Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти

Президент РФ не является главой исполнительной власти, но его роль, функции и полномочия в этой сфере существенны:

1) как глава государства он – гарант прав и свобод человека и гражданина, реализуемых преимущественно в сфере государственного управления (обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти);

2) наделен КРФ полномочиями, непосредственно связанными с организацией и функционированием исполнительной власти (назначает председателя Правительства РФ; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; принимает решение об отставке Правительства РФ; по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителя Председателя Правительства, федеральных министров; по представлению председателя Правительства утверждает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти; вносит изменения в состав Правительства);

3) указами и распоряжениями направляет деятельность федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, непосредственно руководит деятельностью ряда таких органов;

4) в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии (вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение); при обстоятельствах, предусмотренных ФЗ, – чрезвычайное положение;

5) может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ;

6) по вопросам своей компетенции издает указы и распоряжения (обязательны для исполнения на всей территории РФ) (большинство посвящено различным сторонам организации и деятельности исполнительных органов государственной власти (имеет управленческую направленность и содержит преимущественно АдПН));

7) обладает правом законодательной инициативы (является инициатором ФЗ, относящихся к организации и деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц);

8) вправе отрешать от должности руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ (в связи с выражением ему недоверия законодательным органом государственной власти субъекта РФ, с утратой доверия Президента РФ, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей);

9) вправе приостановить действие акта высшего должностного лица субъекта РФ (в случае его противоречия КРФ, ФЗ, международным обязательствам РФ, нарушения прав и свобод человека и гражданина);

10) может вынести высшему должностному лицу субъекта РФ предупреждение (в случае, когда противоречия изданного им акта КРФ и законодательству установлено судом, а должностное лицо не приняло мер по исполнению решения суда);

11) президентские инициативы – формирование федеральных округов и усиление роли полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах (полномочный представитель – должностное лицо, представляющее Президента РФ в федеральном округе; его задачи: организация работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, организация контроля за исполнением решений федеральных органов государственной власти, проведение в округе кадровой политики Президента РФ);

12) создание Государственного совета (совещательный орган, члены которого – высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъекта РФ).

Администрация Президента РФ:

1) совокупность подразделений (цель – обеспечение деятельности Президента РФ и создание условий для реализации возложенных на него КРФ полномочий) (подготовка законопроектов; осуществление контроля и проверки исполнения ФЗ, указов, распоряжений; подготовка докладов о результатах проверок; обеспечение взаимодействия Президента РФ с политическими партиями, иными общественными объединениями) (в ее состав входят аппараты Совета безопасности и полномочных представителей президента РФ в федеральных округах);

2) характеризуется в качестве государственного органа, обеспечивающего деятельность президента РФ (не может быть отнесена ни к одной из ветвей власти);

3) наиболее значимые подразделения:

а) государственно-правовое управление (осуществляет правовое обеспечение деятельности Президента РФ по реализации его полномочий; аналитическое обеспечение его деятельности по правовым вопросам; информационно-справочное обеспечение деятельности Администрации; подготовку по поручению Президента РФ проектов ФЗ, указов и распоряжений; подготовку предложений о приостановлении или отмене актов органов исполнительной власти);

б) контрольное управление (осуществление контроля и проверки исполнения указов, распоряжений и поручений Президента РФ, деятельности федеральных органов исполнительной власти, подразделений Администрации).

Управление делами Президента РФ:

1) выделено в самостоятельное звено со статусом федерального агентства;

2) предназначено для осуществления административно-хозяйственного обслуживания высших федеральных органов государственной власти.

Административная деятельность по лиции

Статья 1. Назначение полиции

1. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

2. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам (далее также - государственные органы), органам местного самоуправления, иным муниципальным органам (далее также - муниципальные органы), общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности (далее - организации), должностным лицам этих органов и организаций (далее - должностные лица) в защите их прав.

Административная деятельность по лиции – целенаправленная организующая исполнительная и распорядительная деятельность, состоящая в непосредственном повседневном практическом осущетствлении задач и функций государства в сфере внутренних дел.

Правовую основу административной деятельности полиции составляет Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КРФоАП).

Формы административной деятельности полиции:

Правотворческая (издание уставов, положений, инструкций);

Организационная (проведение совещаний, консультаций, инструктажей, семинаров);

Материально-техническая (ведение делопроизводства, подготовка, обработка информационных материалов, справок, отчетов, обзоров, осуществление учетно-статистической работы).

Методы административной деятельности полиции:

Убеждение – моральное, психологическое, материальное воздействие субъекта административной деятельности на объект, на его волю, поведение, которое порождает, укрепляет и развивает сознательность, соответствующую целям деятельности, побуждает к осознанному исполнению требований субъекта, осуществляющего административную деятельность. Метод убеждения является в своей основе средством воспитания; средством предупреждения правонарушений;

Принуждение – состоит в психическом, материальном или физическом воздействии на сознание и поведение личности. Психическое принуждение воздействует на волю, разум путем угрозы невыгодных последствий (официальное требование прекратить правонарушение). Материальное принуждение – ограничение пользования имуществом, взыскание штрафа. Физическое принуждение – меры, которые непосредственно воздействуют на личность (лишение свободы передвижения, применение специальных средств, оружия).

Меры административного предупреждения применяются в целях предупреждения правонарушений и обстоятельств, угрожающих личной и общественной безопасности граждан. Выступают в качестве ограничений административно-предупредительной деятельности:

закрытие участка местности для движения транспорта при ЧС, авариях (при возникновении угрозы для безопасности граждан);

технический надзор за транспортными средствами;

личный досмотр пассажиров в терминалах аэропортов, вокзалов.

Меры административного предупреждения применяются при отсутствии правонарушений, в целях их предупреждения.

Меры административного пресечения – оперативные действия по прекращению правонарушения; вмешательство в действия с целью недопущения вредных последствий. Применяются для пресечения опасных действий:

общего назначения (помещение в вытрезвители, отстранение от управления ТС, запрет эксплуатации ТС, приостановление работы объектов лицензионно-разрешительной работы);

специального назначения (физическое воздействие, когда иными мерами прекратить опасные деяния невозможно: применение физической силы, спец. средств, оружия).

Меры административно-процессуального пресечения заключаются в принудительном ограничении свободы передвижения лица, совершившего правонарушение или подозреваемого в его совершении:

доставление;

административное задержание;

привод.

Административный надзор имеет ярко выраженную профилактическую направленность. Осуществляется в отношении неопределенного круга лиц с целью соблюдения законодательства и пресечения правонарушений.

Билет № 36

Наши рекомендации