Структура и функции государства

Государство – это такой социальный феномен, который не поддаётся нашему непосредственному восприятию. Неудивительно, что самого понятия государства в современном понимании этого термина долгое время вообще не существовало. Поэтому общая теория государства, составляющая основу современных теоретических представлений о государстве, возникла достаточно поздно – в конце CIC в. Согласно этой теории государство представляет собой целостную систему, базовыми элементами которой являются: территория, население и государственная власть.

Территория составляет материально-природный субстрат государства. Само государство возникает, когда кровнородственные связи уступают место связям территориальным. Государственная территория – это определённая часть мирового пространства с чётко очерченными границами. Причём территория государства представляет собой не только определённую поверхность суши, но включает недра, воздушное пространство, территориальные воды. Во всех этих сферах государство сохраняет за собой исключительное господство и имеет право защищать их от внешнего вторжения со стороны других государств или частных лиц. Территория является средством сплочения населения, поскольку оно распределено на общем пространстве, а также средством его безопасности, поскольку границы защищают от внешних вторжений. Возникновение и исчезновение того или иного государства связано прежде всего с территорией. Типичный пример тому – новейшая история государственности Израиля и Палестины. Неслучайно поэтому территориальные споры являются источниками хронических международных конфликтов.

Население. Сам термин «население» – понятие демографическое. Под населением обычно понимается совокупность людей, совместно живущих на какой-либо территории. Однако государство объединяет не простую совокупность индивидов, а политическую общность, политическое единство людей, проживающих на определённой территории. Причём политическое единство одновременно характеризуется и как социокультурная целостность, где каждый индивид обладает чувством сопричастности, самоидентификации с определённой культурой, языком, историческим сознанием, коллективной психологией. Население в государстве интегрировано в единый народ, где взаимосвязь всех его членов обеспечивает институт гражданства или подданства. Вместе с тем понятие «народ» является наиболее общим родовым понятием. Оно объединяет разные социальные группы по этническому признаку. Первой исторически сложившейся этнической общностью людей, имеющей государственную форму организации, была народность. Так, например, в истории нашего государства, с образованием Киевской Руси, из различных восточнославянских союзов племен постепенно сложилась древнерусская народность.

В ходе исторического развития народностей (этносов) формируется нация, которая объединяется в национальное государство. На ускорение процесса формирования наций большое влияние оказывает развитие капитализма, рыночные отношения, способствующие интеграции соседствующих друг с другом этносов в единую национальную общность людей. Как правило, нация состоит не из одного, а из нескольких этносов. Нация обладает этническими чертами, которые выражаются в наличии единого (национального) языка, религии, общенациональной культуры и национальной психологии. Все эти признаки отражают принадлежность индивидов к единому сообществу, отличающемуся от других своей самобытностью и чувством коллективной солидарности. Кроме того, нация современного типа является еще и гражданской общностью людей, объединенных единой территорией. Поэтому сформировавшаяся нация обязательно организуется в государство. В то же время на национальной территории могут существовать и малые этнические общности (национальные меньшинства), имеющие в рамках современного национального государства право на свою национально-культурную автономию. Наглядными примерами современных наций-государств являются большинство стран Западной Европы, а также США, представляющую собой своеобразную полиэтничную нацию-государство.

Помимо нации понятие «народ» включает в себя и многонациональную общность людей. Однако в многонациональных государствах существует проблема внутреннего единства страны, поскольку в них, как правило, возникают и развиваются достаточно сильные сепаратистские тенденции. Одним из способов сохранения единства многонациональных сообществ является выбор федеративной формы государственного устройства. Однако это не всегда приводит к должному результату. Если центробежные процессы набрали достаточно большую силу, то остановить распад такой страны становится невозможным. Именно в силу этих причин распались бывшие социалистические федерации, созданные по национально-территориальному принципу: Советский Союз, Югославия, Чехословакия.

Власть – третий элемент государства. Государство обладает монополией на осуществление верховной власти в обществе. Это означает, что государственная власть стоит над любыми другими формами социальной власти и политическими силами, действующими на территории данного государства. Верховенство государственной власти проявляется прежде всего в том, что только она обладает монопольным правом на принятие важнейших решений и законов, обязательных для всех членов общества. Государственная власть осуществляется правящей элитой, которая, действуя от имени государства, принудительно навязывает свою волю с помощью юридических норм, применяя в случае их нарушения установленные законом санкции. Поскольку государственная власть носит обязательный, принудительный характер, она обладает всеми необходимыми ресурсами, в том числе монопольным правом на легальное применение силы, физического принуждения. Государственная власть также наделена правом на принудительное взимание налогов и иных сборов, которые обеспечивают как жизнедеятельность всех государственных структур, так и определённой части общества. Наконец, государственная власть носит институционализированный характер. В ходе эволюции социальной власти, государство появилось тогда, когда произошло отделение личной власти правителя от собственности на нее. В этом случае, хотя власть осуществляется каким-либо лицом (или группой лиц), она принадлежит государству как институту верховной власти. Говоря по-другому, не следует отождествлять людей, находящихся во главе государства и временно осуществляющих государственную власть, с самим государством, его институтами. Руководители государства приходят и уходят, а институционализированная власть государства остается.

Все три рассмотренных выше элемента государства замыкаются на понятии «государственный суверенитет». Суверенитет государства – это не отдельный элемент и даже не часть структуры. Государственный суверенитет является качественной характеристикой государства. Он выражает природу территориально-политического единства государства. В современной отечественной науке государственный суверенитет понимается как свойство и способность государства самостоятельно, без вмешательства извне, определять свою внутреннюю и внешнюю политику при условии соблюдения прав человека и гражданина, защиты прав национальных меньшинств, соблюдения норм международного права. Отсюда следует, что термин «государственный суверенитет» следует рассматривать в единстве его внутренней и внешней сторон. Государственный суверенитет, с одной стороны, означает полновластие государства, т. е. осуществление функций верховной власти в пределах государственной территории (внутренняя сторона суверенитета), с другой, – неподвластность, а значит, полную самостоятельность государства и его независимость по отношению к верховной власти любого другого государства (внешняя сторона суверенитета).

Мы рассмотрели структуру государства в наиболее общем, социально-философском аспекте. Государство с этих позиций понимается как единое территориально-политическое сообщество, объединённое под началом верховной власти. Необходимо отметить, что государство нельзя свести только к трехэлементной структуре, которая составляет основу, скелет единого органического целого, охватывающего не только существующие в настоящем субъекты и объекты государственной власти, но и все предшествующие поколения в их взаимосвязи и преемственности.

Политология рассматривает государство как главный политический институт, или, говоря по-другому, как особую организацию политической власти. С этой точки зрения государство выступает прежде всего как совокупность органов и учреждений законодательной, исполнительной и судебной ветвей единой государственной власти, каждая из которых выполняет свои специфические функции. В демократических государствах действует конституционный принцип «разделения властей», при котором все три ветви власти не просто специализируются на выполнении определённых функций и полномочий, но, сохраняя относительную самостоятельность, взаимно сдерживают, уравновешивают и контролируют друг друга.

Трём ветвям власти соответствуют государственные институты и органы, которые различаются по форме деятельности. В современных демократических государствах законодательная власть одновременно является представительной и осуществляется парламентами. Исполнительная ветвь власти реализуется исполнительно-распорядительными институтами и органами: президентом, премьер-министром, правительством, министрами, административными учреждениями. В структуру исполнительной ветви власти также входят специальные органы по охране правопорядка, государственной безопасности, руководство вооружёнными силами, надзорно-контрольными инстанциями и др. Судебная ветвь власти представлена системой судебных органов и институтом независимых и подчиняющихся только закону судей.

Вся эта разветвлённая и многоотраслевая структура государственных органов и учреждений должна быть строго упорядочена, организована для того, чтобы эффективно управлять обществом, поддерживать в нём стабильность и социальный порядок. Многообразие составных элементов организации государственной власти и управления обусловлено многофункциональностью государства как политического института. Функции государства – это основные направления деятельности всех государственных органов и структур по реализации стоящих перед государством целей и задач.

Все функции государства принято разделять на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся: экономическая, социальная, организаторская, правовая, политическая, образовательная, культурно-воспитательная.

Экономическая функция выражается в регулировании хозяйственной деятельности с помощью налоговой и кредитной политики, а также в создании стимулов экономического роста или осуществления санкций.

Социальная функция включает: удовлетворение потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья; осуществление социальной защиты престарелых, инвалидов, молодежи, безработных; страхование жизни, здоровья, собственности.

Организаторская функция выражается в использовании всей совокупности организаторских средств и возможностей для исполнения государственных решений.

Правовая функция включает обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественное отношение и поведение граждан, а также охрану существующего строя от разрушительных действий экстремистов.

Политическая функция связана с реализацией властных полномочий, сохранением политической стабильности в обществе, выработке политического курса, отвечающего потребностям и чаяниям широких слоёв населения.

Образовательная функция направлена на создание необходимых условий в образовательной сфере. Она призвана обеспечить доступность и непрерывность образования.

Культурно-воспитательная функция состоит в создании условий, необходимых для удовлетворения культурных потребностей населения, приобщения их к достижениям мировой культуры, возможности самореализации в обществе.

К внешним функциям государства относятся: защита интересов государства на международной арене; обеспечение обороны страны; развитие нормативных отношений и взаимовыгодного сотрудничества с другими странами; участие в межгосударственных интеграционных процессах и др.

Типы и формы государства

Под типологией в науке обычно понимается систематизация и классификация однопорядковых предметов, явлений, процессов. Типология государства основана на совокупности экономических и политических признаков, характерных для многих государств в определенную историческую
эпоху.

Как правило, типологизация проводится на основе того или иного научного подхода. Типология государств в советской науке проводилась с позиции марксистского формационного подхода. При таком подходе главным критерием являются социально-экономические признаки и прежде всего экономический базис, составляющий основу общественно-экономической формации. В зависимости от типа экономического базиса выделяются следующие типы государств: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический. Сильной стороной данной типологии является то, что она показывает чёткую модель поэтапного естественно-исторического развития государства на основе социально-экономических факторов.

Слабой стороной марксистской типологии, как и всего формационного подхода в целом, является однолинейность в понимании исторического развития государств, в то время как уже сам исторический процесс не подчиняется прямым линейным зависимостям и носит многовариантный характер. Но главное всё же не в этом. Любая типология должна отвечать одному непременному требованию – универсализму применяемых типологических единиц. Этого как раз и не хватает марксистской типологии государства. Например, в России, как и во многих европейских странах, не было рабовладельческого государства. Не знали такой тип государства и в большинстве стран Древнего Востока. Попытки К. Маркса и Ф. Энгельса выделить особый азиатский способ производства говорят о том, что они сами понимали несовершенство своей классификации.

Самым уязвимым звеном данной типологии является социалистический тип государства, который с марксистской точки зрения является последним в истории человечества. На этапе перерастания социализма в коммунизм государственная форма организации должна постепенно исчезнуть и уступить место общественному самоуправлению.

Как мы видим, жизнь полностью опровергла эту концептуальную схему. Поэтому марксистская формационная типология государства в современной науке признана устаревшей. Место ее сегодня заняли другие типологические схемы. Одна из них – цивилизационная типология государств. В основе этой типологии лежит цивилизационный подход, согласно которому основной структурной единицей исторической эволюции человечества является цивилизация. С позиции данного подхода цивилизация представляет собой особый тип социокультурного развития, основа которого составляет не столько социально-экономические признаки, сколько особенности менталитета того или иного социума. Соответственно каждому типу цивилизации присущ определенный тип государства.

В контексте цивилизационного подхода обычно выделяют два основных типа цивилизации: западный и восточный, которым соответствуют европейский и азиатский типы государства. Каждый из этих типов представляет собой предельно обобщенный (абстрактный) образ государства, присущий в разные исторические эпохи реально существовавшим и существующим государствам Европы, Америки и Азии.

Европейский тип государства характеризуется противопоставлением государства по отношению к обществу. Этот тип государства возникает как сила, отделенная от общества и в определенной мере противостоящая ему. Однако в процессе исторического развития общество постепенно подчиняет государство как институт власти своим интересам, устанавливает контроль за деятельностью государственной власти, не допуская тем самым чрезмерного вмешательства властных структур в общественную жизнь.

Азиатский тип государства возник намного раньше европейского. Он вырос и сформировался на основе архаических родо-племенных, общинных институтов и традиций. В азиатском типе социума не существует четкой границы между государством и обществом, между социальной и политической сферами. Государство здесь абсолютно довлеет над обществом, подчиняя общественные интересы государственным.

Сильной стороной цивилизационной типологии государства является то, что в ней выделены факторы особенностей социокультурного развития того или иного типа цивилизации. Отсюда проистекает универсализм данной типологизации. Вместе с тем цивилизационная типология государства имеет и слабые стороны. Прежде всего, само понятие цивилизации достаточно аморфно, поскольку ее основополагающие признаки (ценности и идеалы, массовая психология, особенности культуры и др.) не поддаются сколько-нибудь точному рациональному объяснению. Отсюда отсутствие чётких критериев типологизации. Кроме того, два основных типа государства имеют предельно обобщённые характеристики, не дающие адекватного представления о процессах развития государственности той или иной цивилизации.

В последнее время в отечественной политологии, социологии и других общественных науках всё чаще применяется классификация исторических типов обществ, в которой в какой-то мере учитываются недостатки формационного и цивилизационного подходов. По уровню развития все исторически существовавшие (и существующие) общества подразделяются на три типа: архаический, традиционный и современный. Каждый из этих типов наделяется определенными, характерными и для западного, и для восточного общества признаками. Определённому типу общества соответствует свой тип государства.

Архаические государства представляют собой протогосударственные политические образования, выросшие из института вождизма эпохи так называемой военной демократии. Протогосударственные политические институты ещё не были отделены от самого общества и в своей деятельности опирались на основные общинные формы власти (народное собрание, совет старейшин и др.). Власть вождя, вначале выборная, позже закрепилась в форме монархического, а нередко деспотического правления. Профессиональное войско, возглавляемое вождём (монархом), олицетворяло его (монарха) силу и могущество. Поскольку протогосударственные объединения постоянно воевали друг с другом, наряду с административными и судебными обязанностями, важнейшей функцией вождя (монарха) являлась военная функция. Вождя нередко наделяли мистическими сакральными чертами, и его власть обретала, согласно теории легитимного господства М. Вебера, харизматический тип легитимности. К государствам архаического типа относятся и древнегреческие города-государства (полисы).

Традиционный тип государства соответствовал эпохе доиндустриального развития общества. Согласно марксистскому формационному подходу, традиционный тип государства существовал в эпоху феодализма. Общественные отношения базировались на основе сложившихся вековых устоев и традиций. Государство здесь доминирует над обществом. Отрицается равноправие людей, отсутствуют права и свободы личности. Политическая власть монополизирована в руках одного из аристократических родов и осуществляется в форме авторитарного монархического правления. Власть в традиционном государстве поддерживается на основе традиционного типа легитимности.

Современный тип государства. К этому типу относятся далеко не все государства, существующие в настоящее время. Небольшая часть государств современного типа существует уже несколько столетий; другие сформировались в CC в.; третьи формируются на наших глазах. Однако для какой-то части существующих сегодня государств – это вопрос будущего.

Что же представляет собой тип современного государства? Прежде всего необходимо отметить, что тип современного государства порождён революционной эпохой Нового времени. Причём в отличие от первых двух типов государств, которые как бы органично вырастали одно из другого в ходе естественной эволюции общества, современное государство формируется как объект сознательной человеческой деятельности на этапе достаточно зрелого развития социума.

Современное государство приходит на смену сословному, партикуляристскому государству. Этот тип государства соответствует так называемому свободному обществу, достигшему определённой степени зрелости, самостоятельности и относительной независимости от государства. Такое общество принято называть гражданским. Поскольку в гражданском обществе высшей ценностью признаётся личность, её права и свободы, государство призвано в первую очередь защищать свободу, безопасность и достоинство отдельно взятой личности, создавать необходимые условия для её самореализации.

Поэтому современное государство по своей сути может быть только демократическим и только правовым. Такое государство представляет собой реальное воплощение идей и принципов конституционализма. Правовое государство – это такой тип государства, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. В основе концепции правового государства заложена идея гарантированного социального порядка, а также защищенности граждан прежде всего от произвола властей. Взаимоотношения между государством, обществом и личностью определяются и регулируются конституцией, законодательно закрепляющей приоритет прав человека, которые не должны нарушаться законами государства или его действиями. Каждый гражданин в правовом государстве защищен нормами права; он четко знает свои права и обязанности. Поэтому государственный и общественный порядок в демократическом правовом государстве характеризуется господством права и верховенством закона.

Важнейшим принципом правового государства является равенство всех людей перед законом. Причем это касается не только обычных граждан, но и законодателей. Представители государственной власти, издающие закон, сами обязаны его уважать и соблюдать до тех пор, пока он продолжает действовать, хотя законодатели правомочны пересмотреть и даже отменить этот закон. Правовое государство отличает принцип невмешательства государства в дела гражданского общества, который обеспечивается механизмами контроля над институтами государства, недопущением усиления его властного могущества. Правовое демократическое государство отличает принцип разделения властей, препятствующий концентрации власти и превращению государства в «Левиафана» – чудовище, олицетворяющее силу и могущество. В правовом государстве существует независимый суд, призванный защищать примат права над властью. Государственная власть в правовом государстве формируется путём свободных демократических выборов и поддерживается на основе легально-рационального типа легитимности.

Современное государство является не только правовым, но и социальным, т. е. таким государством, которое стремится к реализации принципа социальной справедливости. Деятельность социального государства направлена на обеспечение каждому гражданину достойных условий жизни. Такое государство в первую очередь обеспечивает защиту и государственную поддержку социально незащищенным слоям населения. Оно стремится также к сглаживанию экономического и любого другого социального неравенства, чтобы не допустить резкой поляризации общества, чреватой острыми социальными конфликтами и потрясениями. Таким образом, основной целью социального государства является поддержание стабильного социально-экономического положения граждан, социального мира и гражданского согласия в обществе.

Все три рассмотренных выше типа государства (как, впрочем, и все остальные), пользуясь терминологией М. Вебера, являются идеальными типами, т. е. существуют в виде абстракций и редко встречаются в чистом виде в социальной действительности. В реальной политической практике, как правило, имеется множество промежуточных подтипов, которые в той или иной степени приближаются к выделенным выше типам государства. И всё же данную типологию можно считать более универсальной, поскольку она не противоречит цивилизационной типологии и соотносится с ней.

Помимо исторической типологизации государства существуют и другие типологические схемы. Основанием для типологии могут выступать режимы правления. Отсюда выделяются такие типы государств как авторитарный, тоталитарный и демократический. Критерием классификации могут служить приоритетные функции государства. В этом случае можно выделить типы: военное (полицейское) государство, правовое, социальное. Существуют и другие критерии для классификации государств, редко используемые в политической науке.

Государства различаются между собой и по способу организации политической власти. Организация, устройство и реализация политической власти выражаются в понятии «форма государства». Форма государства включает в себя следующие элементы: форму правления, форму государственного устройства, политический режим.

Формы правления

Форма правления характеризует способ организации верховной власти, порядок образования её органов, их взаимоотношения между собой и населением. Исходя из формального источника организации государственной власти, существуют две формы правления: монархия и республика.

Монархия (от греч. monarchia – единовластие) – это форма правления, при которой власть одного человека передаётся по наследству, осуществляется бессрочно и не зависит от воли населения. Монархические формы правления бывают неограниченными и ограниченными. В исторической практике существовало две разновидности неограниченных монархий – восточная деспотия и абсолютизм. Деспотия как форма единовластного правления представляет собой ничем не ограниченную, бесконтрольную власть одного человека, не стеснённую никакими формальными правилами или законами. Восточная деспотия является самой древней в истории человечества формой правления, которая характерна для азиатского типа государства. Восточная деспотия на протяжении тысячелетий существовала в таких странах Древнего Востока, как Египет, Вавилон, Китай, Индия. Характерной чертой восточной деспотии является не только ничем не ограниченное правление одного человека, но и религиозный культ верховного правителя: фараона, царя или императора.

Абсолютизм как форма монархического правления представляет собой не ограниченную никакими легальными органами или должностными лицами единоличную власть монарха. Абсолютизм характерен для европейских стран эпохи позднего Средневековья и Нового времени. В Европе этот период времени связан с процессом формирования наций и национальных государств. Поэтому главной особенностью абсолютных монархий в Европе является усиление централизации государства и концентрация всей полноты власти в руках монарха. Для решения задач по управлению государством в период абсолютизма создается профессиональный бюрократический аппарат, а для поддержания режима формируется сильная постоянная армия. Классическим примером абсолютизма в Западной Европе является правление Людовика CIVво Франции (вторая половина CVII–нач. CVIII в.), которому принадлежит известная фраза: «Государство – это я». В России эпоха абсолютизма начинается с правления Петра I.

Несмотря на неограниченность полномочий, абсолютные монархи в позднефеодальной Европе были связаны религиозными (христианскими) и нравственными нормами, просветительскими идеями, международными договорами и обязательствами, а также внутренним законодательством. Этим европейский абсолютизм отличается от восточной деспотии, правилом для которой был ничем не ограниченный произвол.

Во многих учебниках по политологии в качестве примеров абсолютных монархий, существующих в современных условиях, приводятся некоторые арабские страны: Саудовская Аравия, Оман, Катар. В этой связи следует отметить, что, действуя в духе времени, эти страны в настоящее время начали медленное, постепенное движение по пути реформирования своих политических систем. Здесь создаются консультативные представительные органы (предпарламенты), принимаются «конституции», которые, правда, не ограничивают власть монарха, однако с этими институтами и основными законами монарх уже не может не считаться и действовать только по своему усмотрению. Особая роль в Саудовской Аравии, Омане и других арабских странах принадлежит семье монарха, которая решает вопросы о престолонаследии и при необходимости может заставить монарха отречься от престола. Всё это свидетельствует о том, что монархическую форму правления в этих странах уже нельзя считать классическим абсолютизмом.

Ограниченная монархия. История европейской государственности знает так называемую сословно-представительную форму монархического правления, которая исторически предшествовала эпохе абсолютизма и была связана с процессом преодоления политической раздробленности феодальных государств. Характерная особенность сословно-представительной монархии – это сочетание сильной монархической власти с выборными сословными учреждениями: кортесами в Испании, Генеральными штатами во Франции, парламентом в Англии. В России такая форма правления возникла в период правления Ивана Грозного, однако наибольшее развитие сословно-представительная монархия получила в первой половине ХVII в. Органами сословного представительства в России были Боярская Дума и Земский собор. Все эти сословно-представительные органы, выполнявшие законосовещательные функции, в определённой мере ограничивали власть монарха.

В значительно большей степени единоличная монархическая власть ограничена в так называемых дуалистических монархиях, в которых исполнительная власть полностью принадлежит монарху, а назначаемое им правительство не подотчетно парламенту, хотя последний мог в определенной мере (например с помощью депутатских запросов) контролировать деятельность правительства. Законодательная власть в дуалистической монархии разделяется между парламентом и монархом. Примером подобной формы правления была Пруссия. В России революционные события 1905–1907 гг. побудили самодержавие перейти к формированию дуалистической монархии, основные принципы которой были изложены в Манифесте 17 октября 1905 г. и в Основных государственных законах 1906 г. Согласно этому законодательству, в России создавался парламент, состоящий из двух палат – Государственной Думы и Государственного Совета. Причем ни один закон не мог войти в силу без утверждения его обеими палатами парламента. Основными государственными законами предусматривалось обязательное утверждение законопроектов монархом, который обладал также правом законодательной инициативы.

В настоящее время в большинстве государств, имеющих монархическую форму правления, существует ограниченная конституционная (парламентская) монархия. Примерами стран с конституционно-монархическим правлением являются: Великобритания, Испания, Швеция, Дания, Нидерланды, Япония. С точки зрения режима правления конституционная монархия является современным демократическим типом государства. Верховная власть здесь принадлежит не монарху, а парламенту, который не только разрабатывает и принимает законы, но также формирует исполнительную власть, утверждает премьер-министра, ответственного перед парламентом или одной из его палат. Монарх при данной форме правлений «царствует, но не правит». Он лишён возможности действовать самостоятельно и все исходящие от него акты обычно подготавливаются правительством и в конечном итоге утверждаются премьер-министром либо парламентом. Без этого они не имеют юридической силы.

Республика (от лат. respublica – общественное дело) – это такая форма правления, при которой источником власти признаётся народ, высшие органы власти формируются путём выборов на определённый срок и тем самым зависят от воли избирателей. В истории государственности европейских стран существовали различные формы республиканского правления: Римская рабовладельческая республика (509–27 гг. до н. э.); вольные города-государства эпохи Средневековья (Генуя, Флоренция, Бремен, Любенс, Новгород, Псков); бывшие колонии, добившиеся независимости (Североамериканские штаты); федеративные республики (США, ФРГ); советские республики (СССР) и др.

Все республиканские формы правления подразделяются на недемократические (антидемократические) и демократические. К недемократическим республикам CC в. относятся государства с авторитарными (диктаторскими) президентскими режимами правления. В этих странах формально сохраняется видимость демократических процедур выборов главы государства, членов парламента и других органов, однако у власти, как правило, оказываются одни и те же персоны. Примером тому могут служить режимы: Ж. Мобуту в Заире (Конго) в 1960 г., «чёрных полковников» в Греции в 1967 г., А. Пиночета в Чили в 1973 г. Примерами форм антидемократического республиканского правления являются режимы личной власти Сталина и Гитлера в СССР и Германии в 30-е годы прошлого века.

В настоящее время большинство стран относятся (либо относят себя) к демократическим республикам. В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчётно и подконтрольно, республики подразделяются на три основные разновидности: президентская, парламентская и смешанная (полупрезидентская). Черты сходства и различия этих трёх форм республиканского правления представлены в следующей таблице.

Таблица

Президентская республика Полупрезидентская республика Парламентская республика
Президент – глава государства и глава правительства Президент – глава государства, разделяет высшую исполнительная власть с главой правительства Президент – глава государства. Исполнительная власть принадлежит главе правительства
Правительство ответственно перед президентом и не ответственно перед парламентом Правительство ответственно перед парламентом и частично перед президентом. Президент не ответственен за действия правительства Правительство ответственно только перед парламентом. За действия правительства ответственен не президент, а глава правительства
Президент назначает членов правительства Президент назначает главу правительства из числа лидеров наиболее влиятельных партийных политических фракций в парламенте и по рекомендации главы правительства назначает других членов правительства
Президент по собственному усмотрению увольняет членов правительства Президент может уволить главу правительства при определённых условиях. По рекомендации главы правительства президент увольняет членов правительства Президент не может по собственному усмотрению уволить главу правительства. По рекомендации главы правительства президент увольняет членов правительства
Президент имеет право вето на законы, принятые парламентом Президент не имеет права вето на законы, принятые парламентом
Президент является верховным главнокомандующим вооружёнными силами Президент формально может быть верховным главнокомандующим, но фактически эту функцию осуществляет министр обороны, подотчётный главе правительства
Президент по своему усмотрению определяет внешнеполитический курс своег

Наши рекомендации