичном месте носит на одежде опознавательный знак или держит какой-либо предмет таким образом или при таких обстоятельствах, что это вызывает "разумное подозрение", что оно является сторонником или членом запрещенной организации, то оно наказывается тюремным заключением на срок до шести месяцев и (или) штрафом в размере, не превышающем 5-го уровня стандартной шкалы[242].
В Законе специально выделяется преступление, связанное с "террористической собственностью", под которой понимаются (ст. 14):
а) деньги или другое имущество, которое "вероятно должно использоваться в террористических целях" (включая средства запрещенной организации);
б) доходы, полученные в результате совершения актов терроризма;
в) доходы от действий, совершенных в террористических целях.
Статья 15 Закона содержит три состава, касающиеся сбора средств для террористических целей. Во-первых, если лицо призывает кого-либо жертвовать деньги или другое имущество; во-вторых, если лицо получает деньги или другое имущество и,в-третьих, если лицо само дает деньги или другое имущество. Причем, в двух первых случаях требуется намерение, а в последнем — осознание того, что имущество будет использовано в указанных целях.
Статья 16 Закона предусматривает уголовную ответственность за использование денег или другого имущества в террористических целях, а также за владение им,если лицо имеет намерение, чтобы оно использовалось в таких целях. Статья 17 устанавливает наказание за достижение договоренности, в результате которой деньги или другое имущество может быть получено, и лицо знает, что оно будет использовано в террористических целях.
Лица, виновные в преступлениях, предусмотренных в ст. ст. 15-17, караются тюремным заключением на срок до 14 лет и (или) штрафом. Суд также может постановить о конфискации денег или другого имущества, причем не только виновного, но илюбого лица, которое получило его "целиком или частично, прямо или косвенно, в качестве платежа или другого вознаграждения в связи с совершением преступления". Однако не подлежит уголовной ответственности по указанным статьям лицо, которое действует "с явно выраженного согласия полицейского".
Закон возлагает обязанность на каждого, кто знает или подозревает в ходе осуществления своей профессиональной деятельности, бизнеса или трудовых отношений, что другое лицо совершило преступление, предусмотренное в ст.ст. 15-17, довести об этом до сведения полицейского в разумно короткие сроки. Неисполнение этой обязанности является преступлением, которое карается тюремным заключением на срок до пяти лет и (или) штрафом.
Лицо, которое осуществляет обучение или инструктаж по изготовлению или использованию огнестрельного оружия, взрывчатки, химического, биологического или ядерного оружия, получает инструктаж или обучается этому либо вовлекает другого человека в эту деятельность наказывается тюремным заключением на срок до десяти лет и(или) штрафом.
Максимально применяемым в настоящее время в Соединенном Королевстве наказанием — пожизненным тюремным заключением — наказывается руководство, причем на любом уровне, деятельностью организации, которая связана с совершением актов терроризма (ст. 56).
Таким образом, уже до событий 11 сентября 2001 года Великобритания уже имела хорошо разработанное и надежное антитеррористическое законодательство, сформулированное в Законе о терроризме от 2000 года. В 2001 г. был принят новый антитеррористический закон, предусматривающий ужесточение мер в борьбе с терроризмом и в области обеспечения транспортной безопасности. Данный Закон состоит из 14 статей. Главным мотивом принятия закона явилась необходимость развития законодательства для защиты наиболее уязвимых сфер жизни общества от террористических актов.[243]
Акт усилил меры безопасности на воздушном транспорте. Например, Закон предоставил полномочия для снятия с рейсов и ареста людей на некоторых служебных территориях, а также для задержания рейсов по соображениям безопасности. Было ужесточено законодательство и в отношении химического, биологического и ядерного оружия в целях обеспечения лучшей защиты и безопасности гражданских ядерных объектов от нового и более расширенного перечня противоправных действий.[244]
Большой резонанс в этом Законе вызвало закрепленное право бессрочного ареста без суда и следствия с последующей депортацией иностранных граждан, подозреваемых в причастности к террористической деятельности. Часть 4 этого Закона предоставляет министру внутренних дел полномочия на санкционирование задержания иностранных граждан, подозреваемых в терроризме и в возможной угрозе для национальной безопасности Британии, но которые на данный момент не могут быть депортированы из страны. За этими лицами, согласно Закону, сохраняется право в любое время добровольно покинуть Соединенное Королевство, если обе стороны согласны с таким вариантом. Дополнительные меры были внесены и в перечень мероприятий по пресечению каналов финансирования террористов.[245]
Законом об антитерроризме 2001г. предусмотрено также, что в случае угрозы жизни и имуществу граждан Великобритании или причинения ущерба экономике страны со стороны иностранных граждан или государств, Казначейство может заморозить активы этих лиц. [246]
В марте 2005 года в Великобритании после длительных дебатов был принят Закон о предотвращении терроризма. Законопроект, вызвавший большое количество споров и противостояния, стал третьим в истории Соединенного Королевства по продолжительности дебатов. Акт заменил собой Акт об антитерроризме, преступности и безопасности 2001 года, срок действия которого истек 14 марта 2005 года.
Новый закон отменил такую меру пресечения для подозреваемых в терроризме, как заключение под стражей без предъявления обвинения. Ранее она была признана британскими лордами-судьями противоречащей правам человека. Вместо этого новый закон вводил для данной категории лиц такие меры контроля, как ограничение передвижения или домашний арест. При этом к подозреваемым могли применяться ограничения в пользовании телефонной связью, интернетом, поездках по стране и встречах с другими людьми. Положения нового закона были едиными как для британских подданных, так и для граждан иностранных государств. Наибольшие споры вызвал вопрос о том, кто должен принимать решения о применении подобной меры пресечения. Первоначально правительство предложило, чтобы это делал глава МВД Соединенного Королевства. Однако парламентарии не согласились с возложением на выборного чиновника роли, традиционно принадлежавшей судьям. В итоге данное положение из закона было изъято.[247]
После описанной выше серии взрывов в Лондоне 21 июля 2005 года Великобритания столкнулась с необходимостью вновь менять антитеррористическое законодательство.
Среди новых законодательных мер, которые обсуждались на Даунинг-стрит:
· допущение перехваченных телефонных переговоров в качестве вещественного доказательства в британских судах;
· продление сроков задержания подозреваемых в террористической деятельности без предъявления обвинений;
· объявление вне закона посещений тренировочного лагеря террористов;
· способы борьбы с пропагандой терроризма в печатных изданиях и в интернете.
5 августа 2005 года Тони Блэр озвучил новые детали новой антитеррористической политики. Он заявил, что из Великобритании будут депортировать тех, кто подстрекает людей к религиозной ненависти, осуществляет или поощряет любые акты насилия. Решение о депортации будет принимать министр внутренних дел. Благодаря новому закону на это будет уходить мало времени и террористы не успеют что-либо предпринять против властей.[248] Как заявил Блэр: «Особое внимание будет уделено экстримистским веб-сайтам, книжным магазинам, центрам и другим организациям».
В 2006 году был принят Акт о терроризме[249], который. содержит всеобъемлющий комплекс мер, призванных обеспечить весь правовой инструментарий, необходимый полиции, разведывательным органам и судам для решения проблемы терроризма и привлечению виновных к ответственности. .
.Этот закон не был прямым ответом на июльские нападения на Лондон, поскольку в предыдущем антитеррористическом законодательстве уже были предусмотрены адекватные меры противодействия злоумышленникам. .После июльской атаки были проведены консультации с правоохранительными и разведывательными органами. В результате новый Закон учел их пожелания.
Основной смысл рассматриваемого заключался в том, чтобы. сделать более трудным для экстремистов злоупотреблять свободами, которые предоставляются гражданам такого демократического государства, как Великобритания. По данному закону, под пособничеством терроризму подразумевается:
1) публичное высказывание или принуждение к публичному высказываний намерений, в которых высказывается требования членов того или иного общества, непосредственно или косвенно способствующие совершению, подготовке или провоцированию террористических актов или иных правонарушений;
2) восхваление совершения или подготовки таких актов или преступлений;
3) публичное заявление, из которого следует, что противоправное поведения членов определенной социальной, этнической либо другой группы в прошлом должно быть примером для них в существующих условиях.
Акт о Терроризме 2006 года обратной силы не имеет, т.е. деяния, за которые настоящим Законом устанавливается уголовная ответственность, совершенные до введения Закона в действие, как преступления не квалифицируются.
Под распространением террористических публикаций понимаются действия лица, если:
a. лицо намерено в силу своего поведения совершать прямое или косвенное поощрение или склонение других лиц к совершению, подготовке или подстрекательстве к совершению террористических актов;
b. лицо намерено в силу его поведения оказывать помощь в совершении или подготовке террористических актов.
Интересны также изменения в Законе о Терроризме 2006 года по сравнению с аналогичным Законом от 2001 года.
· Максимальный срок лишения свободы за хранение материалов, необходимых для совершения террористического акта увеличен с 10 до 15 лет.
· Максимальный срок лишения свободы за распространение информации, потворствующей совершению террористических актов увеличился с 2 до 5 лет.
· Слушание по делам в обвинении в подготовке наемников для совершения террористических актов в любом случае должны проходить в королевском суде.
· За совершение действий, связанных с покушением на совершение или совершение террористического акта с использованием ядерных материалов, предусматривается пожизненное заключение.
Важно отметить, что Великобритания наладила активное межгосударственное взаимодействие в борьбе с терроризмом. В июне 2004 года США, Великобритания и Австралия объявили о создании глобальной антитеррористической сети. Задача сети - предотвращать акции "Аль-Каиды" и союзных ей группировок на всей территории земного шара. Первоначально предполагалась, что сеть будет включать три центра - американский National Counterterrorism Center (NCTC), британский The Joint Terrorism Analysis Centre (создан в июне 2003-го) и австралийский National Threat Assessment Centre (создан в октябре 2003 г.).
Однако вскоре сеть была расширена за счет новозеландского и канадского сегментов: в октябре 2004 года в Канаде был создан The Integrated Threat Assessment Centre (ITAC), а в декабре 2004 года в Новой Зеландии появилась The Combined Threat Assessment Group (CTAG). Таким образом, была создана структура, которая полностью повторила систему глобального радиоперехвата ECHELON. Во время Второй мировой войны было налажено тесное сотрудничество между разведками пяти англосаксонских стран - США, Великобритании, Новой Зеландии, Австралии и Канады.
К сожалению, в настоящее время сотрудничество между Великобританией и Россией в области борьбы с терроризмом полностью прекращено в связи с разгоревшимся скандалом из-за отказа России экстрадировать экс-офицера ФСО Андрея Лугового[250] В июле 2007 года Комментируя заявление представителя Государственного Департамента США Стивена Кейси о том, что России не пойдет на пользу отказ от сотрудничества с Лондоном по противодействию терроризму, глава Министерства иностранных дел, Сергей Лавров, подчеркнул, что "Россия не отказывалась от сотрудничества с Великобританией в области борьбы с терроризмом, от него отказалась сама Великобритания".[251]
За предотвращение терактов в Великобритании отвечают следующие государственные ведомства:
· The Home Office (МВД) - несет главную ответственность за предотвращение терактов
· The Foreign and Commonwealth Office (МИД) - отвечает за борьбу с террористической угрозой за пределами страны
· Контрразведка MI5 - весной 1992 года после волны терактов в Лондоне МI5 перехватила у полиции главную роль в борьбе с терроризмом. Вскоре в службе было создано подразделение антитеррора - T Branch, в июне 2003 года был сформирован Объединенный Центр анализа терроризма Joint Terrorism Analysis Centre /JTAC/, который отвечает за обмен разведданными о террористах со спецслужбами других стран.
· Разведка MI6 и служба радиоперехвата GCHQ в пределах своей компетенции
· Cпецподразделения Metropolitan Police Special Branch, а также подразделение Metropolitan Police Anti-Terrorist Branch, известное как SO13, которое отвечает за предотвращение террористических атак на территории Лондона
· Бригада по пресечению финансирования терроризма, созданная в ноябре 2001 года при Национальной криминальной разведслужбе.[252]
Основываясь на информации британской радиоэлектронной разведки GCHQ и ее американского коллеги NSA, MI5 регулярно рассылает такие предупреждения по защищенной электронной почте заинтересованным министерствам, а также большим корпорациям, в частности British Petroleum и Shell, из-за потенциально высокой угрозы их объектам. Ориентировки, выпускаемые MI5, циркулируют в очень узком кругу. Он включает Даунинг стрит, 10 (резиденцию премьер-министра) и ключевых министров. Если информация носит исключительный характер, то она направляется напрямую премьер-министру координатором кабинета по вопросам безопасности и разведки.
В Великобритании руководителем оперативного штаба в таких случаях захвата заложников становится шеф Скотланд-Ярда. Решение о штурме выносит премьер-министр после совещания с так называемой группой COBRA (Cabinet Office Briefing Room A), состоящей из руководителей спецслужб, после чего шеф Скотланд-Ярда выписывает боевое распоряжение спецназу SAS. То есть в Великобритании ответственность также как и в США остается на федеральных структурах, а не местных властях.
Понятие терроризма, используемое в праве Великобритании, хотя во многом и совпадает с российским аналогичным понятием, используемым в Уголовном кодексе Российской Федерации, но все же несколько шире. В частности террористическими признаются действия или угроза их совершения, направленные на оказание влияния на правительство или запугивание населения для достижения политических, корыстных или религиозных целей. При этом действия этих лиц сопряжены с причинением серьезного материального ущерба или причинением вреда жизни и здоровью группы лиц, или же могут существенно нарушить работу электронных систем. Последний аспект, касающийся внесения помех в работы электронных систем, отсутствует в российском законодательстве. Именно на основании наличия данного признака в британском законе многие акты компьютерного взлома вычислительных, информационных и телекоммуникационных сетей в Великобритании, в соответствии с данным актом, признаются актами терроризма со всеми вытекающими правовыми последствиями. Отечественное законодательство не признает подобного подхода.[253]
Для британского уголовного права характерно достаточно большое число составов преступления, связанных с терроризмом. Часть из них имеет аналоги в российском уголовном праве (ст. ст. 205, 205¹,207, 215 УК РФ.) Однако некоторые из деяний, признаваемых в Великобритании преступлениями, связанными с терроризмом, по российскому уголовному праву таковыми не являются. Так, например, самостоятельным составом в Великобритании является несообщение о возможной причастности лица к террористической деятельности. Представляется вполне оправданным отсутствие подобной статьи в УК РФ, так как утаивание информации о «возможной причастности» того или иного лица к террористической деятельности должно всегда совершаться умышленно и в целях сокрытия преступления. Недопустимо привлекать лицо к ответственности лишь за факт несообщения ставшей известной информации о причастности лица к терроризму, тем более, в случае, когда такая информация носит вероятностный характер.
Наказания, предусмотренные уголовным правом Великобритании, существенно мягче тех, которые предусмотрены отечественным законодательством. Как правило, это тюремное заключение на определенный срок, конфискация имущества или штраф. В частности, за терроризм максимальным наказанием является 14 лет лишения свободы, в то время как статья 205 Уголовного кодекса РФ предусматривает возможность применения пожизненного лишения свободы.
Итогом проведенного анализа противодействия терроризму в Великобритании являются следующие выводы:
· Великобритания имеет богатый опыт борьбы с внутренним ирландским терроризмом, а после событий 11 сентября 2001 года, стала активным участником глобальной антитеррористической кампании, инициированной США;
· в связи с возрастанием глобальной террористической угрозы, британцы, как и многие другие государства мира, пошли по пути ужесточения уголовной ответственности за совершение данной категории преступлений. Эта тенденция выразилась в следующем:
а) увеличение количества составов преступления, подпадающих под действие Закона о Терроризме;
б) ужесточение ответственности за совершение действий, наказание за которые предусмотрены настоящим Законом.
· уголовное законодательство Великобритании содержит составы преступлений, аналоги которых отсутствуют в УК РФ. Например, в Великобритании преступным является несообщение о возможной причастности лица к террористической деятельности.
· к сожалению, в настоящее время, сотрудничество между РФ и Великобританией в настоящее время полностью прекращено. Необходимо как можно быстрее преодолеть имеющиеся дипломатические разногласия и возобновить обмен информацией и другие формы сотрудничества между правоохранительными органами Великобритании и России.
Контрольные вопросы
1. Как определен терроризм в законодательстве Великобритании?
2. Перечислите организации, деятельность которых запрещена на территории Великобритании.
3. За какие деяния, связанные с терроризмом, предусматривается уголовная ответственность в законодательстве Великобритании?
4. На какие органы власти возложена ответственность за непосредственное осуществление борьбы с терроризмом?