Произведения Макиавелли оказали громадное влияние на последующее
развитие политико-правовой идеологии. Наиболее проницательные мыслители Нового времени высоко оценили методологию Макиавелли, в особенности рационалистическое объяснение государства и права, стремление определить их связь с интересами людей.Названные положения Макиавелли были восприняты и развитыпоследующими теоретиками (Спиноза, Руссо и др.). Камнем преткновениядля этих теоретиков явились, однако, "макиавеллизм" иего оценка.
Вопрос №5 М. Вебер о политике как призвании и профессии
В начале своей работы, которая была названа «Политика как призвание и профессия» Вебер дает общее определение понятия «политика». Он определяет политику, как « понятие, которое имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству.» В дальнейшем Вебер, для более подробного анализа интересующей его проблемы сужает представление понятие и выделяет конкретный аспект изучения «говорит в данном случае только о руководстве или оказании влияния на руководство политическим союзом, то есть в наши дни–государством.
В итоге Вебер определяет политику, как «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает.»
Основными задачами, которые Вебер попытался решить в работе было современное на тот момент определение политики, власти, господства и государства. Германия потерпела поражение в Первой мировой войне и в обществе был высок запрос на реванш, восстановление, которое, впоследствии, приведёт Гитлера к власти. А в 1919 году создавалась теоретическая база этому приходу.
Вебер говорит о том, что государство нельзя определить социологически в связи с содержанием его деятельности. По мнению Вебера, государство способно решать множество задач, носящих различный характер. Но вся проблема заключается в том, что нет такой задачи, которая полностью и исключительно бы была присуща государству. Однако дать социологическое определение государству все таки возможно, но только если «исходить из специфически применяемого им, как и всяким политическим союзом, средства – физического насилия.» Вебер считает, что физическое насилие является специфическим средством государства, что лишь государство способно применять это насилии, и только тогда оно будет считаться легитимным.
Таким образом, Вебер приходит к выводу, что государство — «есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (то есть считающееся легитимным) насилие как средство».То есть люди, которые находятся под господством должны подчиняться тем людям, которые претендуют на это господство.
Что такое легитимность?
Внутренним основанием для оправдания господства служит легитимность, которую Вебер понимает, как процесс утверждения законности или правомочности власти в обществе. М. Вебер выделил три типа легитимности власти: традиционный, харизматический и легальный.
1. Традиционный тип легитимности заключается в вере людей в нормы и традиции, которые исторически сложились в данном обществе.
2. Харизматический тип легитимности основывается на преданности и личном доверии людей, вызванное наличием определенных качеств вождя (мужество, героизм, честность и т.д.) у какого-нибудь человека.
3. Легальный тип легитимности основан на правилах и законах, установленных и действующих в данном обществе.
Далее в своей работе Вебер акцентируется на двух ключевых понятиях, применяемых по отношению к людям, осуществляющим легитимное насилие — «призвание» и «профессия».
Во всех культурах исторически сложилось так, что управлением занималась узкая группа людей, получившая с XIX века наименование «элита». Именно эти люди были приближены к монарху, если в государстве действовала монархия, либо они находились на ключевых позициях в демократиях, с точки зрения Алексиса де Токвилля. В эпоху легитимности и стремления к правовому государству, гуманизму в конце концов, различные исследователи пытались дать оценку деятельности элиты и включить её в легальные политические институты.
Политики по призванию
Макс Вебер определил место элит в своём исследовании, как политики по призванию. Ключевой особенностью элит является то, что они не воспроизводятся естественным путём, а поэтому нуждаются в новых людях, которые могут быть из разных слоёв населения. Политики по призванию, фактически, с рождения являются лидерами, явно или открыто демонстрируют свои особенности и таланты стратегического мышления и управления.
Политики по призванию это состояние духа, которое не зависит от образования, часто старается пренебречь законом и традициями. Политики по призванию способны создавать свою идеологию, а если быть точнее, мифологию, окружая собственное имя ореолом тех добродетелей, которые пользуются уважением общества.
Макс Вебер отмечает, что этим людям присущ харизматический тип легитимности, в государстве они должны занимать главенствующую роль. Макс Вебер считал, что место таких людей в парламенте, где в открытой дискуссии и взаимных ограничениях будет вырабатываться оптимальное решение любых вопросов.
Политики по профессии
Другой тип людей, которые занимают в государстве управленческую роль, это политики по профессии, которые зачастую находятся на исполнительных должностях. Их управленческий талант, возможно, более систематизирован, однако политики по профессии не способны генерировать идеи, идеологию. Поле их деятельности — исполнение и законотворчество идей, которые выработаны политиками по призванию. Политики по профессии постоянно коммуницируют с обществом и находят способы оптимального сосуществования трёх слоёв — народа, политиков по профессии и политиков по призванию.
Труд Макса Вебера «Политика ка призвание и профессия» является настольной книгой студентов госуправления, философии и политологии. На сегодняшний день в ней является ценным одно — несомненно верное деление общества и власти на политиков по призванию и управленцев-профессионалом. Тип легитимности и определение политики и государства, которое дал Макс Вебер устарело и не отражает состояние реальности. Эта и другие работы современников Вебера в Германии, фактически, подготовили почву в научных и интеллектуальных кругах к появлению Гитлера, маргинала с точки зрения традиционных европейских элит.
Вопрос №6 Возникновение и этапы становления политической науки на Западе
Процесс формирования и выделения политологии из общей системы социальных и гуманитарных наук занял несколько десятилетий, которые приходятся на конец XIX - начало XX в.
В Германии о начале собственно политической науки можно говорить лишь с возникновением в первой половине XIX в. правовой школы, поставившей своей целью изучение государства в различных его аспектах и проявлениях. Разумеется, основы этой школы были заложены работами Канта и Гегеля, особенно "Философией права" последнего. Немаловажную роль здесь сыграли известные немецкие правоведы и государствоведы. Главная особенность этой школы состояла в том, что она сводила политическое исследование к идее государства, интерпретируемого как комплекс формальных конституционных норм. Политическая наука, таким образом, превращалась в науку догматическую, лишенную возможности изучения социальной реальности.
Формирование политической науки во Франции, как считает П. Фавр, заняло примерно полвека между двумя символическими датами: 1871 г., когда Э. Бутли основал "Свободную школу политических наук", и 1913 г., когда была опубликована книга А. Зигфрида "Политическая карта западной Франции при Третьей республике". Между этими датами было опубликовано множество работ, составивших основы французской политической науки. Это прежде всего "История политической науки в ее связи с моралью" П. Жане (1851 г.),
Политическая наука Великобритании как самостоятельное научное направление определилась в конце XIX в. с момента основания Лондонской школы экономики и политических наук при Лондонском университете. До второй мировой войны сначала в этой школе, а затем в Оксфордском, Кембриджском, Манчестерском, Ливерпульском и др. университетах велись изучение и преподавание дисциплины о политических явлениях. При этом главное внимание профессора-политологи уделяли проблемам государственного управления, политическим институтам, конституционному и административному праву Англии, политической философии и теории, международным отношениям и колониальной администрации. В тот период тон в политологических исследованиях задавали Э. Баркер, Д. Коул, Г. Ласки, Ч. Мэннинг, У. Робсон, Г. Файнер и др.
Несколько десятилетий длился процесс формирования политической науки в США. Основателем систематического исследования политики в Америке считается Ф. Либер. В 1857 г. он был назначен профессором истории и политической экономии в Колумбийском колледже и начал читать лекции по политической философии, в которых центральными были вопросы теории государства и политической этики. Сменивший Либера Дж. Берджес основал в том же Колумбийском колледже (позже переименованном в Колумбийский университет) в 1880 г. школу политической науки. Была введена система подготовки научных кадров с подготовкой и защитой диссертаций, а в 1886 г. школа начала издавать журнал "Политикл сайенс куортерли". Примеру Колумбии последовали университет Джонса Гопкинса и др. ведущие учебные заведения США. Немаловажную роль в становлении американской политической науки сыграла книга одного из ее основателей Д. Берджеса "Политическая наука и сравнительное конституционное право" (1890 г.). В 1903 г. была создана Американская ассоциация политических наук, положившая начало множеству подобных ассоциаций и в США, и в других странах. В том же году начал издаваться журнал "Анналы американской академии политических и социальных наук", с 1906 г. - "Обозрение американской политической науки", а с 1939 г. - "Журнал политических исследований", которые и в наши дни продолжают играть немаловажную роль в разработке ключевых проблем политической науки.