Законодательные запреты на речь
Общие закономерности речи в условиях массовой коммуникации
Обращение к большой аудитории, публичное выступление – еще один уровень социально ориентированного общения. Отметим наиболее общие закономерности речевой коммуникации данного уровня.
Выступление перед публикой обязывает адресанта учитывать особенности языковогосознания как общества в целом, так и конкретных социальных групп. Найти общий язык с массовым адресатом – значит проявить готовность к использованию стандарта, выработанного в конкретной речевой сфере (скажем, научной или официально-деловой).
Но чем неукоснительнее используется стандарт, тем больше нивелируется «единичный» и «уникальный» облик адресанта, тем в большей степени он должен соответствовать коллективным или коллективно-групповым обязательствам языкового употребления. Можно утверждать, что чем выше вероятность несовпадения социально-культурного опыта участников общения в больших и сложных по составу коллективах, тем сильнее необходимость типизировать варианты речевого поведения. Замечено, что для публицистической речи характерно чередование экспрессии (эмоционально окрашенной лексики) и стандарта, постоянное превращение экспрессии в стандарт. Например, такие выражения, как холодная война, гонка вооружений, новое мышление, застой,, перестройка, будучи метафорами, почти сразу же превратились в общественно-политические стандартно употребляемые термины.
Таким образом, для речевого поведения в социальном взаимодействии основное значение имеет речевое оформление социально-ролевого статуса участников коммуникации, достаточно жесткий контроль за содержанием и формой посылаемых речевых сообщений, снижение личностного начала в речевом поведении. В социально ориентированном общении в силу тех или иных условий дистанция между партнерами увеличивается. Является ли это следствием пространственной или временной разобщенности, играет роль различие социального положения или неравноправие собеседников обусловлено ситуационно – так или иначе, но взаимодействие, контакт между участниками коммуникации осложняется. Это отражается в речи, которая демонстрирует несравненно большую отстраненность от субъекта речи и ее адресата, чем речь в межличностном взаимодействии.
Законодательные запреты на речь
Запреты на речь:1) Фольклорные; 2)Законодательные; 3) Договорные; 4) Идеологические; 5)Имплицитные.
Законодательные запреты История любого государства начинается с принятия определенных мер речевой безопасности. Государство регулирует содержание устных и письменных речей своих граждан. Так в Древнем Риме по закону 12 табл. Смертной казни предавался тот, кто призывал врага к нападению на римское государство.
Видом законодательного запрета является врачебная тайна. Существует 2 аспекта врачебной тайны: 1)тайна для 3х лиц; 2) тайна для больного.
Осн. Законодат. РФ об охране здоровья граждан включает статьи: 61я пункт 5; 74я: информация о факте обращения за медицинской помощью, состояние здоровья гражданина в диагнозе его заболевания составляет врачебную тайну. Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфеденциальности передаваемых им сведений.
В системе права запрета на речь опред-ся пониманием госуд-ной тайны ст. 2 зак. РФ.
«Гос-я тайна – защищенные гос-е сведения в области его военной внешнеполитической экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространения которых может нанести ущерб безопасности РФ»
Сущ-т 3 степени секретности: 1)секретно; 2) совершенно секретно; 3) особой важности.
Разновидностью гос. Запрета на речь является цензура. Цензура – вид законодательного запрета на речь, гос. Надзор за печатью и СМИ. В Западной Европе цензура действует с 15 века, в России с нач 18. По формам контроля цензура подразделялась на предварительную и карательную.
В русской речевой культуре издавна существует запрет на произнесение слов , связанных с некоторыми физиологическими функциями. На Руси эти слова назывались – срамные, нелепые, поносные.
Запреты на ругательные слова можно видеть в законодательстве и судебниках разных стран и народов. В современной Российском обществе языковой практичной нецензурной лексикой запрещены к употреблению и этикой и правом.
- Особенности речевого поведения в социально ориентированном общении
Анализ особенностей речевого общения в социальном взаимодействии связан с различением следующих уровней социальной коммуникации:
• общение людей как представителей тех или иных групп (национальных, возрастных, профессиональных, статусных и т. д.). При этом определяющим фактором речевого поведения двух или нескольких человек является их групповая принадлежность или ролевая позиция (например, руководитель – подчиненный, консультант – клиент, преподаватель – студент и т. д.);
• передача информации множеству лиц: прямая в случае публичной речи или опосредованная в случае средств массовой информации.
В прагматическом изучении языка сформулирован ряд конкретных правил, выполнение которых позволяет людям действовать совместно. Исходными условиями являются:
• наличие у участников взаимодействия хотя бы кратковременной ближайшей общей цели.
• ожидание, что взаимодействие будет продолжаться до тех пор, пока оба участника не решат его прекратить (мы не отходим от собеседника, не говоря ни слова, и не начинаем ни с того ни с сего заниматься чем-то другим).
Описанные условия получили название «принцип кооперации», т. е. требование к собеседникам действовать таким образом, который соответствовал бы принятой цели и направлению разговора.
Отметим основные правила речевой коммуникации, обусловленные этим принципом:
1) высказывание должно содержать ровно столько информации, сколько требуется для выполнения текущих целей общения;
2) высказывание должно по возможности быть правдивым;
3) высказывание должно быть релевантным, т. е. соответствовать предмету разговора;
4) высказывание должно быть ясным: избегайте непонятных выражений;
Наряду с принципом кооперации важное значение для регулирования социальных взаимодействий имеет принцип вежливости.
Отчетливо осознаваемая отправителем сообщения цель требует продуманной формы сообщения и прогнозируемой реакции аудитории.
Отличительная особенность речевой коммуникации в социальном взаимодействии связана с достаточно определенными ожиданиями со стороны получателей сообщения. А именно: как должен говорить представитель той или иной социальной группы, какая речь вызывает или не вызывает доверие, владеет или не владеет выступающий темой и т. п.
В социальном взаимодействии особое значение приобретают применяемые собеседниками речевые стратегии и тактики.
Под стратегией речевого общения понимают процесс построения коммуникации, направленной на достижение долговременных результатов. Целью стратегии может являться завоевание авторитета, воздействие на мировоззрение, призыв к поступку, сотрудничеству или воздержанию от какого-либо действия.
Тактика речевого общения понимается как совокупность приемов ведения беседы и линия поведения на определенном этапе в рампах отдельного разговора. Она включает конкретные приемы привлечения внимания, установления и поддержания контакта с партнером и воздействия на него, убеждение или переубеждение адресата, приведение его в определенное эмоциональное состояние и т. д.
Тактика может меняться в зависимости от условий общения, полученных сведений, чувств и эмоций.
Чтобы управлять течением беседы, необходимо заранее продумывать общую картину и возможные варианты развития разговора, научиться распознавать ключевые точки, в которых возможна смена темы, стремиться вычленить применяемые собеседником приемы речевого воздействия, оценить его стратегию и тактику, вырабатывать пути гибкого реагирования-подыгрывания или оказания противодействия. Плохо, когда говорящий имеет в запасе только один вариант разговора, а его речь построена жестко.