Тема 18: Политическая история России в первой половине XIX века.
План
- Начало царствования Александра I. «Негласный комитет». Деятельность М.М.Сперанского
- Отечественная война 1812 г.
- Движение декабристов
- Внутренняя политика России в 30–50-е гг. ХIХ в. Николай I (1825–1855)
- Общественное движение в 30–50 гг. ХIХ в.
- Массовые народные движения
- Основные направления внешней политики России во второй четверти ХIХ в.
- Русская культура первой половины XIX в.
Начало царствования Александра I. «Негласный комитет». Деятельность М.М. Сперанского
Александр I (1801–1825) взошел на престол 12 марта 1801 г. в результате дворцового переворота. Ему тогда было 23 года. Александр был любимым внуком Екатерины II, она руководила его воспитанием. Он был хорошо образован, говорил, что мечтает дать России конституцию. Сразу после воцарения Александр заявил, что будет править «по законам и сердцу» своей бабки Екатерины II. Характерной чертой Александровского царствования становится борьба двух течений – либерального и консервативно-охранительного – и лавирование императора между ними. Большинство историков выделяют в царствовании Александра I два периода:
1) 1801–1812 гг. – период подготовки реформ и стремление провести широкомасштабные преобразования либеральной направленности;
2) 1815–1825 гг. – период, когда во внутренней и внешней политике стали преобладать консервативные тенденции.
В первые годы царствования Александр I опирался на небольшой круг друзей, сложившийся вокруг него еще до восшествия на престол. Этот неофициальный орган получил название Негласный комитет (1801–1803). В него входили П.А. Строганов, В.П. Кочубей, Н.Н.Новосильцев, А.А.Чарторыйский, разрабатывавшие государственные реформы с 1801 по 1803 гг. Планы комитета были довольно обширны: от полной реорганизации государственного управления, постепенной отмены крепостного права до введения конституции в России (под конституцией понималось создание представительного учреждения, провозглашение демократических свобод, ограничение посредством закона самодержавной власти).
По мнению русского историка С.Ф. Платонова, преобразования в системе государственных учреждений, изменения в крестьянском законодательстве, осуществленные Александром I в первые пять лет царствования, прямо или косвенно были связаны с деятельностью комитета.
Реформы Александра I
Крестьянский вопрос
1. Александр прекратил раздачу крестьян в частные руки. Однако чиновники нашли возможность обходить указ, сдавая землю в долгосрочную аренду. В 1810–1817 гг. на Украине и Белоруссии было сдано в аренду 350 тыс. душ.
2. Указ 1801 г. запрещал опубликовывать объявления о продаже крестьян без земли.
3. Указом 12 декабря 1801 г. дворяне лишались монопольного права на частную собственность. Купцы, мещане, государственные и удельные крестьяне получали право покупать землю.
4. Указ 20 февраля 1803 г. «О вольных хлебопашцах» предусматривал освобождение крепостных крестьян на волю за выкуп с землей целыми селениями или отдельными семействами по обоюдному согласию крестьян с помещиком. К 1825 г. указом воспользовалось 0,5% крестьян (200 тыс.).
5. В 1804–1805 гг. был проведен первый этап крестьянской реформы в Латвии и Эстонии. Реформа дала личную свободу крестьянам, имеющим свое хозяйство, и право аренды земли. Эта реформа была полностью осуществлена в 1816–1819 гг.
6. Указы 1808–1809 гг. запрещали продажу крестьян на ярмарках в розницу, ссылку в Сибирь. Помещик был обязан кормить крестьян в голодные годы.
Реформа системы образования
1. В 1803 г. принято новое положение «Об устройстве учебных заведений», согласно которому создавалась 4-ступенчатая единая система бесплатного образования для всех сословий:
1 ступень – одноклассное приходское училище при церковном приходе;
2 ступень – уездное трехклассное училище;
3 ступень – шестиклассная гимназия в губернском городе;
4 ступень – университет во главе учебного округа.
Было создано 6 учебных округов – Московский, Петербургский, Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский.
2. В 1804 г. издан Университетский устав, предоставлявший университетам значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство высшей администрации в дела университетов, право университетов назначать учителей в гимназии и училища своего учебного округа.
3. Основан ряд учебных заведений: привилегированные средние учебные заведения – лицеи (в 1811 г. – Царскосельский, в 1817 г. – Ришельевский в Одессе, в 1820 г. – Нежинский); два новых института – Институт путей сообщения (1801 г.), Московское коммерческое училище (1804 г.).