Народничество 70-х – начала 80-х гг.
Три течения в народничестве:
В 60–80-х гг. XIX в. ведущие позиции в общественном и революционном движении занимало народничество. Основные положения народнической доктрины были сформулированы А.И. Герценом и Н.Г. Чернышевским, ставшими родоначальниками теории «русского социализма» – своеобразного синтеза учения западноевропейских социалистов (Ш. Фурье, П.Ж. Прудон, А. Сен-Симон, Р. Оуэн) и их собственных взглядов, согласно которым Россия могла перейти к социализму, минуя капитализм, посредством крестьянской общины. Периодическое уравнительное перераспределение земли, совместное владение и пользование лугами, пастбищами, лесами, крестьянское самоуправление, коллективизм, равенство всех членов общины – все эти черты русской крестьянской экономики рассматривались А.И. Герценом и Н.Г. Чернышевским как элементы социалистических отношений. Дальнейшее развитие это учение получило в работах М.А. Бакунина, П.Л. Лаврова, Н.П. Ткачева. Однако они выступали за различные пути реализации народнической идеологии в практике революционной борьбы. В этой связи отмечают три течения в народничестве. Бунтарское, или анархистское. М.А. Бакунин предложил свою модель безгосударственного социализма, которая основывалась на федерации построенных «снизу вверх» свободных организаций: рабочие ассоциации, общины, волости, области, народы. Бакунин выступал за крестьянскую революцию, к которой крестьяне якобы были уже готовы, – необходим был только толчок. Его должна была дать революционная интеллигенция, и тогда крестьянский бунт уничтожил бы самодержавие и привел к победе социализма.
Пропагандистское. П.Л. Лавров поддерживал идею крестьянской революции, но ее движущей силой считал революционеров-интеллигентов. Они должны были создать революционную организацию, развернуть пропаганду социализма в народных массах и тем самым подготовить их к революционному выступлению.
Заговорщическое. П.Н. Ткачев полагал, что между народом и интеллигенцией существует огромная пропасть, непреодолимая в условиях самодержавно-бюрократического строя, поэтому поднять крестьянство на борьбу невозможно. Однако самодержавие не имеет никакой опоры в обществе, и группа революционеров-заговорщиков может осуществить государственный переворот, захватить власть и провести сверху социалистические преобразования. Некоторые современные историки выделяют и четвертое направление в народничестве – «нечаевщину» (по имени его основателя С.Г. Нечаева). Он создал тайную организацию «Народная расправа» (1869) и потребовал от ее членов полного подчинения руководству. В составленном им «Катехизисе революционера» насилие рассматривалось как главный способ достижения победы революции, а также обосновывался тезис: «Цель оправдывает средства». Социализм представлялся Нечаеву обществом, в котором господствовал принцип: «Производить для общества как можно больше и потреблять как можно меньше». Свою организацию Нечаев разбил на «пятерки» и построил их в иерархическом порядке. Нижестоящая «пятерка» подчинялась вышестоящей, зная только одного ее члена, который доводил до нее приказания сверху и следил за их исполнением. Главный кружок получал приказания от Нечаева, который выдавал себя за представителя несуществующего «центрального комитета». Одного из членов «главной пятерки», студента И. Иванова, Нечаев заподозрил в отступничестве и велел убить, чтобы «сцементировать кровью» свою организацию. Материалы следствия по делу об этом убийстве легли в основу произведения Ф.М. Достоевского «Бесы».
Идеология народничества оказала непосредственное влияние на практику движения. В 1874 г. осуществляется так называемое «хождение в народ» для пропаганды социалистических идей и подготовки крестьянского восстания. Добиться результатов не удалось, начались массовые аресты народников.
В 1876 г. возникает народническая организация «Земля и воля». В ее состав вошли М.А. Натансон, Г.В. Плеханов, С.Л. Перовская, всего около 150 человек. Организация была построена на началах централизма, хотя и слабого. Ядром ее был «основной кружок». В организации выделялось несколько групп: «деревенщики» – работали среди крестьян, «дезорганизаторская группа» – стремилась дезорганизовать противника, вела борьбу со шпионами. Главная цель «Земли и воли» – подготовка народной социальной революции. Основное средство подготовки к ней – пропаганда, террор считался вспомогательным средством. Программа «Земли и воли» предусматривала переход всей земли в руки крестьян, свободы мирского управления.
Важным событием общественной жизни 70-х гг. стал судебный процесс по делу Веры Засулич. Летом 1877 г. петербургский градоначальник Трепов во время посещения тюрьмы заметил, что один из заключенных (Боголюбов) при его появлении не снял шапку. Трепов приказал высечь его. Требование и действия Трепова были незаконны. 24 января 1878 г. молодая народница Вера Засулич явилась к Трепову на прием и выстрелила в него из револьвера. Трепов был тяжело ранен. 31 марта 1878 г. суд присяжных признал В. Засулич невиновной. Действия В. Засулич заострили внимание на том, что власти на каждом шагу совершают беззакония и поколебали в обществе отрицательное от- ношение к террору. В 1879 г. в результате общего кризиса народничества и внутренних разногласий «Земля и воля» распадается на две организации:
1) «Черный передел» – в него вошли сторонники продолжения пропаганды среди крестьян
(Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, В.Н. Игнатов).
Наладить пропаганду им не удалось и в 1880 г. Плеханов и Засулич вынуждены были уехать за границу.
2) «Народная воля» – в нее вошли народники, разочаровавшиеся в пропагандистской работе – А.И. Желябов, А.Д. Михайлов, С.Л. Перовская. Во главе организации стоял Исполнительный комитет, обладавший неограниченными полномочиями. В его подчинении находились местные кружки и группы. Свою главную цель они видели в политическом перевороте и захвате власти. После этого предполагалось созвать Учредительное собрание и предложить ему программу мер по передаче земли крестьянам, а фабрик и заводов рабочим. Вслед за переворотом должна была пройти социалистическая революция. Тактика захвата власти, избранная народовольцами, заключалась в запугивании и дезорганизации правительства путем индивидуального террора, направленного против царя и высших сановников государства и в одновременной подготовке восстания. На крестьянские бунты они не надеялись, а вели пропаганду в армии, среди студентов и рабочих.
С осени 1879 г. народовольцы начали настоящую охоту на царя. Они подкладывали мины под рельсы, подкарауливая царский поезд, 5 февраля 1880 г. народоволец Степан Халтурин устроил взрыв в столовой Зимнего дворца. 1 марта 1881 г. Александр II, возвращаясь во дворец, был убит народовольцами. В результате взрыва погиб и его убийца Игнатий Гриневицкий. Участвовавший в покушении Н. Рысаков был арестован. Он выдал всех, кого знал. 3 апреля 1881 г. были публично по- вешены 5 народовольцев: А.И. Желябов, С.Л. Перовская, Н.И. Рысаков, Т.М. Михайлов, Н.И. Кибальчич (конструктор метательных снарядов). Вскоре были разгромлены военные ячейки «Народной воли». Народническая идеология вступает в полосу глубокого кризиса.
Более заметную роль в народническом движении после разгрома «Народной воли» стало играть его реформистское направление – либеральное народничество. Его представители считали, что настоящего капитализма в России нет, есть еще возможность избежать его, поддерживая общину, артель. Для этого необходимо расширять крестьянское землевладение путем переселений и покупок земли у казны и помещиков; обеспечивать крестьян дешевым кредитом, уравнять крестьян в правах с другими сословиями. Идеологами либерального народничества были Н.К. Михайловский, В.П. Воронцов, С.Н. Кривенко.
Либеральное движение
Во второй половине XIX в. в России получают дальнейшее развитие идеи либерализма. Одним из главных его источников были земства. Либеральные земские деятели выдвинули лозунг «позитивной работы на местах», предпринимались также попытки создать общероссийский земский центр.
Основную цель русские либералы видели в установлении конституционного правления. Наиболее видными деятелями либерально-земского движения были И.И. Петрункевич, Д.Н. Шипов, Б.Н. Чичерин. Либеральное движение оживляется после русско-турецкой войны. Ссылаясь на конституцию, разработанную для Болгарии, либералы требовали введения конституции в России. В конце 70-х гг. возник нелегальный «Земский союз». С требованиями установления конституции выступили Харьковское, Тверское, Полтавское и Самарское земства. В 1879 г. в Москве состоялся нелегальный земский съезд, на котором присутствовало около 30 представителей от 16 земств.
После съезда в Австро- Венгрии была напечатана программа «земского союза», включавшая три основных требования: свободу слова и печати, гарантию неприкосновенности личности, созыв Учредительного собрания.
В условиях реакционной политики Александра III требование введения конституции отошло на второй план. На первый план вышли требования введения всеобщего начального образования, отмены телесных наказаний, создания мелкой земской единицы на базе волостного управления. Эти требования высказывались на земских собраниях, пропагандировались в печати (в газете «Русские ведомости», журналах «Русская мысль», «Русское богатство»). С 1899 г. по инициативе князей Петра и Павла Долгоруковых видные земские деятели стали собираться на частные встречи, для беседы. Этот кружок стал называться «Беседа». Сначала в нем обсуждались только земские хозяйственные вопросы, затем и политические.