Основы регулирования рынка труда
Формирование рынка труда связано с организацией занятости населения страны. В условиях командно-административной системы с начала 30-х годов доминировала система поголовной занятости, основанная на внеэкономическом принуждении к труду (трудовая повинность, "кто не работает – тот не ест"), причем признавалась работа в двух сферах: государственной и семейной (в домашнем и личном подсобном хозяйстве). В соответствии с таким подходом и трудовые ресурсы делились на занятые в общественном производстве и незанятые, причем в числе незанятых были и те, кто не хотел работать, и те, кто хотел, но не мог найти работу. Тем самым за термином "незанятое население" скрывалась значительная часть тех, кто по международной классификации считался безработным. Систематический учет незанятого населения в таком разрезе не проводился, и лишь во время переписи населения (раз в десять лет) проходил выборочный опрос в целях выяснения причин незанятости.
В соответствии с действующим в настоящее время Законом "О занятости населения в РФ" граждане имеют право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду и осуществлять любую не запрещенную законодательством деятельность, в том числе и не связанную с выполнением оплачиваемой работы (воспитание детей, ведение домашнего хозяйства, общественная деятельность и т.п.). Функция реализации права граждан на труд закреплена за государством, обеспечивающим политику содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости.
Особенность государственной политики занятости
Политика занятости – это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества и каждого его члена. Исследователи выделяют три основных модели политики занятости, используемые в странах с развитой рыночной экономикой.
Европейская модель политики занятости – сокращение числа занятых при повышении производительности труда, рост доходов, наличие дорогостоящей системы пособий для большого количества безработных.
Скандинавская модель –занятость практически для всех наёмных работников за счёт создания рабочих мест со средними условиями оплаты труда в государственном секторе.
Американская модель–создание рабочих мест, не требующих высокой производительности для значительной части экономически активного населения. Безработица при этом уменьшается, но увеличивается число людей с низкими доходами.
Для реализации государственной политики занятости используются два варианта средств: активные и пассивные.
Активная политика занятости – это совокупность организационных, правовых и экономических мер, проводимых государством в целях снижения уровня безработицы:
· обучение, переподготовка и повышение квалификации лиц, ищущих работу;
· активный поиск и подбор рабочих мест;
· финансирование создания новых рабочих мест;
- организация новых рабочих мест через систему общественных работ.
Пассивная политика занятости — это выплата пособий безработным и предоставление рабочих места через государственную службу занятости.
В законе РФ «О занятости населения в РФ» и других нормативных актах сформулированы основные принципы занятости.
Первый принцип – обеспечение свободы в труде и занятости, запрещение принудительного, обязательного труда. Человеку принадлежит приоритетное право выбора: участвовать или не участвовать в общественном труде. Принуждение к труду возможно лишь в особых случаях, предусмотренных законом. Незанятость граждан не может служить основанием для их привлечения к административной или иной ответственности.
Второй принцип – создание государственных условий для обеспечения права на труд, на защиту от безработицы, на помощь в трудоустройстве и материальной поддержке при безработице.
Третий принцип – комплексный подход к проблемам занятости, то есть необходимость координации усилий органов власти всех уровней в управлении процессами занятости (политика социального партнёрства). Согласно статье 7 Конституции РФ 1993 года Российская Федерация провозглашалась социальным государством.
Там же предусмотрены конкретные направления российской политики занятости:
· предусмотрены меры по предупреждению массовой и сокращению длительной (более одного года) безработицы;
· меры поощрения работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, особенно для граждан, нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
· предоставлена самостоятельность органам власти субъектов РФ в обеспечении занятости (областные, городские программы занятости). Например, на региональных рынках возможно использование нестандартных форм организации занятости, таких как частичная занятость, нетрадиционные способы организации труда (надомный труд, двойная занятость, гибкий график рабочего времени, самозанятость).