Глобальные факторы мировой политики. Влияние глобализации на политические процессы современности

Глобализация - процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации . Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция капитала в масштабах всей планеты человеческих и производственных ресурсов , стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для групп государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов.

Современноегосударствопредставляетсобойполитическийинститут, обладающийвысшейюрисдикцией на всейотведеннойемутерритории. Таким образом, концепциятрадиционногогосударственногосуверенитетабазируется на территориальнойгеографии. Историческисуверенитетхарактеризуетсяследующими признаками. Во-первых, суверенноегосударствообладаетвысшейполитическойвластью и монополией на легитимноеприменениесилы в рамках еготерритории для защитывласти на внутреннемуровне и для недопущениявнешнеговмешательства. Во-вторых, государствоформируетсвойвнешнеполитическийвыбор и регулируетдвижение через своиграницы. В третьих, суверенноегосударствопризнается другими государствамикакнезависимаяединица, свободная от внешнеговмешательства в еедела. Следовательно, суверенитет прямо связан с положением, чтогосударстваявляютсяавтономными и независимыми друг от друга.

В настоящеевремяотчетливоформируетсяглобальнаяполитика, котораяоказываетвлияние на суверенитетнациональныхгосударств. Политическаяглобализацияпреобразуетсовременныймировой порядок, реконструируятрадиционныеформынациональнойгосударственности и перестраиваямеждународныеполитическиеотношения.

Глобальнаяполитикаменяеттрадиционныепредставления о различияхмеждувнутренней и внешней, внутригосударственной и международной, территориальной и не территориальнойполитикой. Политическиерешения и действия в одной части мира быстроотражаютсявовсемостальноммире. Центрыполитическогодействия и принятиярешениймогут, благодарясовременнымсредствамкоммуникации, превращаться в сложныесистемысовместногопринятиярешений и политическоговзаимодействия.

Современныеглобализационныепроцессыстимулируюткакдобровольную, так и вынужденную передачу власти: по вертикали – наднациональныминститутам и региональнымправительствам, по горизонтали – рыночным силам.

Европейский Союз являетсялучшимпримеромвертикальнойпередачивласти наверх. Государства, входящие в состав ЕвропейскогоСоюза, больше не являютсяединственными центрами власти в пределахсвоихсобственныхграниц. Политическиепроцессы, происходящие в ЕС могутбытьохарактеризованыкак “наднациональные”. Средиинститутов ЕС особо важноеположениезанимаетСоветминистров, поскольку он имеет в своемраспоряженииправовыеинструменты, позволяющиеформулировать и проводить политику с минимальным ущербом для национальнойдемократии. Извсехэтихинструментовсамымизначительнымиявляются “регулятивные”, так какониимеют статус закона. Споры, возникающие по поводу истолкования и примененияэтихрегулятивных правил тем илиинымнациональнымгосударством, решаются в ЕвропейскомСуде. С принятиемЕдиногоЕвропейскогоСоглашения принцип единогласия в рамках Советаминистровбылзаменен – для значительного числа проблемных сфер – принципом квалифицированногобольшинства. Послечегоэтот принцип стали распространять на все более и более широкий круг вопросов, так чтосегоднядаже у ведущихчленовСоюзаостается все меньшевозможностейприбегать к праву вето и в каких-тослучаях, теоретическиговоря, онимогутбытьпросто-напросто “заблокированы”.

Вертикальная передача власти вниз привела к появлениюмощныхсубнациональныхправительств, региональной и муниципальнойвласти, особенно в федеративныхгосударствах (США, Канада, Швейцария, Австралия).

Глобальнаяполитикасегодняориентируется не только на традиционныегеографическиеинтересы, но и на множестворазнообразныхэкономических, социальных, экологических и других проблем. Поэтомукомпонентыгосударственногосуверенитета – внутренняявласть, контроль за границами, политическаяавтономия, невмешательство – сталкиваются с беспрецедентнымивызовами. По сути, изменениязатрагивают все составляющиеконцепциигосударственного и национальногосуверенитета. Особенно сильно ощущаютвмешательство в своивнутренниеделаслабыегосударства, однако и относительносильныегосударстваполностью не могутзащититьсвойсуверенитет. В то время, когдамногиегосударстваЕвропы, отказались от многихэлементовсуверенитета, такиегосударствакак США, Китай, Япония не отказываются от внутреннейавтономии. Имеетсяввидутот факт, чтоподвлияниемглобализации на национальноегосударство, онотеряетчастьсвоегосуверенитета, но при этомсохраняетгосударственнуюавтономию – способность независимоформулироватьсвоиполитическиецели и достигатьих.



Наши рекомендации