Государственное управление природными ресурсами
Промышленная, энергетическая, продовольственная, экологическая безопасность страны определяется состоянием природных ресурсов (недр, лесного фонда, водных ресурсов, окружающей среды) – государство уделяет большое внимание правовому регулированию в сфере экологии, природопользования и охраны ОС, вопросам лицензирования, учета и контроля в целях обеспечения воспроизводства материальной сырьевой базы и более экономного расходования запасов невозобновляемых полезных ископаемых.
ФЗ «Об охране ОС» (определяет правовые основы государственной политики в области охраны ОС, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной ОС, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений; регулирует отношения, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую часть ОС в пределах территории РФ, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ).
Природоресурсное и природоохранное законодательство (Лесной кодекс, Кодекс внутреннего водного транспорта, ФЗ «О недрах», «Об охране атмосферного воздуха», «Об экологической экспертизе», «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ», «Об особо охраняемых природных территориях», «Об охране озера Байкал»).
Министерство природных ресурсов РФ (МПР России) –федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов (включая управление государственным фондом недр и лесным хозяйством), использование и охрану водного фонда, использование, охрану, защиту лесного фонда и воспроизводство лесов, эксплуатацию и обеспечение безопасности водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения и других гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), использование объектов животного мира и среды их обитания (за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты), особо охраняемые природные территории, а также в сфере охраны ОС (за исключением экологического контроля).
МПР осуществляет координацию и контроль находящихся в его ведении ФС по надзору в сфере природопользования, ФА по недропользованию, ФА лесного хозяйства, ФА водных ресурсов (ФС по гидрометеорологии и мониторингу ОС подведомственна непосредственно Правительству).
МПР самостоятельно принимает НПА:
1) о порядке государственного учета и ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых;
2) о порядке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса;
3) о порядке переоформления лицензий на пользование участками недр;
4) методики геолого-экономической и стоимостной оценок месторождений полезных ископаемых и участков недр по видам полезных ископаемых;
5) о порядке утверждения лесоустроительных проектов и других документов лесоустройства, расчетных лесосек; методики экономической оценки лесов;
6) перечни противопожарных мероприятий, осуществляемых лесопользователями, и требования к разработке планов таких мероприятий;
7) требования к использованию и охране водохранилищ.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере природопользования (свою деятельность реализует непосредственно и через свои территориальные органы).
Росприроднадзор осуществляет контроль и надзор за:
1) охраной, использованием и воспроизводством объектов животного мира и среды их обитания (кроме объектов охоты и рыболовства);
2) организацией и функционированием особо охраняемых природных территорий федерального значения;
3) геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
4) состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;
5) использованием и охраной водных объектов;
6) соблюдением законодательства РФ и международных норм и стандартов в области морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря и в исключительной экономической зоне;
7) рациональным использованием минеральных и живых ресурсов на континентальном шельфе;
8) безопасностью гидротехнических сооружений (кроме гидротехнических сооружений промышленности, энергетики и судоходных гидротехнических сооружений).
Росприроднадзор осуществляет государственный земельный контроль в пределах своей компетенции в отношении земель водного фонда, лесного фонда, земель лесов, не входящих в лесной фонд, и особо охраняемых природных территорий.
Росприроднадзор выдает лицензии (разрешения) на добывание объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу, ввоз (вывоз) в РФ диких животных, экспорт диких животных, дикорастущих растений, лекарственного сырья, рыбы, информации о недрах.
Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) – федеральный орган исполнительной власти, наделенный функциями по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования (свою деятельность осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы или подведомственные организации).
Роснедра организует:
1) государственное геологическое изучение недр и экспертизу проектов этого изучения;
2) проведение геолого-экономической и стоимостной оценки месторождений полезных ископаемых;
3) проведение конкурсов и аукционов на право пользования недрами;
4) проведение государственной экспертизы информации о разведанных запасах полезных ископаемых, геологической, экономической информации о предоставляемых в пользование участках недр.
Роснедра осуществляет:
1) отнесение запасов полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам;
2) выдачу заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешения на застройку;
3) организационное обеспечение государственной системы лицензирования пользования недрами;
4) принятие решений о предоставлении права пользования участками недр, о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении этого права, ведение государственного учета по геологическому изучению недр;
5) экономический анализ деятельности подведомственных ГУП, использования имущественного комплекса.
Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов (осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы (в том числе бассейновые) и через подведомственные организации).
Росводресурсы организует:
1) перераспределение водных ресурсов водных бассейнов, находящихся в федеральной собственности;
2) подготовку, заключение и реализацию бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов;
3) подготовку и осуществление противопаводковых мероприятий;
4) проведение государственной экспертизы схем комплексного использования и охраны водных ресурсов.
Роводресурсы осуществляет:
1) ведение государственного реестра пользования водными объектами и государственного водного кадастра, Российского регистра гидротехнических сооружений;
2) управление водным фондом;
3) планирование рационального использования водных объектов.
Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере лесного хозяйства (осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы или подведомственные организации).
Рослесхоз:
1) организует предоставление гражданам и юридическим лицам информации о лесном фонде;
2) осуществляет государственный мониторинг лесов, государственный учет лесного фонда, владение, пользование и распоряжение информацией о лесном фонде;
3) осуществляет установление возраста рубок;
4) утверждает расчеты лесосек;
5) ведет государственный лесной кадастр;
6) организует оказание лесопользователям помощи в выборе способов воспроизводства лесов, обеспечении посевными и посадочными материалами, проведение лесоустройства;
7) осуществляет деятельность государственной лесной охраны РФ (за исключением функций государственного контроля и надзора).
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу ОС (Росгидромет) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию НПА, управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга ОПС, ее загрязнения, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы (осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы) (руководство деятельностью Росгидромета осуществляет непосредственно Правительство).
Росгидромет самостоятельно принимает НПА:
1) инструкции о порядке организации и проведения государственного надзора за работами по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы;
2) о порядке централизованного учета документов Единого государственного фонда данных о состоянии ОПС, ее загрязнении и методическом руководстве по комплектованию, учету, систематизации указанных документов и их структуре, обеспечению их сохранности;
3) устанавливает требования при проведении наблюдением за состоянием ОПС, ее загрязнением, сборе, обработке, хранении и распространении информации о состоянии ОПС, ее загрязнении, а также при получении информационной продукции.
Росгидромет организует составление прогнозов погоды, водности, урожая с/х культур, глобальных и региональных изменений климата, согласование условий гидрометеорологического и геофизического обеспечения плавания судов, полетов летательных аппаратов, работы космонавтов в открытом космосе.
Участие в охране ОС принимают также (ФС по экологическому, технологическому и атомному надзору, Минсельхоз, МЧС, ФА геодезии и картографии и др.).
Билет № 23
27.1. Понятие и виды форм реализации исполнительной власти
Государственная власть воплощается в конкретных действия, выражающих ее содержание и направленность и совершаемых ее субъектами (соответствующими государственными органами).
Каждый орган исполнительной власти (должностное лицо) в силу их компетенции могут действовать определенным образом в конкретных ситуациях. Возможность превращается в реальность при совершении определенных активных действий (принятие решения, разрешение жалобы). Данные действия выражают содержание государственно-управленческих функций, в них реализуется компетенция данного субъекта управления.
Внешнее выражение действий:
1) субъект исполнительной власти выполняет функции непосредственного управляющего воздействия (его действия выражаются во взаимодействии с объектами управления);
2) его действия такие воздействия не осуществляют (выражаются в отношениях внутриорганизационного или внутриаппаратного характера (взаимодействие структурных подразделений аппарата данного органа – действия руководителя исполнительного органа, адресуемые подчиненным работникам его служебного аппарата)).
Последствия внешне выраженных управленческих действий:
1) вызывают прямые последствия юридического характера (действия, реализующие управляющее воздействие (внеаппаратное и внутриаппаратное);
2) не вызывают таких последствий.
Виды форм управления:
1) формы реализации исполнительной власти (формы управления – играют ведущую роль в механизме реализации исполнительной власти);
2) формы внутриаппаратной работы.
Формы управления – внешне выраженное действие исполнительного органа (должностного лица), осуществленное в рамках его компетенции и вызывающее определенные последствия.
Административно-правовые формы – обобщенное обозначение форм управления, вызывающих последствия юридического характера или имеющих определенное юридическое значение.
Регламентация форм управленческой деятельности осуществляется АдПН (содержатся в актах, закрепляющих организационно-правовой статус исполнительного органа (должностного лица)).
Наибольшее значение имеют формы, связанные с реализацией правоприменительных, правоустановительных и правоохранительных функций исполнительной власти (вызывают наиболее существенные юридические последствия).
Классификация форм управленческой деятельности (по характеру вызываемых последствий):
1) правовые (четко выражены юридические последствия; в действиях субъекта исполнительной власти проявляется его юридическое волеизъявление) – административно-правовые формы (формы реализации власти, содержащие юридически властные полномочия (правовые акты));
2) неправовые (не влекут прямых юридических последствий; связаны с процессом непосредственной реализации исполнительной власти, но не являющиеся элементами этого процесса) (организационные действия (совещания) или материально-технические операции (транспорт)).
Формы управленческой деятельности:
1) издание нормативных актов;
2) издание индивидуальных (административных) актов;
3) совершение иных юридически значимых действий;
4) заключение договоров;
5) осуществление организационных действий (правовая форма выражения, не всегда являются формами реализации исполнительной власти);
6) выполнение материально-технических (организационно-технических) операций (играет вспомогательную роль, неправовая форма выражения).
Реализация исполнительной власти возможна только в административно-правовой форме (внутриорганизационная деятельность может быть выражена в обеих формах).
Классификация административно-правовых форм:
1) по степени юридического выражения:
а) основные (издание правовых актов);
б) базирующиеся на основных (действия, влекущие юридическое последствия или имеющие юридическую направленность (регистрационные, разрешительные, надзорные, предупредительные, пресекательные, обеспечительные действия, лицензирование, санкционирование));
2) по достигаемым результатам:
а) позитивное регулирование (утверждение программ социально-экономического развития);
б) реакция на негативные явления в сфере государственного управления;
3) по направленности:
а) воздействующие на общественные отношения в сфере государственного управления (внешняя направленность);
б) воздействующие на деятельность нижестоящего управленческого аппарата (внутренняя направленность);
4) по объему:
а) общеобязательные;
б) адресованные конкретным объектам;
5) по адресату:
а) вся система исполнительной власти (государственного управления);
б) упорядочение работы внутри аппарата исполнительного органа (самоорганизация);
6) по характеру и методам решения вопросов компетенции:
а) процедурные (подготовка и принятие управленческого решения);
б) процессуальные (в рамках административного производства);
7) по субъектному выражению:
а) односторонне выраженные;
б) двусторонние и многосторонние (административно-правовые договоры);
8) по инициативности:
а) используемые субъектами исполнительной власти по собственной инициативе в силу их компетенции;
б) являющиеся реакцией на инициативу других участников управленческих отношений;
9) по условиям применения:
а) нормальная общественная жизнь;
б) режим чрезвычайного и военного положения;
10) по отношению к другим субъектам государственной власти:
а) используемые в отношениях с законодательными органами;
б) используемые в отношениях с судебными органами;
11) по особенностям объекта управляющего воздействия (в зависимости от формы собственности): государственные, кооперативные, акционерные, коммерческие, коллективные, частные, индивидуальные объекты;
12) по юридическому содержанию: предписывающие, запретительные, дозволительные.