ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ по дисциплине «ИСТОРИЯ». Часть А. Простые тесты с одним вариантом ответа.
Вариант 8.
Часть А. Простые тесты с одним вариантом ответа.
1. Метод, для которого характерно восстановление событий прошлого по их последствиям _______________:
а) ретроспективный в) сравнительный
б) типологический г) системный
2. Великий московский князь, который первым венчался на царство:
а) Иван Калита в) Борис Годунов
б) Симеон Гордый г) Иван Грозный
3. Век, в котором началась политическая раздробленность русских земель:
а) IX в. в) XIV в.
б) XII в. г) XV в.
4. Укажите, что не является особенностью реформ Петра I:
а) осуществление капиталистической модернизации
б) европейский характер преобразований
в) жесткий курс и быстрые темпы реформ
г) отсутствие системы в проведении реформ
5. Крестьяне, временно несущие повинности в пользу помещика, до перехода на выкуп:
а) черносошные в) временнообязанные
б) удельные г) государственные
6. Раскол РСДРП на большевиков и меньшевиков произошел на II съезде партии в:
а) 1898 г. в) 1903 г.
б) 1901 г. г) 1905 г.
7. Событие внешней политики, относящееся к 1920 гг.:
а) «Брусиловский прорыв» в) признание СССР Францией
б) Портсмутский договор г) пакт Молотова-Риббентропа
8.Черта, не характерная для политической системы СССР в 1930-е гг.:
а) мощный репрессивный аппарат
б) культ личности
в) господство партийной моноидеологии
г) идеологический плюрализм
9. Период «застоя» определяется как время:
а) полного согласия в обществе с проводимой в государстве политикой
б) ослабления роли партийно-государственного аппарата
в) разрешения создавать различные политические партии
г) развития кризисных явлений во всех сферах жизни общества
10. Российский ученый, лауреат Нобелевской премии 2000 года в области физики:
а) Б.Л. Пастернак в) С.П. Королев
б) Ж.И. Алферов г) М.С. Горбачев
Часть В. Сложные тесты (задания на соответствие двух элементов, установление правильного порядка ответов, выбор двух и более вариантов ответа).
Задание 1. Укажите правильное соответствие между именем и событием:
а) Дмитрий Донской 1) создание первого свода законов «Русская Правда»
б) Ярослав Мудрый 2) избрание царем на Земском Соборе
в) Иван Грозный 3) победа над монголами в Куликовской битве
г) Борис Годунов 4) введение заповедных лет
Задание 2. Расставьте события XVII-XVIII вв. в правильной хронологической последовательности:
а) принятие Жалованной грамоты городам
б) избрание на царство Михаила Романова
в) создание Святейшего синода
г) восстание под предводительством С. Разина
Задание 3. Установите правильное соответствие между фамилией и событием:
а) М.М. Сперанский 1) осуществление аграрной реформы
б) С.Ю. Витте 2) руководство тайной полицией в России
в) А.Х. Бенкендорф 3) разработка конституционного проекта
г) П.А. Столыпин 4) проведение денежной реформы
Задание 4. Расставьте события первой половины XX века в правильной хронологической последовательности:
а) принятие Декрета о мире
б) Кронштадтский мятеж
в) присоединение к СССР Западной Украины
г) разгром армии Колчака
Задание 5. Два вопроса, находящиеся в исключительной компетенции Президента РФ:
а) гарантирует соблюдение Конституции РФ
б) разрабатывает и представляет Думе федеральный бюджет
в) отправляет в отставку губернаторов
г) осуществляет управление федеральной собственностью
Часть С. Проблемное задание – комплексный анализ источника.
Из речи императора в Государственном совете:
«Дело об освобождении крестьян, которое поступило на рассмотрение Государственного совета, по важности своей я считаю жизненным для России вопросом, от которого будет зависеть развитие ее силы и могущества. Я уверен, что вы все, господа, столько же убеждены, как и я, в пользе и необходимости этой меры. У меня есть еще другое убеждение, а именно, что откладывать этого дела нельзя; почему я требую от Государственного совета, чтобы оно было им кончено в первую половину февраля… Вот уже четыре года, как оно длится и возбуждает различные опасения и ожидания, как в помещиках, так и в крестьянах. Всякое дальнейшее промедление может быть пагубно для государства…
Я надеюсь, господа, что при рассмотрении проектов, представленных в Государственный совет, вы убедитесь, что все, что можно было сделать для ограждения выгод помещиков, сделано…; но прошу только не забывать, что основанием всего этого дела должно быть улучшение быта крестьян…»
Из «Записок революционера» П.А. Кропоткина:
«Я читал и перечитывал манифест. Он был составлен престарелым московским митрополитом Филаретом напыщенным языком…
Но то была воля, без всякого сомнения, хотя и не немедленная. Крестьяне оставались крепостными еще два года… тем не менее, ясно было одно: крепостное право уничтожено и крестьяне получают надел. Им придется выкупать его, но пятно рабства смыто навсегда…
Восторженные сцены повторялись и на улице. Толпы крестьян и образованных людей стояли перед Зимним дворцом и кричали «ура!». Когда царь показался на улице, за его коляской помчался ликующий народ…
Где же были восстания, предсказанные крепостниками?... А между тем, кроме двух мест, где были возмущения, да небольших беспорядков, кое-где созданных главным образом непониманием, вся Россия оставалась спокойной – более спокойной, чем когда-либо».
Задание 1. Назовите точную дату принятия указанного в источнике манифеста:
а) 18 февраля 1855 г. в) 27 февраля 1917 г.
б) 19 февраля 1861 г. г) 23 февраля 1918 г.
Задание 2. Укажите два верных варианта фамилий государственных и общественных деятелей, связанных с крестьянской реформой:
а) А.А. Аракчеев, П.Н. Милюков
б) Я.И. Ростовцев, Ю.Ф. Самарин
в) М.М. Сперанский, П.И. Пестель
г) К.Д. Кавелин, митрополит Филарет
Задание 3. Укажите два негативных результата крестьянской реформы, используя текст источника и знания по курсу истории:
а) сохранение поземельной зависимости крестьян от помещиков в виде отработок
б) предоставление крестьянам права владеть имуществом и землей
в) тяжелые выкупные платежи ускорили разорение части крестьян
г) крестьяне получили юридическую и экономическую свободу