Лекция 2. Стабилизация положения в стране при первых Романовых
В XVII в. в жизни страны постепенно вызревают новые явления, которые в дальнейшем послужат важнейшими предпосылками начала нового периода российской истории. Основными факторами, придававшими своеобразие истории страны, являлись особый тип феодализма, сформировавшийся в основном в XVI веке, и природно-географические особенности России.
Несмотря на огромные внешнеполитические и внутриполитические трудности, государство не только устояло, но и продемонстрировало беспрецедентно быстрое и длительное расширение своих пределов. С 1462 г. по конец XVI в. территория России выросла с 430 тысяч до 5,4 млн. кв. км, т.е. более чем в 12,5 раз! В XVII в. рост продолжался и уже к середине века Российское государство стало крупнейшим в мире. В среднем, с середины XVI в. и до конца XVII в. его площадь увеличивалась на 35 тыс. кв. км ежегодно (что равняется примерно площади современной Голландии).
В XVII в. территория России расширилась за счет включения новых земель Южного Приуралья и Левобережной Украины, дальнейшего освоения Дикого поля. В XVII в. шло освоение Сибири и Дальнего Востока. К середине века русские землепроходцы (С. Дежнев, Е. Хабаров и др.) вышли к побережью Тихого океана, а к концу века было основано русское поселение на Камчатке – Верхнекамчатск.
К концу XVII в. население России насчитывало 10,5 миллионов человек. По числу жителей Россия занимала четвертое место среди европейских государств (во Франции насчитывалось 20,5 млн. человек, в Италии и Германии – 13 млн. человек, в Англии – 7,2 млн. человек).
В период после Смуты главным оставалось решение проблемы ликвидации разрухи и укрепления власти. Выход из экономического кризиса растянулся до 1650-х годов. С развитием товарного производства происходит быстрый рост городов. В Европейской части России с начала 20-х годов и до конца XVII в. их число возросло со 181 до 300. Самым крупным была Москва, в которой проживало до 200 тыс. жителей.
Важнейшей тенденцией социального развития России в XVII в. явилось укрепление феодально-крепостнических отношений. В 1649 г. на Земском соборе было принято Соборное Уложение, окончательно оформившее крепостное право. Под давлением дворянства, страдавшего от бегства крестьян в боярские вотчины, сыск беглых крестьян стал бессрочным.
Проблема крепостничества и крепостного права в России является одной из наиболее сложных в отечественной историографии. В.О. Ключевский считал крепостное право «сложным институтом, который трудно поддается точному определению». В дореволюционной историографии существовали «указная» и «безуказная» теории возникновения крепостного права."
В советской исторической науке, начиная с Б.Д. Грекова, утверждается концепция постепенного зарождения и развития крепостного права со времен «Русской Правды» и через Судебники XV—XVI вв. до Соборного уложения 1649 г. В дальнейшем большинство историков относили начало этого процесса не ранее, чем к концу XV в. Некоторые из них в качестве компромисса стали использовать два понятия, вкладывая в них разный смысл: «крепостничество» — проявление внеэкономического принуждения на разных этапах феодализма и «крепостное право» — прикрепление крестьян к земле феодала, отразившееся в законодательстве. Роль крепостного права в России оценивалась неоднозначно. Подчеркивалось, что оно помогало государству в восстановлении и подъеме экономики, регулировании процесса колонизации огромной территории и решении внешнеполитических задач, но, с другой стороны, это явление консервировало на долгие десятилетия неэффективные социально-экономические отношения.
В целом политика правительства Алексея Михайловича была направлена на регламентацию и унификацию сословий. Все более стирались грани между различными категориями крестьянства, происходило как бы уравнивание их крепостным правом. Происходило дальнейшее сближение статуса дворян и бояр. В дворянстве утрачивалась связь между службой и ее земельным вознаграждением. Поместье оставалось за дворянином и его семьей даже в том случае, если он прекращал службу; более того, поместье теперь разрешалось менять, отдавать в качестве приданного и пр. Таким образом, утрачивался условный характер поместного землевладения и оно вплотную приблизилось к вотчине.
Принципиально новым явлением в экономике России XVII в. стали мануфактуры. Впервые они возникли в Тульско-Каширском районе. По жалованной грамоте царя Михаила Федоровича голландец Виниус в 1632 г. основал на реке Тулице железоделательные заводы. К ним были приписаны рудники и крестьяне (тем не менее на заводах работали и наемные рабочие).
В XVII в. в России насчитывалось приблизительно 30 мануфактур. Металлургические заводы были построены на Урале и в районе Тулы, кожевенные предприятия – в Ярославле и Казани.
Отмеченные выше моменты в хозяйственной жизни страны способствовали началу формирования всероссийского рынка. Важными центрами оптовой, межрайонной торговли стали ярмарки: Московская, Архангельская, Макарьевская (возле Нижнего Новгорода), Ирбитская (на Урале), Свенская (под Брянском) и др.
В XVII в. новые веяния затронули и верховную власть. Самодержавие активно лавировало между группировками господствующего класса, укрепляя трон и централизацию управления. В России формировался абсолютизм. Но в отличие от Западной Европы этот процесс происходил всецело на базе феодальной системы, что не могло не наложить отпечаток на тип складывающегося абсолютизма.
Переход России к абсолютизму проявлялся в разных сферах политической жизни страны: в изменении царского титула, отмирании такого атрибута сословно-представительной монархии, как Земские соборы, в эволюции приказной системы и состава Боярской Думы, повышении значения различных слоев населения в государственном аппарате, победном исходе для царской власти в ее соперничестве с властью церковной.
Постепенный переход к абсолютизму проявился в укреплении самодержавия. Отметим, что при Михаиле Федоровиче восстановление государства шло трудно еще и потому, что царь Михаил не обладал талантами государственного деятеля. Власти находили выход в постоянном диалоге с обществом через Земский собор, который в первой половине XVII в. работал почти непрерывно. Ситуация медленно, но стабилизировалась. Самодержавие было восстановлено при царе Алексее Михайловиче (1645 – 1676 гг.). В 1654 г. он принял титул «Царь, Государь, Великий князь, всея Великия и Малыя России самодержавец» (Малой Россией или Малороссией называлась Украина). Титул окончательно закрепил за страной название «Россия». Две главы Уложения 1649 г., принятого при царе Алексее Михайловиче (1645 – 1676 гг.), специально были посвящены защите престижа царской власти, определению наказаний за нанесение урона чести самодержца.
Центральная власть добивалась, чтобы все в государстве делалось в соответствии с законом. Сами законы были крайне жестокими. «Богохульство», т.е. выступление против церкви, каралось сожжением на костре, заговор против царя – смертной казнью. Выступления против власти подавлялись жестоко и кроваво: фальшивомонетчикам заливали горло расплавленным свинцом или оловом, за царское бесчестие (оскорбление в адрес царя) вырезали язык.
Царь Алексей Михайлович получил прозвище «Тишайший». Новый царь был человеком начитанным, отличался крепким здоровьем и веселым нравом, набожностью, был примерным семьянином, любил роскошь и ритуалы. Однако был вспыльчив и «подвижен на гнев», но быстро отходил. Ему нравились пышные выезды, охота. Он даже написал сочинение о правилах соколиной охоты – «Урядник сокольничья пути».
Формирование абсолютизма проявилось, в частности, в падении роли Земских соборов. Если в конце XVI – начале XVII в. пошатнувшаяся власть пыталась всемерно опереться на их авторитет, то с 20-х годов они собираются все реже, от случая к случаю, а Земский собор в 1653 г., принявший решение о воссоединении Украины с Россией, стал последним Собором полного состава. В 80-е годы XVII в. остатки Земских соборов (в виде разного рода совещаний) окончательно исчезли.
Неуклонно падало значение Боярской думы.
Вместе с тем в XVII в. еще более усилилось значение приказной системы, составляющей стержень госаппарата. Всего на протяжении века действовало около 80 приказов, функции которых часто пересекались.
Усиление централизации, крепостничества, налогового бремени, рост различных злоупотреблений властей не могли не вызвать энергичной реакции со стороны народных масс. Российский XVII век был назван современниками «бунташным».
Во второй половине XVII в. Россию потрясали бесконечные бунты: медные, соляные и т.д. Особенно мощным было восстание под руководством казака Степана Разина (1670 – 1671 гг.), которое вошло в историю как крестьянская война. «Война» охватила обширные районы Дона, Поволжья, Приуралья, нашла отклик на Украине. Восставшие сумели захватить Царицын, Астрахань, Саратов, Самару и другие города. Однако под Симбирском Разин был разбит, а затем выдан «домовитыми» казаками и 6 июня 1671 г. был казнен в Москве на Красной площади.
Трудно оценить реальное значение народных восстаний для дальнейшего развития страны в XVII в. По-видимому, они отчасти играли роль какого-то ограничителя эксплуатации и злоупотреблений властей, но в целом – еще больше подталкивали централизацию и укрепление госаппарата.
Крупнейшим мероприятием в годы царствования Алексея было проведение церковной реформы. Формально речь шла об исправлении богослужебных книг и унификации церковных обрядов, а фактически – о необходимости упорядочения и централизации церковной (а шире – и всей духовной) жизни вслед за аналогичными процессами в социально-экономической и политической сферах.
Стремясь превратить русскую церковь в центр мирового православия, патриарх Никон (1652 – 1658 гг.) энергично принялся за церковную реформу, опираясь на греческие книги. Ему противостояла группировка, настаивавшая на «чистоте» только русских текстов. Ее возглавлял протопоп Аввакум.
Никон, сын крестьянина, совершил головокружительную карьеру от священника до патриарха с титулом «великого государя», которым стал в 1652 г. Сразу же он начал энергичную реформаторскую деятельность, поддержанную царем Алексеем.
Государственный интерес к реформе складывался из внешнеполитических задач (объединение православных церквей облегчило бы воссоединение Украины с Россией), а также внутренних потребностей дворянского государства (ограничение могущества Церкви). Однако Никон в процессе реформы надеялся вернуть Церкви утраченные позиции. Новый патриарх подчеркивал первичность духовной власти по сравнению со светской. Став соправителем царя, он оттеснял на задний план Боярскую думу, а порой и Алексея Михайловича. Отношения между ним и царем настолько обострились, что когда Никон в Успенском соборе Кремля в 1658 г. отрекся от патриаршества, царь поспешно принял его отставку. В 1666 г. церковный собор подтвердил низложение властолюбивого патриарха, а тем самым и главенство светской власти над духовной. После этого главным защитником церковной реформы стал сам Алексей Михайлович.
Церковный собор 1666 – 1667 гг. проклял всех противников реформы и предал их суду светских властей.
Реформы, проводившиеся в условиях массового народного недовольства, вызвали протест со стороны части бояр и иерархов церкви, которые боялись, что перемены в церкви подорвут ее авторитет в народе. Произошел раскол в русской церкви. Приверженцы старых порядков – старообрядцы – отказывались признать реформу Никона и выступали за возврат к дореформенным порядкам. Внешне разногласия между Никоном и его противниками-старообрядцами, среди которых выделялся протопоп Аввакум, сводилось к тому, как указывалось выше, по каким образцам – греческим или русским – унифицировать церковные книги. Спор между ними шел и о том, как следует креститься – двумя или тремя перстами, как совершать крестный ход – по ходу солнца или против солнца и т.д.
Раскол стал одной из форм социального протеста народных масс, связывавших ухудшение своего положения с реформой церкви. Тысячи крестьян и жителей посада, увлеченные страстными проповедями «расколоучителей», бежали на Поморский Север, в Заволжье, на Урал, в Сибирь, где основывали старообрядческие поселения.
Предводители старообрядчества протопоп Аввакум и его единомышленники были сосланы в Пустозерск в низовье Печоры и провели 14 лет в земляной тюрьме, после чего были сожжены заживо. С тех пор старообрядцы часто подвергали себя «огненному крещению» – самосожжению в ответ на приход в мир «Никона-Антихриста». Только в 1675 – 1695 гг. было зарегистрировано 37 «гарей», во время которых погибло не менее 20 тыс. человек.
Таким образом, церковная реформа и раскол явились крупным социальным и духовным переворотом. Он всколыхнул сознание миллионов людей, заставил их усомниться в легитимности существующего миропорядка, породил раскол между официальной светской и духовной властью и значительной частью общества. Раскол дал толчок общественной мысли и подготовил почву для грядущих преобразований.
Самым жгучим вопросом русской внешней политики в середине XVII в. оставались отношения с Польшей. По Люблинской унии (1569 г.), объединившей Польшу и Литву в единое государство – Речь Посполитую, в нее также были включены Белоруссия, большая часть Украины. В 1596 г. в Бресте была заключена уния (союз) между православной и католической церквами, по которой православные обряды на Украине сохранялись. Но главой объединенной церкви провозглашался римский папа. Большинство православной знати признало унию. В результате украинские земли оказались под напором полонизации и католизации, украинцы потеряли ряд прав и оказались людьми второго сорта. Польская аристократия сосредоточила в своих руках крупные владения на этих территориях. В некоторых крупных городах, например, во Львове, украинцев ограничивали в праве торговли, в праве участвовать в городском суде и самоуправлении. На Украине официальным языком стал польский. В 1648 г. началась освободительная борьба украинского народа под руководством Б. Хмельницкого против польских панов. Настала пора возобновления борьбы России с Речью Посполитой. Земский собор в Москве 1 октября 1653 г. принял решение о воссоединении Украины с Россией. Для России это означало необходимость войны с Речью Посполитой и 1 октября 1653 г. Польше была объявлена война. На Украину выехало посольство во главе с боярином Бутурлиным. 8 января 1654 г. в городе Переяславле (ныне Переяслав-Хмельницкий) состоялась Рада (Совет). Украина была принята в состав Российского государства. Россия признала выборность гетмана, местный суд и другие органы власти, сложившиеся во время освободительной войны. Украина получила право устанавливать дипломатические отношения со всеми странами, кроме Польши и Турции, и иметь реестровые войска до 60 тыс. человек. Налоги должны были поступать уже в царскую казну.
Воссоединение Украины с Россией имело огромное историческое значение. Оно освободило народ Украины от национального и религиозного гнета, спасло его от опасности порабощения Польшей и Турцией. Оно способствовало формированию украинской нации. Благодаря воссоединению с Украиной России удалось вернуть Смоленские и Черниговские земли, что давало возможность начать борьбу за Балтийское побережье. Кроме того, открывалась благоприятная перспектива расширения связей России с другими славянскими народами и государствами Запада.
Однако Польша не смирилась с потерей Украины. В результате изнурительная, затяжная русско-польская война завершилась в 1667 г. заключением Андрусовского (близ Смоленска) перемирия. Россия отказывалась от Белоруссии, но оставляла за собой Смоленск и Левобережную Украину. Запорожье переходило под совместный контроль Украины и Польши.
В 30-е годы правительство принимает меры по укреплению обороноспособности страны. Изменяется организация вооруженных сил. Падает значение малоэффективного дворянского ополчения. Основной военной силой становятся регулярные солдатские и рейтарские полки.
С 1635 г. началось возведение больших оборонительных линий и крепостей на южных границах для обороны от набегов крымских татар.
Одним из способов организации обороны на южных и юго-восточных окраинах Московского государства стало привлечение пограничного населения к особой сторожевой службе, наградой за которую было наделение землей, припасами, предоставление разных льгот. В пограничных городах теперь селились городовые казаки. Постепенно, с усилением централизации власти вольные казаки объединялись в казачьи войска, которые стали создаваться с XVI в.
В XVII в. с развитием ремесла и торговли, ростом городов связано широкое распространение в них светских элементов. На протяжении всего столетия шел активный процесс обмирщения культуры – освобождения ее от церковного влияния. Расширению политических и культурных связей со странами Западной Европы способствовало воссоединение Украины с Россией. Во II половине XVII в. было создано несколько государственных школ. В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия. Здесь готовили священников и чиновников.
В XVII в. созданы последние летописные сочинения. Летописание уступает место историко-публицистическим произведениям. В 70-х годах появляется первая печатная историческая книга. Киевский монах Иннокентий Гизель составил «Синопсис» (обозрение), где в популярной форме содержался рассказ о совместной истории Украины и России, которая начиналась с момента образования Киевской Руси. В XVII – первой половине XVIII в. «Синопсис» использовался как учебник русской истории. Рост образованности населения обусловил повышение книжного спроса. В течение XVII в. Печатный двор издал около 500 наименований книг, среди которых значительное место занимает светская литература. В 1621 г. при царском дворе появилась первая рукописная газета «Куранты», содержавшая переводы иностранных известий.
В 1672 г. был создан первый придворный театр в Москве, просуществовавший лишь четыре года. В нем играли немецкие актеры. Мужские и женские роли исполнялись мужчинами.
Определенные изменения происходили и в зодчестве. Здесь также начала пробиваться тенденция к обмирщению. Культовые постройки все более обрастали различными украшениями и таким образом сближались с гражданскими. Шатровые храмы оставались одной из излюбленных форм, хотя вскоре были запрещены, вероятно, как нарушающие канон. В последней четверти XVII в. возникает «московское», или «нарышкинское барокко», поражавшее пышностью украшений и в то же время пропорциональностью. Наиболее ярким примером этого стиля явилась церковь Покрова в Филях, Сухарева башня в Москве. Вершиной деревянного зодчества стал ансамбль царского дворца в Коломенском.
В русской живописи по-прежнему властвует иконопись. Но влияние раскола церкви наблюдается и здесь. Во главе движения стоял непревзойденный художник этого периода Симон Ушаков (1626 – 1688 гг.). Он внес в традиционное представление об иконописи свое понимание назначения иконы, выделяя прежде всего ее художественную, эстетическую строну. Наиболее известны его иконы «Спас Нерукотворный» и «Насаждение древа государства Российского».
Тенденция к реалистическому изображению человека и обмирщению иконописи, характерная для школы С. Ушакова, тесно связана с распространением в России портретной живописи – «парсуны» (персоны), изображавшей реальные персонажи, например, царя Федора Ивановича, М.В. Скопина-Шуйского и др. Однако техника художников была еще аналогична иконописной, т.е. писали на досках яичными красками. В конце XVII в. появились первые парсуны, написанные маслом на холсте, предвосхитившие расцвет русского портретного искусства в XVIII в.