Понятие и виды административно-правовых режимов
Под административно-правовым режимом понимается особый правовой режим деятельности физических и юридических лиц в сфере исполнительной власти, который устанавливается федеральным законодательством и обусловлен обстоятельствами чрезвычайного характера или особенностями вида деятельности.
Комплекс вынужденных правовых, организационных и иных мер, используемых при этом государством, существенно отличается от тех, которые применяются в обычных (нормальных) условиях. А изменения в правовом статусе участников реализации административно-правово-. го режима выражаются, как правило, в усилении полномочий органов исполнительной власти и, наоборот, ограничении прав либо даже в возложении новых или дополнительных обязанностей на других участников управленческих отношений. Однако во всех случаях следует иметь в виду, что, согласно ст. 55 Конституции, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Виды административно-правовых режимов различны.
Статьей 87 Конституции предусмотрено, что в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент вводит на территории страны или вотдельныхее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом, который пока не принят. Акты, принятые ранее по вопросам военного положения, действуют и поныне, но они носят закрытый характер.
Статья 88 Конституции предусматривает возможность введения чрезвычайного положения. Далее об этом будет сказано подробнее.
Законом РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) 1 определен режим охраны Государственной границы (или пограничный режим). Содержание этого режима составляют правила: пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами; пропуска через границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных; ведения на границе либо вблизи нее на территории РФ хозяйственной, промысловой и иной деятельности; разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил. В соответствии с содержанием режима определены особые полномочия государственных органов и иных субъектов административного права, участвующих в обеспечении режима Государственной границы.
Законом РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне» (с последующими изменениями и дополнениями) 2 определен режим охраны государственных секретов. Все субъекты административного права, которые становятся обладателями информации, отнесенной к сведениям, составляющим государственную тайну, в существенной мере ограничиваются в некоторых правах (например, временное ограничение права выезда из страны). В законе установлены специальные права Правительства и других органов исполнительной власти, которые осуществляют государственное управление по вопросам режима охраны государственных секретов.
Постановлением Правительства от 28 октября 1997 г. утверждена Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне3. Положения Инструкции обязательны для выполнения органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, которые осуществляют работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, либо стремятся в установленном порядке получить лицензию на право проведения таких работ. Допуск граждан к государственной тай не Предусматривает согласие на частичные ограничения их прав. За нарушение норм законодательства о государственной тайне предусмотрены специальные меры ответственности.
Постановлением Правительства от 26 июня 1998 г. утверждено Положение об обеспечении особого режима в закрытом административ
1 Ведомости РФ. 1993. № 17. Ст. 594; СЗ РФ. 1994. № 16. Ст. 1861. 1996. № 50. Ст. 5610; 1997. № 29. Ст. 3507; 1998. № 31. Ст. 3805, 3831; 1999. № 23. Ст. 2808. - СЗ РФ. 1997. № 41. Ст. 4673. ' СЗ РФ. 1997. № 43. Ст. 4987.
но-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства обороны Российской Федерации'. Этот особый режим установлен в целях создания условий безопасного функционирования названных объектов. Положение является обязательным для выполнения всеми расположенными на этой территории организациями, а также гражданами, работающими, проживающими или временно находящимися на территории закрытого образования. Особый режим включает в себя: установление запретной и контролируемой зон; ограничение на въезд и (или) проживание граждан на территории закрытого образования, на ведение хозяйственной и предпринимательской деятельности, на полеты летательных аппаратов над территорией закрытого образования.
Федеральным законодательством предусмотрены и такие административно-правовые режимы, как: таможенный; въезда на территорию Российской Федерации и выезда из Российской Федерации; режим безопасности полетов гражданских воздушных судов; режим обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и другие. По каждому из этих режимов нормативными актами определены: назначение режима; органы государства, участвующие в его осуществлении; система разрешений, предписаний, запретов, предусмотренных данным режимом; контроль за его соблюдением; ответственность за нарушение режима; гарантии соблюдения прав и свобод граждан при осуществлении режима; использование возможностей режима в укреплении правопорядка и пресечения правонарушений.