Ультрарадикальные и националистические идеологии и организации
Радикализм (от лат. radix — корень) определяют как стремление к решительным методам и действиям (террор, насилие), направленным на коренное переустройство существующего политического порядка. Следовательно, радикалы всегда находятся в оппозиции к власти. Тем более это относится к ультрарадикалам (от лат. ultra – сверх, т. е. в данном случае крайняя степень радикализма).
Радикалы и ультрарадикалы отличаются не только от умеренной, лояльной оппозиции; различаются они и между собой: среди них есть как крайне левые, так и крайне правые. Первые представлены анархистами, вторые — фашистами.
Анархизм (от греч. anarchia — безвластие) — это леворадикальное движение, имеющее целью освобождение человека от любых форм власти, и прежде всего от власти государственной. Главная его (человека) ценность — свобода, которая понимается как возможность всегда и везде руководствоваться в своих действиях лишь собственными убеждениями, поступать
согласно голосу своей совести.
Либералы и коммунисты в теории также выступают за свободу, но на практике они постоянно приносят ее в жертву политической целесообразности и экономической необходимости. Для анархистов же свобода — это
не только цель, но и средство.
В зародышевом виде идеи анархизма содержались еще в трудах античных и средневековых мыслителей. Однако первым его настоящим теоретиком стал английский литераторУ. Годвин (1756–1836). Именно он в своей книге «Исследование о политической справедливости» (1793) сформулировал понятие «общество без государства», которое легло в основу концепции анархизма.
Книга эта была задумана как критика на «Размышления о Французской революции» Э. Берка, но получила самостоятельное значение. Годвин исходил из мысли о всемогуществе человеческого разума. Лишь внешние обстоятельства, порочность среды мешают людям наладить свою жизнь. Порочность же общественной системы состоит в том, что она опирается на насилие и частную собственность. Призванное охранять и защищать собственников государство есть зло, и оно должно быть уничтожено вместе со всеми его законами и правом частной собственности. Новый строй, по убеждению Годвина, должен быть анархическим, т. е. позволяющим существовать отдельным, ни от кого и ни от чего не зависящим личностям, которые станут жить за счет своего труда и объединяться в мелкие общины на добровольных началах.
Дальнейшее развитие идей У. Годвина привело к выделению в анархизме нескольких направлений.
Анархо-синдикализм. Основоположником его считается французский общественный и политический деятельП. Ж. Прудон (1809–1865). В своих трудах «Что такое собственность?» (1840), «Философия нищеты» (1846) и др. он доказывал, что главная причина зла, торжествующего в обществе, — в несправедливом обмене. Отсюда вытекало его знаменитое определение «Собственность — это кража». Оно понравилось многим, в том числе и тем, кто хотел лишить собственников их имущества, не останавливаясь перед насилием. Но сам Прудон ориентировался исключительно на мирные средства достижения справедливости. По его мнению, для этого нужно организовать безденежный, эквивалентный обмен товарами (услугами), превратив всех людей в работников, обменивающихся равным количеством труда.
Последователи Прудона, идеи которого стали особенно популярны в конце XIX — начале XX в., считали, что достичь этой цели можно опираясь на так называемые «рабочие ассоциации» (синдикаты). Объединив всех трудящихся, которые составляют большинство населения, синдикаты в один прекрасный день «отменят» государство, политическую власть и создадут общество, руководимое федерацией синдикатов, ведающей производством и распределением продуктов.
Анархо-индивидуализм. Главным его теоретиком является немецкий философМ. Штирнер (1806–1856). В книге «Единственный и его собственность» (1844) он утверждал, что любая человеческая личность («Я») самодостаточна, и отвергал все формы давления на нее. Индивид, согласно Штирнеру, должен искать не социальную, а свою собственную свободу, поскольку за каждым социальным образованием скрываются эгоистические интересы отдельных лиц. «Нет надобности показывать на примере любого дела, которое нам хотят навязать, что всякий раз речь идет о чужом, а не о нашем благе», — писал он. И делал вывод: «Долой же все, что не составляет вполне Моего. Вы полагаете, что моим делом должно быть, по крайней мере, «добро»? Что там говорить о добром, о злом? Я сам — свое дело, а я не добрый и не злой. И то и другое не имеет для меня смысла. Божественное — дело Бога, человеческое — дело человечества. Мое же дело не божественное и не человеческое, не дело истины и добра, справедливости, свободы и т. д., это исключительно мое и это дело не общее, а единственное — так же, как и я — единственный. Для Меня нет ничего выше Меня».
Анархо-коммунизм. Виднейшими его теоретиками и основоположниками былиМ. Бакунин (1814–1876), которого, правда, часто относят к анархо-коллективистам, отделяя их от анархо-коммунистов, но это в нашем случае не существенно, иП. Кропоткин (1842–1921). Оба они были выходцами из старинных русских дворянских родов и оба посвятили себя революционной деятельности: участвовали в нелегальной работе, сидели в тюрьмах, бежали за границу.
Незадолго до смерти, в 1873 г., Михаил Бакунин написал самую известную свою книгу — «Государственность и анархия». В ней он показал, что любое государство — это зло. Оно исторически необходимо на определенном этапе развития человечества, но в конечном счете должно быть уничтожено, причем безоговорочно и сразу. В противном случае оставленная «на время» и урезанная в правах бюрократия восстановит свое господство над народной массой в полном объеме, и все вернется «на круги своя». Идеал Бакунина — общество, организованное на принципах самоуправления, автономии и свободной федерации индивидов, общин, провинций и наций на началах социализма. Принцип Бакунина: свобода без социализма — это несправедливость, социализм без свободы — это рабство.
Много лет проживший в эмиграции потомок смоленских князей, бывший камер-паж императора Александра II Петр Кропоткин пытался обосновать анархизм, опираясь на научные данные. В своих книгах («Современная наука и анархия», «Взаимная помощь среди людей и животных как двигатель прогресса» и др.) он доказывал, что «биологически» в людях заложено стремление к сотрудничеству, а отнюдь не к соперничеству друг с другом. Всякая же борьба за власть, по его мнению, неизбежно вырождается в произвол и насилие. Поэтому переход к федерации свободных общин, базирующихся на коммунистических принципах производства и распределения продуктов, согласно Кропоткину, возможен лишь через революционное разрушение всего того, что разъединяет людей, — государственной власти и частной собственности.
В XIX в. идеи анархизма получили распространение в ряде стран Западной Европы (особенно во Франции, Италии, Испании, Швейцарии) и в США. В 1872 г. Бакунину даже удалось создать свой Анархистский интернационал. В конце XIX — началеXX в. анархисты организовали многочисленные покушения на представителей власти, а в 1930-х гг. сыграли значительную роль в борьбе против фашистов (например, в Испании). Последняя вспышка их явной активности пришлась на конец 60-х годов прошлого века, когда они фактически возглавили потрясшие Европу (прежде всего Францию) выступления молодежи и студентов против сложившегося там общественного порядка.
Многочисленные, но разрозненные группировки анархистов действуют на Западе и сегодня, однако не столь громко, как раньше. В основном они или призывают бойкотировать различного рода выборы, или поддерживают неполитические природоохранные движения (так называемых зеленых). В Латинской Америке и в Японии анархисты нередко выступают вином качестве — как участники экстремистских акций.
Анархизм в России проявлялся в разном обличье. Были, например, анархо-террористы («безмотивцы»), уничтожавшие (без объяснения причин, мотивов) государственные учреждения и конкретных носителей власти —
от рядовых жандармов и шпиков до губернаторов и министров; были анархо-христиане («толстовцы»), которые, отказываясь участвовать в делах
государства (служить в армии и т. д.), принципиально отрицали любое
насилие.
В октябре 1917 г. матросы-анархисты но главе с А. Железняковым (будущий «партизан Железняк») вместе с большевиками штурмовали Зимний дворец, свергая Временное правительство, а уже в 1918 г. появились так называемые пананархисты, отказавшиеся подчиняться советской власти и выдвинувшие лозунг всеобщей и немедленной анархии.
Позднее образовалось течение анархо-универсалистов, которые, придя к выводу, что идеи анархизма не могут реализоваться в рамках одной страны, сделали ставку на мировую революцию.
После гражданской войны усилилось движение анархо-кооператоров. Одни из них защищали нэпманов, выступали за свободное соревнование идей и партий. Другие, наоборот, занялись грабежом и опустились до уровня обычных уголовников.
В конечном счете как политическое явление анархизм перестал существовать в СССР фактически уже к середине 20-х гг. XX в. Одни анархисты стали коммунистами (Г. Котовский. Д. Фурманов), другие боролись против них и были уничтожены или эмигрировали (например Н. Махно).
Вновь анархисты появились в нашей стране в конце 80-х гг. прошлого века в виде разных кружков и клубов. Самой крупной организацией стала учрежденная в мае 1989 г. Конфедерация анархо-синдикалистов (КАС). Тогда анархисты находились в оппозиции к власти КПСС, потом перешли в оппозицию к режиму Ельцина.
Фашизм (от лат. fasio — пучок, связка, объединение) — это правоэкстремистское политическое движение, объявляющее высшей ценностью нацию и ставящее целью установление сильной государственной власти, которая бы контролировала все сферы жизни общества и самого человека.
Традиционно выделяются разные формы фашизма (немецкий, итальянский, испанский), но все они в той или иной степени характеризуются некоторыми общими чертами. Теоретически эти черты выражены в многочисленных (40 томов) статьях и речах Б. Муссолини, в книге А. Гитлера «Моя борьба», в высказываниях Й. Геббельса, А. Розенберга и др. На практикеже в разных странах преобладали разные черты. Отсюда и определенное различие, позволяющее говорить об итальянском «фашизме», немецком «нацизме», испанском «фалангизме» и т. д. Но все это лишь разные формы одного и тогоже явления, которое обычно называют просто — фашизм.
Важнейшей составной частью фашистской идеологии является принцип вождизма. «Жизнь можно уложить в три тезиса: борьба — всему голова, добродетель — голос крови, а главное и решающее — это вождь», — писал Гитлер. Вождь может называться по-разному, но суть от этого не меняется: власть должна находиться в руках одного человека (в Германии — фюрер, в Италии – дуче, в Испании — каудильо и т. д.), от которого его помощники получают полномочия в иерархическом порядке. Каждый из них обязан безоговорочно подчиняться своему непосредственному начальнику, но при этом имеет неограниченную власть по отношению к нижестоящим в пределах своей компетенции. Власть вождей (фюреров) распространяется на все стороны общественной и личной жизни. «Человек должен признавать авторитет. На этом покоится принцип вождизма и общности. Раса и кровь сами по себе еще не создают общности... Поэтому фюрер, который воплощает авторитет нашего общества, для нас неприкасаем. Фюрер нации стоит выше критики для любого немца на вечные времена... Никто не имеет права задаваться вопросом: прав ли фюрер и верно ли то, что он говорит? Ибо то, что говорит фюрер, всегда верно», — утверждал один из ближайших соратников Гитлера
Р. Лей.
Другими характерными чертами фашизма являются расизм, национализм и антисемитизм. Согласно теории А. Розенберга, вся история человечества — это история борьбы двух рас: иудейско-сирийско-римской и арийско-нордической. В основе различий этих двух расовых типов, кроме биологических факторов, лежат разные ценности. Арийцы, нордические народы — это гордые рыцари «долга и чести». Южные народы, иудейско-сирийско-римская раса, на первый план выдвинули такие качества, как «любовь к ближнему и смирение, покорность и аскетизм». Другие же народы (например славянские) Розенберг относил к «промежуточным расовым образованиям». Их историческая судьба, заявлял он, будет решена в итоге борьбы двух основных рас.
Рассуждая в этом же духе, Гиглер провозглашал расу основой развития человечества. Носителем лучших человеческих качеств для него была арийско-нордическая раса, верхним слоем которой являлся германский народ (нация). Все остальные, по его мнению, были испорчены «инорасовыми» примесями, породившими в них «отрицательные качества». Так, если немцы находились на вершине расовой пирамиды, то скандинавы и зараженные «духом торгашества» англичане стояли ниже их, еще ниже — французы и испанцы, затем — итальянцы и румыны… Среди азиатских народов избранной расойобъявлялись японцы, за ними шли индийцы, затем корейцы, китайцы… В самом основании расовой пирамиды были арабы и, наконец, на дне, за пределами понятия «пригодных для жизни» рас, — евреи, то есть «недочеловеки», раса безнадежно испорченная и отравляющая другие, жизнеспособные расы, а потому подлежащая физическому истреблению.
Значение расы, по Гитлеру, настолько велико, что даже государство имеет по отношению к ней служебный характер. «Государство — это всего лишь путь к цели. Его цель и назначение — обеспечить существование расы… Государство — только сосуд, а раса — содержание этого сосуда», — говорил он.
Марксизм и интернационализм Гитлер рассматривал как порождение еврейского духа, а приход к власти в России большевиков отождествлял с мировым еврейским заговором. Отсюда вытекало его стремление уничтожить все, что с этим связано. При этом, однако, фашисты не выступали против социализма. Только старались представить его явлением, не имеющим ничего общего ни с марксизмом, ни с интернационализмом. Их «социализм» носил национальный характер, т. е. принцип справедливости они распространяли только на представителей своей нации. Так, партия немецких фашистов именовалась НСДАП (Национал-социалистская немецкая рабочая партия), а ее официальный флаг — красный, с белым кругом и черной свастикой (красный цвет символизировал социализм, белый круг — национальные идеалы, а свастика – борьбу за торжество арийской расы).
Общим для всех форм фашизма был метод пропаганды, который коротко можно определить словом «популизм», т, е. использование политического невежества, обычного для широких народных масс.
Перечисленные черты далеко не исчерпывают содержания такого сложногоявления, как фашизм (к ним можно добавить, например, мистицизм, шовинизм, милитаризм и т. д.), но их вполне достаточно для того, чтобы дать представление о его сути.
В настоящее время он сохранился в виде неофашизма, который фактически исповедует те же идеологические и политические взгляды, проповедует культ насилия и пытается решать те же задачи. В Германии на этих позициях стоит Национал-демократическая партия (НДП), в Испании — Национальный альянс (НА), во Франции — Национальный фронт (НФ) и т. д.
В некоторых странах неофашисты добиваются значительных успехов на парламентских выборах и даже входят в правительство. Правда, порою это вызывает резкий протест общественности, что произошло, в частности, в феврале 2000 г. в Австрии.
Первые попытки создания русской фашистской партии принадлежат выходцам из эмигрантов и относятся еще к началу 1930-х гг. (А.А. Вонсяцкий, К. В. Родзаевский).
Сейчас в фашизме обвиняют друг друга самые разные российские политики. Это считается оскорблением, которое наказывается в судебном порядке. В то же время отсутствие четкого правового определения понятия «фашизм» позволяет фактически легально действовать целому ряду по существу фашистских организаций.
Наиболее известной среди них является партия Русское национальное единство (РНЕ) во главе с А. Баркашовым. Она была довольно популярна среди определенной части молодежи, временами участвовала (или пыталась участвовать) в выборах — обычно не под собственным своим названием, а в составе какого-либо блока.
С 2002 г. действует НДПР (Национально-Державная партия России). Руководители ее (Б. Миронов, А. Севастьянов, С. Терехов) открыто заявляют о необходимости освобождения страны от «жидовского рабства» и не протестуют, когда эту партию определяют как «нацистскую».
Явные элементы фашистской идеологии присутствуют в деятельности и программных установках Национал-большевистской партии (Э. Лимонов).
Самостоятельного политического значения эти партии, несмотря на временами поднимаемый вокруг них шум, не имеют. Тем не менее опасность распространения фашистской идеологии в Российской Федерации вполне реальна. И связана она, прежде всего, с тем униженным положением, вкотором очутилась Россия (и русская нация) на рубеже XX – XXI вв.
Последнее обстоятельство делает российское общество особенно восприимчивым к националистической идеологии. Отрицая крайности фашизма, многие в то же время весьма сочувственно относятся к попыткам создания партий, ориентированных на национальное возрождение.
Опыт свидетельствует, что кризис коммунизма и распад государств в современном мире (в том числе и СССР) сопровождается ростом национализма. По сути дела, это единственная идеология, которая, практически не изменившись, перешла в XXI в. из XIX и XX вв.
Устойчивость национализма объясняется рядом причин, среди которых нужно выделить следующие:
1) в условиях глобализации именно эта идеология дает возможность людям сохранить необходимую им национальную идентичность;
2) эта идеология всегда легко находит образ врага, обязательный для консолидации общества (например в виде представителей какой-либо иной нации);
3) идеология национализма оказывается чрезвычайно гибкой и легко вступает в сочетание со всеми другими идеологиями, которые часто не могут найти между собой точек соприкосновения (национализм сочетается как с консерватизмом, так и с либерализмом и даже с коммунизмом). Примером организации националистического толка, вбирающей в себя и общие ценности, и отдельных приверженцев других идеологий (от консерваторов до коммунистов), является недавно сформированная партия «Евразийский Союз».