Тема 1. Организационно-правовые меры противодействия терроризму в США
Уничтожение башен-близнецов Всемирного торгового центра в Нью Йорке 11 сентября 2001 года заставило американскую администрацию по-новому взглянуть на организацию борьбы с терроризмом. Значительной критике были подвергнуты действия властей, не сумевших вовремя распознать угрозу и принять соответствующие действия для ее устранения. До сентябрьских событий вопросами обеспечения национальной безопасности самостоятельно и в различном объеме занималось около 50 государственных органов, такие как Министерство обороны, Федеральное бюро расследований, Центральное разведывательное управление, Секретная служба, Департамент транспорта, Департамент сельского хозяйства, Департамент здравоохранения и потребительских услуг, Береговая охрана, Пограничная служба, Агентство по борьбе с наркотиками.[197] К сожалению, их усилий оказалось недостаточно для предотвращения трагедии, жертвами которой стало 2998 человек[198]. Стало очевидным, что системе органов государственной власти необходим единый центр, координирующий деятельность правоохранительных органов по обеспечению национальной безопасности.
Целью настоящего исследования автор ставит изучение действующих правовых норм, системы организационных мер по противодействию терроризму в США и проведение сравнительно-правового анализа практики их применения. Большинство источников информации, использованных при написании настоящей работы, размещены на официальных сайтах органов государственной власти и новостных агентств. Трудно переоценить возможности всемирной сети Интернет при добывании наиболее актуальной и последней информации.
Американский опыт может быть, несомненно, полезен для нашей страны, так как Россия активно взаимодействует с США в борьбе с силами международного терроризма. Позицию России в этом вопросе четко обозначил Президент Российской Федерации Владимир Путин, который 14 февраля 2008 года в ходе ежегодной большой пресс-конференции в Кремле заявил следующее: «Без сотрудничества с Соединёнными Штатами нам и Соединённым Штатам без сотрудничества с Россией не удастся эффективно бороться с терроризмом, укреплять режимы нераспространения оружия массового уничтожения, бороться с бедностью, с инфекционными заболеваниями. Это всё глобальные проблемы, которые без объединения усилий ведущих стран мира решить будет невозможно. Я нисколько не сомневаюсь, что такое понимание есть как в российском руководстве, так и в руководстве Соединённых Штатов».[199]
О серьезности проблемы в мировом масштабе ярко говорит следующая статистика Государственного Департамента США: ежегодно в мире совершается более пятнадцати тысяч террористических актов, жертвами которых становятся около двадцати тысяч человек.[200] Большую роль в борьбе с международным терроризмом играет Организация Объединенных Наций, направляющая усилия государств в борьбе с международным терроризмом. В сентябре 2005 года на Всемирном саммите в Нью-Йорке мировые лидеры безоговорочно осудили терроризм «во всех его формах и проявлениях, кем бы, где бы и с какой бы целью он ни осуществлялся, поскольку он является одной из самых серьезных угроз международному миру и безопасности». Международное сообщество одобрило предложенную Генеральным секретарем ООН стратегию борьбы с терроризмом, основывающуюся на пяти компонентах - агитации против применения методов терроризма, пресечении доступа террористов к финансовым средствам, сдерживании государств от совершения террористических актов, разработке потенциала для борьбы с терроризмом и защите прав человека.
Переходя к анализу американского уголовного законодательства, необходимо вкратце охарактеризовать особенности его структуры. Уголовно-правовая система США включает в себя федеральное законодательство и законодательство каждого из штатов, на территории которых действуют местные уголовные кодексы. Федеральные уголовно-правовые нормы, содержатся в различных разделах Свода законов США (U.S. Code) и имеют небольшую сферу действия. Они ограничиваются защитой федеральных интересов и необходимостью борьбы с некоторыми наиболее опасными посягательствами в национальном масштабе. Федеральными нормами устанавливается ответственность за терроризм, преступления, совершенные федеральными служащими и преступления, совершение которых связано с пересечением границ между штатами (например, торговля наркотиками, сбыт похищенных автомобилей).
Нормы об ответственности за терроризм закреплены в федеральном законодательстве и располагаются в Главе 113В, Титула 18 Свода Законов США (Section 113B Title 18 U.S. Code). Статья 2331 относит к терроризму деятельность, которая:
А. включает акты, представляющие угрозу человеческой жизни, которые являются нарушением уголовных законов Соединенных Штатов или какого-либо штата;
Б. выглядит направленной:
· на запугивание или принуждение гражданского населения;
· на оказание влияния на политику какого-либо правительства посредством запугивания или принуждения; либо
· на оказание воздействия на действия какого-либо правительства посредством массового поражения, убийства государственного деятеля или его похищения; и
В. имеет место преимущественно в пределах территориальной юрисдикции Соединенных штатов.
Статья 2332b устанавливает уголовные наказания за следующие преступные деяния, совершаемые с целью ведения террористической деятельности:
· за убийство или причинение смерти какому-либо лицу – смертной казнью или лишением свободы на любой срок либо пожизненно;
· за похищение человека – лишением свободы на любой срок либо пожизненно;
· за причинение увечий – лишением свободы на срок до 35 лет;
· за нападение с опасным для жизни орудием или нападение, причиняющее тяжкие телесные повреждения, - лишением свободы на срок до 30 лет;
· за разрушение или причинение ущерба какому-либо сооружению, транспортному средству или иному недвижимому имуществу либо движимому имуществу – лишением свободы на срок до 25 лет;
· за покушение на совершение терроризма или сговор о совершении терроризма – лишением свободы на любой срок в пределах срока наказания, которое было бы назначено в случае доведения посягательства до конца.
Как мы видим, американское законодательство устанавливает серьезные наказания за совершение террористического акта, однако суровость санкций уголовного закона не всегда ведет к его эффективности в охране общественной безопасности и превенции преступлений. Важнейшую роль в противодействии терроризму играет организация такой деятельности и четкое взаимодействие привлекаемых к ней субъектов.
20 сентября 2001 года Президент Дж. Буш в своем обращении к членам Конгресса заявил: «Сегодня, десятки различных департаментов и агентств как на федеральном уровне так и на уровне штатов предпринимают определенные усилия в сфере обеспечения национальной безопасности. Эти усилия должны быть скоординированы на самом высоком уровне. Поэтому сегодня я объявляю о создании Службы внутренней безопасности (Office of Homeland Security, далее по тексту – СВБ), органа, который будет находиться в моем непосредственном подчинении. Служба будет контролировать и координировать реализацию комплексной стратегии национальной безопасности, обеспечивая надежную защиту нации от терроризма и иных угроз, которые могут появиться в будущем»[201].
8 октября 2001 года Президент Буш подписал Исполнительный приказ № 13228 «О создании Службы внутренней безопасности и Совета национальной безопасности». Совет национальной безопасности является совещательным органом при Президенте и состоит из высших должностных лиц государства. Совет собирается по усмотрению Президента и проходит под его председательством. Повестка совещания может определяться руководителем Службы национальной безопасности, который ответственен за протоколирование принятых решений и их дальнейшее выполнение.
СВБ была учреждена как постоянно действующий федеральный орган исполнительной власти. В вышеуказанном Исполнительном приказе были определены основные задачи, полномочия и функции СВБ. Основной задачей Службы стала разработка и контроль над реализацией общенациональной стратегии защиты США от террористических угроз и атак. Для достижения поставленной задачи СВБ выполняет следующие функции:
- обнаружение и предотвращение террористических угроз;
- анализ текущей деятельности террористических организаций, составление списка таких организаций;
- обеспечение готовности общества к возможным атакам и минимизация их последствий;
- централизованное руководство деятельностью всех правоохранительных органов на месте совершения преступления;
- оповещение общественности о существующей угрозе или совершенном террористическом акте через средства массовой информации;
СВБ просуществовала чуть более одного года. Ее штат не превысил 80 человек. За время своей деятельности служба активизировала мероприятия по международному сотрудничеству, провела ряд представительных совещаний с участием губернаторов штатов, мэров городов, бизнесменов и видных общественных деятелей.
Служба создала и представила специальную шкалу для информирования общества о текущем уровне террористической угрозы. Шкала имеет 5 уровней, начиная с низкого и заканчивая критическим уровнем угрозы. С возрастанием уровня угрозы меняется характер превентивных мер, предпринимаемых правоохранительными органами. Так, например, в связи с тем, что текущий уровень опасности в США является высоким, был введен ряд строгих ограничительных мер при провозе жидкостей в ручной клади для пассажиров международных и внутренних авиарейсов.
25 ноября 2002 года в США был принят Закон о национальной безопасности (The Homeland security Аct of 2002), который преобразовал Службу внутренней безопасности в Департамент внутренней безопасности (Department of Homeland Security, далее - ДВБ). Закон подробно урегулировал правовой статус и структуру нового департамента.
Закон состоит из 44 статей, сгруппированных по предметам регулирования в девять разделов:
Раздел I – Департамент национальной безопасности
Раздел II – Анализ информации и меры по защите инфраструктуры
Раздел III – Меры по защите от химической, биологической, радиологической и атомной угрозы
Раздел IV – Пограничная и транспортная безопасность
Раздел V – Готовность к чрезвычайной ситуации и ответные меры
Раздел VI – Организация управление департаментом
Раздел VII – Координация связей с органами власти штатов, частным сектором, Генеральным инспектором, Секретной службой, Общие положения.
Раздел VIII – Процесс передачи полномочий департаменту
Раздел IX – Изменения, вносимые в другие законодательные акты в связи с принятием закона
Департамент внутренней безопасности США, является федеральным органом власти, основной задачей которого является защита нации от террористических атак и природных бедствий. ДВБ стал одним из самых крупных когда-либо создаваемых государственных органов США и в настоящее время насчитывает двести восемь тысяч сотрудников. ДВБ является третьим по размеру органом власти после Министерства обороны и Департамента по делам ветеранов. Бюджет ДВБ в 2007 году составлял почти сорок пять миллиардов долларов.
В структуру ДВБ были включены: Секретная служба, Служба по иммиграции и натурализации, Береговая охрана, Федеральное агентство по ликвидации чрезвычайных ситуаций, Таможенная и пограничная служба, Служба транспортной безопасности. Таким образом, уже сама структура нового органа показывает, что основной его функцией стала координация и объединение усилий ключевых правоохранительных органов. Федеральное бюро расследований и Центральное разведывательное управление сохранили самостоятельный статус и не были включены в структуру нового департамента.
Секретарь ДВБ назначается Президентом с согласия Сената. Секретарь имеет шесть заместителей и может назначать по своему усмотрению не более шести помощников. Решения Секретаря обязательны для всех подразделений и сотрудников департамента. В настоящее время должность Секретаря занимает Майкл Чертофф, ранее работавший прокурором и судьей.
В своей деятельности ДВБ руководствуется положениями Национальной стратегии безопасности страны, подписанной Президентом в октябре 2007 года. (далее – Стратегия)[202] В преамбуле Стратегии Президент отмечает, что страна уже в течение шести лет находится в состоянии войны с противниками свободы, демократии, американского образа жизни и объявляет защиту безопасности нации приоритетной задачей текущей государственной политики. Он обращается к народу с призывом проявить активную гражданскую позицию и вместе защитить свое отечество. Все публичные и частные институты общества должны тесно сотрудничать и быть партнерами в решении стоящих перед нацией угроз терроризма, распространения оружия массового уничтожения и природных катаклизмов.
В Стратегии закреплены четыре направления деятельности по защите безопасности страны:
1) предотвращение и срыв террористических атак;
2) защита американцев, объектов инфраструктуры и ключевых ресурсов от террористических атак;
3) организация спасательных действий и ликвидация последствий совершенного террористического акта;
4) развитие и укрепление государственных органов, дальнейшее совершенствование законодательства.
Превентивные меры поставлены на первое место, что ориентирует все государственные органы на необходимость активной ежедневной работы. ДВБ уделяет серьезное внимание охране государственной границы США в целях выявления и пресечения попыток пересечения террористами государственной границы, а также незаконного перемещения через государственную границу оружия, взрывчатых, отравляющих, радиоактивных веществ и иных предметов, которые могут быть использованы в качестве средств совершения террористических атак. Выполнение этой важной задачи возложено на Таможенную и пограничную службу США, которая входит в структуру ДВБ. Наряду с охраной границ служба осуществляет иммиграционный, санитарный и ветеринарный контроль, а также борется с наркотрафиком и торговлей людьми.
Протяженность сухопутных и морских границ США составляет 5525 миль с Канадой, 1989 миль с Мексикой и 95000 миль береговой линии. В течение одного дня границу США пересекает 1,13 миллиона пассажиров, из которых 653.000 человек не являются гражданами США. Ежедневно сотрудники службы пресекают 395 попыток незаконного пересечения границы, официально отказывают 844 иностранцам во въезде в пунктах пограничного контроля, изымают 84 поддельных документа и задерживают 2 человек, подозреваемых в причастности к терроризму. [203]
В 2002 году был введен новый порядок въезда в США, требующий обязательного фотографирования и снятия отпечатков пальцев иностранцев, прибывающих в страну. Сканирование отпечатков осуществляется с использованием средств компьютерной техники в консульствах и пунктах пограничного контроля. В посольстве США в Москве эта процедура была введена с декабря 2003 года и предусматривает сканирование отпечатков двух указательных пальцев. В действующей Стратегии намечен дальнейший переход на сканирование всех 10 пальцев. Также отмечается, что США будут развивать сотрудничество с иностранными государствами, инициируя внедрение последними новых биометрических паспортов. В Америке такие паспорта введены с 2004 года. В будущем США планируют впускать в страну только обладателей биометрических паспортов.
Если в США введение новых документов связали с терактом 11 сентября 2001 года, то в России поводом к этому послужила трагедия в Беслане. 20 сентября 2004 года президент РФ Владимир Путин подписал распоряжение о создании рабочей группы по подготовке введения в стране нового типа паспортно-визовых документов, включающих биометрические характеристики личности.[204] Вскоре после этого, Президент подписал Указ № 1222 от 19.10.2005 «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина, РФ, за пределами территории РФ, содержащих электронные носители информации» в котором поручил Правительству разработать образец бланка паспорта нового поколения. С начала 2006 года в России началась выдача биометрических паспортов. Лист нового паспорта, содержащий фотографию и информацию о владельце, представляет собой пластиковую карточку толщиной в две обложки. На пластик наносятся данные о хозяине паспорта, однако фотография не вклеивается. Вместо этого «Гознак» применяет технологию лазерной гравировки: черно-белая фотография владельца выжигается лазером прямо на пластиковой странице паспорта. В угол пластиковой страницы вшит микрочип размером с две спичечные головки. В памяти чипа храниться цветная фотография в цифровом виде и отпечатки двух указательных пальцев владельца.[205]
Использование США и Россией паспортов с биометрическими данными будет не только кардинально способствовать защищенности документов, но и являться эффективным инструментом международного сотрудничества в борьбе с терроризмом, незаконной миграцией и организованной преступностью.
Двое из девятнадцати террористов, совершивших атаки 11 сентября, Мохамед Атта и Марван Алшеххи, находились в США по студенческим визам и проходили обучение в летной школе во Флориде. К 11 сентября 2001 года в США находилось более 600 тысяч иностранных студентов, причём существовавшая в то время Служба по иммиграции и натурализации признала, что не располагает информацией о местонахождении многих из них. [206] В течение многих лет официальные представители учебных заведений, сообщали правительству необходимую информацию о студентах. Однако, информация подавалась в письменном виде и была неудобна для обработки, в результате чего часто происходили сбои. Многие студенты просто "исчезали" из списков, сами того не подозревая.[207] Для решения этой проблемы была создана информационная компьютерная база SEVIS (Student and Exchange Visitor Information System). Это новая программа проверки иностранных студентов, приехавших на учебу в США. Учебные заведения должны зарегистрироваться в SEVIS и вводить требуемую информацию непосредственно в эту систему. Информация о студентах заносится в компьютерную базу для гарантии соблюдения новых правил, предъявляемых к студентам и тем учебным заведениям, куда они поступили. Контролируется место проживания студента, посещаемость им занятий, изменение круга научных интересов, смена курса обучения и соблюдение студентом визовых правил. Информация в базе регулярно обновляется и при выявлении нарушений виза может быть аннулирована с соответствующим предписанием покинуть территорию страны.
Обеспечение устойчивого и безопасного функционирования транспортной инфраструктуры и ее защита от террористических актов является одной из важнейших составляющих национальной безопасности США. Ответственность за предупреждение, пресечение и противодействие преступлениям на транспорте возложена на созданную после террористических атак 2001 года Службу транспортной безопасности (Transport Security Adminstration, ТSA далее по тексту - СТБ), правовой статус которой был определен Законом об авиационной и транспортной безопасности[208]. Служба входит в состав ДВБ и в настоящее время численность ее штата составляет сорок три тысячи человек. Многие из действующих сотрудников СТБ ранее работали в частных охранных компаниях и были переведены в ранг государственных служащих после того, как федеральное правительство пришло к выводу о необходимости организации государственной охраны аэропортов, железнодорожных вокзалов и морских портов.
Ежедневно в США из различных уголков мира доставляются десятки тысяч морских контейнеров. Страшно представить, к каким последствиям может привести перевозка террористами оружия массового уничтожения в одном из таких контейнеров и его последующее применение в порту прибытия. В начале 2002 года ДВБ запустил Программу безопасности контейнеров (Container Security Initiative), которая ввела в практику международных морских перевозок принципиально новый механизм контроля. Если раньше, сотрудники Таможенной и пограничной службы проверяли контейнеры непосредственно в порту прибытия, то теперь эта процедура осуществляется ими в иностранном порту до момента отплытия груза в США. Программа предполагает отправку специально подготовленных американских сотрудников в международные порты, где они работают совместно с представителями местных властей. Применяется специальное техническое оборудование для просвечивания груза рентгеновскими и гамма-лучами, позволяющее оперативно проводить инспекцию контейнера без нарушения его целостности. Выборочный досмотр проходят не все, а только те контейнеры, которые на основании разведывательных и оперативных данных отнесены к категории высокого риска. С момента старта Программы администрация пятидесяти восьми морских портов изъявила желание и начала участвовать в ней.
Сегодня, безопасность гражданской авиации в четырехсот пятидесяти аэропортах страны обеспечивается многоступенчатой проверкой пассажиров и багажа на всех без исключения рейсах. При этом основная задача офицера СТБ заключается в том, чтобы не допустить проноса запрещенных и опасных предметов на борт самолета. Офицеры проходят специальную подготовку, обучающую распознаванию подозрительных пассажиров по их внешнему поведению, просвечиванию багажа с использованием новейших технологических устройств, а также действиям при обнаружении оружия и взрывчатых веществ.
На протяжении одного рабочего дня СТБ осуществляет досмотр 2 млн. пассажиров и проводит инспекцию 3,5 млн. единиц багажа.[209] Помимо использования традиционных металлодетекторов и рентгеновских систем СТБ в 2006 внедрила систему сканирования миллиметровыми волнами. Преимуществом миллиметровых волн в сравнении с рентгеном является отсутствие радиации — этот вид просвечивания безвреден, а создаваемое им изображение генерируется энергией, отраженной от тела человека. Такой детектор дает возможность исключить тактильный досмотр, что обеспечивает соблюдение этических аспектов досмотра некоторых категорий пассажиров в силу религиозных и иных причин. При таком способе досмотра могут быть выявлены не только находящиеся у пассажиров предметы из металла, но и из дерева, керамики, пластмассы и других материалов. Теперь террористам не удастся скрыть взрывчатку даже в собственном организме.
Здесь уместно вспомнить трагические события 24 августа 2004 года, когда в воздухе одновременно взорвались два пассажирских самолета, вылетевших из столичного аэропорта Домодедово. Предположительно Ту-134 и Ту-154 были взорваны террористками-смертницами. Погибли все пассажиры и члены экипажа, общее число жертв составило 89 человек. Шахидки смогли беспрепятственно пройти все этапы предполетного контроля, так как ими была использована пластиковая взрывчатка. В настоящее время в Домодедово и ряде других аэропортов России начали появляться системы контроля нового поколения, что позволит избежать подобных случаев в будущем.
В августе 2006 года спецслужбы обнаружили в лондонском аэропорту "Хитроу" в багаже террористов жидкую взрывчатку, компоненты которой они пытались пронести на борт самолета авиакомпании "British Airways", направлявшегося в США. После этого инцидента в США, России, Евросоюзе и других странах мира были введены жесткие ограничения на провоз жидкостей. В связи с этой проблемой СТБ представило еще одно техническое новшество - цифровой анализатор жидкостей. С января 2008 началась тестовая эксплуатация двух таких устройств в пунктах досмотра.[210] Прибор в течение нескольких секунд позволяет определить содержание той или иной жидкости на основе анализа ее паров.
Безопасность пассажиров в США контролируется и во время полета воздушного судна так называемыми «воздушными маршалами». Институт «воздушных маршалов» предполагает негласное присутствие вооруженного сотрудника на борту воздушного судна во время полета. Если в 2001 году на службе у правительства было всего 33 таких сотрудника, то сейчас их число значительно больше. Сколько "воздушных маршалов" сейчас на службе - это государственный секрет Америки, но, по некоторым данным, их несколько тысяч. Они специально обучены в одиночку противостоять террористам без дополнительного подкрепления в условиях ограниченного пространства самолета. К ним предъявляются самые высокие требования по огневой подготовке, поскольку при возникновении экстренной ситуации на борту, применение огнестрельного оружия должно быть максимально точным. Был разработан специальный вид пистолетов с пулями, которые при столкновении с твердой поверхностью разрушаются и способны пробить тело человека только с близкого расстояния. Обшивке воздушного судна такая пуля вреда не принесет. Впервые «воздушные маршалы» применили оружие в 2005 году в аэропорту Майями. "Боинг-757" рейсом номер 924, следовавший из колумбийского города Медельин, совершил в Майами промежуточную посадку и уже был практически готов к взлету, чтобы взять курс на Орландо. В это время по салону начал бегать пассажир, говоривший, что у него в рюкзаке есть бомба. Потом он бросился вон из самолета, который еще стоял у терминала аэропорта. Тогда "воздушный маршал", сопровождавший данный рейс, открыл огонь на поражение, в результате чего предполагаемый террорист был уничтожен. Последующий досмотр его рюкзака и багажа не обнаружил ничего запрещенного. Оказалось, что такое поведение пассажира было вызвано его хроническим психическим расстройством и несвоевременным принятием соответствующих медикаментов. Несмотря на это, действия сотрудника спецслужбы были признаны соответствующими закону.[211]
В МВД России считают целесообразным создание специальных групп воздушной милиции, которые сопровождали бы отдельные рейсы. Подобные группы существовали в СССР до 17 мая 1973 года, когда гражданин Рзаев предпринял попытку угона лайнера "Ту-104", следовавшего по маршруту Москва - Чита. На высоте в шесть с половиной тысяч километров угонщик, угрожая взорвать самолет, потребовал изменить курс и лететь в Китай. Сопровождавший самолет милиционер Ежиков выстрелил Рзаеву в спину, после чего сработало самодельное взрывное устройство. Самолет разрушился в воздухе и все 81 человек погибли. После этого инцидента сотрудники транспортной милиции перестали сопровождать рейсы.
ДВБ регулярно проводит негласные проверки применения мер безопасности в аэропортах и других местах массового скопления людей. Для проверки бдительности сотрудников СТБ, тайные агенты совершают, например, попытки проноса в самолеты или поезда взрывчатых веществ и оружия для последующего совершения условного террористического акта. Это позволяет находить уязвимые места в контртеррористической системе защиты и принимать своевременные меры по их устранению. Подобные мероприятия проводятся также и в Российской Федерации. В ноябре 2004 года региональное управление ФСБ по Пермской области провело такую проверку в аэропорту Большое Савино. Сотрудница ФСБ, внешне похожая на уроженку Кавказа, сначала прошла в зал ожидания аэропорта. При входе в зал ее остановили милиционеры и попросили предъявить паспорт и пройти через рамку металлодетектора. Женщина предъявила паспорт на имя уроженки Чечни с "искаженными данными".
По правилам, милиционеры должны были проверить подлинность документа по базе информационного центра МВД, но этого сделано не было. В спортивной сумке "шахидки" были спрятаны компоненты электродетонатора и небольшое количество тротила. По каким-то причинам металлодетектор при входе в аэропорт не выдал сигнала о наличии в сумке детонатора. Не выполнила своих функций и специально обученная овчарка по кличке Щербет, обнюхавшая сумку с тротилом. В итоге, бомба оказалась на борту самолета и после взлета был произведен условный взрыв.[212]
В США с сентября 2007 года СТБ ввела новый порядок приобретения билетов, в соответствии с которым все авиакомпании обязаны проверить официальные документы своих пассажиров в государственной информационной базе перед фактической выдачей им авиабилета. Предполагается, что в случае если обратившийся гражданин окажется в черном списке правительства, то ему будет отказано в оказании услуг по перевозке или он подвергнется дополнительной инспекции при прохождении предполетного контроля в аэропорту. Конечно, маловероятной представляется ситуация, когда билет будет открыто бронировать человек, разыскиваемый официальными властями, но в борьбе с терроризмом повышенная бдительность никогда не окажется лишней.
Ежегодно ДВБ направляет из своего бюджета значительные средства в департаменты полиции штатов, реализую при этом программу «Полицейские в школах» (CIS, Cops in schools). В рамках этой программы в стране появилось дополнительно 6500 полицейских, работающих в школах и колледжах. Их основная функция заключается в охране общественного порядка и защите учащихся от криминала и посягательств террористов. Возможно, такие меры помогут предотвратить в США теракты, подобные Беслану.
Национальная стратегия безопасности США большое значение отводит подготовке граждан к действиям в условиях чрезвычайной ситуации. В феврале 2003 г. был разработан и представлен общественности правительственный интернет-сайт Ready.gov. Сайт был создан для оперативного информирования граждан об опасностях террористического, природного и техногенного характера. Система поиска информации на сайте построена таким образом, что позволяет отслеживать текущую ситуацию как в каждом штате в отдельности, так и в рамках всей территории страны. Пользователю также доступна контактная информация местных отделений ДВБ, полиции, службы спасения, медицинских учреждений и бомбоубежищ. Гражданам рекомендовано повысить свою бдительность, и обо всех подозрительных действиях и предметах сообщать правоохранительным органам.
На страницах Интернет-ресурса правительство обращается к населению с просьбой собрать и хранить дома набор предметов первой необходимости для экстренных ситуаций, включив в него трехдневный запас пищи и воды, радиоприемник с автономным питанием, фонарик, свисток, медицинскую аптечку, плоскогубцы и респиратор, который может понадобиться в случае химической атаки террористов. Безусловно, в условиях высокого развития информационных технологий в стране такие меры являются весьма эффективными, так как позволяют заблаговременно обучить, информировать и предупредить население, минимизировав при этом неблагоприятные последствия террористического акта или природного бедствия.
Политика США по обеспечению безопасности страны не сводится лишь к внутренним, защитным и подготовительным мерам, а подразумевает решительные действия по противодействию планам террористов, осуществляемые и за пределами государства. Важная роль при этом отведена международному сотрудничеству, позволяющему бороться с финансированием и деятельностью террористических организаций в мировом масштабе. В резолюции Совета Безопасности ООН №1368 от 12.09.2001 г. международное сообщество безоговорочно осудило самым решительным образом террористические акты, которые были совершены 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, Вашингтоне и Пенсильвании. Совет Безопасности призвал все государства удвоить свои усилия по предотвращению и пресечению террористических актов, в том числе путем расширения сотрудничества и обеспечения полного осуществления соответствующих международных антитеррористических конвенций.
Необходимо особо подчеркнуть, что в своей резолюции Совет Безопасности признал у США наличие права на необходимую оборону в соответствии с Уставом ООН. Статья 51 Устава закрепляет за членом организации право на индивидуальную или коллективную самооборону в случае вооруженного нападения. В иных случаях применение вооруженной силы одного государства в отношении другого рассматривается как нарушение международного мира и акт агрессии. Меры, предпринятые членами организации при осуществлении права на самооборону, должны быть немедленно сообщены Совету Безопасности и могут продолжаться только до принятия им своего решения по поддержанию международного мира и безопасности.
7 октября 2001 года правительство США уведомило Совет Безопасности о начале военной операции против Афганистана на основе своего права на самооборону. Только через три недели после начала операции Совет Безопасности сформулировал свою позицию в резолюции № 1378 от 14.11.2001 г., поддержав действия США и, осудив правительство Афганистана, которое позволило использовать территорию страны в качестве базы для совершения террористических актов за рубежом сетью «Аль-Каида» и предоставило убежище Усаме бен Ладену.
В марте 2003 года стартовала новая масштабная антитеррористическая операция США и союзников против Ирака. Режим Садама Хусейна был обвинен во владении и производстве оружия массового уничтожения, а также сотрудничестве с «Аль-Каидой». Генеральный Секретарь ООН Кофи Аннан в интервью телеканалу BBC заявил, что вторжение коалиционных сил в Ирак было незаконным и нарушило положения Устава поскольку было осуществлено без санкции Совета Безопасности[213]. Однако, на следующий день после такого заявления Совет Безопасности издал соответствующую резолюцию и полностью поддержал действия коалиционных сил НАТО в Ираке.[214] Таким образом, можно утверждать, что в настоящее время сложилась международная практика превентивной самообороны от актов терроризма, позволяющая одному государству или группе государств применять вооруженную силу в отношении третьего государства без прямого разрешения Совета Безопасности ООН.
В Национальной стратегии безопасности США подчеркивается значимость именно активных упреждающих действий, которые могут предотвратить акт терроризма уже на стадии его планирования и подготовки. Ярким доказательством эффективности такого подхода является полный провал всех планов террористов совершить новые нападения на США, о которых, начиная с 2001 года, многократно заявляли лидеры международных террористических организаций. Американское общество заплатило очень высокую цену за свою безопасность, потеряв 3932 военнослужащих убитыми в Ираке и 481 в Афганистане.[215] Около 29000 военных получили ранения различной степени тяжести. В 484 млрд. долл. обошлась американским налогоплательщикам операция в Ираке с момента ее начала.[216] Из почти 200 млрд. долл., запрошенных администрацией Белого дома на военные операции в 2008 году, Конгресс одобрил выделение только 70 млрд. долл. Это связано в первую очередь с тем, что в обществе растет волна критики проводимой финансовой политики, при которой военные расходы доминируют над социальными.
Возможно, в скором будущем Российская Федерация также приступит к уничтожению террористов на территории иностранных государств. 3 июня 2006 года в Багдаде было совершено вооруженное нападение на автомобиль дипломатической миссии России. В результате нападения были взяты в заложники четыре сотрудника посольства России, еще один сотрудник посольства был убит. Заложники позднее были убиты боевиками.[217] Ответственность за похищение и убийство граждан России взяла на себя организация «Совет моджахедов Шуры», требовавшая в обмен на жизнь заложников немедленного вывода российских войск из Чечни и освобождения чеченцев из мест лишения свободы. Правительство США назвало убийство российских дипломатов в Ираке террористическим актом и заявило о намерении сделать все возможное для розыска и наказания исполнителей.[218]
28 июня 2006 года Президент России Владимир Путин дал указание российским спецслужбам принять все меры для поиска и уничтожения преступников, убивших россиян в Ираке.[219] Совет Федерации полностью поддержал позицию главы государства, подчеркнув, что на территориях отдельных государств, международный терроризм не только не пресекается, но, более того, там созданы благоприятные условия для его существования. В Постановлении «Об использований фор<