Тема: Государство Русь (XI-XII вв.)

План:

1. Древнерусское раннефеодальное государство в правление Ярослава Мудрого.

2. Борьба за власть между наследниками Ярослава Мудрого. Предпосылки распада единого Древнерусского государства.

3. Период феодальной раздробленности на Руси.

Научная литература.

Древнерусские княжества X-XIII вв. М., Наука, 1975.

Ключевский, В.О. Русская история, т. 1 / В.О. Ключевский. – М., 1988 г.

Рыбаков, Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. / Б.А.Рыбаков. – М., 1993.

Греков, Б.Д., Киевская Русь /Б.Д.Греков. – М.: Историческая библиотека, 2004.

Тихомиров, М.Н. Древняя Русь / М.Н.Тихомиров. – М., 1975.

Публицистическая и историко-художественная литература.

Рыбаков, Б.А. Начальные века русской истории / Б.А. Рыбаков. – М., 1987.

Рассказы русских летописей. М., 1973.

Персоналии:

Андрей Юрьевич Боголюбский (1111? —1174 гг.) — князь владимиро-суздальский, сын великого князя киевского Юрия Долгорукого. Принимал активное участие в борьбе своего отца за Киевский престол. В 1155 г. получил в княжение Вышгород. В 1158 г. Ростов, Суздаль и Владимир одновременно объявили Андрея Юрьевича своим князем. Произошло это вопреки завещанию Юрия Долгорукого. Князь Андрей изгнал из Руси своих младших братьев и мачеху. Резиденцией Андрея Юрьевича и столицей Северной Руси стал город Владимир. С тех пор князья Владимирские стали именоваться Великими князьями. В 1169 г. Андрей Боголюбский захватил Киев и подверг его разорению. Попытка завладеть Новгородом, предпринятая в 1170 г. окончилась неудачей, хотя новгородцы и вынуждены были признать зависимость от суздальского князя. Большое внимание князь Андрей уделял строительству и украшению городов. Проводил жесткую и бескомпромиссную политику в отношении боярства, самовластно отдавал распоряжения удельным князьям. В 1174 г. убит в результате боярского заговора.

Всеволод Юрьевич Большое Гнездо (1154 - 1212 гг.) — великий князь владимирский с 1176 г. десятый сын Юрия Долгорукого, сводный брат Андрея Боголюбского. Имел большое потомство — 12 детей (в том числе 8 сыновей), поэтому получил прозвище «Большое Гнездо». Иногда в отечественной историографии называется Всеволд III. В 1162 вместе с матерью и братом был изгнан Андреем Боголюбским, уехал в Константинополь. После убийства Андрея одержал победу в междоусобной войне и занял великокняжеский престол. Время правления Всеволда — период наивысшего подъёма Владимиро-Суздальской Руси. В своем правлении опирался на новые города (Владимир, Переславль-Залесский, Дмитров, Городец), где боярство было относительно слабым и на младшую дружину. Успешно воевал с Волжской Булгарией, подчинил рязанских князей, установил контроль над Новгородом.. В 1190 принял под покровительство галицкого князя Владимира Ярославича, оказывал влияние на Киевское и Черниговское княжество. После смерти Всеволда между его сыновьями началась усобица за право княжить во Владимире.

Даниил Романович Галицкий (1201 — 1264 гг.) — князь (а с 1254 г. — 1-й король) галицко-волынских земель, политический деятель, дипломат и полководец, сын князя Романа Мстиславича, из галицкой ветви рода Рюриковичей. До 1221 г. вел борьбу за власть в Волынской земле с венграми и боярской оппозицией. В 1223 г. участвовал в сражении на р. Калка против монголо-татар. В 1238 г. Даниил Романович овладел Галичем, передав Волынь брату Васильку Романовичу, а затем занял Киев. Ведя упорную борьбу против княжеских распрей и засилья бояр и духовных феодалов, Даниил опирался на мелких служилых людей и городское население. Он содействовал развитию городов, привлекая туда ремесленников и купцов. При нём были построены Холм, Львов, Угровеск, Данилов, обновлён Дорогичин. Даниил Галицкий перенёс столицу Галицко-Волынского княжества из г. Галича в г. Холм. После вторжения монголо-татарских завоевателей в Юго-Западную Русь и установления зависимости от татар Даниил предпринимал энергичные меры для предотвращения новых вторжений, а также против усилившейся агрессии венгерских и польских феодалов. В 1245 г. в битве под Ярославлем Галицким войска Даниила разгромили полки венгерских и польских феодалов и галицких бояр, что завершило почти 40-летнюю борьбу за восстановление единства Галицко-Волынской Руси. Расчитывая на западных союзников для противостоянию Орде, согласился принять от папской курии в 1254 г. королевский титул. Время княжения Даниила Романовича было периодом наибольшего экономического и культурного подъёма и политического усиления Галицко-Волынской Руси.

Методические указания.

При изучении данной темы целесообразно особое внимание уделить проблеме развития феодальных отношений на Руси. Для этого необходимо обратить внимание на определения терминов «феодализм», «раннефеодальное государство», «феодальное общество» - в том числе, в виде проверки остаточных знаний, полученных в рамках школьного курса истории, подготовить проблемные вопросы в рамках семинарского занятия: если мы говорим о раннефеодальном государстве, то какие признаки феодального общества отсутствовали в Киевской Руси?; почему многие дореволюционные историки отрицали сам факт наличия феодальных отношений на Руси? Понимание специфической природы системы землевладения в Древней Руси, построенной на взаимоотношениях внутри правящей княжеской династии, осознание принципов наследования уделов в дальнейшем позволит лучше понять предпосылки распада Древнерусского государства. При определении последних особое внимание нужно уделить выделению субъективных и объективных предпосылок. Говоря о последствиях распада Древней Руси, наряду с традиционно называемыми отрицательными последствиями необходимо особо отметить положительные: сохранение этнического, религиозного и культурного единства Руси в рамках политической раздробленности, рост городов и развитие ремесел и культуры отдельных регионов, появление новых политических центров, которые в дальнейшем могли бы начать объединение русских земель.

Работа с документами:

Документ 1:

«Русская Правда» о кровной мести.

Если убьет свободный человек свободного, то за него мстит брат за брата, или сын за отца, или отец за сына, или сыновья брата и сестры; если кто из них не пожелает пли не может мстить, то пусть получит 40 гривен за убитого; если убитый будет русин, или гридин, или купчина, или ябетник, или мечник, если он изгой будет или словенин, то уплатить за него 40 гривен.

Вопросы:

1. Чем можно объяснить сохранение кровной мести на Руси к моменту образования государства?

2.Какой основной принцип был в то время положен в основу судопроизводства и возмещения убытков?

Документ 2.

Из «Поучения…» Владимира Мономаха.

...В дому своем не ленитесь, но сами смотрите за всем; не по­лагайтесь ни на тиуна, ни на отрока, чтобы не посмеялись приходящие «К вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим». Выйдя на войну, не ленитесь, не надейтесь на воевод, не угож­дайте питью, ни еде, ни спанью; стражу сами расставляйте и ночью, везде расставив караулы, около воинов ложитесь, а вста­вайте рано; да оружия не снимайте с себя второпях, не огля­девшись из-за лени, - от этого внезапно человек погибает. Остерегайтесь лжи и пьянства - от этого погибает душа и тело. Куда ни пойдете по своим землям, не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам пакости делать ни в селах, ни в полях, чтобы не начали вас проклинать. А куда ни пойдете, где ни остановитесь, везде напоите и накормите просящего. Больше всего чтите гостей, откуда бы он к вам ни пришел - простой ли человек, или знат­ный, или посол - если не можете одарить его, то угостите едой и питьем. Эти люди, ходя по разным землям, прославят челове­ка или добрым, или злым. Больного посетите, мертвого пойдите проводить, ведь все мы смертны. Не проходите мимо человека, не приветив его добрым словом. Жену свою любите, но не да­вайте ей над собой власти... Что знаете хорошего, того не за­бывайте, а чего не умеете, тому учитесь, как мой отец: он, дома сидя, изучил пять языков. 3а это уважают и в других землях. А леность - мать всему дурному, что и знает, то забудет, а чего не знает, тому не учится; вы же, поступая хорошо, не ленитесь ни на что доброе…­

Вопросы:

1. Какие качества Владимир Мономах считает необходимыми для князя, а какие вызывают у него осуждение?

2. Насколько сам Мономах соответствует описанному в «Поучении…» образу идеального князя-правителя? Какую информацию о его личных качествах можно почерпнуть из текста?

3. Почему столь много внимания в тексте уделяется вопросам морали и этики?

Документ 3.

«Повесть Временных лет» о Любеческом съезде князей.

В лето 1097. Пришли Свято­полк, и Владимир, и Давид Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег и собрались в Любече для устроения мира. И обращались к себе, говоря: «Зачем губим Русскую землю, сами на себя вражду воздвигая, а половцы землю нашу терзают на части и радуются, что между нами войны и доны­не. С этого времени соединимся в одно сердце и будем охра­нять Русские земли. Пусть каждый держит отчину свою... и на этом целовали крест: если кто пойдет на кого (войной), то на того будем все...», и, принеся клятву, разошлись восвояси...

Вопросы:

1.С какой целью князья договорились о совместных действиях? Какие последствия имело это решение?

2.Где в тексте можно найти подтверждение тезису о том, что Любечский съезд князей «узаконил» феодальную раздробленность Руси?

Документ 4.

Наши рекомендации