Экономическая эффективность использования человеческих ресурсов
þ Поскольку экономически эффективное использование человеческих ресурсов измеряется величиной соотношения результата работы и затрат на персонал, то все решения, принимаемые в сфере УЧР рассматриваются с точки зрения их влияния на результаты труда и величину затрат на персонал.
þ Изолированное рассмотрение этих двух величин обычно ведет к снижению экономической эффективности в целом и выражается в сознательном снижении производительности труда по сравнению с обычным уровнем производительности, включая количественный, качественный аспекты труда, а также так называемое “внутреннее увольнение”, когда работник формально является членом организации, но внутреннее теряет к ней всякий интерес.
þ Возможны абсентизм (работа не выполняется, а затраты на персонал сохраняются), текучесть (флуктация) персонала.
þ В результате отсутствия работника дополнительно к невыполненной работе прибавляются расходы на привлечение и наем нового сотрудника, его адаптацию и профессиональное обучение.
Социальная эффективность
- достигается устранением по возможности негативных моментов в процессе труда и наиболее полной реализацией преимуществ.
Отрицательные моменты, которые следует предотвращать:
þ ущерб, связанный с неблагоприятными условиями труда на рабочем месте, интеллектуальными и физическими недогрузками и перегрузками в процессе труда, стрессами, неблагоприятным графиком работы;
þ ущерб, наносимый здоровью и личности работника.
Преимущества, которые следует реализовать:
þ надежность рабочего места и обеспечение надлежащего уровня жизни;
þ возможности развития индивидуальных способностей;
þ определенную степень свободы и самостоятельности в принятии решений, установлении интенсивности выполнения работы и управлении рабочим временем;
þ признание результатов труда в организации и за ее пределами;
þ благоприятный социальный климат в организации.
Функции управления человеческими ресурсами.В сфере УЧР по-прежнему сохраняются большинство традиционных направлений УП и функций службперсонала (подбор персонала, адаптация, аттестация работников, решение проблем конфликта, стимулирование мотивации и др.)
Введение термина УЧР не означает появления принципиально нового направления управленческой деятельности в сфере работы с персоналом, но подчеркивает определенную (обычно высшую) стадию развития системы управления персоналом в организации.
Основные функции УЧР:
n функция формирования кадровой стратегии организации;
n определение количественных и качественных требований к персоналу на перспективу;
n исследование и маркетинг рынка труда;
n подбор и расстановка персонала;
n профессиональная адаптация;
n продвижение кадров, планирование и управление профессиональной карьерой, работа с резервом,
n оценка работы и аттестация персонала;
n обучение и развитие ЧР;
n стоимостная регуляцию поведения и др.
Функциональные блоки
1. Определениепотребности в ЧР
Планирование качественной потребности в ЧР.
Выбор методов расчета количественной потребности в ЧР.
Планирование количественной потребности в ЧР.
Обеспечение ЧР
Получение и анализ маркетинговой (в области ЧР) информации.
Разработка и использование инструментария обеспечения потребности в ЧР.
Отбор ЧР, деловая оценка.
Развитие ЧР
Планирование и реализация карьеры и служебных перемещений.
Организация и проведение обучения.
Использование ЧР
Определение содержания и результатов труда на рабочих местах.
Производственная социализация.
Введение персонала, его адаптация в трудовой деятельности.
Упорядочение рабочих мест.
Обеспечение безопасности труда.
Высвобождение персонала.
Мотивация результатов труда и поведения ЧР
Управление содержанием и процессом мотивации трудового поведения.
Управление конфликтами.
Использование монетарных побудительных систем: оплата труда, участие персонала в прибылях и в капитале предприятия.
Использование немонетарных побудительных систем: групповая организация и социальные коммуникации, стиль и методы руководства, регулирование рабочего времени.