Тема 15 Терроризм в России в 90-е гг. ХХ в.
Аннотация
Общая характеристика рассматриваемого периода.
Факторы, способствующие развитию терроризма в Российской Федерации в 90-е годы XX в. Особенности и основные характерные черты терроризма в Российской Федерации в рассматриваемый период.
Основные статистические данные по уровню и динамике терроризма в Российской Федерации в рассматриваемый период. Наиболее известные террористические акты. Список предотвращенный террористических актов в рассматриваемый период.
Этнорелигиозный терроризм как основная форма терроризма в современных условиях: сущность и основные формы проявления. Факторы, способствующие развитию этнорелигиозного терроризма.
Северный Кавказ (Чечня) как основной очаг и источник расширения географии терроризма в рассматриваемый период. Предпосылки обострения ситуации на Северном Кавказе. Основные события первой и второй чеченской кампаний.
Влияние международных экстремистских организаций на развитие терроризма на Северном Кавказе. Роль и основные формы помощи фундаменталистских исламистских организаций террористическим организациям Чечни.
Связь терроризма с организованной преступностью: взаимодействие на основе взаимных интересов. Основные формы и методы.
Начало создания единой комплексной системы противодействия терроризму в Российской Федерации: проблемы и перспективы. Совершенствование правовой базы антитерростической деятельности. Федеральный закон «Об усилении борьбы с терроризмом» 1996 г. Роль Межведомственной антитеррористической комиссии.
Федеральная антитеррористическая комиссия, формирование органов в субъектах федерации как основного механизма координации деятельности органов, участвующих в борьбе с терроризмом на федеральном и региональном уровнях. Основные недостатки создаваемой системы противодействия терроризму в Российской Федерации.
Организация деятельности спецслужб по антитеррористической борьбе и ее предупреждению.
Текст лекции
Рассматриваемый период занимает особое место в российской истории. В 90-е годы были проведены решительные преобразования, направленные на модернизацию общественно – политической и экономической системы путем окончательного отказа от сложившейся в советский период модели развития. В политической сфере преобразования завершились превращением России в демократическую федеративную республику, основанную на принципе разделения властей, а также окончательным складыванием многопартийности и парламентаризма. В экономической сфере либерализация ценообразования и торговли, приватизация собственности привели к складыванию переходной экономики рыночного типа. Реформы проводились сверху, жесткими методами, без учета национальных традиций страны, что привело к резкому обострению уже сформировавшегося к тому времени глубокого системного кризиса, главной составляющей которого был кризис власти. В этих условиях неизбежным следствием явился небывалый взлет терроризма в стране.
Факторами, способствовавшими резкому усилению терроризма, являлись следующие:
- распад СССР, вызвавший изменения в национально – государственном устройстве, рост националистических и сепаратистских тенденций и обострение межэтнических конфликтов;
- резкий спад в экономике, падение ВВП на 44 % (во время Великой отечественной войны – 25%), рекордные показатели внутреннего и внешнего долга;
- рост цен в 10 – 12 раз, обесценивание личных накоплений граждан, гиперинфляция, «кризис неплатежей», резкое сокращение доходов и уровня жизни населения;
- безработица, небывалое социальное расслоение, обострение социальных противоречий;
- криминализация экономики и всего общества, рост организованной преступности;
- борьба за власть различных социально – политических группировок и элит с переходом к использованию антиобщественных форм, коррупция во властных структурах;
- сформировавшиеся в последние годы Советской власти тенденции к усилению террористической деятельности, зарождению массового терроризма, обострение межэтнических конфликтов;
- отсутствие единой мощной системы противодействия терроризму, слабость спецслужб, возникшая в результате многочисленных необдуманных преобразований в первые годы после распада СССР, недоверие к ним со стороны населения;
- отсутствие адекватной правовой базы, затруднявшее работу правоохранительных органов, «правовой нигилизм» значительной части населения;
- общемировая тенденция усиления терроризма и его интернализации;
- резкое усиление активизации исламистских радикальных группировок и их вмешательство во внутренние процессы Российской Федерации;
- усиление клерикализации сознания населения, активное проникновение радикального исламистского течения ваххабизм на территорию Российской Федерации;
- создание на практически незащищенных новых административных границах России «пояса нестабильности» в виде бывших горячих точек Советского Союза (Грузия, Таджикистан, Молдова и др.);
- гражданская война в Афганистане, формирование важнейших наркотрафиков на постсоветском пространстве.
В рассматриваемый период терроризм приобретает качественно новые черты:
- резкое увеличение числа террористических актов, их масштабов, тяжести последствий и количества жертв, превращение терроризма в массовое явление;
- качественный скачок в уровне организованности и материально – технического обеспечения террористов (если в советский период действовали террористы- одиночки, то в рассматриваемый период стали создаваться мощные террористические группы и объединения, прекрасно вооруженные и финансируемые);
- переход от локальных террористических актов к охвату террористиче6ской деятельностью целых городов, районов, регионов;
- формирование взаимодействия терроризма и организованной преступности на основе взаимной заинтересованности;
- расширение социальной базы терроризма за счет вовлечения в нее различных слоев населения и формирование устойчивых общностей, поддерживающих террористические организации;
- интернализация терроризма, участие российских террористических организаций в создании международных блоков;
- усиление взаимодействия между государственным, международным и внутренним терроризмом;
- выход на первый план этнонационального терроризма, являющегося самым опасным видом терроризма;
- превращение терроризма в постоянно действующий фактор российской действительности, резкое усиление его значения в качестве угрозы национальной безопасности.
Необходимо отметить, что точной статистики терроризма не существует, т.к. понятие терроризма как преступления появилось в Уголовном кодексе страны лишь в 1994 г. Кроме того, ряд террористических актов в правовом плане квалифицируются по другим статьям. Однако, определенные данные в литературе присутствуют. Так, по официальной уголовной статистике в России в 1993 – 1995 гг. было зарегистрировано лишь 77 уголовных дел по статье «терроризм» (УК 1961 г.) и 1 дело по статье «террористический акт», причем темпы прироста составили 220%. В то же время за этот период было зарегистрировано 1237 уголовных дел по факту похищения людей, 282 – по захвату заложников, 12 дел – по захвату самолетов, что также относится к терроризму. С 1997 г. учет террористических преступлений стал более адекватным, поэтому можно проследить динамику (см. Табл.1).
Таблица 1. Уровень и динамика терроризма и преступлений террористической направленности в России (1997 – 2000 гг.).
Вид преступления 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г.
Терроризм (ст. 205 УК РФ) 32 21 20 135
В % 100,0 65,6 62,5 421,9
Захват заложников 114 69 64 49
В % 100,0 60,5 56,1 43,0
Ложное сообщение о теракте (ст.207) 1386 2002 3462 4035
В % 100,0 144,4 249,8 291,1
Организация незаконного вооруженного формирования 1 2 9 340
В % 100, 0 200, 0 900,0 34000
Организация преступного сообщества 48 84 162 170
В % 100, 0 175, 0 337,5 354,2
Угон воздушного, водного, ж/д транспорта 20 18 10 12
В % 100,0 90,0 50,0 60,0
Посягательства на жизнь государственного деятеля 3 3 2 4
В % 100,0 100,0 66,6 133,3
Всего 1604 2199 3729 4745
В % 100,0 137,1 232,5 354,2
Таким образом, в 90 –е гг. наблюдается резкий (в 3,5 раза) скачок всех видов террористических преступлений.
Ниже приводится список наиболее крупных террористических актов в России:
16.07.1993 г. Москва, взрыв возле одного из домов на Волочаевской улице. Погибли 2 человека.
18.05.1994 г. Махачкала, взрыв во дворе линейного УВД. Жертв нет.
26.05.1994 Захват рейсового автобуса Владикавказ - Ставрополь. Жертв нет.
28.07.1994 Захват рейсового автобуса Пятигорск - Ставрополь - Красногвардейск. Погибли 5 человек.
29.07.1994 г. Минеральные Воды, захват вертолета в аэропорту. Погибли 4, ранены 15 человек.
01.08.1994 г. Великий Новгород, 2 взрыва возле жилого дома. Ранен 1 человек.
30.08.1994 г. Екатеринбург, взрыв во дворе жилого дома. Ранены 2 человека.
17.10.1994 г. Москва, взрыв в редакции газеты "Московский комсомолец". Погиб журналист Дмитрий Холодов.
19.10.1994 г. Комсомольск-на-Амуре, взрыв в средней школе. Жертв нет.
18.11.1994 г. Москва, взрыв железнодорожного моста через реку Яузу.
21.11.1994 г. Екатеринбург, взрыв в здании Железнодорожного районного суда. Жертв нет.
26.12.1994 г. Москва, взрыв в автобусе у южного входа ВДНХ. Ранен 1 человек.
15.01.1995 г. Москва, серия взрывов в Московском государственном педагогическом университете, физико-математической школе N 354, в гостинице "Метрополь" и на трансформаторной подстанции N 510 "Мосэнерго". Жертв нет.
06.02.1995 г. Москва, взрыв в жилом доме на улице Теплый Стан. Жертв нет.
14.06.1995 г. Буденновск, Ставропольский край, захват заложников в больнице. Погибли 166 человек, более 400 человек ранены.
20.09.1995 г. Грозный, взрыв при следовании колонны с руководством республики и представителем Президента. Жертв нет.
09.01.1996 г. Кизляр, Дагестан, нападение и захват заложников. Погибли 78 человек, несколько сот человек ранены.
07.06.1996 г. Москва, взрыв в подъезде жилого дома на Олимпийском проспекте. Ранены 3 человека.
11.06.1996 г. Москва, взрыв в вагоне метро на станции "Тульская". Погибли 4, ранено 14 человек.
28.06.1996 г. Нальчик, взрыв автобуса на городском автовокзале. Погибли 8, ранены 23 человека.
11.07.1996 г. Москва, взрыв в троллейбусе на Пушкинской площади. Ранены 8 человек.
12.07.1996 г. Москва, взрыв в троллейбусе на Проспекте Мира. Ранены 26 человек.
25.07.1996 Взрыв в вагоне поезда Астрахань-Волгоград. Жертв нет.
12.08.1996 Еще один взрыв в вагоне поезда Астрахань-Волгоград. Ранены 9 человек.
10.11.1996 г. Москва, взрыв на Котляковском кладбище. Погибли 13, тяжело ранены 17 человек, около 80 человек получили легкие ранения.
16.11.1996 г. Каспийск, Дагестан, взрыв жилого дома. Погибли 68 человек.
19.12.1996 г. Санкт-Петербург, взрыв в вагоне метро. Ранен 1 человек.
23.04.1997 г. Армавир, Краснодарский край, взрыв на железнодорожном вокзале. Погибли 3, ранены 12 человек.
28.04.1997 г. Пятигорск, Ставропольский край, взрыв на железнодорожном вокзале. Погибли 2, ранены 30 человек.
08.07.1997 г. Хасавюрт, Дагестан, подрыв автомобиля с милиционерами. Погибли 9, ранены 6 человек.
16.12.1997 Захват пассажирского самолета, следовавшего рейсом Магадан-Москва. Жертв нет, террорист задержан.
01.01.1998 г. Москва, взрыв на станции метро "Третьяковская". Ранены 3 человека.
27.04.1998 г. Махачкала, взрыв легкового автомобиля. Ранены 2 человека.
13.05.1998 г. Москва, взрыв на Новосущевской улице. Ранены 2 человека.
04.09.1998 г. Махачкала, взрыв на улице Пархоменко. Погибли 18, ранены 160 человек.
04.11.1998 г. Москва, взрыв автомобиля на Красной площади. Ранены 3 человека.
21.11.1998 г. Москва, взрыв в вагоне поезда на Киевском вокзале. Жертв нет.
17.01.1999 г. Москва, взрыв автомобиля у здания посольства США. Жертв нет.
19.03.1999 г. Владикавказ, взрыв на Центральном рынке. Погибли 62, ранены 118 человек.
05.04.1999 г. Москва, взрыв у здания общественной приемной ФСБ. Жертв нет.
26.04.1999 г. Москва, взрыв в гостинице "Интурист". Ранены 11 человек.
27.04.1999 г. Екатеринбург, взрыв у здания консульства США. Жертв нет.
16.05.1999 г. Владикавказ, 3 взрыва в жилых домах в военном городке "Спутник" . Погибли 4, ранены 14 человек.
22.06.1999 г. Москва, взрыв возле здания МВД РФ. Жертв нет.
28.06.1999 г. Владикавказ, взрыв на автобусной остановке. Ранены 12 человек.
август 1999 Вторжение бандформирований из Чечни в Дагестан.
31.08.1999 г. Москва, взрыв в торговом комплексе "Охотный ряд" на Манежной площади. Погиб 1, ранены 44 человека.
04.09.1999 г. Буйнакск, Дагестан, взрыв жилого дома. Погибли 61, ранены 130 человек.
08.09.1999 г. Москва, взрыв жилого дома на улице Гурьянова. Погибли 94, ранено 164 человека.
13.09.1999 г. Москва, взрыв жилого дома на Каширском шоссе. Погибли 124, ранены 9 человек.
16.09.1999 г. Волгодонск, Ростовская область, взрыв возле жилого дома. Погибли 18, ранены более 130 человек.
12.11.1999 Взрыв в междугороднем автобусе Ульяновск-Самара. Ранены 4 человека.
23.12.1999 г. Санкт-Петербург, взрыв в здании районного суда. Ранены 3 человека.
08.08.2000 г. Москва, взрыв в подземном переходе на Пушкинской площади. Погибли 13, ранены 118 человек.
06.10.2000 Взрывы на вокзале г. Пятигорск; на рынке и автобусной остановке г. Невиномысск. Погибли 3, ранены 30 человек.
08.12.2000 г. Пятигорск, взрывы двух автомобилей в центре города. Погибли 2, ранены 169 человек.
09.12.2000 пос. Алхан-Юрт, Чечня, взрыв автомобиля. Погибли 22, ранены около 50 человек.
Предотвращённые теракты
06.11.1994 Предотвращение крушения поезда Москва - Калининград вследствие подрыва железнодорожного моста в 35 километрах от Вильнюса.
17.03.1996 г. Москва, обезврежено взрывное устройство в пассажирском автобусе.
19.07.1996 г. Воронеж, предотвращен теракт на железнодорожном вокзале. Взрывное устройство не сработало.
01.08.1996 Обезврежено взрывное устройство в вагоне поезда Астрахань-Волгоград.
12.11.1997 Предотвращен подрыв газораспределительной станции в Люберецком районе Московской области. Террористы задержаны.
15.01.1998 г. Краснодар, предотвращен взрыв на железнодорожном вокзале.
30.03.1998 г. Махачкала, обезврежены 2 взрывных устройства в центре города. При разминировании погиб сапер.
28.06.1998 г. Троицк, Оренбургская область, предотвращен взрыв на железнодорожном вокзале.
05.12.1998 г. Хасавюрт, Дагестан, обезврежено взрывное устройство возле здания ОВД.
20.07.1999 г. Москва, предотвращен взрыв в магазине на Хорошевском шоссе.
12.09.1999 г. Москва, предотвращен взрыв жилого дома на улице Борисовские пруды.
07.10.1999 г. Москва, предотвращен взрыв на территории электроподстанции.
16.10.1999 г. Астрахань, предотвращен подрыв путепровода Астраханского газоконденсатного завода.
Основным видом терроризма в России, как и во всем мире, стал этнорелигиозный. Помимо действия глобальных интернациональных факторов в России для этого существовали внутренние причины:
- районы, охваченные в 90-е годы этнорелигиозным террором (в первую очередь, Северный Кавказ) отличаются очень низким уровнем жизни населения, особой остротой основных социально – экономических проблем, высоким уровнем безработицы (до 40 % населения), что всегда провоцирует антиобщественные поступки, т.к. социальный протест часто принимает форму религиозного;
- наследие исторического прошлого, насильственный характер покорения этого региона Россией, традиции военного, политического и религиозного противостояния этих народов с Россией, продолжающегося с XVIII в., безусловно, влияют на сознание населения и провоцируют развитие ксенофобии и религиозной нетерпимости;
- сохранение общинного устройства жизни во многих национальных районах Северного Кавказа, порождающее общинную психологию и возврат к традиционным формам регулирования жизни, в которых религия всегда играла важнейшую роль и при этом тяготела к фундаментализму и нетерпимости;
- поверхностность, размытость религиозных представлений народов Северного Кавказа, доходящая порой до невежества, что является наследием атеизма советского периода и облегчает навязывание населению извращенных толкований религии, ее крайних экстремистских форм (например, ваххабизма);
- поддержка террористов со стороны населения, вызванная частично «механической солидарностью» малых народов, частично действиями со стороны федеральных властей и войск в периоды проведения военных операций;
- поверхностный характер ускоренной модернизации этих обществ в советский период, не затронувший глубинных слоев общественного и бытового устройства, что позволило с легкостью отбросить нормы и ценности привнесенной насильно европейской культуры и вернуться к традиционным, зачастую доцивилизационным методам решения проблем.
Северный Кавказ и в целом Юг России стали в 90- е годы основным источником и очагом терроризма, подавляющее большинство террористических актов совершалось именно здесь: 1997 г.- 1535, 1998 г. – 2095, 1999 г. – 3558, 2000 г. – 4167 (сравн. С данными табл.1).
Основным источником расширения географии терроризма в постсоветской России являлась Чечня, которая стремилась перенести террористические акты не только на соседние территории Юга России, но и в Москву. Проблема Чечни берет свое начало в «параде суверенитетов», который, как выяснилось, имел серьезную инерцию. Наиболее активно стремилась к выходу из состава России Чечня, в которой при попустительстве российских властей власть захватил лидер оппозиции генерал Д. Дудаев, под руководством которого в сентябре 1991 г. Чечня провозгласила независимость.
Стремясь остановить дезинтеграционные процессы, федеральные власти разработали Федеративный договор, который расширил права субъектов федерации, но не снял проблемы взаимоотношений центра и регионов. Чечня не подписала договор, что ставило ее вне правового поля России и превращало в особую зону. На территории непризнанной республики велась беспошлинная торговля, нелегальная торговля оружием и наркотиками. Были захвачены военные объекты и склады с вооружением. Криминализация власти и общества шла невиданными темпами. Создавались незаконные вооруженные формирования. Потерпев неудачу в попытках решить чеченскую проблему путем поддержки антидудаевской оппозиции, федеральные власти в 1994 г. ввели на территорию республики армейские подразделения с целью «восстановления конституционного порядка». Однако быстро подавить сопротивление и завершить войну не удалось. Смерть Дудаева не привела к изменению ситуации. Чеченские боевики получали огромную финансовую помощь от радикальных исламистских группировок со всего мира. В августе 1996 г. отряды боевиков отвоевали у федеральных сил г. Грозный.
В августе 1996 г. было подписано Хасавюртское соглашение о выводе федеральных войск с территории Чечни и проведении в ней демократических выборов. Президентом был избран А.А.Масхадов. Чеченское руководство расценило это соглашение как признание независимости республики, и Чечня в последующие 3 года оставалась фактически самостоятельной, получая при этом бюджетное финансирование из центра. Между тем, криминализация республики продолжалась, здесь процветал терроризм, работорговля, похищения людей, угоны скота и т.д. Таким образом, первая чеченская кампания не достигла ни военных, ни политических целей.
После развертывания массовых террористических актов и нарушения чеченской стороной Хасавюртского соглашения в 1999 г. (вторжение чеченских войск на территорию Дагестана) федеральные власти начали вторую контртеррористическую операцию, которая была более успешной. В конце января 2000 г. был взят Грозный, отряды боевиков были оттеснены в горы. К концу 2000 г. вся территория Чечни оказалась под контролем федеральных сил. Таков был политический фон, на котором расцветало явление, известное как «чеченский терроризм».
Чеченский терроризм является локально – региональной разновидностью исламско –фундаменталистского терроризма и одновременно ярким проявлением этнонациналистического и этнорелигиозного терроризма. Чеченский терроризм был встроен его лидерами в само общество и приобрел следующие основные разновидности актов насилия:
- стихийный – выражающийся в периодических депортациях нечеченского населения за пределы республики;
- терроризм бандформирований в приграничных районах (похищения людей с целью получения выкупа и т.д.);
- организованный политический терроризм (захват заложников в Буденновске, взрывы Москве и Буйнакске);
- терроризм во время проведения войсковых операций (организованный, массовый, повседневный – взрывы автомашин, зданий, нападения, действия террористов – смертников и др.).
Особенно большие масштабы в Чечне получило такое явление, как связь терроризма с организованной преступностью. Причем организованная преступность в этом взаимодействии играла зачастую инициирующую роль в силу своей организации, финансового и материального потенциала, почти тотальной криминализации экономики и общества (это было характерно для всего Северного Кавказа). Известно, что террористические организации Чечни осуществляли самофинансирование, путем участия в организации похищения и торговли людьми, изготовлении фальшивых денег, незаконной торговле нефтяным сырьем, наркобизнесе (героин). Широко известна, например, история с чеченскими авизо. По данным МВД, за 1992—1994 годы из девяти банков Чечни поступило 485 фальшивых авизо на общую сумму 1 трлн. рублей. Несколько лет назад следственному комитету при МВД удалось раскрыть деятельность группы мошенников, в состав которой входили Хусейн Чекуев, Шаман Зелимханов и Али Ибрагимов. Только на их «лицевом счете» было около 3 млрд. рублей. Всего же по фактам мошеннических действий было возбуждено 250 уголовных дел и выявлено 2,5 тыс. фальшивых авизо на сумму более 270 млрд. рублей. Масштабы деятельности впечатляли. Джохар Дудаев в одном интервью заявил, что отправлял разные бумажки, а «взамен мне привозили самолеты с мешками денег». На самом деле эти операции лишь внешне походили на нехитрое жульничество. По мнению специалистов, подобные операции готовились долго и тщательно. К тому же без ведома высокопоставленных чиновников от финансов явление такой масштаб преступлений вряд ли был возможен..
Неконтролируемый разгул чеченской преступности приходится на 1991—1995 годы. Помимо традиционно криминальных секторов, таких как проституция и торговля наркотиками, чеченские преступные группировки активно осваивали гостиничный бизнес. В сфере их интересов оказались также игорный бизнес, черный рынок оружия.
Решающую роль в становлении чеченской оргпреступности сыграл приход к власти в Чечне Джохара Дудаева и фактический выход республики правового поля Российской Федерации. В то же время, используя военный потенциал чеченских боевиков, организованная преступность решала свои конкретные задачи по оказанию давления на власть, переделу собственности и дележу сфер влияния. Не случайно, например, несмотря на широкий размах террористических операций, в Чечне не пострадал ни один нефтепровод.
Главной причиной успешности и длительности деятельности чеченских террористов являлась, по всеобщему признанию, широкомасштабная финансовая, техническая и материальная помощь различных исламистских террористических и благотворительных организаций со всего мира. Общеизвестно, например, что чеченские боевики были вооружены и обмундированы зачастую лучше, чем российские спецслужбы, которые им противостояли. Так, ежегодный бюджет бандформирований Масхадова и Басаева составлял более 90 млн. долларов. Другие эксперты считают, что эту сумму следует утроить. По данным МВД в оказании финансово – материальной помощи чеченским боевикам участвовало более 60 исламских организаций, 100 иностранных фирм и 10 банковских групп. Среди них называются – «Сакира Интернэшнл» (имеет многомиллионный бюджет), «Братья- мусульмане», «Исламский мир», «Иорданский комитет помощи Чеченской республике» «Джамма – ат – и ислами», знаменитая «Аль-Кайеда», «Пакистанский комитет солидарности с Чечней» и др. Движение «Талибан», созданное ЦРУ США совместно с МВД Пакистана, даже официально заявляет о своем участии в помощи Чечне.
Активную роль играла также «Всемирная ассамблея исламской молодежи», под прикрытием которой осуществлялась вербовка наемников в Чечню. Во время второй чеченской кампании эта организация финансировала два центра подготовки исламских агитаторов для работы на Кавказе. В центрах, расположенных в одной из бывших закавказских республик, работали специалисты из Саудовской Аравии. Сторонники йеменской фундаменталистской партии «Аль-Ислах» принимали участие в первой чеченской кампании, а во время второй – вербовали наемников в Чечню по всему Йемену. Значительную активность в помощи Чечне проявила также «Всемирная исламская помощь».
Чеченские боевики получали также финансовую помощь от северокавказкой диаспоры в США, в которых зарегистрировано около 50 происламских благотворительных и религиозных организаций. Английская военная кампания, финансируемая государственными органами Великобритании, США, Германии, Канады, Японии, Евросоюзом и др., готовила для Чечни специалистов минно – подрывного дела. В Турции действовал один из наиболее крупных центров по переброске денег в Чечню, который принимал деньги из Ирана, Саудовской Аравии, Великобритании, Индонезии, Эфиопии, Ливии (всего, по разным оценкам, от 80 до 100 млн. долларов).
В самой Чечне также сложились экстремистские исламские организации. Наиболее радикальными являлись: Высший военный маджилисуль Шуры объединенных сил моджахедов Кавказа, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Черные вдовы.
В условиях обвального нарастания массового террора перед правительством России с начала 90-х годов встал вопрос о создании единой действенной системы противостояния терроризму. Первоначально было необходимо создать адекватную правовую базу, которой не было и не могло быть в Советском Союзе. В начале 90-х годов была принята серия указов Президента Российской Федерации о перестройке деятельности органов милиции и других силовых структур, о специальных мерах по защите населения от вооруженных бандитских формирований. Однако единой эффективной системы не существовало. В пылу реформ были проведены поспешные и необдуманные реорганизации правоохранительных органов и спецслужб, которые привели к уходу из них лучших профессионалов и ослаблению их деятельности. Кроме того, была утрачена важнейшая составная часть антитеррористической деятельности – профилактическая работа. Отсутствовала координация деятельности различных органов. В результате противостояние террору было неадекватным.
Первый шаг был сделан с принятием ряда законодательных актов, важнейшим из которых был указ Президента от 7 марта 1996 г. «О мерах по усилению борьбы с терроризмом», принятый по инициативе ФСБ. В нем была впервые нормативно закреплена идея межведомственного подхода к борьбе с терроризмом. Во исполнение этого указа была создана (1997 г.) Межведомственная антитеррористическая комиссия во главе с Директором ФСБ России (заместителем назначался начальник Антитеррористического центра ФСБ). Комиссия создавалась как координационный орган, обеспечивающий взаимодействие федеральных органов власти при осуществлении антитеррористической деятельности и пресечении актов терроризма. На уровне субъектов федерации также создавались соответствующие комиссии. Однако создание МВК запоздало, а сама она не имела постоянного рабочего органа и достаточных организационных ресурсов, что делало ее работу неэффективной. Недостаточно высоким был ее правовой статус. Межрегиональная координация осуществлялась еще слабее, т.к. не было четкости в определении способов взаимодействия органов исполнительной власти субъектов федерации. Отсутствовал механизм обеспечения антитеррора на основе регулярного бюджетного финансирования.
Эти недостатки не замедлили сказаться на практике организации антитеррористической работы. Так, было очевидно, что она по – прежнему имеет характер реагирования на уже свершившиеся террористические акты, а не на системы по их предупреждению. По–прежнему никак не реализовывалась идея организации профилактической работы в смысле целенаправленного воздействии на устранение причин и условий возникновения террористических угроз. Опыт Чечни показал, что имеет место быть определенная несогласованность действий различных органов при проведении контртеррористических операции, слабо используются при этом возможности органов местного самоуправления и общественных объединений.
Таким образом, почти до конца 90-х годов в России были созданы лишь определенные элементы единой комплексной системы борьбы с терроризмом. К концу 90-х годов относится начало целенаправленной деятельности государства по созданию такой системы и механизмов ее реализации. Важнейшую роль в этом сыграло принятие Федерального закона «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998 г., Постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. «О Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 1999-2000 годы», новой редакции Концепции национальной безопасности (2000 г.). Важнейшими положительными сторонами нового федерального закона стали:
- расширение круга субъектов борьбы с террором за счет других органов исполнительной власти, местного самоуправления и общественных организаций;
- создание координирующего механизма борьбы во главе с Федеральной антитеррористической комиссией на федеральном и региональном уровне.
Федеральная антитерростическая комиссия (ФАК) формировалась из руководителей или заместителей руководителей министерств ведомств, участвующих в борьбе с терроризмом. Правовой статус ФАК был повышен – ее возглавлял Председатель правительства Российской Федерации, значительно был усовершенствован механизм координации действия антитеррористической деятельности. Однако, организационное обеспечение деятельности ФАК было по-прежнему недостаточным. Так, ФАК не имела действенного аппарата, обеспечивающего ее деятельность, позволяющего контролировать исполнение принятых ею решений, обеспечивать координацию деятельности различных органов исполнительной власти в сфере противодействия терроризму. В целом созданная в конце 90-х годов система антитеррора имела следующие недостатки:
- отсутствие системного подхода к формированию единой комплексной стратегии антитеррористической деятельности и долгосрочных государственных программ ее реализации;
- недостаточное правовое регулирование процесса функционирования системы антитеррора;
- недостаточно четкое распределение функций между ведомствами, отвечающими за антитеррористическую деятельность;
- отсутствие слаженности в работе единого координирующего центра;
- недостаточное организационно-техническое и ресурсное обеспечение антитеррористической деятельности.
Непосредственная борьба с терроризмом в этот период осуществлялась спецслужбами Российской Федерации. После ряда реорганизаций в составе ФСБ был создан Антитеррористический центр (АТЦ), который явился наследником Управления по борьбе с терроризмом КГБ СССР. Затем на основе его реорганизации в 1997 г. возник Департамент по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом ФСБ Российской Федерации. В его составе было четыре управления: оперативное (террор), «Альфа», «Вымпел» и Управление «К». Каждое из этих подразделений имело сложную предшествующую историю. Знаменитая группа «Альфа» - элитное подразделение КГБ СССР, создаваемое и обеспечивавшееся по особым стандартам, было единственным в СССР, ориентированным на борьбу с внутренним террором. В 1991 г. за отказ принять участие в штурме Белого дома во время августовского путча «Альфа» была передана в другое ведомство.
Похожая судьба была у другого элитного подразделения КГБ – группы «Вымпел», принадлежавшего в советский период внешней разведке. Первоначально в ходе радикальных реформ ее передали из внешней разведки в созданное министерство безопасности, затем в Главное управление охраны президента, а потом - за второй отказ штурмовать Белый дом – в МВД.
Спецслужбами в Чечне в рассматриваемый период регулярно проводились многочисленные антитеррористические операции, однако широкой публике их подробности неизвестны. Известны лишь имена наиболее крупных представителей чеченских боевиков, ликвидированных в ходе антитеррористических операций: Руслан Гелаев ( руководил захватом Грозного в 1996, был министром обороны в правительстве Масхадова), Салман Радуев ( организатор терактов в Птигорске, Ессентуах, Армавире) и др. После успешного завершения второй чеченский кампании в 200 г. чеченский террор после мощной вспышки постепенно пошел на убыль. Для ликвидации чеченских боевиков применялись различные методы: силовые и вполне мирные.
Таким образом, рассматриваемый период явился временем небывалого взрыва терроризма в Российской Федерации, что было обусловлено целым рядом объективных и субъективных факторов. Основной формой терроризма стал этнонациональный и этноконфессиональный террор.
Контрольные вопросы:
- Террористические аспекты политической борьбы в традиционных обществах.
- Основные этапы мировой истории терроризма.
- Особенности терроризма XIX века.
- Особенности терроризма ХХ века.
- Основные этапы формирования идеологии терроризма.
- Условия для возникновения террористической борьбы в традиционном обществе.
- Элементы террористической деятельности в борьбе за власть в традиционном российском обществе.
- Элементы политики государственного терроризма в политике Ивана IV периода «опричнины».
- Меры по борьбе с террористической активностью в традиционном российском обществе.
- Вопрос об использовании террористических методов в тайных обществах I четв. XIX в.
- Террористические действия в ходе восстания 14 декабря 1825 г.
- Условия возникновения идеологии терроризма в России середины XIX в.
- Вопрос о терроре в трудах М.А. Бакунина, П.Л Лаврова, П.Н. Ткачева.
- Анархизм и терроризм. Взгляды П.А. Кропоткина.
- Взгляды на терроризм в социал-демократических организациях к. XIX – нач. XX вв.
- Идеологи терроризма 1860-х гг. П.Г. Зайчневский. С. Г. Нечаев.
- Идеологи терроризма 1870-х гг. С.М. Кравчинский, Н.А.Морозов. Л. А.Тихомиров.
- Террористическая идеология во второй пол. 1880-х и в 1990-е гг. Л.Я. Штернберг. Взгляды А. И. Ульянова.
- Причины перехода к террористической деятельности революционных организаций 1870-х гг.
- Цели, формы и методы террористической деятельности революционных организаций 1870-х гг.
- Терроризм в деятельности «Народной воли»: цели, методы, результаты.
- Причины угасания революционного террора в I пол. 1880-х гг.
- Органы управления отвечающие за борьбу с терроризмом во II пол. XIX в.: функции, структура, эволюция.
- Г.П. Судейкин и новые методы антитеррористической борьбы.
- Нормативные правовые акты, регулирующие антитеррористическую борьбы в России II пол. XIX – нач. XX в.
- Секретная агентура за рубежом II пол. XIX – нач. XX в. Деятельность П.И. Рачковского.
- Охранные отделения и их роль в борьбе с терроризмом. С.В. Зубатов.
- Сотрудничество России с другими странами в борьбе с терроризмом во II пол. XIX – нач. XX в: цели, задачи, формы.
- Условия возникновения «правого террора» в России.
- Организационные формы правого террора. «Священная Дружина»: цели создания, идеология, структура, состав.
- Деятельность «Священной Дружины» и ее итоги.
- Террористическая деятельность черносотенных организаций нач. ХХ в.: цели, формы, итоги.
- Соглашение 1 марта 1904 года его роль в усилении международного сотрудничества в борьбе с терроризмом.
- Характеристика террористической деятельности нач. ХХ в.: политический центральный и местный, военный, тюремный террор; экономический (аграрный и фабричный) террор.
- Боевая 0рганизация ПСР: цели создания, процесс формирования, состав, руководители.
- Методы и способы, которыми осуществлялся террор