Дело «Антисоветского объединенного Троцкистско-Зиновьевского центра».
9 февраля 1936 НКВД СССР направило в периферийные органы госбезопасности шифротелеграмму, которой предписывалось приступить «к ликвидации всех агентурных дел по троцкистам и зиновьевцам, не ограничиваясь изъятием актива». Сообщалось, что якобы ряд троцкистско-зиновьевских групп выдвигает идею создания единого организационного центра внутри СССР и что в Москве ликвидирована троцкистская организация, которой руководил из-за границы Л.Д.Троцкий. Сообщалось также, что эта организация имела ответвления на периферии и готовила террористический акт против Сталина.
Непосредственное руководство и надзор за следствием Сталин возложил на тогдашнего секретаря ЦК ВКП(б) по кадрам Н.И. Ежова. 25 марта 1936 нарком внутренних дел СССР Г.Г.Ягода сообщил Сталину о том, что директивы находящимся в СССР троцкистам о проведении террористической деятельности дает Троцкий через агентов гестапо, что даже в тюрьмах троцкисты пытаются создавать боевые террористические группы и что руководителем троцкистов в СССР является И.Н. Смирнов. Ягода предлагал всех троцкистов, уличенных в причастности к террору, судить в Военной Коллегии и расстрелять. После этого Сталин поручил Ягоде и Вышинскому представить проект постановления ЦК по вопросу о репрессировании троцкистов. 20 мая 1936 этот документ был одобрен Политбюро ЦК ВКП(б).
Во исполнение постановления Политбюро ЦК ВКП(б) Ягода и Вышинский 19 июня 1936 представили на имя Сталина список на 82-х участников контрреволюционной троцкистской организации, причастных к террору. В сопроводительном письме говорилось, что в список включены лишь политические руководители и организаторы террористической борьбы с руководством ВКП(б), непосредственно связанные с троцкистским центром за границей. В письме предлагалось вновь предать суду Г.Е. Зиновьева и Л.Б. Каменева, т.к. они являлись вдохновителями и организаторами террора, готовившие убийство руководителей ВКП(б).
29 июля 1936 года ЦК ВКП(б) направил в партийные организации закрытое письмо «О террористической деятельности троцкистско-зиновьевского контрреволюционного блока». В письме, в частности, говорилось, что в течение 1936 г., органами НКВД был вскрыт ряд террористических групп троцкистов и зиновьевцев в Москве, Ленинграде, Горьком, Минске, Киеве, Баку и других городах. Сообщалось, что большинство участников этих террористических групп во время следствия призналось в том, что основной своей задачей они ставили подготовку террористических актов против руководителей партии и правительства. Указывалось, что руководство разоблаченными группами троцкистов в зиновьевцев и всей их террористической деятельностью в СССР осуществлялось блоком троцкистов и зиновьевцев, сложившимся в конце 1932 года. Условием объединения групп было взаимное признание террора в отношении руководителей партии и правительства как средства достижения власти.
С этого времени, деятельность была сосредоточена на организации террористической работы и осуществлении террора в отношении руководителей партии, и в первую очередь в отношении Сталина. Именно центр признавался виновным в организации убийства С.М. Кирова, и в организации «всего руководства террористической деятельностью в СССР». Характерно, что деятельность центра объявлялась не просто террористической, а «индивидуальным белогвардейским террором». Указывалось на то, что центр активно пользовался услугами иностранной разведки, и «вдохновлял» совей деятельностью русские экстремистские эмигрантские организации.
Следствие было закончено 10 августа 1936. По делу «Объединенного троцкистско-зиновьевского центра» перед судом предстали 16 человек, в том числе осужденные в январе 1935 по делу «Московского центра» и отбывавшие наказание Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев, Г.Е. Евдокимов и И.П. Бакаев; осужденный в 1933 к 5 годам заключения по обвинению в троцкистской деятельности И.Н. Смирнов, осужденный в 1933 к 5 годам заключения за недоносительство об известных ему документах группы М.Н. Рютина С.В. Мрачковский и другие. Военная коллегия Верховного Суда СССР в открытом судебном заседании 19–24 августа 1936 приговорила всех обвиняемых к расстрелу.
На основании материалов дела «Объединенного троцкистско-зиновьевского центра» в течение 1936 в Москве, Ленинграде, Горьком и других городах было арестовано и осуждено еще около 160 человек. Их обвинили в террористической деятельности, которую они якобы проводили под непосредственным руководством указанного «центра».