Органы управления транспортно-дорожлым комплексом
Министерство путей сообщения Российской Федерации (МПС Рос-сип), согласно Положению о нем, утвержденному постановлением Правительства от 18 июля 1996 гД является федеральным органом исполнительной власти, на который возложено проведение государственной политики в области железнодорожного транспорта, а также регулирование хозяйственной деятельности железных дорог, других предприятий и учреждений железнодорожного транспорта, в том числе
! Ичнсслия. 1999. 21 июля.
2 СЗ РФ. 1998. Мб. О. 765.
' СЗ РФ. I99S.V 25. Сг. 2897.
4 СЗ РФ. 1999. М> 39. Ст. 4646.
5 СЗ РФ. 1996.V-31. Ст. 3746.
Схема 25. Организация управления транспортом и связью
входящих в состав железных дорог, в области организации и обеспечения перевозочного процесса. Свою деятельность, затрагивающую интересы других видов транспорта, МПС координируете Министерством транспорта РФ и Федеральной службой воздушного транспорта России.
Основными задачами МПС России являются:
проведение государственной политики в области железнодорожного транспорта;
создание условий для устойчивой работы федерального железнодорожного транспорта с целью своевременного и качественного обеспечения во взаимодействии с другими видами транспорта потребности населения в перевозках и услугах, жизнедеятельности всех отраслей экономики и национальной безопасности государства;
организация работ по обеспечению безопасности движения, эксплуатации транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом на федеральном и железнодорожном транспорте;
создание совместно с железными дорогами сферы услуг с целью обеспечения конкурентоспособности федерального железнодорожного транспорта на рынке транспортных услуг;
разработка предложений по подготовке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ;
разработка стандартов и норм, определяющих порядок функционирования федерального железнодорожного транспорта, а также экономического и правового механизма их реализаци в сфере железнодорожного транспорта;
разработка предложений и реализация программ по комплексному развитию отрасли, проведение единой научно-технической и инвестиционной политики, организация и внедрение новом техники и технологий;
регулирование финансово-экономической деятельности предприятий и учреждений федерального железнодорожного транспорта.
Для реализации указанных задач Положение подробно определяет функции МПС России в области перевозочного процесса, безопасности движения, экономики и финансов, технической поли гики, внешнеэкономической деятельности, в области кадров, труда и социальном сферы, а также в других областях своей деятельности.
После распада СССР в организации управления транспортом возник ряд проблем. Единая транспортная сеть пока сохраняется, а для решения вопросов, требующих согласования между сфапами СНГ, создан Межгосударственный совет по координации работы желепюдо
рожного транспорта СНГ. Страны СНГ договариваются о принципах управления перевозочным процессом, обновления и содержания подвижного состава, оплаты перевозок, таможенного контроля, охраны перевозимых грузов, возмещения ущерба и др. В условиях перехода к рыночным отношениям крайне важными стали задачи по снижению тарифов на перевозки, сокращению расходов и улучшению качества обслуживания клиентов.
Федеральная служба железнодорожных войск Российской Федерации (ФСЖВ России), согласно Положению о ней, утвержденному Указом Президента от 26 декабря 1995 г.1, участвует совместно с МПС России в разработке плана технического прикрытия железных дорог страны и мероприятий по его выполнению.
Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России), согласно Положению о нем. утвержденному постановлением Правительства от 26 апреля 1997 г.-, является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в транспортном комплексе.
Транспортный комплекс составляют зарегистрированные на территории РФ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на морском, речном, автомобильном, городском пассажирском (включая метрополитен) и промышленном (кроме системы МПС) транспорте перевозочную и транспортно-экспелпшюн-ную деятельность, работы, связанные с обслуживанием водных путей сообщения и судоходных гидротехнических сооружений.
Министерство имеет своп территориальные органы.
Основными задачами Минтранса России являются:
формирование и реализация государственной транспортной политики в порученной сфере деятельности:
государственное регулирование, управление и контроль в пределах своей компетенции, направленные на обеспечение безопасного, эффективного и устойчивого функционирования транспортного комплекса, а также координация деятельное in органон, осуществляющих надзорные функции в этой сфере;
проведение экономических реформ, институциональных преобразований и структурной перестройки, связанных с переходом предприятий и организаций транспортного комплекса к рыночным отношениям;
формирование и совершенствование правовых основ функционирования транспортного комплекса;
! СЗ РФ. 19%. Л'.' I. Ci 4<>. - СЗ РФ. 1997. \j 24. (i 2~5S
содействие повышению эффективности работы и конкурентоспособности организаций транспортного комплекса на международном рынке транспортных услуг, привлечению зарубежных инвестиций в его развитие, а также другие задачи, указанные в Положении.
В Положении подробно изложены функции и права Минтранса, направленные на реализацию его задач.
Постановлением Правительства от 3 июля 1997 г.1 на Минтранс России возложены функции головной организации, ответственной за создание и функционирование Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности в Российской Федерации (ГМССБ). Российская система является частью Международной морской организации о средствах радиосвязи, обеспечивающих ГМССБ. Вся система автоматизирована и должна охватывать все суда, выходящие в море. Каждое судно, терпящее бедствие, может рассчитывать на помощь.
Федеральная служба воздушного транспорта России (ФСВТ России), согласно Положению о ней, утвержденному постановлением Правительства от 30 ноября 1999 г.', является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие, надзорные и другие) функции в области гражданской авиации и использования воздушного пространства в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством РФ.
Федеральная служба воздушного транспорта России является специально уполномоченным органом, осуществляющим государственное регулирование деятельности в области гражданской авиации и использования той части воздушного пространства, которая в установленном порядке определена для воздушных трасс (внутренних и международных), местных воздушных линий, районов авиационных работ, гражданских аэродромов и аэропортов, и государственный контроль за соблюдением национальных и международных требований, стандартов, норм, правил и процедур в гражданской авиации.
Служба выполняет свои функции в отношении всех юридических и физических лиц, осуществляющих, обеспечивающих или обслуживающих воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов, почты, авиационные работы и услуги (за плату или на безвозмездной основе) в целях обеспечения потребностей граждан и экономики.
В своей деятельности она взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной влас
1 СЗ РФ. 1997. №27. Сг. 3247. - СЗ РФ. 1999. № 49. Ст. 6003.
ти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, межправительственными и международными организациями.
Она создает территориальные органы (межрегиональные и территориальные управления) 1 и имеет в своем ведении необходимые федеральные государственные унитарные предприятия и федеральные государственные учреждения.
Основными задачами Федеральной службы воздушного транспорта России являются:
участие в формировании и реализации государственной политики, направленной на создание благоприятных правовых, экономических и организационных условий деятельности юридических и физических лиц в области гражданской авиации, повышение ее эффективности и конкурентоспособности, обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках и авиационных работах;
участие в формировании и реализации государственной политики, направленной на безопасность полетов воздушных судов, организация и обеспечение авиационной и экологической безопасности;
государственное регулирование деятельности в области гражданской авиации;
государственный контроль за деятельностью в области гражданской авиации, в том числе за соблюдением воздушного законодательства РФ и ее международных договоров, в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, авиационной безопасности и качества работ и услуг;
осуществление мер по защите прав потребителей, а также защите экономических интересов страны в области гражданской авиации;
исполнение в установленном порядке функций государственного заказчика в области гражданской авиации, участие в пределах своей компетенции в государственном регулировании инвестиционной деятельности в гражданской авиации, осуществляемой в форме капитальных вложений;
формирование федеральных информационных ресурсов в области гражданской авиации;
участие в формировании и реализации государственной политики по развитию международного сотрудничества Российской Федерации в области гражданской авиации;
участие в пределах своей компетенции в реализации государственной политики, направленной на повышение эффективности управления государственным имуществом в гражданской авиации;
1 СЗ РФ. 1999. №51.01.6343.
организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов находящихся в ее ведении организаций.
Для выполнения этих задач Положением определены функции федеральной службы, а также полномочия ее руководителей. В частности, на нее возложены: разработка и принятие в пределах своей компетенции обязательных для исполнения всеми юридическими и физическими лицами федеральных авиационных правил, ведомственных и межведомственных нормативных правовых актов по вопросам гражданской авиации; участие в расследовании авиационных происшествий с гражданскими воздушными судами; разработка и утверждение правил формирования и применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации; координация в пределах своей компетенции деятельности гражданской авиации с деятельностью других видов транспорта.
13 августа 1996 г. Правительство утвердило Временное положение об авиации общего назначения Российской Федерации1. К авиации общего назначения относится гражданская авиация, используемая не за плату, а также авиация, выполняющая мобилизационно-оборонные задачи. В ее составе – деловая (перевозка грузов и пассажиров) и любительская (спортивная, учебная, а также авиатуризм и авиареклама) авиация.
Постановлением Правительства от 10 феврачя 1997 г. утверждено Положение о Службе поискового аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации2, в котором подробно определены ее задачи. Служба руководствуется также Воздушным кодексом РФ.
Для управления гражданской авиацией важное значение имеет Указ Президента от 18 июня 1998 г. «О единой системе организации воздушного движения Российской Федерации»3. В нем предусмотрены меры, направленные на обеспечение безопасности и упорядочение использования воздушного пространства, а также интересов экономики и обороны страны.
Постановлением Правительства от 29 сентября 1998 г. утверждено Положение о правах и ответственности государственных инспекторов по осуществлению государственного контроля за деятельностью в области гражданской авиации4.
В соответствии с Указом Президента от 25 мая 1999 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральная дорожная
1 СЗ РФ. 1996. №37. Ст. 4289.
- СЗ РФ. 1997. №7. Ст. 861.
3 СЗ РФ. 1998. № 26. Ст. 3077.
4 СЗ РФ. 199S. № 40. Ст. 4963.
служба (ФДС) России преобразована в Российское дорожное агентство
(Росавтодор). Это федеральный орган исполнительной власти, выполняющий специальные исполнительные, разрешительные, контрольные и другие функции в области дорожного хозяйства. Основные задачи ФДС России определены Положением о ней, утвержденным постановлением Правительства от 13 августа 1997 г.' К ним относятся:
реализация в дорожном хозяйстве государственной политики, направленной на удовлетворение потребностей населения, экономики и государства в перевозках по автомобильным дорогам, улучшение транспортно-эксплуатаиионного состояния автомобильных дорог общего пользования, создание необходимых условий для реализации конституционных прав граждан на свободу перемещения;
оперативное управление средствами Федерального дорожного фонда, федеральными автомобильными дорогами и имуществом, необходимым для обеспечения их функционирования;
координация развития сети автомобильных дорог общего пользования Российской Федерации, взаимодействие с органами законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации в целях формирования единой дорожной сети страны, создания условий для обеспечения единства экономического пространства и свободного перемещения товаров и услуг, транспортной и экологической-безопасности;
формирование и совершенствование нормативной правовой базы, форм и методов управления и регулирования деятельности дорожного хозяйства;
регулирование деятельности предприятий, учреждений и организаций дорожного хозяйства, обеспечение проведения структурной перестройки и другие задачи, указанные в Положении.
Для решения вопросов реадизаиии президентской программы «Дороги России», проблем стабилизации работы дорожных организаций, производства дорожно-строительной техники, совершенствования нормативной базы создан Межведомственный совет по координации деятельности в области дорожного хозяйства. Положение о нем утверждено постановлением Правительства от 24 июня 1998 г.2
Органы управления связью
Без нормального функционирования органов управления связью и информатизацией невозможны решение государственных, политичес
1 СЗ РФ. 1947. № 34. Сл 5974.: СЗ РФ. 1998. К» 26. Ст. 3091,
ких и общественных задач, эффективный обмен данными в бюджетных и коммерческих структурах, работа промышленности, учреждений науки, образования, медицины и культуры, удовлетворение потребностей населения в услугах связи.
В целях реализации государственной политики в области связи и информатизации, а также координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в этой сфере Указом Президента от 12 ноября 1999 г.1, Государственный комитет по телекоммуникациям, учрежденный Указом Президента от 25 мая 1999 г.2, преобразован в Министерство Российской Федерации по связи и информатизации (Мин-связи России). Согласно постановлению Правительства от 7 декабря 1999 г.\ оно является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области связи и информатизации, координацию деятельности в этой сфере федеральных органов исполнительной власти. При нем функционируют государственные комиссии по радиочастотам, по электросвязи, по инфор.чип изации и Служба государственного надзора за связью в Российской Федерации (Госсвязьнадзор России) (см. схему 25).
На Минсвязи России возложены следующие основные задачи4:
реализация государственной политики в области связи и информатизации;
регулирование деятельности в области использования радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников связи гражданского назначения, за исключением вопросов, касающихся присвоения и эксплуатации полос радиочастот и орбитальных позиций спутников связи гражданского назначения для целей телерадиовешания, развития средств массовых коммуникаций и распространения средств массовой информации;
государственный надзор за деятельностью в области связи и информатизации;
обеспечение работы государственных комиссий по электросвязи, радиочастотам и информатизации.
Минсвязи обеспечивает общее централизованное управление взаимосвязанной сетью связи страны. Оно осуществляет руководство деятельностью находящихся вето ведении государственных предприятий, организаций и учреждений, атакже государственную политику вотно
1 СЗ РФ. 1999. М- 46. Ст. 5541.
: СЗ РФ. 1999. № 34. Ст. 4223.
•' СЗ РФ. 1999.V 50. Ст. 6233.
4 СЗ РФ. 1999. М> 46. Ст. 5541.
шении акционерных обществ, функционирующих в отраслях, координация и регулирование которых возложены на Министерство.
Минсвязи России издает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты в области электросвязи, информатизации и почтовой связи, являющиеся обязательными для всех пользователей и операторов связи. Оно выступает как администрация связи и информатизации Российской Федерации в международной деятельности, представляя и защищая интересы страны в области связи и информатизации, заключает международные договоры, а также координирует деятельность в этой области всех юридических и физических лиц.
Мировой опыт показывает, что для информационного обеспечения современной экономики требуется опережающее развитие телекоммуникационной инфраструктуры, ее полноценное вхождение в глобальные международные системы связи.
Регулирование и контроль деятельности субъектов естественных монополий в области связи (оказание услуг общедоступной электрической и почтовой связи) возложены на Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Оно формирует и ведет реестр субъектов естественных монополий в области связи; обеспечивает разработку нормативно-правовой базы для государственного регулирования деятельности указанных субъектов, осуществляет контроль за соблюдением условий договоров, заключаемых этими субъектами с потребителями, а также принимает соответствующие решения в случаях нарушения законодательства о естественных монополиях.
Правовые и организационные основы деятельности Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ) определены Законом РФ от 19 февраая 1993 г. «О федеральных органах правительственной связи и информации»1 и рядом других нормативных правовых актов.
Кроме ФАПСИ, имеются также органы правительственной связи и информации в субъектах Федерации, выполняющие свои функции на соответствующей территории, а также войска правительственной связи, части радиоразведки и инженерно-строительные части.
Главной задачей этой секретной и необходимой спецслужбы России является обеспечение надежного функционирования технологической основы системы управления страной и ее Вооруженными Силами. Основные направления работы ФАПСИ – правительственная связь как основа системы управления, межведомственного и межгосударственного общения, криптографическая зашита информации, спе
1 Всломосп! 1>Ф. 1993 \: 12. Сг. 42.1.
циальное информационное и информационно-технологическое обеспечение органов государственной власти, правовая информатизация этих органов'.
Указом Президента от 20 августа 1997 г.2 Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации Министерства связи РФ была преобразована в Государственную фельдъегерскую службу при Правительстве Российской Федерации. Служба состоит из подразделений, находящихся в столицах республик, краевых и областных центрах, а также в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи и Минеральных Водах. Федеральная фельдъегерская связь обеспечивает доставку всей служебной корреспонденции высших должностных лиц, органов государственной власти РФ, ее субъектов на территории России, в столицы стран СНГ, а также доставку технической документации и изделий за рубеж, как это определено Федеральным законом от 17 декабря 1994 г. «О федеральной фельдъегерской связи»3 и Положением о ней, утвержденным постановлением Правительства от 4 августа 1995 г.4
***********************************