Этно-националистический и сепаратистский терроризм.
Великобритания имеет наиболее продолжительный опыт противодействия терроризму, связанный с деятельностью ирландских сепаратистов, что является примером сепаратистски-националистического терроризма. Религиозный конфликт в Северной Ирландии имеет многовековую историю и является следствием жесткой политики Великобритании в религиозной и культурной сферах в отношении коренного населения Ирландии. Возможно, англо-ирландский конфликт является самым продолжительным противостоянием в мире, относящимся к XII веку, когда Генрих II завоевал Ирландию. В первой половине XVII века в провинции Ольстер (север Ирландии) начали селиться протестанты, земли переходили в их владение, а местные католики-земледельцы вытеснялись на юг в провинцию Эйре. Результатом политики Великобритании стало то, что территория Ирландии оказалась разделенной по экономическому и религиозному признаку: на юге преобладало католическое население, а в Ольстере – протестантское. Католическое большинство Ирландии требовало предоставления независимости и постоянно устраивало вооруженные восстания. Протестантское меньшинство всегда выступало против отделения от Великобритании и боролось против католиков.
ИРА – Ирландская республиканская армия - является одной из самых одиозных террористических организаций в современном мире. Она ведет свое происхождение от организации «Объединенные ирландцы», созданной в конце XVIII в. Целью было объединение ирландцев вне зависимости от вероисповедания в единый народ, изгнание британских захватчиков и образование независимой Ирландской Республики. В 1798 г. вооруженное восстание против британского правления было подавлено, организация «Объединенные ирландцы» прекратила свое существование, однако правительство не смогло предотвратить дальнейшие восстания 1803, 1848, 1867 гг. В 1913 г. ирландские националисты учредили организацию «Ирландские добровольцы», ставшую впоследствии основой Ирландской Республиканской Армии. В 1919 г. партия Шин Фейн («Мы Сами») отказалась занять места в Парламенте Великобритании, считая его чужим, и объявила суверенитет Ирландии как республики. Были сформированы независимые учреждения, включая центральное правительство, министерства и республиканские суды. В том же году «Ирландские добровольцы» организационно оформились в Ирландскую Республиканскую Армию. Британские силы в Ирландии рассматривались как оккупационная армия, против которой ИРА должна была бороться.
В 1920 г. в ответ на политику репрессии англичан военные действия перенеслись на территорию метрополии. Террористические акты стали происходить в Лондоне, Манчестере, Ливерпуле, Глазго и т.д. ИРА совершила удары по коммуникациям, промышленным и торговым объектам. Члены ИРА убивали вернувшихся из Ирландии офицеров и солдат. Официальный Лондон обратился к ирландским террористам с предложением начать переговоры, в результате которых был достигнут компромисс: 6 графств (Ольстер) остались в составе Британской империи, остальные 26 графств образовали Свободное Ирландское Государство. С этого момента главной целью ИРА стало присоединение Ольстера к Ирландской Республике.
Северная Ирландия по-прежнему оставалась горячей точкой, где продолжались столкновения между католиками и протестантами. Экономические проблемы этого региона накладывались на религиозные, поскольку католическое меньшинство в Ольстере чувствовало себя людьми второго сорта. К концу 1960-х годов католическое меньшинство Северной Ирландии начало борьбу за гражданские права, что вызвало отпор со стороны протестантов. Боевые организации протестантов начали нападать на католиков, те обратились за защитой к ИРА. После почти полувека внешнего затишья в 1969 г. в Ольстере началась затяжная вооруженная конфронтация католиков и протестантов.
В середине 90-х гг. стало очевидно, что военная победа не может быть достигнута ни одной из сторон, и в переговорном процессе наметился прогресс. 31 августа 1994 г. ИРА заявила о прекращении всех боевых действий, и начались переговоры представителей Северной Ирландии, Ирландской Республики и партии «Шинн Фейн», закончившиеся подписанием 10 апреля 1998 г. мирного «Соглашения Страстной пятницы», которое предусматривало сохранение Ольстера в составе Соединенного Королевства. В 1999 г. Шин Фей и представители Лондона приняли соглашение о проведении выборов в парламент Ольстера. Было сформировано североирландское правительство, что завершило период прямого британского правления в Северной Ирландии. В сентябре 2000 г. ИРА подвергла минометному обстрелу штаб-квартиру МИ-6 в Лондоне. После возобновления взрывов Шин Фейн пришлось признать, что она не может отвечать за деятельность организации, которую не может контролировать. 28 июля 2005 г. ИРА заявила о прекращении вооруженной деятельности. В своем заявлении она обязала все подразделения ИРА сложить оружие, а членов организации – беспрекословно подчиниться заявлению.
Однако основные вопросы, связанные с ольстерским кризисом – проблема изъятия накопленных католическими и протестантскими военизированными организациями запасов оружия, освобождение заключенных террористов из-под стражи, и, главное, вопрос мирного совместного проживания в Северной Ирландии остаются нерешенными. Поэтому угроза, связанная с так называемыми диссидентскими террористическими группами ИРА, отказавшимся следовать соглашениям, открыто признается специальными службами Великобритании.
В Германии сепаратистский терроризм представлен деятельностью Рабочей Партией Курдистана (РПК), которая совершает атаки на турецкие объекты как в Турции, так и за ее пределами. РПК, основанная в Турции в 1978 году, с 1984 года ведёт вооруженную борьбу за независимость курдских территорий от Турции. В Германии РПК была запрещена в 1993 году. В 1996 году лидер партии Абдулла Оджалан призвал сложить оружие, но пожеланию последовали далеко не все сторонники. В руководстве образовалась группировка, члены которой продолжали готовить и проводить нападения (поджоги и т.д.) как на турецкие, так и на немецкие организации. В 1998 году прокуратура приняла официальное решение изменить категорию опасности РПК, охарактеризовав ее не как террористическую, а всего лишь как криминальную организацию. Партия остаётся марксистско-ленинской авторитарной организацией.