При изучении раздела записать в конспект. значение следующих понятий: история цивилизация принципы истории общественно-экономическая формация функции истории
значение следующих понятий:
история | цивилизация |
принципы истории | общественно-экономическая формация |
функции истории | исторические источники |
методы истории | цикличный тип цивилизации |
цивилизационный подход | формационный подход |
Подготовить ответы на следующие проблемные вопросы и задачи:
1. В чём значение изучения истории? Каковы особенности истории как науки?
2. Какие функции выполняет историческая наука, какими принципами и методами она пользуется при изучении исторических фактов и событий?
3. Чем отличаются друг от друга формационный и цивилизационный подходы к истории с точки зрения того, какие приоритеты они выделяют в изучении сфер общества?
4. В чём отличия западного и восточного типов цивилизации?
5. Зачем нужна периодизация истории?
6.Каково на ваш взгляд место России во всемирном историческом процессе? Какие факторы определяют историческое развитие российского общества?
Решить следующие тестовые задания:
1. Стадиальные цивилизации изучают цивилизацию как:
А) продукт социально-экономических отношений, духовной и материальной культуры
Б) единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определённые этапы
В) общность, занимаюшую определённую территорию и имеющую свои особенности социально-экономического и духовного развития
2. Теории локальных цивилизаций изучают:
А) исторически сложившиеся общности, занимающие определённую территорию и имеющие свои особенности социально-экономического и культурного развития
Б) закономерности и направления развития мирового цивилизационного процесса
В) специфику развития отдельных цивилизаций
3. К источникам, по которым учёные изучают прошлое человечества, относятся:
А) остатки жилищ древних людей
Б) учебники
В) мифы и легенды
Г) письменные свидетельства очевидцев событий
Д) сказки
Е) исторические фильмы
4. Укажите событие, от которого отсчитывается начало новой эры:
А) год рождения Иисуса Христа
Б) год смерти Иисуса Христа
В) сотворение мира
Г) год начала правления Александра Македонского
Д) год основания Москвы
Раздел 2. Древнейшая стадия истории человечества
И зарождение цивилизации.
При изучении раздела записать в конспект
значение следующих понятий:
разделение труда | присваивающее хозяйство |
эволюция | производящее хозяйство |
племя | частная собственность |
родовой строй | мировоззрение |
искусство | культура |
рабство | религия |
неолитическая революция | миф |
Подготовить ответы на следующие проблемные вопросы и задачи:
1. Какие виды периодизации истории первобытного общества используются в науке?
2. Чем протогосударство отличается от государства?
3. Что такое «неолитическая революция»? Каковы её последствия?
4. Перечислите основные формы первобытной религии?
5. Какие перемены происходили в жизни первобытных племён в период их перехода к цивилизации?
6.Чем было вызвано появление государственности и права?
Решить следующие тестовые задания:
1. Органы первобытной демократии:
А) оказывали воздействие на политическую жизнь
Б) не играли определяющей роли в политической жизни
В) осуществляли законотворческую деятельность
2. Где были найдены останки самых древних людей:
А) в Австралии
Б) в Европе
В) в Африке
Г) в Антарктиде
3. Какими орудиями труда пользовался древнейший человек:
А) заострённый камень
Б) костяной гарпун
В) металлический кинжал
Г) пила
4. Первыми занятиями древнейшего человека были:
А) торговля
Б) охота
В) рыболовство
Г) собирательство
Д) земледелие
5. Первое разделение труда произошло на:
А) земледелие и скотоводство
Б) земледелие и ремесло
В) скотоводство и ремесло
6. Жилищем для древних людей служили:
А) землянки
Б) пещеры
В) шалаши
Г) дома
7. Человек разумный появился:
А) 100 тыс. лет назад
Б) 40 тыс. лет назад
В) 12 тыс. лет назад
8. Коллектив людей разумных назывался:
А) стая
Б) стадо
В) род
9. Человек разумный изобрёл:
А) соху
Б) лук и стрелы
В) каменное рубило