Политические конфликты и кризисы
Политический конфликт, политический кризис, баланс политических сил, технологии управления конфликтами, толерантность политическая, политическая интрига.
РАЗДЕЛ IV
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И УПРАВЛЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Тема 19
Эволюция политической системы общества
Этапы (стадии) эволюции политической системы Республики Беларусь. Структура и функции национальной политической системы. Первоочередные проблемы политических институтов. Адаптивность, легитимность, стабильность и эффективность политической системы.
Особенности белорусской политической системы, ее ценностный вектор — развитие правовой государственности и формирование зрелого гражданского общества.
В своем становлении и развитии политическая система Республики Беларусь прошла четыре этапа (стадии): провозглашение независимости, учреждение и легитимизация политических институтов (27 июля 1990 г. — 15 марта 1994 г.); конституционный кризис (1994 г. — ноябрь 1996 г.); политический выбор и апробация эффективной модели развития общества (1996 — 2005 гг.); политическая стабилизация (с 2006 г.).
Политическая система общества состоит из совокупности взаимосвязанных компонентов: государственных и общественных институтов, правил и процедур их формирования, функций и полномочий, ценностей, интересов, норм, мотивов деятельности и отношений субъектов политики. Ее структура включает подсистемы — институциональную, культурно-идеологическую, функциональную, нормативно-регулятивную, коммуникативную. Система использует традиционные и специфические механизмы. Она принимает управленческие решения и контролирует их выполнение, мобилизует и распределяет ресурсы, решает задачи политической социализации и коммуникации, интегрирует граждан, стремится полнее удовлетворять их интересы.
Республика Беларусь — суверенное, унитарное государство, образовавшееся после распада СССР. Принятые в стране Конституция, нормативные правовые акты закрепили государственное устройство и национальные интересы. Стратегическая цель проводимых в стране реформ — построение демократического правового социально справедливого государства.
Среди проблем, включенных сегодня в «повестку дня» политических институтов, первоочередными являются:
► качественное совершенствование политических, экономических, социальных отношений на основе преобразований, отвечающих интересам человека, общества и государства;
► реализация национальной модели (парадигмы) государственного устройства и развития, которая гарантирует суверенитет, безопасность и открытость страны, рост благосостояния, духовно-нравственного и творческого потенциала граждан;
► внедрение новых форм народовластия, демократизация отношений государства с личностью и обществом;
► формирование и укрепление статуса Беларуси как активного субъекта мировой политики.
Политическая система страны, несмотря на «молодость», имеет достижения, сопоставимые с показателями развитых государств, которые «высвечивают» ее сходства и различия, перспективы и нерешенные проблемы. Повышается адаптивность политических институтов к вызовам времени и запросам общества. Благодаря общественной солидарности и гражданскому согласию преодолен кризис 1990-х гг. и обеспечен рост валового внутреннего продукта. Постепенно внедряются принципы рыночной экономики. Внимание властных институтов сфокусировано на эффективности социальной политики, процессах в духовно-идеологической сфере. Разработаны и реализуются концепции инновационных изменений в производстве и использовании топливно-энергетических ресурсов. Создается стабильная законодательная база реформ, отвечающая потребностям государства и общества. Последовательно проводится политика взаимодействия с Россией, странами СНГ и Евразийским экономическим сообществом. Налаживаются сотрудничество с Европейским Союзом и государствами других регионов мира.
По индексу человеческого развития Беларусь находится на пограничном рубеже между странами со средним и высоким уровнем развития (Беларусь сегодня. — 2008. — ЗОапр.). Ее идеальный ориентир на перспективу — войти в группу государств-лидеров, не уклоняясь от избранного и проверенного временем политического курса (там же).
7 Политология
Поощряется участие граждан в решении вопросов государственной значимости, обустройстве своего региона, города, села. Апробируются новые формы общественной инициативы, «прямой» и представительной демократии.
В одном из своих публичных выступлений Глава государства отметил, что «у нас уже сформирована собственная эффективная политическая система, со своими устоями и традициями. В ее основе — подлинное народовластие» (Беларусь сегодня. — 2006. — 24мая).
Действительно, система сформирована, совершенствуется механизм ее взаимодействия с обществом, управления социально-экономическими, политическими и духовно-идеологическими процессами.
Для молодой политической системы характерны такие качества, как устойчивость, адаптивность, легитимность и социальная эффективность. Благодаря этим свойствам система проявила способность реализовать национальные интересы, практические задачи государственного строительства (см. рис. 4.1).
Политический выбор общества неразрывно связан с созданием условий для свободной самореализации и достойного развития человеческой личности. Этот выбор, демократический по характеру, конкретизируется и теоретически обосновывается в идеологии белорусского государства.
Ценностный вектор политической системы — развитие правовой государственности во благо народа. Он обусловлен возрастающей ролью государства в переходный период как «локомотива» демократических перемен и социально-экономического прогресса, необходимостью гармонизации его отношений с личностью и обществом. «Государство по-прежнему должно держать руку на пульсе жизни общества во всех областях: обеспечивать законность и порядок, стабильность и спокойствие, безопасность и защиту своих граждан. Оно несет полную ответственность за состояние экономики и социальной сферы. Но вместе с тем государство, власть должны все в большей степени открывать возможности для проявления творческой инициативы и самоуправления» (Государство для народа: Доклад Президента Республики Беларусь на третьем Всебелорусском народном собрании // Беларусь сегодня. — 2006. — 3марта).
Государство как основной институт политической системы, оказывающий определяющее влияние на трансформационные процессы в обществе, призвано решить комплекс насущных, взаимообусловленных задач:
Рис. 4.1. Особенности белорусской политической системы |
► обеспечение ожидаемой гражданами социальной эффективности власти — законодательной, исполнительной, судебной; увеличение инвестиций в человеческий капитал страны;
► формирование новой управленческой элиты, способной компетентно и адекватно отвечать на вызовы времени и запросы общества;
► повышение культуры и ответственности парламента, правительства, президентской администрации, центрального государственного аппарата; искоренение бюрократизма и коррупции;
► улучшение стиля управления и усиления роли в структуре власти местных исполнительных и распорядительных органов, Советов депутатов;
► либерализация законодательства, формирование целостной, прозрачной, гибкой, динамичной правовой системы государства;
► упорядочение и демократизация государственного контроля реализации политических и оперативно-управленческих решений;
► целенаправленное формирование привлекательного имиджа страны в мировом сообществе.
Демократическое правовое социальное государство как идеал политической системы Беларуси предполагает зрелое гражданское общество. Оно — социальный фундамент сильного, стабильного государства, ничем не заменимый институт общественного контроля власти. Пока что на авансцене публичной политики в стране общественные объединения (всего их 2235) не заявили о себе как авторитетная и влиятельная сила демократической трансформации.
Принципиальная позиция государства по отношению к структурам гражданского общества закреплена в Конституции и законах Республики Беларусь.
у Каждый гражданин имеет право на свободу объединений. Судьи, прокурорские работники, сотрудники органов внутренних дел, Комитета государственного контроля, органов безопасности, военнослужащие не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели.
► Государство содействует формированию гражданского общества, которое гарантирует каждому человеку свободный выбор участия в экономической, социальной и политической жизни, добровольное волеизъявление.
► Власть открыта для диалога с общественными институтами по вопросам социально-политической жизни, обязана учитывать плюралистические взгляды и суждения, добиваться взаимопонимания, взаимодействия и согласия различных политических сил.
► Государственные органы заинтересованы в конструктивном сотрудничестве со всеми общественными организациями, которые выражают групповые интересы, выступают посредниками между гражданами и властными институтами, поддерживают политический курс общества реальными делами.
► Законы государства запрещают действия институтов гражданского общества и их лидеров, которые наносят ущерб национальной безопасности и международному авторитету страны.
Тема 20
Приоритеты государственной политики
Политический выбор Республикой Беларусь концепции поступательного, устойчивого развития.
Сущность стратегии социальных изменений. Специфика белорусской модели развития. Роль государства в реализации национальной модели развития, его практически-политические задачи.
Экономическая политика. Социальная политика. Результаты государственной политики.
Республика Беларусь — суверенное государство, осуществляющее независимую внутреннюю и внешнюю политику. Страна переживает переходный этап в своем развитии, связанный с переустройством жизни на основе внедрения рыночных механизмов и демократизации, рационального использования интеллектуально-творческого потенциала общества, новейших научных знаний и информационных технологий.
Нынешняя стадия национальной трансформации — глубоких социальных изменений после распада СССР — совпадает с мировой эволюцией — становлением постиндустриальных обществ и процессами глобализации. Это обстоятельство обязывает политические институты Беларуси отвечать на вызовы XXI в. и вести поиск специфической модели развития, учитывающей интересы, историко-культурные традиции, географическое положение и нереализованные возможности страны. Известные теории социальных изменений убеждают в том, что не существует единого, «универсального» пути преобразования индустриального общества, гарантирующего прогресс: повышение его адаптивности, жизнеспособности и полезности человеку.
Беларусь сделала политический выбор в пользу концепции поступательного, устойчивого развития. Она определяет суть стратегии социальных изменений на длительную перспективу: постепенная демократизация общества; освоение механизмов рыночных отношений; создание эффективной и конкурентоспособной экономики; социальная направленность государственной политики; энергетическая безопасность, экономия и бережливость; постепенный переход к постиндустриальному обществу посредством использования инноваций и высоких технологий.
Особенности белорусской модели развития: постепенная демократизация общества; равноправие форм собственности; социально ориентированная рыночная экономика; активное государственное регулирование; стимулирование инноваций и инвестиций; правовая защищенность и ответственность субъектов хозяйствования; поощрение социального партнерства и новых форм народовластия; интеграция со странами СНГ; разносторонняя внешнеэкономическая политика.
В реализации национальной модели развития ключевую роль закономерно играют институты государства. Их внимание фокусируется на практически-политических задачах:
► укрепление суверенной государственности и национальной безопасности;
► совершенствование механизмов государственного управления на основе сотрудничества и партнерства институтов власти и гражданского общества;
► разработка, конкретизация и реализация политического курса; развитие новых форм непосредственной (прямой) и представительной демократии;
► идеологическое обеспечение практической политики;
► осуществление внешней политики, отвечающей национальным интересам.
Экономическая политика
В государстве формируется эффективная и конкурентоспособная экономика. Решение этой задачи обеспечивается путем совершенствования отраслевой структуры и ценообразования, развития предпринимательства и рыночной инфраструктуры, антимонопольной и налоговой политики, снижения издержек, повышения технического и технологического уровня производства.
Приоритетное направление обновления экономики — активизация научно-технической и инновационной деятельности. Она направлена на разработку и внедрение прогрессивных технологий и новых видов наукоемкой, ориентированной на экспорт и импортозамещающей продукции. Реконструкция основных фондов осуществляется на Белорусском и Минском автомобильных, Белорусском металлургическом, Минском тракторном заводах, Мозырском и Новополоцком нефтеперерабатывающих заводах, других предприятиях промышленности.
Осуществляется модернизация сельскохозяйственного производства, его техническое и технологическое переоснащение. Цель модернизации — формирование устойчивого и конкурентоспособного производства продукции, обеспечение продовольственной безопасности страны, удовлетворение внутреннего рынка и увеличение поставок на экспорт. В настоящее время правительство осуществляет масштабную программу системных преобразований в аграрно-промышленном комплексе. Ее выполнение обеспечит совершенствование отношений в отрасли, повышение мотивации качественного труда, рентабельности, финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций.
Особая задача экономической политики государства — обеспечение энергетической безопасности. Для Беларуси как страны, ввозящей сырьевые и энергетические ресурсы и расходующей их на производство единицы продукции в 2—3 раза больше, чем экономически развитые страны, эта задача имеет стратегическое значение (Беларусь сегодня. — 2007. — 25 апр.). Она решается за счет внедрения наукоемких технологий, структурных преобразований в энергетической отрасли, экономии и бережливости, снижения затрат ресурсов, использования местных видов топлива и нетрадиционных, возобновляемых источников энергии.
Социальная политика
Приоритеты социальной политики государства:
► повышение реальной заработной платы;
► развитие социальной сферы села, малых и средних городов;
► ускоренное жилищное строительство, реконструкция жилых домов;
► удолетворение потребностей граждан в квалифицированной медицинской помощи; оснащение медицинских учреждений современным оборудованием, внедрение в отрасль прогрессивных методик и технологий;
► формирование среды, благоприятной для творчества; духовно-нравственное оздоровление нации, усиление иммунитета граждан против низкопробных «продуктов» массовой культуры.
На рынке труда государство реализует меры по обеспечению занятости населения, поддержанию стабильности в сфере социально-трудовых отношений. Устраняется дисбаланс между профессионально-квалификационным составом кадров и обновляющейся структурой рабочих мест.
Государство ориентировано на искоренение иждивенчества, упорядочение льгот, индивидуальную поддержку тех, кто в ней нуждается. Усиливается внимание программам по охране материнства и детства, защите семьи, преодолению последствий чернобыльской катастрофы, демографического кризиса. Предусмотрено изменение принципов пенсионной системы. Значительные средства выделяются из бюджета на развитие образования, науки, культуры и искусства, преодоление демографического кризиса.
Результаты государственной политики
Обобщенный их показатель — политическая и экономическая стабильность. Это состояние является главным условием качественных изменений во всех сферах жизни общества. Индикатор стабильности — гражданское согласие, солидарность и партнерство основных политических сил.
Основные выводы о государственной политике
Политический курс государства выверен практикой и доказал свою эффективность. Это созидательный, реформаторский курс, исключающий «шоковую терапию» и тотальную приватизацию. Он нацелен на построение сильной и процветающей страны, повышение уровня и качества жизни граждан.
Социально-экономическая политика государства обеспечивает укрепление суверенитета Беларуси и национальной безопасности, вывела общество из кризисного состояния 1990-х гг. Успешное выполнение заданий первой и второй пятилетки, а также программы социально-экономического развития страны на 2006 — 2010 гг. — свидетельство эффективности и перспективности эволюционных процессов в обществе.
Тема 21
Совершенствование государственного управления
Структура и функции государственного управления в Республике Беларусь.
Политические решения в механизме государственного управления. Участие граждан в принятии политических решений как условие эффективного государственного управления.
Направления совершенствования государственного управления. Кадровое обеспечение политических институтов.
Государственное управление в Республике Беларусь призвано обеспечивать целостность и жизнеспособность политической системы, ее устойчивость и адаптивность к требованиям (импульсам) внутренней и внешней среды. Это тип социального управления, опирающийся на легитимные властные полномочия, механизмы и ресурсы национального государства.
Структура государственного управления включает совокупность элементов (см. рис. 4.2).
Субъекты управления — политические институты, обладающие властными полномочиями, наделенные функциями и ответственностью.
Объекты управления — социальные группы, сферы общественной жизни, направления государственной политики.
Государственная политика — ценностно-идеологическое ядро управления. Она олицетворяет стратегический курс общества, определяет средства и методы его реализации, иерархию и «пространство» действий институтов власти, применение ими легитимной компетенции и норм взаимоотношений.
Средства, методы и процедуры управления — применяемые властью административно-регулятивные средства и методы (технологии), обеспечивающие упорядоченность общественных отношений, целостность и устойчивость политической системы, претворение в жизнь стратегического курса общества.
Рис. 4.2. Структура государственного управления в Республике Беларусь |
Государственный контроль и арбитраж предназначен для контроля управленческого процесса, разрешения конфликтов, законности и эффективности действий политических институтов государства и их отношений («обратной связи») с гражданами. Эти функции выполняют судебные органы, органы государственного контроля и прокуратура.
В механизме управления центральное место занимает принятие политических решений — сознательный выбор субъектами политики стратегии и тактики политических действий. Эти решения принимаются на центральном (республиканском) уровне. Основные их типы: результаты выборов представительных органов власти, референдумов, законы и постановления парламента, декреты и указы Главы государства, программы социально-экономического развития. Преимущественно используемые методы принятия оптимальных (выбранных из альтернативных вариантов) государственных решений — консенсус (согласие) и голосование.
Процесс принятия и реализации политических решений включает процедуры:
► сбор и системный анализ информации о социальной необходимости решений и наличных ресурсах для достижения общественных целей;
► формулирование проблемы и включение ее в повестку дня властных институтов;
► разработка и рассмотрение (обсуждение) альтернативных вариантов решения проблемы;
► окончательный выбор и легитимизация решения;
► выполнение решений и контроль их социальной эффективности.
Характерная черта государственного управления в Республике Беларусь — вовлечение граждан в процесс выработки и принятия политических решений.
К новым формам участия граждан в формировании политики государства относятся республиканские и местные собрания. В их подготовке принимают участие граждане, коллективы, институты государства и общественные объединения. Проекты документов собраний публикуются в печати и имеют широкий общественный резонанс, предоставляют возможность внести предложения и высказать замечания по вопросам государственной политики.
В 1996 г. на первом Всебелорусском народном собрании мнение граждан определило выбор политического курса молодого суверенного государства. Избранные гражданами представители рассмотрели и утвердили проект программы преодоления кризисных процессов в социально-экономическом развитии страны.
Состоявшееся 18 мая 2001 г. в Минске второе Всебелорус- ское народное собрание также продемонстрировало ответственность граждан за судьбу Отечества. Обсуждение проекта программы социально-экономического развития на 2001— 2005 гг. в трудовых коллективах проходило в атмосфере гражданского согласия.
Документ был воспринят как стратегический курс системных реформ и повышения качества жизни. Выдвижение и избрание делегатов республиканского собрания коллективами всех форм собственности, учебными заведениями, воинскими частями и гражданами по месту жительства, районными (городскими) собраниями оказало стимулирующее психологическое влияние на политическую культуру граждан. В день проведения собрания работала прямая телефонная линия, по которой поступали индивидуальные вопросы. Они касались развития экономики, ценообразования, денежно-кредитной и налоговой политики, качества жизни, медицинского обслуживания, сферы образования.
Решения второго общенационального собрания, как и первого, были успешно воплощены в жизнь. Это подтвердило правильность политического курса государства, выбранной обществом модели развития. Ежегодный прирост внутреннего валового продукта за вторую пятилетку составил 7,5% против 3,5% среднемирового.
Политическая стратегия, направленная на укрепление суверенной государственности, эффективную экономику и социально ответственную политику, получила поддержку участников третьего Всебелорусского народного собрания (проходило в Минске 2—3 февраля 2006 г.). Собрание критически оценило результативность государственной политики и определило ее приоритеты на 2006—2010 гг. В нем участвовало 2500 представителей коллективов, почетные гости из России и Украины, главы аккредитованных в Беларуси дипломатических миссий.
Активно используется в стране и такая форма «прямого» участия граждан в принятии политических решений, как референдумы (об этом подробнее в теме 15).
Совершенствование государственного управления в суверенной Беларуси концентрируется на следующих направлениях:
► оптимизация, повышение устойчивости структуры политических институтов государства посредством укрепления их правовых основ и повышения социальной эффективности;
► улучшение взаимодействия законодательной, исполнительной и судебной ветвей государственной власти;
► повышение уровня профессионализма и ответственности кадров госаппарата; разработка и реализация кадровой политики, нацеленной на перспективу становления и развития национальной государственности;
► создание механизма управления обществом на основе сочетания методов государственного и рыночного регулирования, использования современных организационных, информационных, социальных и политических технологий:
► претворение в жизнь стратегического курса государства, нацеленного на демократические политические изменения, формирование развитой рыночной инфраструктуры
и социально эффективной экономики, интеграцию стра ны в мировую экономическую систему.
В республике решена важная политическая задача — создана единая система работы с кадрами государственного управления. 1-е предназначение — удовлетворение потребностей в профессионалах; формирование резерва руководящих кадров; создание условий для непрерывной переподготовки, повышения профессионализма и ответственности управленцев, их политической культуры; рациональное использование и «омоложение» кадрового потенциала управления. Система учитывает, что в условиях политических изменений в стране возрастают требования к уровню теоретической и практической компетентности управленческих кадров. Новаторский подход к решению социальных проблем, способность гибко адаптироваться к запросам граждан и принимать грамотные решения, критический анализ результатов собственных действий и персональная ответственность за ошибки — таковы основополагающие требования, предъявляемые в нынешних условиях к кадрам государственного управления всех уровней в ходе их аттестации и назначения на должности.
Ведущим научным, учебно-методическим и информационно-аналитическим центром по переподготовке и повышению квалификации руководящих кадров органов государственного управления является Академия управления при Президенте Республики Беларусь.
Важный элемент системы работы с кадрами — периодически проводимые главой государства совещания и встречи с руководителями республиканских, областных, городских и районных органов управления, предприятий, организаций, объединений и других хозяйствующих субъектов.
Сложившаяся в государстве система кадрового обеспечения политических институтов, управляющих обществом, претерпевает качественные изменения. Позитивные перемены свидетельствуют, что система опирается на достижения науки, опыт и потребности практики. Еще одна ее особенность — применение современных методик обучения и оценки профессиональных и личностных качеств управленцев. Внедрен мониторинг деятельности руководителей республиканских и местных органов управления. Он позволяет более объективно оценивать выполнение социального заказа через призму общественного мнения, персонального вклада и результаты функционирования конкретных учреждений и организаций.
Тема 22
Идеология государства и социальное управление
Роль идеологии государства в управлении обществом. Идеологические условия социальных изменений в Республике Беларусь. Политика государства в идеологической сфере. Структура идеологии государства, направления ее теоретической разработки и практической реализации. Позитивные тенденции идеологического процесса в стране.
Идеология государства как предмет научного познания. Состояние, направления и проблематика исследований.
Реформационные процессы в Республике Беларусь настоятельно диктуют необходимость государственной идеологии. Отсутствие четких идеологических ориентиров, которые бы стали авторитетной духовно-ценностной основой государственной политики и управления, качественных перемен в обществе, негативно сказывается на содержании, темпах и социальной эффективности преобразований. Советская система ценностей утратила свою привлекательность для большинства граждан, а новая еще не сформирована и не усвоена общественным сознанием.
Идеологические условия социальных изменений в Республике Беларусь: политическая и экономическая демократия; идеологическое обоснование государственной политики; усвоение общественным сознанием идеологии государства как нормативно-ценностного стержня политической системы; уважение гражданами истории и традиции белорусского народа; гражданское согласие; практическая реализация принципа социальной справедливости; нравственный авторитет политических институтов; идейно-воспитательная работа.
Между государственной политикой и идеологией существуют причинно-следственные взаимосвязи. Не может быть социально эффективной политики без ее прочного идеологического основания. В свою очередь, идеология детерминирована политическими интересами и отношениями, социальной практикой.
Политика белорусского государства в идеологической сфере включает: формирование идеологических институтов; идеологические обоснование политического курса, стратегии и тактики действий социальных субъектов; установление норм отношений в идеологической, воспитательной сфере; принятие решений по идеологическим вопросам, управление идеологическими процессами в обществе; контроль реализации идеологии государства, ее влияния на духовно-нравственную жизнь общества и социально-экономическое развитие.
Структура идеологии государства состоит из совокупности взаимосвязанных элементов: субъектов и объектов, идей и ценностей, политических интересов, идеологических отношений, идеологической деятельности.
Направления теоретической разработки идеологии государства:
► осмысление исторических этапов становления государственности и эволюции белорусской политической мысли;
► теоретическое обоснование идей и ценностей идеологии;
► разработка политики социальной трансформации, национальной модели развития;
► изучение влияния идеологии на массовое сознание, тенденций и проблем духовно-идеологической сферы общества.
Направления практической реализации идеологии государства:
► внесение идеологии в общественное сознание;
► повышение адаптивности политической системы на основе идей, ценностей и норм, закрепленных в идеологии;
► использование идеологических факторов стимулирования политического участия;
► формирование системы идеологической, воспитательной деятельности.
Позитивные тенденции идеологического процесса в Республике Беларусь:
► теоретическая разработка идеологии государства научными учреждениями;
► упорядочение идейно-воспитательной работы в учебных заведениях;
► формирование системы идеологической работы в трудовых коллективах;
► активизация политического информирования граждан государственными СМИ;
► участие руководителей государственных органов в идеологической работе;
► создание и функционирование сети идеологических структур («идеологической вертикали»);
► развертывание планомерной, финансируемой государством подготовки и повышения квалификации идеологических кадров.
Остановимся более подробно на достижениях и проблемах теоретической разработки идеологии государства.
В стране издано значительное количество работ о необходимости и содержании политической идеологии, ее роли в механизме управления обществом. В вузах введен обязательный для изучения курс «Основы идеологии белорусского государства».
Духовно-идеологические факторы модернизации общества, строительства национальной государственности и социального управления приобрели теоретическую и практическую актуальность. Они являются предметом оживленных дискуссий и неоднозначно трактуются учеными и профессиональными политиками. Плюрализм мнений — закономерность нынешнего этапа эволюции суверенной страны, когда корректируются приоритеты общественного развития, средства и методы социально-экономических преобразований, апробируются технологии эффективного государственного управления.
Большинство исследователей выражает убеждение, что идеология политической модернизации, демократического переустройства бытия — жизненная потребность. Это одна из опор общественного здания наряду с экономикой и государственной властью. Идеология призвана вооружить социальных субъектов ценностными ориентациями по отношению к политической системе и проводимым реформам, консолидировать граждан, стимулировать политические изменения, продуктивное взаимодействие государственных и гражданских институтов.
Оппоненты поборников государственной (общенациональной) идеологии (их меньшинство) высказывают диаметрально противоположные суждения, подвергающие идеологию остракизму, истолковывающие ее как универсальный инструмент манипуляции массовым сознанием и поведением. По их мнению, никакая идеология не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан, ибо это противоречит демократии.
Спектр познавательных интересов ученых, изучающих культурно-идеологические проблемы белорусского общества, заметно расширился за последнее пятилетие. Эта тематика стала приоритетной, а творческие поиски приобрели планомерный характер, координируются и финансируются властными структурами страны.
В опубликованных работах политологов и философов идеология интерпретируется как органичный элемент механизма сознательного переустройства общества и управления им, как духовно-нормативная основа социально-политической практики. Раскрываются ее мировоззренческие аспекты, динамика, статус в переходный период, взаимодействие с государственной политикой, экономикой, социальной, духовной, международной сферами. Приводятся аргументы в пользу предлагаемых теоретических конструкций, критерии для оценки идеологического процесса.
Идеология государства интерпретируется авторами как совокупность идей и ценностей, интегрирующих общество, формирующих у граждан патриотические чувства и социально полезную мотивацию поведения.
Ученые акцентируют внимание на исторической преемственности в развитии национальной государственности после распада СССР, ценностно-мировоззренческих и конституционно-правовых основах идеологии суверенного государства, специфике национальной модели развития, динамике идеологического, воспитательного процесса в стране.
В политологическом сообществе утвердилось мнение, что основу формирующейся идеологии государства должны составить прогрессивное историко-культурное наследие белорусского народа, социально-экономические достижения последнего десятилетия, стратегические ориентиры государственного управления. По мнению исследователей, идеология государства — не только система знаний о развитии общества, своеобразная матрица ценностей (идеалов, норм, принципов, мотивов социального действия), но и теоретико-практическая программа государственного строительства на перспективу. Она предназначена для регулирования общественных отношений, призвана служить теоретическим обоснованием государственной политики, средством реализации национальных интересов, стимутировать патриотические чувства и действия, предупреждать национальный эгоизм.
Можно сделать вывод, что политическая наука Беларуси имеет определенный задел в разработке идеологии государства. В поле зрения ученых — концептуальные подходы к политической идеологии, исторические и современные аспекты белорусской государственности, стратегические приоритеты государственной политики и управления, ценностные векторы идеологии нашег