Органы управления внутренними делами

Министерство внутренних дел Российской Федерации (М ВД России), согласно Положению о нем, утвержденному Указом Президента от 18 июля 1996 г. является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности, реализации функций органов внутренних дел и внутренних войск МВД России.

Министерство возглавляет систему органов внутренних дел, в которую входят: министерства внутреннихдел республик; главные управления, управления и отделы внутренних дел краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов,

1 С'З РФ. 199S. Na3S.Ci.4S06.

2 СЗ РФ. 1996. М> 30. Сл. 3605; 1997. № 36. Ст. 4133; I99S. № 17. Ст. 1915; Ni> 43. Ст. 5333.

Схема 37. Организация управления в области внутренних дел

районов, городов, районов в городах, закрытых административно-территориальных образований; управления внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте; управления (отделы) на особо важных и режимных объектах; региональные управления по борьбе с организованной преступностью; Государственная противопожарная служба; территориальные органы управления учреждениями с особыми условиями хозяйственной деятельности и иные подразделения, предприятия, учреждения и организации.

В целях координации усилий страны с другими государствами в борьбе с преступностью Правительство утвердило 5 января 1995 г. Положение о представителях МВД России в зарубежных государствах1. Эти представители выполняют возложенные на них задачи в государствах пребывания под руководством глав дипломатических представительств России.

В систему МВД России входят внутренние войска, состоящие из округов, соединений, частей, органов управления внутренними войсками.

Деятельность осуществляется Министерством во взаимодействии с органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, а также с соответствующими органами иностранных государств.

Основными задачами Министерства являются:

разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности;

организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, раскрытию и расследованию преступлений;

руководство органами внутренних дел и внутренними войсками;

совершенствование нормативной правовой основы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, обеспечение законности их деятельности;

совершенствование работы с кадрами, их профессиональной подготовки, обеспечение правовой и социальной защищенности сотрудников и военнослужащих системы Министерства.

В соответствии с этими задачами Положением подробно определены функции и полномочия Министерства.

Задачи и функции других органов внутренних дел и внутренних поиск регламентируются рядом нормативных правовых актов: Законом

1 С3 РФ. 1995. №3. Ст. 194.

РСФСР от 18 апреля 1991 г. «О милиции» (с изменениями и дополнениями от 31 марта и 6 декабря 1999г.) 1, Положением о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента от 12 февраля 1993 г.2, Федеральным законом от 6 февраля 1997 г. «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»3, Положением о Главном командовании внутренних войск Министерства внутренних дел Росс-сийской Федерации, утвержденным Указом Президента от 3 марта 1999 г.4, и другими нормативными актами.

Кратко остановимся на некоторых видах административной деятельности органов внутренних дел и внутренних войск.

Милиция представляет собой важнейшую составную часть МВД России. Ее задачи: обеспечение безопасности личности; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений; охрана общественного порядка и общественной безопасности; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов. Милиция защищает права и свободы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Ей запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Она не имеет права собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Она обязана обеспечить лицу возможность ознакомления с документами и материалами, в которых непосредственно затрагиваются права и свободы, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Федеральным законом от 6 декабря 1999 г. «О внесении изменений и дополнений в статью 10 Закона Российской Федерации «О милиции» на милицию возложены также обязанности оказывать содействие в пределах своих полномочий депутатам, кандидатам в депутаты, должностным лицам власти, избирательным комиссиям, комиссиям рефе

1 Ведомости РСФСР. 1991.№ 16. Ст. 503; 1993, № 10. Ст. 360; № 32. Ст. 1231; ОРФ. 1996. № 25. Ст. 2964; 1999. № 14. Ст. 1666; № 29. Ст! 369$: № 49. Ст. 5905.

2 САПП РФ. 1993. №7. Ст. 562.

3 СЗ РФ. 1997. №6. Ст. 711.

4 СЗ РФ. 1999. № 10. Ст. 1182.

рендума, представителям общественных объединений в осуществлении ими законной деятельности, принимать меры по пресечению нарушений в ходе избирательной кампании, при подготовке и проведении референдума.

Милиция подразделяется на криминальную и общественной безопасности (см. схему 38).

Основными задачами криминальной милиции являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно, организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц.

Криминальная милиция имеет службы: уголовного розыска; борьбы с экономическими преступлениями; борьбы с организованной преступностью; борьбы с незаконным оборотом наркотиков; органы предварительного следствия и другие подразделения по борьбе с преступностью.

Основными задачами милиции общественной безопасности являются обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, охрана собственности, общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, розыск отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности.

Милиция общественной безопасности подчиняется МВД России, а также органам исполнительной власти субъектов Федерации. К ней относятся: патрульно-постовая служба; служба участковых инспекторов; Государственная инспекция безопасности дорожного движения; служба вневедомственной охраны; паспортно-визовая служба; дниен-знонно-разрешительная служба; дежурные части, отряды милиции особого назначения; другие службы (например, в некоторых районах страны подразделения экологической милиции).

Милиция общественной безопасности обязана: выявлять обстоятельства, способствующие совершению преступлений и административных правонарушений; оказывать помощь гражданам, пострадавшим от них и от несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни; принимать и регистрировать информацию о преступлениях, административных правонарушениях и событиях, угрожающих личной и об

Схема 38. Милиция и виды ее деятельности (служб)

щественной безопасности; осуществлять по подведомственности производство по делам об административных правонарушениях; обеспечивать правопорядок на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах; выдавать в соответствии с федеральным законом лицензии на продажу или приобретение гражданского и служебного оружия, разрешения на хранение и ношение его; охранять на основе договоров с собственниками принадлежащее им имущество; принимать при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных событиях неотложные меры по спасению людей и оказанию им первой медицинской помоши, а также по охране имущества, оставшегося без присмотра.

Милиция общественной безопасности активно участвует в пресечении алкогольного и наркотического опьянения и совершенных в этом состоянии правонарушений, в борьбе с бродяжничеством, проституцией, терроризмом и массовыми нарушениями общественного порядка.

Для выполнения своих задач и функций милиция общественной безопасности наделена необходимыми властными полномочиями, в том числе по применению физической силы, специальных средств и оружия.

Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД России) действует на основании Положения о ней, утвержденного Указом Президента от 15 июня 1998 г. (см. схему 39). Она осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения; обеспечивает соблюдение гражданами нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.

На Государственную инспекцию возложены обязанности: принимать экзамены и выдавать удостоверения на право управления автотранспортными средствами; организовывать и проводить государственный технический осмотр автомототранспортных средств и прицепов к ним; выдавать лицензии на изготовление бланков водительских удостоверений, государственных регистрационных знаков, справок-счетов и другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств И Водителей К участию в дорожном движении, а также работы по установке и эксплуатации технических средств орга

Схема 39. Организация безопасности дорожного движения

низации дорожного движения; производить регистрацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования; регулировать дорожное движение; осуществлять в порядке, определяемом Правительством, государственный учет показателей состояния безопасности дорожного движения.

Для выполнения этих обязанностей ГИБДД имеет необходимые права, в частности:

давать должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер – привлекать виновных лиц к ответственности;

временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять его организацию на отдельных участках дорог при проведении массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов;

останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими;

отстранять от управления транспортными средствами лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а также лиц, которые не имеют документов на право управления или пользования транспортными средствами;

составлять протоколы об административных правонарушениях, налагать в пределах своей компетенции административные взыскания на

должностных лиц и граждан, совершивших административное правонарушение.

Государственная противопожарная служба МВД РФ выполняет одну из важнейших функций государства – обеспечение пожарной безопасности, т.е. состояния защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Задачи Службы определены Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. «О пожарной безопасности»1.

Государственная противопожарная служба: осуществляет нормативное регулирование в области пожарной безопасности; организует и осуществляет государственный пожарный надзор; организует и осуществляет охрану населенных пунктов и предприятий от пожаров, другие работы и услуги в области пожарной безопасности; осуществляет тушение пожаров; координирует деятельность других видов пожарной охраны (ведомственной и добровольной); осуществляет единую научно-техническую политику в области пожарной безопасности; осуществляет кадровое обеспечение пожарной охраны.

Для осуществления государственного пожарного надзора за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений должностные лица органов управления и подразделений Государственной пожарной службы наделены широкими правами. В частности, они вправе давать руководителям предприятий, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности, налагать административные взыскания на граждан и юридических лиц за нарушение требований пожарной безопасности, а также за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц Службы. При этом штрафные санкции достаточно ощутимы.

Значительное место в деятельности органов внутренних дел занимают вопросы контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил паспортной системы и регистрационного учета.

Основными нормативными правовыми актами в этой области являются Закон РФ от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»2, постановления Правительства от 8 июля 1997 г. «Об утверждении Положения о паспорте

1 СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3649.

2 Ведомости РФ, 1993. № 32. Ст. 1227.

гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Росийской Федерации»1, от 1 декабря 1997 г. «Об утверждении паспорта моряка»2, а также ряд нормативных актов МВД РФ. Этими актами вместо института прописки и выписки установлен регистрационный учет граждан, но в некоторых городах и регионах России прописка пока сохранена.

Главное отличие прописки от регистрации состоит в том, что прописка носила характер разрешительный, а регистрация несет чисто уведомительную функцию. Теперь каждому россиянину для того, чтобы получить в паспорте регистрационный штамп, достаточно поставить местное отделение внутренних дел в известность о своем местожительстве, предъявив соответствующие документы. Если же гражданин приехал куда-либо на короткое время, ему по предъявлении установленных документов и отсутствии ограничений для регистрации «данном населенном пункте выдается свидетельство о временном проживании.

Снятие граждан с регистрационного учета производится в случаях: изменения места жительства; призыва на военную службу; осуждения к лишению свободы; признания безвестно отсутствующим; смерти или объявления умершим; выселения из занимаемого жилого помещений.

Цель регистрационного учета – обеспечение необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Зарегистрированному гражданину, как и в период действовавшей прописки, будет затруднительно скрыться и от уплаты алиментов, и от своих кредиторов, и от правоохранительных органов в случае его розыска.

Регистрационный учет в городах, поселках и т.п., и которых имеются органы внутренних дел, осуществляется именно этими органами, а в остачьных населенных пунктах – органами местного самоуправления.

15 августа 1996 г. принят Федеральный закон «О порядке выезда, из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»3, согласно которому каждый может свободно выезжать за пределы страны, а гражданин России имеет право беспрепятственно возвращаться и Российскую Федерацию. Право гражданина на выезд может быть временно ограничено в случаях, если он: при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государ

1 СЗ РФ. 1497. № 2<S. Ст. 3444.

1 СЗ РФ. 1997. № 49. Ст. 559S.

• СЗ РФ. 1996. М> 14. Ст. 4029: I99S. № 30. Ст. 3606.

ствснной тайне, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд; призван на военную службу; осужден за совершение преступления; уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом; сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов на выезд.

Порядок оформления и выдачи общегражданских заграничных, дипломатических паспортов и паспорта моряка определен Федерапь-ным законом от 24 июня 1999 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»', а также рядом постановлений Правительства2.

Внутренние войска МВД России имеют следующие задачи: участие совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения; охрана важных государственных объектов и специальных грузов; участие в территориальной обороне Российской Федерации; оказание содействия Пограничным войскам в охране Государственной границы. Внутренние войска защищают права и свободы человека и гражданина от преступных и иных посягательств, а также осуществляют мероприятия разведывательного характера в районах выполнения своих задач.

Назначение, правовые основы, принципы деятельное) и, полномочия, порядок выполнения внутренними войсками возложенных на них задач определены Федеральным законом от 6 февраля 1997 г. <<О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»'.

Соединения и части внутренних войск участвуют в локализации и блокировании районов чрезвычайного положения или районов вооруженных конфликтов, пресечении в таких районах вооруженных столкновений и разъединении противоборствующих сторон, в изъятии оружия у населения, в проведении мероприятий по разоружению незаконных вооруженных формирований, а в случае оказания ими вооруженного сопротивления – в их ликвидации. Внутренние войска участвуют в пресечении массовых беспорядков, в борьбе с преступностью, в принятии неотложных мер по спасению людей, охране имущества, оставшегося без присмотра, обеспечению общественного порядка при чрезвычайных ситуациях, а также в обеспечении режима чрезвычайного положения.

1 СЗ РФ. 1999. №26. Сл. 3175.

2 САПП РФ. 1993. № 30. С г. 2769; СЗ РФ. 1998. № 41. Ст. 5020: 1999. № 16. Ci. 199S.

' СЧ РФ. 1997. №6. Ст. 711.

Военнослужащие внутренних войск наделены правами, по своей сути сходными с правами милиции общественной безопасности. В частности, они вправе пресекать преступления, административные правонарушения и действия, препятствующие выполнению ими служебных обязанностей, требовать от граждан соблюдения общественного порядка, проверять у граждан документы, удостоверяющие личность; составлять протоколы об административных правонарушениях; осуществлять административное задержание лиц. совершивших административное правонарушение, с передачей задержанных в милицию, а также совершать другие действия, указанные в законе.

Руководство внутренними войсками осуществляет Президент, непосредственное руководство ими – Министр внутренних дел, а его заместитель одновременно является Главнокомандующим внутренними войсками. Положение о [данном командовании утверждено Указом Президента от 3 марта 1999 г.1

***********************************

Наши рекомендации