Европеизация дворянского быта
Новшества в быту Петр I начал вводить одними из первых. Царю хотелось, чтобы его подданный внешне был похож на европейца. Когда царя, возвратившегося из заграничного путешествия в Москву, 26 августа 1698 г. прибыли поздравлять бояре, он схватил ножницы и самолично начал им обрезать бороды. Позже, в 1705 г., последовал указ, вводивший налог за право носить бороду: борода дворянина и приказного оценивалась в 60 руб. в год, купца – 100 руб., прочего посадского люда – 30 руб. Крестьянин должен был платить при въезде в город по 2 деньги.
За бородой пришел черед одежде. 4 января 1700 г. последовал указ о запрещении носить длиннополое платье. Вместо него дворянам и горожанам предложено было обрядиться в венгерские и немецкие кафтаны. У горожан, не успевших сменить гардероб, брали пошлину либо укорачивали платье прямо на улице.
Существенным изменениям подвергся семейный уклад. Указ 1702 г. установил новый порядок бракосочетания: старомодные смотрины были заменены обручением, которому предшествовала личная встреча жениха и невесты. При заключении брака главными действующими лицами становились жених и невеста. Указом 5 января 1724 г. царь запретил заключение браков по принуждению, в том числе и со стороны господ. Указ 20 января 1714 г. вводил для дворянина образовательный ценз при заключении брака – жених должен был быть непременно грамотным.
Воспитание детей тоже было охвачено влиянием новшеств. При Петре издавались наставления о правилах воспитания и поведения детей. Первое из них, на протяжении XVIII в. многократно переиздававшееся, было опубликовано в 1717 г. под названием «Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению». Это компилятивное сочинение, составленное из текстов, заимствованных у западноевропейских авторов, задачу воспитания излагает в традиционном духе смирения и послушания богу, царю и родителям. В нем содержатся правила поведения не только в семье, но и в обществе: предусматривались все мелочи, начиная от походки и осанки молодого человека до умения принимать еду. Другим руководством для воспитания детей служило сочинение Ф. Прокоповича «Первое учение отрокам». Автор исходил из мысли, что нравственные основы человека закладываются в отроческом возрасте: «каков кто отрок есть, таков и муж будет». Отсюда обязанность родителей наставлять детей «от младых ногтей в страхе Божии, благочестии и добронравии». Обязанность родителей состояла в заботах об образовании детей, чтобы они в будущем в соответствии со своими способностями и склонностями могли обеспечить себя материально.
Изменилось представление о дворянском досуге. Была введена новая форма публичного общения – ассамблея. В отличие от обычаев предшествующего столетия, когда мужчин принимали отдельно от женщин, ассамблеи являлись собраниями, в которых женщины участвовали на равных с мужчинами. Ассамблеи ломали старый обычай, обусловленный местническими традициями, – на них наряду со знатью присутствовали рядовые дворяне, богатые купцы и даже корабельные мастера. По идее на ассамблеях должны были царить веселье и непринужденность: деловые разговоры могли чередоваться с танцами и играми. «Хозяин, – написано в указе, – не повинен гостей ни встречать, ни провожать, ни подчивать». Его обязанность состояла в обеспечении гостей напитками для утоления жажды, табаком и курительными трубками, столами для игры в шахматы, а также просторной комнатой для танцев.
Изменился характер публичных празднеств. До преобразований они носили церковный характер:
военные победы отмечали колокольным звоном, крестным ходом, молебном. При Петре такие празднества приобрели светский характер: они сопровождались торжественным шествием победителей через триумфальные арки, пушечной пальбой, фейерверками. Первое празднество было устроено 30 сентября 1696 г. по случаю овладения Азовом.
В итоге преобразований дворянский быт претерпел существенные изменения. Что касается основной массы населения, то его быт практически оставался неизменным.
Значение петровских преобразований
Петровские преобразования и их итоги крайне противоречивы, что нашло выражение в трудах историков. С одной стороны, царствование Петра вошло в отечественную историю как время блестящих воинских побед, оно характеризовалось быстрыми темпами экономического развития. Это
был период резкого рывка навстречу Европе. «Для этого он (Петр – авт.) готов был жертвовать всем, даже самим собою и своими близкими. Все, что шло против государственной пользы, он был готов истребить и уничтожить как государственный деятель» (С.Ф. Платонов).
С другой стороны, итогом деятельности Петра I, по мнению ряда историков, стало создание «регулярного государства», то есть государства бюрократического по своей сути, основанного на слежке и шпионаже. Происходит становление авторитарного правления, чрезвычайно возрастает роль монарха, его влияние на все сферы государства.
Историк-декабрист М.А. Фонвизин так оценивал петровскую эпоху: «Если Петр старался вводить в Россию европейскую цивилизацию, то его прельщала более ее внешняя сторона. Дух же этой цивилизации – дух законной свободы и гражданственности – был ему, деспоту, чужд и даже противен. Мечтая перевоспитать своих подданных, он не думал вдохнуть в них высокое чувство человеческого достоинства, без которого нет ни истинной нравственности, ни добродетели. Ему нужны были способные орудия для материальных улучшений по образцам, виденным им за границей».