Роль органов внутренних дел в обеспечении
Административно - правового режима
Чрезвычайного положения
В связи с особыми функциями органов внутренних дел в условиях административно-правового режима чрезвычайного положения возникает опасность чрезмерного ущемления прав, свобод и законных интересов граждан, не оправданного реальной тяжестью обстановки. Во избежание этого требуется детальная правовая регламентация общественных отношений в сфере обеспечения безопасности в чрезвычайных условиях.
Правовое регулирование общественных отношений в сфере обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях носит комплексный характер и интегрирует нормы различных отраслей права. Это обусловлено широтой общественных отношений, складывающихся при чрезвычайных ситуациях. Для регулирования и упорядочения требуется использование многообразных методов, свойственных различным отраслям права. Вместе с тем отношения, возникающие при осуществлении исполнительной и иной деятельности по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях, в значительной мере регулируются нормами административного права1.
Конституция Российской Федерации, Закон РСФСР «О милиции», Закон РФ «О безопасности», Закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Закон РФ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», Закон РСФСР «О чрезвычайном положении», другие федеральные законы, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, составляют правовые основы деятельности органов внутренних дел в чрезвычайных ситуациях.
Наряду с нормами внутреннего законодательства составной частью российской правовой системы, согласно Конституции Российской Федерации, являются общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации о сотрудничестве и оказании взаимной помощи в
См.: Коренев А.П. Административное право России: 4.2. - М., 1997
области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Закон РСФСР «О милиции», Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов внутренних дел, определяют также их задачи и функции в условиях чрезвычайных ситуаций.
Для обеспечения безопасности в условиях чрезвычайного положения в Российской Федерации сформирована система субъектов обеспечения национальной безопасности. На федеральном уровне в данную систему входят следующие органы управления указанной деятельностью. Президент Российской Федерации, которому непосредственно подчинены Совет Безопасности Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, которые участвуют в обеспечении общественной безопасности, это - МВД РФ, ФСБ РФ, ФМС РФ, МЧС РФ, ФПС РФ, МО РФ и др. На региональном и местном уровнях систему обеспечения безопасности составляют соответствующие структуры органов власти и управления, действующие в пределах предоставленных им законом прав и полномочий с учетом разделения компетенции федеральных, региональных и местных субъектов управления. Целью функционирования указанной системы являются создание и поддержание необходимого уровня безопасности государства, общественных институтов, защиты прав и свобод, жизни и здоровья граждан, а также защиты собственности.
Органы внутренних дел относятся также и к числу органов государственной власти, обеспечивающих охрану прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения, которые, заметим, специально уполномочены для выполнения таких задач. Из-за специфики служебных задач и функций для них отводится едва ли не j самая важная роль при введении режима чрезвычайного положения.
Анализ содержания указанных правовых норм показывает Л что в обязанности сотрудников милиции входит не только принятие! неотложных мер по спасению людей, но и оказание им первой ме-| дицинской помощи. Для эффективной реализации этого правоЕ предписания необходима высокая профессиональная, в том числе ! медицинская подготовка, а также соответствующее обеспечение экипировка нарядов милиции.
Особое значение имеет правовая норма, обязывающая милицию принимать и регистрировать заявления, реагировать на сообщения и иную поступающую информацию об административных правонарушениях, о преступлениях и событиях, угрожающих личной безопасности граждан или общественной безопасности, и принимать по ним меры, предусмотренные законодательством. При получении информации обо всех случаях возникновения угрозы (как при явлениях субъективного - преступлений, так и объективного характера -авариях, стихийных бедствиях и др.), рассматриваемым нормативным предписанием, милиция обязана оперативно реагировать и принимать предусмотренные законом меры.
В федеральных законах и нормативных актах МВД РФ содержатся конкретные обязанности и права милиции общественной безопасности, ее служб и подразделений по обеспечению общественного порядка и безопасности в чрезвычайных ситуациях, которые кроме этого вытекают из нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Органы власти республик, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органы местного самоуправления могут принимать решения в соответствии с Конституцией Российской Федерации и КоАП РСФСР по вопросам охраны общественного порядка, если они не урегулированы КоАП РСФСР, а также по вопросам борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями и эпизоотиями.
В случае введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайного или военного положения согласно Положению о Министерстве внутренних дел Российской Федерации МВД участвует в обеспечении правового режима, в осуществлении мероприятий единой государственной системы предупреждения и устранения чрезвычайных ситуаций, а также в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотии. Внутренние войска и органы внутренних дел привлекаются для проведения неотложных мероприятий по спасению людей, охране имущества, оставшегося без присмотра, обеспечению общественного порядка при ликвидации последствий крупных аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий, массовых беспорядков и иных чрезвычайных ситуаций за пределами мест их дислокации и обслуживаемых ими территорий, а также при проведении межрегиональных и иных специальных операций и мероприятий. В этих случаях МВД
РФ осуществляет оперативное управление силами и средствами органов внутренних дел и внутренних войск, организует разработку и осуществляет комплекс мер по выполнению мобилизационных заданий и мероприятий гражданской обороны, повышению устойчивости работы органов внутренних дел и внутренних войск в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время.
Министр внутренних дел России вносит предложения Президенту Российской Федерации по обеспечению общественного порядка, охраны жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности на территории России или в отдельных ее регионах, где введено чрезвычайное положение, по привлечению дополнительных сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск1.
Так выглядит система нормативных актов, регулирующих при наступлении чрезвычайных ситуаций деятельность органов внутренних дел, милиции по обеспечению общественной и личной безопасности граждан.
Анализируя задачи и функции, которые выполняют органы внутренних дел при обеспечении правового режима чрезвычайного положения, можно увидеть, что в этом участвуют практически все подразделения, так как деятельность органов внутренних дел в таких условиях весьма широка и многообразна (административная, оперативно-розыскная, уголовно-процессуальная, профилактическая и др.). С помощью разнообразных методов каждая служба МВД РФ участвует в решении этих задач непосредственно на своих участках работы. Таким образом, реальное обеспечение прав и свобод граждан и их интересов складывается из усилий всех служб Министерства. Тем не менее, для органов внутренних дел именно административная деятельность является основной при осуществлении режима чрезвычайного положения.
Во-первых, эта деятельность носит государственный правовой характер, то есть от имени государства осуществляется органами внутренних дел.
Во-вторых, органы внутренних дел могут применять меры государственного принуждения для исполнения распоряжений, данных
См. подробнее: Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (с последующими изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 1996. № 30. Ст. 3605.
в рамках своей компетенции, на основании и в порядке, установленных законом и вытекающих непосредственно из правовой природы режима чрезвычайного положения, что необходимо в условиях данного режима, особенно вводимого по основаниям криминогенного характера.
В-третьих, эту деятельность можно назвать подзаконной, то есть осуществляемой в строгом соответствии с целями и в пределах, определяемых в данном случае Законом «О чрезвычайном положении», и на основе и для исполнения других законов и правовых актов.
В-четвертых, административная деятельность органов внутренних дел в отличие от других видов государственно-властной деятельности в условиях чрезвычайного положения носит исполнительно-распорядительный характер. Для успешного осуществления своих функций по обеспечению этого режима, охране прав и свобод граждан органы внутренних дел наделяются распорядительскими полномочиями, предусматривающими возможность принятия мер административного воздействия к нарушителям правового режима чрезвычайного положения.
Правомерное «ущемление» административно-правового статуса физических лиц, выступая в качестве средства осуществления режима чрезвычайного положения, послужило основанием для выделения особой формы административно-правового регулирования, специфика которой заключается в характере правового воздействия на правоотношения в условиях чрезвычайного положения и выражается в установлении режима административно-правовых ограничений. При расширении компетенции государственных органов они приобретают возможность определенным образом изменить характер принудительного воздействия на физических и юридических лиц. В условиях чрезвычайного положения действие предписаний об ограничении прав и свобод распространяется не на конкретных лиц, а на население всей территории - в данных условиях такой вид регулирования становится преобладающим.
Деятельность органов внутренних дел в условиях чрезвычайного положения характеризуется рядом специфических особенностей. Во-первых, они являются специальными органами государства, деятельность которых направлена на поддержание установленного общественного порядка и необходимой безопасности граждан Во-вторых, органы внутренних дел имеют в своей структуре все не-
обходимые подразделения (службы) для выявления и пресечения противоправных действий в процессе организации и практического осуществления мер, обеспечивающих общественный порядок и безопасность граждан в условиях чрезвычайного положения. В-третьих, осуществление борьбы с противоправными явлениями непосредственно касается значительного числа граждан, проживающих в зоне чрезвычайного положения. В-четвертых, органы внутренних дел, предупреждая и пресекая в данных условиях административные правонарушения и преступления, тем самым способствуют обеспечению и защите основных прав и свобод граждан1.
Основными задачами органов внутренних дел, в соответствии с Законом «О чрезвычайном положении», являются:
- охрана государственного, общественного и личного имущества, оставшегося без присмотра;
- спасение людей и имущества, а также защита населения от угрожающей опасности;
- оказание необходимой помощи пострадавшим и обеспечение скорейшего перехода к нормальной жизнедеятельности;
- восстановление и поддержание установленного общественного порядка, предупреждение, пресечение преступлений и иных противоправных действий.
Органы внутренних дел, в зависимости от оснований введения режима чрезвычайного положения, обеспечивают выполнение следующих мер ограничительного характера:
- организуют режим комендантского часа, то есть запрет находиться на улицах и в иных общественных местах в установленное время суток без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность;
- обеспечивают особый режим въезда и выезда граждан;
- на объектах, обеспечивающих жизнедеятельность населения данного региона, усиливают охрану общественного порядка;
- вводят особые правила пользования связью, временно изымают у граждан огнестрельное и холодное оружие и боеприпасы, а у предприятий, учреждений и организаций - также и учебную военную технику, радиоактивные, взрывчатые, сильнодействующие химические и ядовитые вещества и материалы;
См. на эту тему: Гончаров И.В. Обеспечение основных прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения. - М., 1999. 90
- запрещают отдельным гражданам покидать на установленный срок определенную местность, свою квартиру; выдворяют нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности, за их счет к месту своего постоянного пребывания или за пределы местности, где объявлено чрезвычайное положение;
- ограничивают движение транспортных средств и проводят их досмотр;
- проверяют документы в местах скопления граждан, а в исключительных случаях, при имеющихся данных о наличии у гражданоружия, осуществляют личный досмотр, досмотр вещей, жилища.
Роль органов внутренних дел в обеспечении охраны правопорядка, личной и общественной безопасности резко возрастает при возникновении чрезвычайных ситуаций не только криминогенного, но и природного и техногенного характера. Стихийные бедствия, крупномасштабные аварии и катастрофы являются благоприятными факторами для преступного поведения так же, как и социальные конфликты криминогенного характера.
В вышеперечисленных случаях права человека на жизнь, здоровье, неприкосновенность жилища, честь и достоинство подвергаются прямой угрозе и вызывают необходимость принятия со стороны правоохранительных органов конкретных мер по их защите.
В условиях чрезвычайного положения усложняется выполнение органами внутренних дел задач по обеспечению и защите прав и свобод граждан вследствие известного роста количества правонарушений, необходимости спасения большого числа людей, дезорганизации деятельности сложившейся социальной инфраструктуры. Но кроме возложенных на органы внутренних дел задач в связи с обеспечением режима чрезвычайного положения на подведомственной им территории, они продолжают выполнять свои обычные функции, определенные Законом РФ «О милиции». Это свидетельствует о том, что органы внутренних дел в условиях чрезвычайного положения обладают полномочиями наиболее значительными из всех государственных органов, осуществляющих и обеспечивающих указанный режим, и в то же время на них возлагается основная нагрузка по его обеспечению1.
См.: Хазанов С.Д. Правомерное ограничение административно-правового статуса граждан в условиях чрезвычайного положения // Правоведение 1991. С. 59-63.
Органы внутренних дел в деятельности по обеспечению режима чрезвычайного положения, охране и защите прав и свобод граждан используют основные формы работы: правовые (нормотворчество и правоприменение) и неправовые (организационные), то есть специальные внутриорганизационные и иные функции.
В условиях чрезвычайного положения нормотворческая деятельность органов внутренних дел заключается прежде всего в выработке специальных правовых норм, их совершенствовании, изменении, дополнении, отмене, то есть в создании ведомственных нормативно-правовых актов, которые направлены на совершенствование регулирования деятельности конкретных служб и подразделений в данных условиях.
Кроме того, существуют нормативно-правовые акты МВД, регулирующие общие проблемы упрочения законности, соблюдения прав и свобод граждан, следования профессиональной этике.
Важнейшей составляющей юридической деятельности органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения служит применение норм права. Правоприменительная деятельность носит в таких условиях в основном охранительный характер.
Это объясняется спецификой складывающихся общественных отношений в зоне чрезвычайного положения, особенностями правового режима.
В чрезвычайных ситуациях, особенно криминогенного характера, в условиях дезорганизации деятельности инфраструктур, дестабилизации общественно - политической обстановки, неурегулированности (особенно на первоначальном этапе) процесса движения населения правоприменение со стороны органов внутренних дел в значительной степени подчинено задачам правоохраны, то есть предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений, производству по делам об административных нарушениях административно-правового режима чрезвычайного положения.
В период чрезвычайного положения могут быть установлены следующие меры: ;
- особый режим въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения по территории, где введено чрезвычайное положение;
- усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения;;
92 :
- введение цензуры, ограничение свободы печати и других средств массовой информации. До отмены чрезвычайного положения допускается временный арест печатной продукции, а также временное изъятие звукоусиливающих технических средств и множительной аппаратуры;
- приостановление после соответствующего предупреждения деятельности политических партий, общественных объединений и массовых движений, препятствующих нормализации обстановки;
- введение запрета на проведение собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, а также иных массовых мероприятий, забастовок;
- ограничение движения транспортных средств и их досмотр. Для выполнения задач обеспечения особого правового режима могут вводиться следующие меры:
- установление комендантского часа;
- проверка документов в местах скопления граждан, а в отдельных случаях, при имеющихся данных о наличии у граждан оружия, - личный досмотр, досмотр вещей, жилища и транспортных средств;
- ограничение или запрещение продажи оружия, ядовитых веществ, спиртных напитков; в некоторых случаях допускается временное изъятие у граждан огнестрельного и холодного оружия и боеприпасов, ядовитых и взрывчатых веществ, а у предприятий, учреждений и организаций - также и учебной военной техники и радиоактивных веществ;
- выдворение нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности, к месту их постоянного проживания либо за пределы территории, на которой введено чрезвычайное положение, за их счет и др.
Применение данных мер на части территории России не должно влечь за собой изменения полномочий органов государственной власти, прав общественных объединений, а также прав и обязанностей граждан в других местностях и в стране в целом. При возникновении чрезвычайной ситуации для органов внутренних дел, особенно для милиции, усложняются задачи и увеличивается объем их функций, которые условно можно разделить на три группы.
Первая группа:
- обеспечение безопасности граждан и общественной безопасности, охрана общественного порядка во время крупных произ-
водственных аварий, катастроф; при стихийных бедствиях (землетрясение, ураган, наводнение); радиационных, токсических заражениях местности; крупных пожарах (промышленных, торфяных, лесных); обнаружении взрывоопасных предметов, боеприпасов и разминировании местности; проведении карантинных и других мероприятий во время эпидемий, эпизоотии, экологических катастроф;
- участие в проведении иных специальных мероприятий (операций) по обеспечению безопасности граждан и общественной безопасности, в том числе за пределами места постоянной дислокации подразделений органов внутренних дел и др.
Вторая группа:
- участие в предупреждении, пресечении и устранении массовых нарушений общественного порядка (массовых беспорядков),которые угрожают общественной и личной безопасности граждан;
- розыск и задержание вооруженных и особо опасных преступников (в том числе совершивших побеги из мест лишения свободы); преступников, захвативших заложников;
- пресечение деятельности (разоружение и ликвидация) незаконных вооруженных формирований;
- поиск и задержание преступников, пытающихся захватитьили захвативших воздушное, морское судно и иной транспорт, военную технику, вооружение, другие важные объекты;
- участие в мероприятиях по разблокированию местности;
- участие в проведении иных специальных мероприятий(операций), в том числе по обеспечению безопасности граждан иобщественной безопасности за пределами мест постоянной дислокации подразделений органов внутренних дел и др.
Третья группа:
- организация спасения людей и принятие неотложных мер по обеспечению их безопасности;
- оказание пострадавшим и находящимся в беспомощном состоянии первой медицинской помощи;
- участие в проведении эвакуации населения и ценностей; охрана имущества, оставшегося без присмотра; охрана важных объ-ектов и систем жизнеобеспечения населения районов, пострадавших от чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение беспрепятственного проезда скорой медицинской помощи, техники, аварийно-восстановительных, спасательных]и ремонтных формирований; I
I
- учет потерь населения и регистрация вынужденных переселенцев (беженцев);
- эвакуация лиц, находящихся в специальных учреждениях органов внутренних дел;
- содействие проведению иных мероприятий по ликвидации негативных последствий чрезвычайных ситуаций и восстановлению нормальных условий жизни и деятельности населения.
В целом перечисленные выше функции являются общими функциями органов внутренних дел в условиях чрезвычайных ситуаций; что не исключает возможности возникновения иных дополнительных обязанностей, обусловленных особенностями той или иной чрезвычайной ситуации.
В чрезвычайных ситуациях обеспечение безопасности строится на основополагающих принципах - положениях, идеях, определяющих содержание, а также организацию деятельности соответствующих служб и подразделений органов внутренних дел. Одно из ведущих мест среди них занимают социально-правовые принципы, закрепленные в Конституции Российской Федерации, федеральных законах, актах о правовом положении государственных органов, общественных организаций и граждан, которые отражают объективные закономерности общественного развития.
Согласно ст. 3 Закона РФ «О милиции» деятельность милиции строится в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности. Милиция во взаимодействии с другими государственными органами, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами решает стоящие перед ней задачи.
Организационные и тактические принципы, являющиеся производными от социально-правовых, определяют основы организации и деятельность аппаратов и подразделений органов внутренних дел. Их применение имеет большое практическое значение. Они помогают сообразовываться с конкретными условиями обстановки и приходить к правильным управленческим решениям.
Обеспечение безопасности граждан и общественной безопасности в целом - это единая правовая природа и сфера применения организационных и тактических принципов деятельности органов внутренних дел, органически взаимосвязанных и дополняющих друг друга в процессе практического использования.
Комплексный подход к организации обеспечения безопасности; единоначалие и персональная ответственность; готовность сил и средств к действиям в экстремальных условиях; территориальный; отраслевой; готовность сил и средств и другие составляют организационные принципы деятельности органов внутренних дел.
В организации деятельности органов внутренних дел по обеспечению безопасности граждан и общественной безопасности в чрезвычайных ситуациях принцип комплексного подхода предполагает осуществление комплекса организационных мер, которые направлены на предупреждение и пресечение правонарушений, повышение эффективности воздействия на правонарушителей и устранение последствий чрезвычайных ситуаций.
В обстановке чрезвычайной ситуации применение данного принципа определяется:
- учетом комплекса факторов, которые непосредственно влияют на состояние общественного порядка, общественной и личной безопасности граждан;
- необходимостью координации сил и средств различных подразделений и служб органов внутренних дел в решении задач по обеспечению безопасности личности, общества и государства;
- потребностью в согласованности воздействия на общественные отношения, составляющие общественную и личную безопасность граждан, на комплекс причин и условий, способствующихсовершению правонарушений.
В обычных условиях (обстоятельствах) в деятельности органов внутренних дел указанный принцип реализуется при осуществлении планов комплексного использования сил и средств, а в чрезвычайных ситуациях - в специальных планах МВД, ГУВД, УВД, гор-райлинорганов. Данный принцип предопределяет организацию совместного использования основных, дополнительных и приданных сил органов внутренних дел и обусловливает комплексность тактики их применения в проведении мероприятий, направленных на достижение единой цели - обеспечения безопасности.
Территориальный принцип показывает, что определенные аппараты, службы или подразделения органа внутренних дел закреплены за соответствующей территорией, которая чаще всего совпадает с административно - территориальной или национально - территориальной единицей. С помощью указанного принципа осуществляется работа с учетом местных условий, поддерживается тесный
контакт подразделений милиции с другими службами, совместно решаются вопросы укрепления общественной безопасности и борьбы с преступностью на улицах-и в иных общественных местах. В обычных условиях данный принцип в процессе обеспечения общественного порядка и безопасности конкретизируется, например, в организации несения службы патрульно-постовыми нарядами.
Отраслевой принцип прослеживается в специализации служб, подразделений, отдельных нарядов и сотрудников милиции по определенным направлениям работы. Наглядным примером данной специализации могут служить подразделения милиции специального и особого назначения, а также созданные на базе строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции в ряде городов России специализированные патрульные группы для борьбы с более распространенными видами правонарушений. Данные группы включают в свой состав сотрудников дорожно-патрульной службы ГИБДД, уголовного розыска, отделов по борьбе с экономическими преступлениями и др. Специализация служб, подразделений и нарядов дает возможность сотрудникам органов внутренних дел глубже изучить задачи и усвоить методы, приемы и способы обеспечения общественного порядка и безопасности, борьбы с правонарушениями в чрезвычайных ситуациях.
Принцип единоначалия и персональной ответственности реализуется в соответствии с требованиями уставов и приказов МВД РФ и является основным условием слаженности и четкости действий подразделений и отдельных сотрудников. Его значение особенно возрастает в экстремальных условиях, когда от быстроты принятия и исполнения решений зависит выполнение служебных задач, а в исключительных случаях и личная безопасность сотрудников органов внутренних дел и граждан.
В деятельности органов внутренних дел немаловажную роль играет принцип готовности их сил и средств к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций. Его осуществление предполагает необходимость заблаговременного проведения комплекса организационных мероприятий: создание специальных органов управления, разработку специальных планов, подготовку личного состава и техники к действиям в условиях чрезвычайной обстановки.
В систему тактических принципов деятельности органов внутренних дел в чрезвычайных ситуациях входят: комплексное использование сил и средств; сосредоточение основных усилий на
7-580
97
важнейших направлениях и в решающий момент; мобильность; предупредительно-профилактическая направленность; активность, внезапность и адекватность действий; взаимодействие и согласованность в ходе оперативных и режимных мероприятий, маневр силами и средствами.
Перечисленные выше принципы целесообразно считать одинаково важными, несмотря на то, что практически их значение в зависимости от обстоятельств может меняться. В одних условиях оперативной обстановки определяющее значение могут иметь одни принципы, а в иных - другие. К примеру, принцип внезапности действий при ликвидации последствий стихийных бедствий не будет высокоэффективен, но при проведении специальной операции по задержанию вооруженного преступника он приобретет первостепенное значение. В то же время универсальность принципа комплексного использования сил и средств не снижается при различных обстоятельствах.
Как тактический принцип комплексное использование сил и средств означает целенаправленную и согласованную деятельность аппаратов, подразделений и нарядов органов внутренних дел, которая осуществляется в тесном взаимодействии с приданными дополнительными силами, а также с другими службами и органами.
Значительное влияние на улучшение оперативной обстановки при осуществлении охраны общественного порядка и обеспечении общественной и личной безопасности граждан в «горячих точках» оказывает комплексное применение сил и средств подразделений и нарядов милиции, службы противопожарной безопасности, внутренних войск, органов федеральной службы безопасности, задействованных для проведения специальных операций, а также других служб и органов.
Обязательным условием реализации мероприятий предупредительно-профилактической направленности является своевременное выявление и устранение обстоятельств и причин, способствующих совершению преступлений и других правонарушений, снижению возможных негативных последствий.
В чрезвычайных ситуациях, вызванных явлениями природно-биологического свойства (стихийными бедствиями, эпидемиями, крупными пожарами, эпизоотиями), использование этого принципа приобретает первостепенное значение, так как в этих условиях он
полностью соответствует основным целям и задачам органов внутренних дел.
Способность к немедленному перемещению в районы чрезвычайных ситуаций, развертыванию в оперативные порядки и осуществлению мер по обеспечению общественного порядка и безопасности, оказанию неотложной помощи пострадавшим, ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф, аварий является принципом мобильности и подвижности сил и средств милиции и других служб органов внутренних дел. Мобильность обеспечивается использованием средств передвижения (водного, автомобильного, железнодорожного и воздушного транспорта), а также соответствующей подготовкой личного состава.
Принцип активности включает инициативу, интенсивность, быстроту и настойчивость в ходе выполнения мероприятий с целью реализации принятых решений. Этот принцип имеет особое практическое значение в деятельности органов внутренних дел по обеспечению общественной безопасности как в обычных, так и в чрезвычайных условиях. Его использование гарантирует эффективность действий нарядов и подразделений, направленных на выявление и своевременное пресечение правонарушений, устранение обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан. В этом и состоит практическое значение и сущность данного принципа для служб и подразделений органов внутренних дел.
Внезапность действий заключается в неожиданном для правонарушителей применении сил и средств по месту, времени, формам и методам. Практическое использование данного принципа имеет особую значимость для организации службы в условиях чрезвычайного положения, особенно в районах действий незаконных вооруженных формирований и других преступных групп. Он применяется с учетом конкретной обстановки, имеющихся возможностей и возникшей необходимости.
Как тактический принцип адекватность действий означает применение определенных форм, методов, приемов и средств воздействия на правонарушителей, которые соответствуют содержанию, характеру и степени опасности их противоправных действий, с целью обеспечения общественного порядка, личной безопасности граждан и общественной безопасности.
Согласованность и взаимодействие в ходе режимных и оперативных мероприятий основаны на регулярном обмене информа-
7* 99
цией с сотрудниками оперативных и других служб и подразделений органов внутренних дел, а также с определенными ведомствами, учреждениями, организациями и службами, к примеру, с органами санитарно-эпидемиологического надзора, экологического контроля, и
ДР-
Применение указанного принципа в деятельности органов внутренних дел, на наш взгляд, наиболее актуально при ликвидации последствий чрезвычайных происшествий, вызванных явлениями социального характера. К их числу относятся опасные преступления, создающие для сил, задействованных в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, экстремальные условия.
Маневрирование силами и средствами заключается в организованном и своевременном их сосредоточении в местах, где складывается напряженная ситуация, с целью их обширного использования. Маневр реализуется с учетом сложившейся обстановки высокой боеготовностью и мобильностью подразделений и нарядов на наиболее важных участках, перераспределением сил и средств, образованием подвижных резервов, наличием бесперебойной проводной и радиосвязи. В условиях быстро меняющейся оперативной обстановки, а также при разрешении внезапно возникших задач в связи со стихийными бедствиями, массовыми беспорядками и другими чрезвычайными ситуациями и происшествиями маневр приобретает особое значение.
В деятельности органов внутренних дел реализация организационных и тактических принципов позволяет обеспечить подразделения и личный состав высокой боевой готовностью к действиям по охране общественного порядка и обеспечению общественной и личной безопасности граждан в чрезвычайных ситуациях.