Система права – строение права того или иного государства, его подразделение на отрасли (подотрасли), институты и нормы права. 3 страница
- принятие решения о подготовке проекта. Находит свое воплощение в планах правотворческих работ. Относительно законопроектов такое решение может исходить от высшего законодательного органа, Президента, правительства, других органов и организаций, обладающих правом законодательной инициативы;
- подготовка текста проекта нормативного акта. Осуществляется в соответствии с ведомственно - отраслевым принципом: первоначально проекты составляются теми органами, деятельности которых они соответствуют. В необходимых случаях к составлению проекта привлекаются несколько ведомств (прокуратура, Министерство юстиции и т.д.). Вневедомственный принцип подготовки законопроектов применяется в случаях, когда проект готовится постоянными комиссиями и комитетами высшего представительного органа либо общественными объединениями;
- обсуждение текста проекта акта. Детальное и всестороннее обсуждение с привлечением заинтересованных органов, организацией и широких слоев общественности;
- доработка проекта. Заключается в окончательной отработке и редактировании рабочей комиссией проекта с учетом предложений и замечаний. Этап принятия включает в себя:
- внесение законопроекта в официальном порядке в соответствующий правотворческий орган. Правом внесения законопроектов в высший представительный орган пользуются органы, организации и лица, предусмотренные Конституцией (ст. 104). Проект закона представляется вместе с объяснительной запиской, которая содержит обоснование необходимости его принятия, характеристику целей, задач, основных положений;
- обсуждение проекта. Проект вносится в повестку дня, его рассмотрение осуществляется в двух-трех чтениях;
- принятие законопроекта. Проект получил одобрение большинства (простого или квалифицированного) членов представительного органа. Подписание законопроекта главой государства;
- официальное опубликование принятого нормативного акта и доведение его до адресата является заключительной стадией правотворческого процесса. Законы публикуются в специальных изданиях, газетах и официально оглашаются. Ведомственные акты публикуются министерствами, госкомитетами, ведомствами в издаваемых этими органами бюллетенях и рассылаются в подчиненные организации. Акты местных органов власти публикуются в соответствующих бюллетенях.
Принципы правотворчества:
- демократизм. Демократический порядок подготовки и утверждения нормативных актов, что обеспечивает активное и широкое участие населения в правотворчестве, учет общественного мнения и выражение в законах интересов различных слоев общества;
- законность. Означает строгое и неуклонное соблюдение установленного порядка подготовки, принятия и опубликования нормативных актов и правотворческой процедуры. Нормативные акты должны приниматься строго в пределах компетенции правотворческого органа и соответствовать Конституции страны, ее законам и иным нормативным актам;
- гуманизм. Этот принцип предполагает направленность правотворческого акта на обеспечение и защиту прав и свобод личности, на максимально полное удовлетворение духовных и материальных потребностей индивида. В соответствии с принципом гуманизма человек и его интересы должны быть в центре законодательной деятельности;
- научный характер. Правотворчество призвано соответствовать назревшим потребностям общественного развития, его объективным закономерностям; должно быть научно обоснованным, учитывать и использовать достижения науки и практики, основываться на теоретических разработках проблем, требующих нового нормативного решения. Научный характер правотворчества обеспечивает привлечение к разработке проектов научных учреждений, а также ученых-юристов;
- профессионализм. Осуществление принципа профессионализма предполагает участие в разработке новых правотворческих решений квалифицированных специалистов: ученых и практиков, работающих в соответствующей отрасли права, имеющих высокую профессиональную подготовку, большой опыт работы и глубокие знания.
- использование правового опыта. В правоподготовительной деятельности важно использовать не только отечественный, но и зарубежный опыт, а также результаты социологических, политологических, психологических и иных исследований, различного рода справки, докладные записки и иные материалы, которые позволяют избежать принятия скороспелых и непродуманных решений;
- техничность. Как принцип правотворчества предполагает техническое совершенство принимаемых актов, которое достигается благодаря широкому использованию выработанных юридической наукой и проверенных правотворческой практикой способов и приемов подготовки и оформления нормативных текстов и правил законодательной техники.
Нередко, после окончания учебного заведения слушателям самим приходится заниматься правотворчеством, являясь сотрудниками правоохранительных и иных правоприменительных органах, поэтому принципы правотворчества имеют для слушателей юридических вузов не только теоретическое, но и практическое значение.
Традиционно в теории права выделяют три вида правотворчества:
1. Правотворчество компетентных государственных органов;
2. «Непосредственное правотворчество народа»;
3.Санкционирование норм, при котором процесс их создания происходит вне государственного органа.
Тесно связан с правотворчеством процесс упорядочивания нормативных актов, который носит название систематизации.
Систематизация нормативных актов - это деятельность, направленная на совершенствование и упорядочивание нормативных актов, приведение их в определенную систему. По способу приведения в систему выделяют три вида систематизации нормативных актов: инкорпорацию, кодификацию и консолидацию.
Инкорпорация – это приведение нормативных актов в систему без изменения их содержания путем издания разного рода сборников. В зависимости от принципа объединения нормативных актов выделяют два вида инкорпорации: хронологическую (по годам) и систематическую (отраслевую) (по предмету правового регулирования). В зависимости от объема различают генеральную (полную) и частичную (неполную) инкорпорацию. По источнику инкорпорация может быть официальной и неофициальной. Официальная инкорпорация осуществляется государственными органами или по их поручению. Неофициальная - производится организациями и частными лицами по своему усмотрению. Нередко в структуре государственных органов и учреждений назначаются определенные должностные лица, ответственные за инкорпорацию, поэтому для слушателей юридических вузов изучение данного понятия имеет и практическое значение.
Кодификация – это систематизация путем объединения нормативного материала в единый, логично цельный, внутренне согласованный акт с изменением его внутреннего содержания.
Консолидация законодательства заключается в преодолении множественных нормативных актов путем их сведения в один укрупненный акт, который заменяет вошедшие в него акты. При консолидации не меняется содержание ранее принятых актов, вместе с тем проводится их редакционная правка; устраняются противоречия, повторы и длинноты.
Эффективность, результативность законов зависит от точности, ясности, логичности юридических формулировок. Этому способствуют правила и приемы юридической техники. Юридическая техника – это совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации нормативных актов в целях их ясности, понятности и эффективности.
Учет законов и других нормативных актов представляет собой сбор, хранение и поддержание в рабочем состоянии сведений о действующем законодательстве.
Сбор подлежащих учету нормативных актов осуществляется различными способами: ручным, механизированным и автоматизированным. При ручном способе ведется журнальный и картотечный учет. Поиск информации осуществляется ручным способом. Механизированный способ учета информации осуществляется с помощью применения технических средств, позволяющих в короткие сроки обработать большой массив нормативного материала и в значительный степени ускорить поиск правовой информации. Автоматизированный способ обработки и поиска правовой информации основывается на применении компьютеров, что позволяет быстро обрабатывать любой объем нормативно-правовых актов и быстро выдавать необходимую правовую информацию большому количеству потребителей.
Вопросы для самоконтроля:
Что такое правотворчество?
Какие виды правотворчества Вам известны?
Каковы стадии правотворчества?
Какую роль играет юридическая техника?
Каковы виды систематизации?
Тема 15. Толкование нормативно-правовых актов.
Вопросы:
1. Понятие толкования нормативно-правовых актов. Толкование-разъяснение и толкование-уяснение нормативно-правовых актов.
2.Приемы толкования (уяснение) правовых норм.
3.Результаты толкования (уяснения) правовых норм по объему.
4.Виды толкования-разъяснения. Акты официального толкования правовых норм.
Нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный Конституционный закон от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». //Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994, №13, ст. 1447.
3. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия». //Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1996, №1.
4. Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о толковании части 4 статьи 305 и статьи 106 Конституции Российской Федерации». //Собрание законодательства РФ. 1995, №13, ст. 1207.
5. Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности части первой и пункта 8 части второй статьи 60 Жилищного кодекса РСФСР в связи с запросом Муромского городского народного суда Владимирской области и жалобами граждан Е.Р. Такновой, Е.А. Оглоблина, А.Н. Вощука». //Собрание законодательства РФ. 1995, №27, ст. 2622.
6. Постановление Конституционного Суда РФ от 10 декабря 1997 г. №19-П «По делу о проверки конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Тамбовской области». //Собрание законодательства РФ. 1997, №51, ст. 5877.
Литература
1. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрид. лит., 1996, с. 163-183.
2. Бобылев А.И. Современное толкование системы права и системы законодательства. //Государство и право. 1998, №2, с. 22-27.
3. Вопленко Н.Н. Официальное толкование норм права. - М., 1976.
4. Дроздов Г.В. Правовая природа разъяснений закона высшими органами судебной власти. //Государство и право. 1992, №1, с. 70-77.
5. Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. - М.: Юрайт, 1997, с. 52.
6. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. - 3-е изд., переработ. и доп. -М.: Юрайт, 1997, с. 311-324.
7. Лузин В.В. Методы толкования конституции в деятельности Верховного Суда США. //Государство и право. 1997, №10, с. 90-93.
8. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред. проф. М.Н. Марченко. Том 2. Теория права. - М.: Издательство «Зерцало», 1998, с. 323-342.
9. Спасов Б. Закон и его толкование. - М., 1986.
10. Сарбаш С.В. Некоторые тенденции развития института толкования договора в гражданском праве. //Государство и право. 1997, №2, с. 39-44.
11..Суслов В.В. Герменевтика и юридическое толкование. //Государство и право. 1997, №6, с. 115-118.
12. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА, 1998, с. 358-375.
13. Хабриева Т.Я. Процессуальные вопросы толкования Конституции в
деятельности Конституционного Суда РФ.
14. Хабриева Т.Я. Толкование Конституции Российской Федерации: теория и практика. М.: Юристь, 1998, с. 245.
15. Черданцев Т.Т. Логико-языковые феномены в праве, юридической науке и практике. - Екатеринбург, 1993.
16. Черданцев А.Т. Толкование советского права. -М., 1976.
17. Эбзеев Б.С. Толкование Конституции Конституционным Судом Российской Федерации. //Государство и право. 1998, №5, с. 5-12.
Научно-методические рекомендации
Любой юрист должен знать, что толкование права - это специальный вид юридической деятельности, который представляет собой раскрытие смыслового содержания правовых норм.
Обязательными элементами правового толкования являются уяснение смысла правовых норм («для себя») и разъяснение их смыслового содержания («для других»). «Толкование-уяснение» представляет собой внутренний мыслительный процесс познания, направленный на постижение подлинного смысла правовых предписаний. «Толкование-разъяснение» -это устное или письменное суждение интерпретатора о смысловом содержании нормы, которое вносит ясность в понимание правового предписания другими субъектами права.
Толкование норм права имеет универсальное значение, так как осуществляется во всех видах правовой деятельности.
Необходимость толкования обусловлена тремя факторами:
- нормы права имеют общий и обезличенный характер, а применяются в конкретных ситуациях;
- правовые нормы представляют собой сложные юридические конструкции, построенные в соответствии с правилами законодательной техники;
- в целом ряде случаев возникает несовпадение текста норм с подлинным смыслом правовых предписаний.
Толкование-уяснение осуществляется различными способами, под которыми понимают приемы анализа правовых норм.
Выделяют следующие способы толкования:
- филологический способ толкования заключается в грамматическом анализе текста правовой нормы и в уяснении лексического значения отдельных терминов, словосочетаний, оценочных признаков, а также смыслового соотношения различных частей нормы в рамках синтаксической конструкции;
- логический способ толкования заключается в использовании правил формальной и диалектической логики для уяснения смысла норм путем установления логических связей и соотношений ее частей (гипотеза, диспозиция, санкция);
- систематический способ толкования состоит в установлении места нормы в системе права, отрасли, института и уяснении ее смысла, исходя из содержания связанных с ней правовых норм. Без систематического способа толкования невозможно уяснить содержание бланкетных и отсылочных норм, а также норм Особенной части, тесно связанных с положениями Общей части:
- историка-политический способ толкования заключается в анализе правовых норм путем изучения конкретных исторических условий издания нормативного акта и установления социально-политических целей, которые преследовал законодатель;
- специально-юридический способ предполагает применение юридического инструментария, то есть научных познаний, позволяющих изучить содержательную сторону юридической конструкции нормы и технике-юридических средств, посредством которых выражена воля законодателя.
- телеологическое (целевое) толкование направлено на уяснение целей издания правовых актов;
- функциональное толкование. Интерпретатор должен учитывать условия и факторы, при которых реализуется норма.
Для юридической практики важное значение имеет выяснение соотношения истинного содержания нормы с ее текстуальным выражением, т.е. толкование по объему. Дело в том, что «смысл» закона не всегда точно и ясно выражается в его «букве», что находит свое выражение в результатах толкования:
- буквальное (адекватное) толкование означает полное соответствие словесного выражения нормы права с ее действительным смыслом;
- при расширительном толковании содержание (смысл) толкуемой нормы оказывается шире ее текстуального выражения;
- при ограничительном толковании содержание нормы права оказывается уже ее текстуального выражения.
Нормы права толкуются всеми субъектами, их реализующими. Однако юридическое значение результатов толкования различается в зависимости от того, кто толкует нормы права. А потому важно классифицировать виды толкования по его субъектам:
- официальное толкование производится компетентными государственными органами, и его результаты обязательны для всех субъектов права. В свою очередь оно подразделяется на аутентическое и легальное;
- аутентическое толкование выполняет орган, издавший нормативный акт. Легальное толкование осуществляется органом, специально уполномоченным на то законом;
- неофициальное толкование также реализуется различными юридическими субъектами, но результаты его не имеют юридического, общезначимого значения. Его подразделяют на обыденное, профессиональное и доктринальное;
- обыденное толкование может осуществлять любой субъект права. Его точность зависит от уровня правосознания субъекта;
- профессиональное толкование правовых норм дается специалистами-юристами. Критерием выделения этого вида толкования служит не степень знания права, а профессиональная деятельность;
- доктринальное толкование производится учеными-юристами, специалистами в области права в монографиях, научных комментариях, статьях и др. в зависимости от того, на какой стадии правового регулирования осуществляется толкование, оно подразделяется на нормативное и казуальное.
В ходе нормативного толкования дается официальное разъяснение нормы в целом безотносительно ее реализации.
При казуальном толковании норма интерпретируется применительно к конкретному случаю.
Слушатели юридических вузов, независимо от должности, занимаемой в будущем, в силу определенной суммы знаний, полученной при изучении юриспруденции, толкованием права занимаются. Таким образом, для них понимание сущности, а также вида и сущности проводимого толкования должно иметь особое значение. На этот вопрос следует обратить особое внимание.
Толкование как специфическая юридическая деятельность выполняет следующие функции:
- познавательная функция. Она вытекает из самого содержания, сути толкования, в ходе которого субъекты познают право, содержание правовых предписаний;
- конкретизационная функция. При толковании правовые предписания зачастую конкретизируются, уточняются с учетом конкретных обстоятельств (особенно ярко эта функция проявляется в процессе функционального толкования);
- регламентирующая функция. Толкованием в форме официального разъяснения как бы завершается процесс нормативной регламентации общественных отношений;
- правообеспечительная функция. Некоторые акты толкования издаются Для обеспечения единства и эффективности правоприменительной практики:
- сигнализаторская функция. Толкование нормативных актов позволяет обнаружить их недостатки технического и юридического характера. Это является «сигналом» для законодателя о необходимости совершенствования соответствующих норм.
Чтобы получить обязательный характер, результаты официального толкования должны быть формально закреплены. Для этого существуют интерпретационные акты (акты толкования), которые можно определить как правовые акты компетентных органов, содержащие результат официального толкования.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое толкование права, каково его значение в правотворческой деятельности и в стадии реализации правовых норм?
2. Как соотносятся между собой уяснение и разъяснение содержания норм права?
3. Охарактеризуйте способы (приемы) толкования правовых норм.
4. В чем состоит значение толкования права для практической деятельности юриста?
5. Перечислите виды толкования права по субъектам.
6. Раскройте содержание официального и неофициального толкования.
Тема 16. Реализация права: понятие и формы.
Вопросы:
1. Понятие реализации права. Формы реализации права.
2.Применение норма права как особая форма реализации права.
3.Стадии применения права.
4.Акты применения права.
5.Пробелы в праве и средства их преодоления (восстановления). Аналогия права и аналогия закона.
6. Юридические коллизии и способы их разрешения.
Литература
1. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрид. лит., 1996, с. 148-162.
2. Горшкова С.А., Журсунов И.Ю. О применении норм международного права правоохранительными органами Российской Федерации. //Государство и право. 1996, №5, с. 138-150.
3. Григорьев Ф.А. Акты применения права. - Саратов, 1995.
4. Дюрягин И.Я. Применение норм советского права. - Свердловск, 1973.
5. Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. - М.: Юрайт, 1997, с. 50-51.
6. Комаров С А. Общая теория государства и права: Учебник. - 3-е изд., пёреработ. и доп. - М.: Юрайт, 3997, с. 301-325.
7. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред. проф. М.Н. Марченко. Том 2. Теория права. - М.: Издательство «Зерцало», 1998,с-312-322.
8. Общая теория права и государства: Учебник. Под ред. В.В. Лазарева. -М.: Юрист, 1994, с. 170-177.
9. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1998, с. 376-397.
Научно-методические рекомендации
Юрист должен понимать, что право имеет смысл и ценность для личности, общества, если оно реализуется.
Реализация права – это осуществление юридически закрепленных и гарантированных государством возможностей, проведение их в жизнь в деятельности людей и их организаций.
Непосредственная реализация, т.е. осуществление права в фактическом поведении, происходит в трех формах.
Форма первая – соблюдение запретов. Здесь реализуются запрещающие и охранительные нормы. Для соблюдения запретов необходимо воздержание от запрещенных действий, т.е. пассивное поведение.
Форма вторая – исполнение обязанностей. Это реализация обязывающих норм, предусматривающих позитивные обязанности, для чего требуется активное поведение.
Форма третья – использование субъективного права. В такой форме реализуются управомочивающие нормы, в диспозициях которых предусмотрены субъективные права.
Применение норм права необходимо в тех случаях, когда нормы права не могут быть реализованы субъектами без помощи государственных органов. Необходимость правоприменения возникает в трех случаях:
а) существует спор о праве, правах и обязанностях;
б) имеется препятствие в осуществлении права либо совершено правонарушение;
в) требуется определить момент возникновения прав или факт прекращения обязанностей.
Применение – это форма реализации норм права государственными органами, которое обеспечивает осуществление правовых предписаний гражданам и юридическим лицам.
Применение права имеет следующие признаки:
- осуществляется органами или должностными лицами, наделенными функциями государственной власти;
- имеет индивидуальный характер;
- направлено на установление конкретных правовых последствий -субъективных прав, обязанностей, ответственности;
- реализуется в специально предусмотренных процессуальных формах;
- завершается вынесением индивидуального юридического решения.
Правоприменительная деятельность представляет собой сложный процесс, который состоит из ряда последовательных действий, получивших название стадий. Основными стадиями процесса применения норм права являются:
- установление фактических обстоятельств состоит в сборе фактов, необходимых для вынесения решения. В ряде случаев круг обстоятельств, подлежащих установлению, обозначен в законе. Обстоятельства, подлежащие установлению, образуют фактическую основу норм права;
- установление юридической основы дела заключается в выборе и анализе юридических норм, подлежащих применению для вынесения решения;
- вынесение решения по делу представляет собой издание компетентным органом правоприменительного акта в форме приговора, приказа, распоряжения и т.п.
Слушатели должны знать, что процесс применения права заканчивается принятием особого документа. Акты применения норм права - это официальные документы, которые издаются на основе норм права и определяют персональные права и обязанности конкретных лиц либо меры ответственности.
Акты применения норм права издаются в установленной форме, имеют точное наименование: приговор, приказ, распоряжение, постановление. Обязательным атрибутом акта применения является подпись ответственного лица. Эти сведения образуют вводную часть. Структура содержания имеет три части: основную, описательную и резолютивную. Описательная часть содержит фабулу дела, то есть сведения о фактических обстоятельствах. В мотивировочной части дается обоснование принятия решения, в резолютивной части излагается принятое решение.
В зависимости от характера регулирующего воздействия выделяют два вида правоприменительных актов: исполнительные и правоохранительные. Исполнительные акты определяют персональные права и юридические обязанности конкретных лиц. Правоохранительные акты устанавливают меры ответственности, применяемые к конкретным правонарушителям по уголовным, административным и гражданским делам. Правоохранительные акты в свою очередь по субъекту подразделяются на четыре разновидности: контрольно-надзорные, следственные, юрисдикционные, исполнительные.
В ряде случаев при выборе правовой нормы обнаруживается так называемая коллизия в праве, то есть на урегулирование одной и той же правовой ситуации претендуют два и более нормативно-правовых акта. Слушателям следует знать основные правила разрешения коллизий.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем заключается реализация правовых предписаний?
2. Охарактеризуйте формы реализации права. Какой критерий служит основой их разграничения?
3. Дайте характеристику основных стадий применения норм права.
4. В каких случаях возникает необходимость в применении норм права властными органами государства?
5. Особенности и признаки правоприменительного акта.
Тема 17. Правоотношения: понятие, виды, структура.
Вопросы:
1. Понятие, признаки и виды правоотношений.
2.Состав (структура) правоотношения.
2.1. Субъекты правоотношения. Правосубъектность: понятие и составляющие.
2.2. Объект правоотношения.
2.3. Содержание правоотношения.
3. Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений (юридические факты).
Литература
1. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. 3-е изд., перераб. и доп. М.:Юрид. лит., 1996, с. 96-99; 100-101.
2. Азаров В.А. Содержание и форма оперативно-розыскных правоотношений. //Государство и право. 1998, №10, с. 71-75.
3. Гревцов Ю.И. Правовые отношения и осуществление права. - Л., 1987.
4. Гревцов Ю.И. Проблемы теории правового отношения. - Л.: Изд-во МУ, 1981.
5. Дудин А.П. Диалектика правоотношения. - Саратов, 1983.
6. Дудин А.П. Общие правоотношения. - Саратов, 1980.
7. Исаков В.Б. Юридические факты в советском праве. - М., 1984.
8. Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. -М.: Юрайт, 1997, с. 47-49.
9. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. - 3-е изд., переработ, и доп. - М.: Юрайт, 1997, с. 286-300.
10. Маликов М.К. Проблемы реализации права. - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1988.
11. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред. проф. М.Н. Марченко. Том 2. Теория права. - М.: Издательство «Зерцало», 1998, с. 263-310.
12. Протасов В.Н. Правоотношение как система. - М., 1991.
13. Решетов Ю.С. Реализация норм советского права. - Казань: Изд-во КТУ, 1989.
14. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА, 1998, с. 338-357.
15. Ткаченко Ю.Г. Методологические вопросы теории правоотношений. -М., 1990.
16.Толстой Ю.К. К теории правоотношений. - Л., 1959.
17. Фаршатов И.А. Производные правоотношения. //Государство и право.1998, №2, с. 28-34.
18. Халфина P.O. Общее учение о правоотношении. - М.: Наука, 1974.
Научно-методические рекомендации
Правовое отношение – это одна из наиболее важных категорий, которая должна быть исследована слушателями. Правоотношение – это возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством.
Под структурой правоотношения понимается внутреннее строение и взаимосвязь элементов. Структуру правоотношений образуют три элемента: субъекты правоотношения, его содержание и объект.
Субъектами правоотношения являются его участники (стороны), по другой терминологии – контрагенты. Юридическое содержание правоотношения составляют субъективные права и юридические обязанности субъектов. Материальное содержание правоотношения представляет собой поведение сторон (действие либо бездействие), связанное с реализацией принадлежащих им прав и обязанностей. Объект правоотношений есть то, по поводу или ради чего субъекты вступают в правовую связь. В качестве объектов правоотношений выступают те или иные материальные или нематериальные блага (честь, достоинство и т.д.), которые предполагается достичь посредством реализации правоотношений.