М32.2. Государственное управление в области экономического развития и торговли
Управление экономическим развитием заключается в разработке и обосновании приоритетных, наиболее перспективных и эффективных направлений развития экономики РФ, ее регионов, отраслей, комплексов и секторов экономики (в межгосударственных и федеральных программах определяются макроэкономические показатели).
Для решения приоритетных задач разрабатываются отраслевые стратегии (включая федеральные целевые программы и комплекс мероприятий нормативного правового характера).
Поскольку экономические возможности развития страны определяются бюджетной обеспеченностью, управление этим развитием включает активное участие уполномоченных федеральных органов в разработке федерального бюджета
Важное значение для экономического развития РФ имеет совершенствование внешнеэкономической деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Основные положения содержатся в ФЗ «Об основах государственного регулирования ВЭД», «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами», «О специальных защитных антидемпинговых и компенсационных мерах по импорту товаров».
Цели государственного регулирования в этой сфере – обеспечение благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защита экономических и политических интересов РФ.
Важнейшие принципы этого регулирования – равенство и недискриминация участников ВЭД; единство таможенной территории РФ; исключение неоправданного вмешательства государства или его органов в ВЭД и нанесения ущерба участникам ВЭД и экономике страны.
В целях расширения международных экономических связей Правительство проводит подготовительную работу по вступлению РФ во Всемирную торговую организацию.
Неотъемлемая часть внешнеторговой деятельности РФ – военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами (правильное и оперативное решение вопросов, связанных с продвижением продукции военного назначения ВПК РФ на мировом рынке оружия, отвечает ее политическим, военным и экономическим интересам).
В области управления развитием внутренней торговли основные задачи – выработка политики и нормативное правовое регулирование потребительского рынка, закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд, совершенствование правил торговли и организации торгового обслуживания населения.
Министерство экономического развития и торговли РФ (Минэкономразвития РФ) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности (в том числе малого и среднего бизнеса), внешнеэкономической деятельности, таможенного дела, торговли, имущественных отношений, несостоятельности (банкротстве) и финансового оздоровления организаций, земельных отношений и территориального зонирования, экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований, инвестиционной деятельности, формирования межгосударственных и федеральных целевых программ, мобилизационной подготовки экономики РФ, управления государственным материальным резервом, формирования государственного оборонного запаса, закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд.
Минэкономразвития РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной таможенной службы, ФА по государственным резервам, ФА кадастра объектов недвижимости, ФА по управлению федеральным имуществом, а также координацию деятельности Российского фонда федерального имущества.
Министерство осуществляет руководство деятельностью торговых представительств РФ в иностранных государствах, а также совместно с МИД РФ – руководство деятельностью торгово-экономических отделов посольств РФ.
Минэконромразвития РФ – уполномоченный орган государственной власти, осуществляющий государственное регулирование ВЭД, регулирование оценочной деятельности, проведение конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот при введении Правительством ограничений на экспорт и импорт товаров (оно также осуществляет контроль за проведением конкурсов по размещению заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд и координацию их проведения).
Министерство принимает НПА, устанавливающие (перечень и порядок определения показателей экономической эффективности деятельности ФГУП и ОАО, акции которых находятся в федеральной собственности; состав документов государственного земельного кадастра и порядок их ведения; требования к кадастровому делению и порядок учета кадастровых единиц; план-график выполнения работ по формированию оборонного заказа и его основных показателей на соответствующий год; порядок подготовки решений об условиях приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий; порядок принятия решения о признании банкротом должника, включенного в перечень стратегических предприятий и организаций).
Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС РФ) осуществляет функции по контролю и надзору в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами
Руководство деятельностью ФСВТС осуществляет Президент, а координацию и контроль ее деятельности – Минобороны, которому она подведомственна.
Основные задачи ФСВТС:
1) осуществление в соответствии с законодательством РФ контроля и надзора в области военно-технического сотрудничества;
2) участие в разработке государственной политики в области военно-технического сотрудничества и внесение в установленном порядке соответствующих предложений Президенту, в Правительство и Минобороны;
3) обеспечение реализации основных направлений государственной политики в данной области.
ФСВТС представляет в Минобороны проекты ФЗ, международных договоров РФ, других НПА по вопросам военно-технического сотрудничества, вносит проекты решений президента и Правительства о поставках продукции военного назначения иностранным заказчикам и по другим вопросам, касающимся осуществления внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения.
Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере управления особыми экономическими зонами, а также по контролю за выполнением соглашений о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности (осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации).
Полномочия агентства:
1) осуществляет управление особыми экономическими зонами, проводит отбор заявок на их создание, организует ведение банка земельных участков, отведенных для их создания, и объектов недвижимости, находящихся на их территории;
2) управляет и распоряжается объектами недвижимости, находящимися на территории особых экономических зон, земельными участками в пределах территории особой экономической зоны;
3) осуществляет мониторинг реализации соглашений о создании особых экономических зон, регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве резидентов особой экономической зоны, контроль за исполнением ими соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности;
4) ведет реестр резидентов особой экономической зоны.
Билет № 5