Государственное управление в сфере миграционной политики
Миграция – естественный процесс в любом обществе и государстве (обусловлена потребностями людей, государственными интересами, связанными с поисками работы, семейными проблемами, социальными и природными катастрофами, климатом, развитием производительных сил, интересами обороны и безопасности государства).
Виды миграции (внутренняя (в пределах государства) и внешняя (межгосударственное перемещение)) (законная, легитимная, незаконная – государство вводит жесткие иммиграционные правила и осуществляет строгий контроль за их соблюдением).
Министерство внутренних дел РФ (МВД России – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции.
МВД РФ осуществляет свою деятельность через (главные управления МВД по федеральным округам; МВД, управления ВД субъектов РФ; УВД (ОВД) на железнодорожном, водном и воздушном транспорте; УВД (ОВД) закрытых административно-территориальных образований, на особо важных и режимных объектах; органы управления внутренними войсками, соединениями и воинскими частями внутренних войск; представительства МВД за рубежом).
Основные задачи МВД РФ:
1) разработка общей стратегии государственной политики и совершенствование нормативного правового регулирования в установленной сфере деятельности; обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина; организация в пределах полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, предупреждение и пресечение административных правонарушений;
2) обеспечение охраны общественного порядка и безопасности дорожного движения; организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия; организация государственной охраны имущества граждан и организаций; управление органами внутренних дел и внутренними войсками, организация их деятельности.
МВД РФ:
1) формирует на основе анализа состояния общественной безопасности и правопорядка основные направления государственной политики в указанной сфере;
2) организует и осуществляет оперативно-розыскную и экспертно-криминалистическую работу органов внутренних дел, осуществляет непосредственное руководство криминальной милицией и следственными подразделениями;
3) организует и осуществляет розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия или суда, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, призыва на военную службу, без вести пропавших, идентификацию неопознанных трупов, розыск похищенного имущества;
4) осуществляет меры по борьбе с организованной преступностью, коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, незаконными вооруженными формированиями;
5) принимает участие в обеспечении правового режима чрезвычайного или военного положения в случае их введения на территории РФ или в отдельных ее местностях, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
6) руководит деятельностью ГИБДД, организует учет дорожно-транспортных происшествий, принимает меры по их предупреждению, участвует в разработке правил, стандартов, нормативов в сфере обеспечения БДД, организует работу, связанную с допуском автомототранспортных средств и водителей к участию в дорожном движении;
7) организует деятельность органов внутренних дел по выдаче (аннулированию) лицензий, разрешений на занятие видами деятельности, работами (оказанием услуг), подлежащими лицензированию в системе министерства, по контролю за осуществлением этих видов деятельности;
8) организует деятельность органов внутренних дел, связанную с вопросами граждан РФ, свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ, выезда за ее пределы и въезда на ее территорию, правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства;
9) организует производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел и внутренних войск;
10) разрабатывает и проводит мероприятия по совершенствованию системы общественного порядка на территории РФ.
Организационная структура центрального аппарата МВД соответствует основным направлениям деятельности министерства (отраслевая специализация – службы криминальной милиции (департаменты уголовного розыска, борьбы с организованной преступностью и др.), служба милиции общественной безопасности (департаменты обеспечения общественного порядка, ГИБДД, защиты собственности и др.)).
Федеральная миграционная служба (ФМС России) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.
Основные задачи ФМС:
1) оформление и выдача основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ (паспорта, заграничного паспорта), производство по делам о гражданстве РФ;
2) регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета российских граждан;
3) оформление и выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства документов для въезда в РФ, проживания и временного пребывания в РФ, контроль и надзор за соблюдением ими иммиграционных правил, правил проживания и временного пребывания в РФ;
4) разработка и реализация мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции, контроль и надзор в сфере внешней трудовой миграции, привлечения иностранных работников в РФ и трудоустройства граждан РФ за пределами РФ;
5) исполнение законодательства РФ о беженцах и вынужденных переселенцах, участие в установленном порядке в предоставлении политического убежища иностранным гражданам;
6) управление территориальными органами ФМС, ее представительствами за рубежом и иными организациями и подразделениями, созданными для решения задач, возложенных на ФМС.
ФМС осуществляет:
1) выдачу и замену гражданам РФ документов, удостоверяющих их личность;
2) оформление приглашений иностранным гражданам на въезд в РФ, ведение учета оформляющих приглашения юридических лиц;
3) проведение государственной дактилоскопической регистрации;
4) производство по делам об административных правонарушениях в пределах установленной компетенции;
5) организует и ведет адресно-справочную работу, лицензирование деятельности в сфере миграции;
6) участвует в осуществлении государственной политики РФ в отношении соотечественников за рубежом.
ФМС принимает решения:
1) о выдаче иностранным гражданам разрешений на въезд в РФ или вида на жительство, об аннулировании разрешений или вида на жительство;
2) о выдаче, приостановлении срока действия или аннулировании разрешений на привлечение и использование иностранных работников, разрешений иностранным гражданам на работу;
3) о депортации иностранных граждан, осуществляет меры по их депортации и административному выдворению за пределы РФ;
4) о нежелательности пребывания (проживания) иностранных граждан в РФ, об установлении запрета на их въезд в РФ.
Билет № 8
28.1. Понятие и юридическое содержание актов управления
Правовые акты управления – основная юридическая (административно-правовая) форма реализации задач и функций исполнительной власти.
Признаки правовых актов управления:
1) юридический вариант управленческого решения (его изданием исполнительный орган (должностное лицо) решает вопросы, возникающие в его деятельности, в интересах реализации задач и функций исполнительной власти);
2) издается только полномочным субъектом исполнительной власти или государственно-управленческой деятельности (в пределах его компетенции, определенной законодательством или АдПН);
3) юридически властное волеизъявление субъекта исполнительной власти (выражает властную природу государственно-управленческой деятельности);
4) одностороннее волеизъявление субъекта исполнительной власти;
5) содержит юридически властное предписание субъекта исполнительной власти (обязательно для адресата – императивный характер);
6) определяет правила должного поведения в сфере государственного управления;
7) может создавать АдПН (юридическая основа для возникновения, изменения или прекращения АдПО) или является юридическим фактом (непосредственно порождает, изменяет или прекращает правовые отношения данного типа);
8) подзаконен (может быть издан полномочны субъектом исполнительной власти в соответствии с КРФ, законодательными актами в интересах обеспечения их исполнения);
9) иерархичен (соответствие акта данного органа исполнительной власти актам вышестоящих);
10) юридическая разновидность служебных документов, используемых в процессе деятельности исполнительных органов (должностных лиц) (эти документы (справки, отчеты, протоколы, акты) выражают обстоятельства, имеющие юридическое значение, но не превращаются в правовые акты управления);
11) издается в качестве письменного юридического документа, может быть выражен устно;
12) издается с соблюдением официально установленных правил (процедур) (предусматривают порядок подготовки проекта, его обсуждения, экспертизы, утверждения – общих правил нет);
13) может быть опротестован или обжалован (в законодательном порядке или в порядке, установленном подзаконными АдПН);
14) вызывает юридическое последствие правоохранительного характера (наступление ответственности виновной стороны – при несоблюдении содержащихся в нем юридически властных предписаний (дисциплинарная или административная ответственность)).
Правовой акт управления – основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление АдПН или возникновение, изменение и прекращение АдПО в целях реализации задач и функций исполнительной власти.
Правовые акты управления не ограничиваются сферой государственного управления (в ряде случаев регламентируют отдельные стороны отношений, составляющих предмет других отраслей права (финансового, трудового, земельного)).
Правовые акты управления отличаются от актов судебных органов:
1) преимущественно позитивным характером (с их помощью организуется процесс функционирования механизма исполнительной власти с целью упорядочивающего воздействия на различные стороны жизни);
2) юрисдикция не является приоритетной (судебные акты – ярко выражен юрисдикционный характер);
3) не могут отменить или изменить судебные акты (судебные акты могут);
4) нередко играют роль доказательств в судебном процессе.