Земская, судебная, городская и военная реформы
Отмена крепостного права потянулонеобходимость дальнейшихших преобразованийсогласно новым историческим условиям. Эти реформы, хотя и не изменили вцелом государственного строя России и оставили незыблемым самодержавие, создалиоснову для перехода от феодально-сословного устройства Российской империи добуржуазного.
В 1864 г. за земской реформой былосоздано выборные органы власти в масштабе губернии и уезда - земства. Земскиегласные избирались из землевладельцев, городских избирателей и представителейников сельских общин. Сфера деятельности земскихучреждений огжувалася хозяйственными вопросами местного значения: содержаниепутей, почт, школ, больниц, налаживание ветеринарной и агрономической службы и т.п. Средства на это поступали из земскогоналога, которым облагалось все население. Однако земские управы не имели праватребовать исполнения своих решений. Для этого они должны были обращаться запомощью к царским властям, главным полиции. Чиновники на местах по своемуусмотрению могли приостановить любое решение земства. И все же появление земств имелабольшое значение. В Российской Империи появилисьорганы местного самоуправления, деятельность которых существенно отрезподняласьот господствующей государственно-бюрократической системы.
Вроде земских учреждений 1870был перестроен и городское самоуправление. Выборные городские думы занимались городскимблагоустройством, охраной здоровья и образования.
Одним изважнейших тогдашних преобразований была судова реформа 1864 г.
Дореформенный суд был сословным (т.е. каждое состояние имел свойотдельный суд) и негласным (судебные заседания проходили за закрытыми дверями,подсудимые не имели защитников). Суд полностью зависел от администрации.
Новые судебные уставы провозглашали независимость суда отадминистрации: судью назначал правительство, но снять с должности мог только суд.Предварительное следствие проводили судебные следователи, которые не подлежали полиции.Вводился суд, единый для всего населения. Он становился гласным: насудебных заседаниях могли быть представители прессы и публика. Вводился состязательныйпроцесс: обвинение поддерживал прокурор, оборону - адвокат (присяжныйповеренный).
Уголовные дела рассматривались поучастием присяжных заседателей от всех сословий, в том числе и от крестьян(Присяжными не могли быть лица, работавшие по найму, т.е. рабочие, слугии др. ). Присяжные заседатели определяли виновность подсудимого, а приговор выносилипредседатель и два члена суда.
Реформа суда была наиболеепоследовательной реформой. Чтоправда, сохранилисьособые волостные суды для крестьянства, суды для духовенства, военные суды; ограничиваласьподсудность чиновников: вскоре жандармерии вновь было предоставлено правопредыдущего следствия в политических делах, особенно важные делапередавались в специально созданных правительством судебных комиссий; была сохраненателесные наказания для крестьян, каторжан, штрафных солдат; гласность судопроизводстванарушалась.
В 60-х pp. по инициативе военного министра Д. А. Милютина началисьвоенные реформы.
Наибольшее значение имела реформа 1874p., по которой вводиласьвсеобщая воинская повинность; ее должны отбыть все мужчины 21-летнего возраста, годные к военной службе. Сроки службысокращались. В пехоте срок службы устанавливался продолжительностью 6 лет споследующим зачислением в запас на 9 лет. Во флоте служба продолжалась 7 лет и 3года в запасе. Это давало возможность значительно увеличивать армию во время войны. Длялиц с образованием было установлено меньшие сроки службы. Улучшились обучениевойск и подготовка офицерских кадров. Армия начала оснащаться современнымивидами оружия, создавался паровой военный флот.
Однако наряду с изменениями в армии можнобыло видеть много старого: командный состав остался дворянским, сохранилисьмуштра и избиение солдат.
Реформы 60-70-х pp. XIX ст. стали толчком к быстрому и динамичного экономического и социально-политического развития России. Особенности реформ в России заключались втом, что их проведениеполностьюзависело от правящей верхушки, они были непослидовними иполовинчатыми, особенно в политической сфере. Россия оставалась абсолютной монархией, без представительной системы,многопартийности, четко очерченных гражданскихправ и свобод.
И все же эти реформы коренным образом изменили социальную и экономическую структуру Российской империи, создалинеобходимые условы для ее поступательного развития.