Советская Россия в 1917-1991 гг.

История советской России в цивилизационном измерении.События 1917 г. стали водоразделом в истории российской евразийской цивилизации. Независимо от продолжающихся дискуссий о месте России во всемирно-историческом процессе XX в., очевидно, что события революции 1917 г. положили начало более чем 70-летнему функционированию уникальной советской субцивилизации.

Основными чертами советской субцивилизации стали:

наличие идеократического и жестко централизованного государства;

многонациональность и формирование на этой основе реально существовавшей исторической общности «советский народ»;

вступление в завершающую фазу индустриального развития и попытки преодолеть общенациональный кризис в рамках социалистической модели развития общества;

коллективистский менталитет (менталитет с его ориентирами соборности, братства, духовности, жертвенности, социальной справедливости, общенациональной государственности и патриотизма стал основой для социалистического строительства и особо ярко проявился в экстремальных условиях Великой Отечественной войны);

влияние негативной внешнеполитической среды, что определяло непрерывную военную угрозу и перманентное соперничество со странами Запада.

Значительная часть исследователей определяет, что в цивилизационном плане Россия, несмотря на изменения в политической и социокультурной системе, продолжала сохранять имперские черты.

В декабре 1922 г. на I съезде Советов СССР - РСФСР, Белоруссия, Украина, Закавказская Федерация (ЗСФСР) подписали Союзный договор на основе провозглашенных демократических принципов национально-государственного объединения и создали Союз Советских Социалистических Республик. СССР, возникший на развалинах Российской империи в 1922 г., являлся более централизованным союзным государством, чем декларировалось в Конституции СССР 1924 г. В сентябре 1924 г. в него вошли Хорезмская и Бухарская республики. В Конституции СССР, принятой 31 января 1924 г. за каждой республикой сохранялось право выхода из СССР, территория республик не могла быть изменена без их согласия. Но Советский Союз фактически являлся не федеративным, а унитарным государством (национально-территориальные образования: союзные и автономные республики, национально-территориальные округа и национальные районы располагали в основном культурно-национальной автономией).

Сам процесс объединения бывших территорий Российской империи в новое союзное государство создавал почву для развития националистических тенденций: республиканские национальные элиты при усилении суверенитета рано или поздно должны были искать пути для повышения его уровня. Первый шаг на этом пути был сделан в 1989 г., когда был принят закон об экономической самостоятельности Прибалтийских республик. 8 декабря 1991г. в Минске лидеры России, Украины и Белоруссии (стран – учредителей СССР) заявили о прекращении действия Союзного договора 1922 г. и о создании Содружества Независимых Государств. Перестройка завершилась самым непредсказуемым для ее инициатора образом. Президент уже не существующей страны – СССР -

М. С. Горбачев 25 декабря 1991 г. объявил о прекращении своей деятельности. Союзное государство практически прекратило свое существование.

Тем не менее, необходимо отметить, что советская субцивилизация достаточно успешно развивалась. Это стало возможным различным факторам. Но основными из них стали те, которые способствовали усвоению советским обществом исторических традиций и ценностей российской цивилизации – соборность, общинность, государственный патриотизм, сотрудничество народов в рамках единой государственности.

Необходимо подчеркнуть, что с созданием Советского Союза связаны два ключевых цивилизационных момента:

1.Изменение геополитической структуры мира.

2.Формирование новой – советской - модели государственности и новой общности – советский народ.

Изменение геополитической структуры мира. Сложный и многообразный мир международной политики качественно менялся на всем протяжении XX столетия. В начале XX в., когда борьба за ресурсы привела к установлению в мировой политике «блокового» принципа, ведущую роль в мировой системе играли шесть стран-участниц военно-стратегических блоков Антанты (Англия, Франция, Россия) и Тройственного Союза (Германия, Австро-Венгрия, Италия). После окончания Первой мировой войны изменилось число политических субъектов на мировой арене. В 1917 — 1922 гг. Россия была «выбита» из числа великих держав, потеряла значительные территории (Польша, Финляндия, При­балтика, Западная Украина и Западная Белоруссия, Бессарабия и некоторая часть Закавказья), а также сферы геополити­ческого влияния. Стремление политического руководства Советского государства возвратить статус великой державы реализовывалось в неблагоприятном пространстве международных отношений, связанных с кризисом западной цивилизации. В результате Первой мировой войны и Гражданской войны в России ломается традиционная система европейского равновесия «2+1» (два враждующих континентальных центра сил и Великобритания в роли арбитра, препятствующего чрезмерному усилению одного из них) возникает другая – Версальско-Вашингтонская система «2+1+1», при которой Франция выступает стратегическим противником Германии, Великобритания пытается сохранить роль арбитра, но есть советское государство, которое рассматривалось Западом как потенциальный противник.

Годы между двумя мировыми войнами (1918-1939 гг.) отмечены не только экономическим кризисом («Великая» депрессия 1929-1933 гг.). Это два десятилетия, во время которых в ряде стран Европы демократия потерпела поражение, возникли различные формы диктаторских и авторитарных режимов и либерально-демократические ценности уступили место другой - фашистской идеологии. Из 27 европейских стран только в десяти удалось сохранить демократию. В Италии в 1922 г. к власти пришли фашисты, в Германии в 1933 г. – национал-социалисты, характерным признаком идеологии которых являлось насаждение нетерпимости к другим народам, оправдание войны как основного средства решения межгосударственных проблем. В такой ситуации, в нашей стране широкое распространение получает идеологема о «враждебном империалистическом окружении», о «неизбежности победы мировой пролетарской революции». Много говорилось в те годы о неизбежности новой войны и о готовности к походу объединенного Запада против единственного в мире социалистического государства.

К концу 1930-х гг. сложились два военно-политических блока, от взаимоотношений которых зависела судьба Европы и мира. С одной стороны — Англия и Франция, с другой —Германия и Италия и Япония, проводившие откровенно агрес­сивную политику, ставившие своей целью мировое господство. Аншлюс (присоединение) Германией Австрии, раздел Чехословакии предвещали мировую войну. Западные демократии стремились повернуть фашистскую агрессию на Восток. Ослабление усилившегося в результате индустриализации в военном и экономическом отношении СССР, провозгласившего неизбежность гибели западной циви­лизации, отвечало их интересам. Советский Союз, в свою оче­редь, был заинтересован в ослаблении западных демократий, так как это усиливало его влияние, отвечало теоретическим ус­тановкам о всемирной победе социализма.

Необходимо учитывать, что к окончанию Второй мировой войны арбитром в конфликтных ситуациях на мировой арене стали США. В первой половине XX в. было семь великих держав: Англия, Франция, США, Германия, СССР, Италия и Япония. Взаимоотношения с этими странами и определяли безопасность и стабильность внешнеполитического состояния нашего государства.

Как в такой неблагоприятной внешнеполитической среде существовало Советское государство?

Политическая система советского типа с точки зрения характера взаимоотношений с внешней средой изначально являлась закрытой и функционировала на основе классового принципа – пролетарского интернационализма. В крайне напряженной международной атмосфере тех лет во внешнеполитической деятельности СССР прослеживаются три этапа: 1) 1928 – 1933 гг. – в Европе союзнические отношения с Германией, расширение контактов с другими государствами, на Востоке – продвижение в Китай и активизация в Афганистане и Иране; 2) 1933 – 1939 гг. сближение с Англией, Францией и США на антигерманской и антияпонской основе, стремление сохранить сферы влияния на Востоке и избежать прямой конфронтации с Японией; 3) 1939 –июнь 1941 гг. – сближение с Германией и Японией.

Если на первом и втором этапах Советский Союз сталкивался с относительно стабильным положением на западных границах и стремился сохранить статус-кво в Европе, то положение на восточных рубежах было иным. Наиболее опасными событиями, способными привести к крупномасштабному вооруженному конфликту, были: советско-китайский вооруженный конфликт на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД) в 1929 г.; японская агрессия в Маньчжурии и Шанхае в 1931-1932 гг.; широкомасштабная японская агрессия в Китае в 1937-1945 гг.; переход Синьцзяна (Восточного Туркестана) в советскую сферу влияния; советско-японские вооруженные столкновения на советско-маньчжурской и монгольско-маньчжурской границах (бои у озера Хасан 1938 г; у реки Халхин-Гол в 1939 г.).

В отличие от Дальнего Востока, в Европе в начале десятилетия международные отношения отличались большей стабильностью. Советский Союз использовал эту ситуацию. Одновременно с преимущественным развитием отношений с Германией советская дипломатия направила свои усилия на расширение отношений с другими государствами, надеясь на увеличения торгового обмена с ними, необходимого для выполнения планов экономического строительства и обеспечения безопасности страны.

1 сентября 1939 г. началась Вторая мировая война. Она длилась 6 лет, охватила почти все континенты и все океаны, явилась крупнейшим историческим событием, определившим развитие мира во второй половине ХХ столетия. В войне участвовало 61 государство, в том числе все великие державы. Она далеко превзошла масштабы Первой мировой войны.

Война, прошедшая по территории нашей страны, оставила тяжелое наследие. Чрезвычайная государственная комиссия, занятая исчислением материального ущерба, нанесенного СССР в ходе военных действий и в результате расходов на войну, оценила его в 2569 млрд.руб. Было подсчитано количество разрушенных городов и сел, промышленных предприятий и железнодорожных мостов, определены потери в выплавке чугуна и стали, размеры сокращения автомобильного парка и поголовья скота. О величине людских потерь Советского Союза во Второй мировой войне до сих пор ведутся дискуссии среди историков. Последние исследования основаны на методе демографического баланса. Людские потери, оцениваемые согласно этому методу, включают: всех погибших в результате военных действий противника, умерших в результате повышения уровня смертности в период войны как в тылу, так и в прифронтовой полосе и на оккупированной территории, тех людей из населения СССР на 22 июня 1941 г., которые покинули территорию СССР в период войны и не вернулись до ее конца. Эти потери в период Великой Отечественной войны составляют более 27 млн. человек или 40% всех погибших во Второй мировой войне.

1945 год открыл новую страницу в истории ХХ в. Неизмеримо возрос престиж Советского Союза – страны, внесшей решающий вклад в разгром фашизма. Без участия СССР не решалась теперь ни одна международная проблема. В годы мировой войны сложилась единая антифашистская коалиция – союз великих держав – СССР, США, Великобритании и Франции. Наличие общего врага помогло преодолевать разногласия, находить компромиссы. Основой послевоенного сотрудничества могли стать решения Тегеранской, Крымской, Потсдамской конференций, в которых были намечены контуры будущего устройства мира. В апреле - июне 1945 г. в Сан-Франциско состоялись учредительные конференции Организации Объединенных Наций, включавшие представителей 50 стран. В уставе ООН нашли отражение принципы мирного сосуществования, суверенитета и равенства всех стран мира.

Однако этот уникальный шанс создания прочного мира для многих поколений остался неиспользованным. На смену Второй мировой войне пришла «холодная война». Сам термин «холодная война» был пущен в оборот Госсекретарем США Д.Ф.Даллесом. Суть его – политическая, экономическая, идеологическая конфронтация двух систем, балансирование на грани войны. «Холодную войну» можно рассматривать как неизбежную плату за создание двухполюсной структуры послевоенного мира, в котором каждый из полюсов (СССР и США) стремился усилить свое влияние в мире, исходя из своих геополитических и идеологических интересов, при этом осознавая границы возможной экспансии. Теперь полюсами мировой политики стали система социализма и система капитализма, могущество которых олицетворяли СССР и США – две сверхдержавы, обладающие ядерным оружием. Геополитическое влияние СССР простиралось далеко за пределы социалистического лагеря. И.В.Сталин считал, что капитализм (так в категориях марксизма-ленинизма обозначалась западная цивилизация) вступил в полосу сплошной стагнации, топчется на месте и бу­дет искать выход на путях милитаризации экономики и подго­товки новой, третьей мировой войны. Это означало, что СССР должен создавать мощный военно-промышленный комплекс, развивать научно-технические разработки, способные обеспе­чить соперничество с Западом в военной области. Военно-промышленный комплекс на десятилетия стал приоритетной сферой советской экономики.

Начало «холодной войны» принято датировать речью У.Черчилля в американском городе Фултоне в марте 1946 г., в которой он призывал народ США к совместной борьбе против Советской России и ее агентов – коммунистических партий. Идеологическим обоснованием холодной войны стала доктрина Трумэна, выдвинутая президентом США в 1947 г. Согласно этой доктрине, конфликт западной демократии с коммунизмом непримирим. Задача США – борьба с коммунизмом во всем мире, «сдерживание коммунизма», «отбрасывание коммунизма в границы СССР». Провозглашалась американская ответственность за события, происходящие во всем мире, все эти события рассматривались через призму противостояния коммунизма и западной демократии, СССР и США. Противостоящие системы вступили в период «холодной войны» и сдерживали развитие друг друга путем наращивания военной мощи. Весь мир был поделен на сферы «жизненных интересов» двух сверхдержав, которые опирались на созданные ими военные блоки: НАТО (1949 г.) и Варшавский договор - ОВД (1955 г.). «Холодная война» воспринималась тогда обеими сторонами как временная, промежуточное состояние между двумя войнами. Обе стороны расширяли свои системы союзов, вели друг с другом войны по их периферии. Наиболее острыми конфликтами в этот период были: Берлинский кризис (лето 1948 г.), когда в ответ на денежную реформу в западных зонах оккупации советская администрация ввела блокаду Западного Берлина; война в Корее (1950 - 1953), когда Соединенные Штаты добились решения о вводе в Корею войск ООН (фактически войск западного блока, которые воевали там с войсками Китая и СССР).

Со смертью Сталина в марте 1953 г. завершилась первая стадия «холодной войны». «Холодная война» вступила в новую фазу, когда рост военных арсеналов создавал своего рода «равновесие страха» и ни одна из стран не решалась разжечь конфликт. Гонка вооружений сочеталась с переговорами, соблюдались определенные «правила игры». В 1956 г. было заявлено, что СССР будет придерживаться в международных отношениях принципа мирного сосуществования стран с различным общественным строем. Он включал в себя отказ от применения силы или угрозы силы; невмешательство во внутренние дела; уважение суверенитета и территориальной целостности, нерушимости границ; сотрудничество на основе равноправия и взаимной выгоды. Идея неизбежности глобального военного противостояния двух систем должна была уйти в прошлое. Однако в этот период мир вновь пережил ряд острейших международных кризисов, поставивших человечество на грань войны: Берлинский (1961), Карибский (1962) и др. Самым острым был Карибский, или «ракетный кризис» 1962 г., который поста­вил мир на грань термоядерной войны. На острове Куба по просьбе правительства Ф.Кастро тайно были размещены советские ядерные ракеты средней дальности. Обна­ружив их, США объявили морскую и воздушную блокаду Кубе и привели в полную готовность свои войска. Аналогич­ные меры принял СССР. В результате интенсивных переговоров между президентом США Дж. Кеннеди и Председателем Совета Министров СССР Н.С.Хрущевым удалось прийти к компромиссу: СССР согласился вывезти с Кубы все ракеты, США гарантировали безопас­ность Кубы, а также согласились вывезти ракеты с военных баз в Турции.

После Карибского кризиса наметилась некото­рая полоса разрядки в отношениях Восток – Запад. Важнейшим достижением стало заключение в 1963 г. договора СССР, США и Великобритании о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космическом пространстве и под водой. Начался так называемый период «разрядки», основой которого стало постепенное выравнивание военно-ядерных потенциалов НАТО и ОВД и установление стратегического паритета между СССР и США. Кульминацией разрядки явилось проведение в августе 1975 г. Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе глав правительств 33 европейских государств, США и Канады в Хельсинки, в результате которого был подписан Заключительный акт, регламентирующий основные принципы взаимоотношений между государствами (мирное сосуществование, уважение суверенитета, незыблемость существующих границ, неприкосновенность личности, гарантия прав человека).

Однако в 1980-е гг. происходит очередная трансформация геополитической ситуации на планете. Начало новому обострению международной обстановки, возвращению к политике «холодной войны» положило решение о вводе советских войск в Афганистан в 1979 г. для оказания «интернациональной помощи» афганской революции. Это решение привело к десятилетней войне, унесшей 15 тыс. жизней советских солдат. Интервенция советских войск в Афганистане привела к обострению противоречий не только со странами НАТО, но и с Китаем, Ираном, Пакистаном. Ввод войск в суверенную страну осудила и Генеральная ассамблея ООН. В это же время было принято непродуманное решение о модернизации советских ракет среднего радиуса действия, направленных против Западной Европы. В ответ США разместили в Западной Европе американские ракеты среднего радиуса, в свою очередь советские тактические ракеты с ядерными боеголовками были размещены в ГДР и Чехословакии. Президент США Р.Рейган выдвинул доктрину «ограниченной ядерной войны», предусматривающую нанесение первого обезоруживающего удара по пусковым установкам советских ракет и центрам управления: начались работы по созданию в США системы противоракетной космической обороны (СОИ). Гонка вооружений грозила принять непредсказуемые масштабы. СССР оказался в международной изоляции.

К середине 1980-х годов политика противостояния двух систем зашла в тупик. Гонка вооружений разрушила экономику СССР. Все более крепло понимание того, что в современной ядерной войне не может быть ни победителей, ни побежденных – она неизбежно приведет к уничтожению всего живого на Земле, а следовательно, дальнейшее накопление вооружений бессмысленно. Это повлекло за собой изменения в мотивации поведения на мировой арене. Мировая катастрофа, не принимающая в расчет доводы в пользу ни одной из общественных систем, в качестве своего парадокса явила миру приоритет общечеловеческих ценностей, идею мирового единства. К концу ХХ в. перед человечеством встали новые проблемы глобального характера (проблема борьбы с голодом, экологическая и т.п.), впервые поставившие под угрозу существование всего человечества.

В 1986 г. были сформулированы основные направления внешней политики СССР. Ими стали борьба за мир, за прекращение гонки вооружений. В реализации этой политики можно выделить следующие этапы: 1) заявление советского правительства от 15 января 1986 г., предусматривающее полную ликвидацию ядерного оружия к 2000 г.; 2) встреча Р.Рейгана и М.С.Горбачева в Рейкьявике в 1986 г., где впервые конкретно обсуждались вопросы ликвидации ракетно-ядерного оружия; 3) соглашение о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, подписанное между СССР и США в 1987 г.; 4) соглашение о 40%-ном сокращении стратегических вооружений, подписанное в Москве в 1991 г.

В свете «нового политического мышления» надо рассматривать и решения о сокращении советских вооруженных сил, ликвидации химического оружия, вывод советских войск из Венгрии, Чехословакии, ГДР, Монголии. В феврале 1989 г. был завершен вывод советских войск из Афганистана.

«Новое политическое мышление» исходило из необходимости уважения интересов всех стран. Нельзя обеспечить свою безопасность за счет других – безопасность может быть только взаимной. В международных отношениях это означало отказ от политики противостояния двух лагерей, складывание нормальных отношений со всеми странами вне зависимости от их политического строя.

В 1989 – 1990 гг. после вывода советских войск произошли революционные преобразования, коммунисты повсеместно были отстранены от власти. Это привело к объединению Германии, к ликвидации структур СЭВ (Совета экономической взаимопомощи) и Варшавского Договора. Политика противостояния двух систем, продолжавшаяся со времен окончания Второй мировой войны, прекратилась. Однако фактически произошел крах лишь восточного блока, а блок НАТО не только сохранил, но и усилил свои структуры.

Формирование новой – советской - модели государственности и новой общности – «советский народ».Изменения, происходившие в стране с Октября 1917 г., привели к созданию уникального государства – Советской республики. Первые декреты Советского правительства закрепляли переход власти на всей территории бывшей Российской империи к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. На V Всероссийском съезде Советов в июле 1918 г. была принята Конституция, которая законодательно оформила установление диктатуры пролетариата. Все, что не соответствовало интересам рабочего класса, признавалось враждебным. Подобного рода характеристики позволяют историкам считать, что цивилизационные противоречия, раздиравшие неоднород­ное российское общество, еще больше усилились.

Большинство населения стремилось к демократии, равенству, миру, выступало за развитие страны на принципах коллективизма и демократии общинного типа. Небольшая часть (в основном собственники, предпринима­тели и ориентированные на рынок крестьяне, часть интеллиген­ции и квалифицированного рабочего класса) связывала буду­щее России с парламентаризмом, либеральной демократией. При этом необходимо отметить значительное негативное влияние внешнеполитической среды, которая «поставила» общество в условия вооруженной борьбы за выживание. Гражданская война и военная интервенция 14 государств закрепили тенденцию к формированию централизованной государственности. Провозглашение диктатуры пролетариата вело неизбежно к формированию диктаторской общественной системы, основными признаками которой были:

жестко централизованная система власти, несущей конструкцией которой являлась монопольно действующая партия – партия большевиков (РКП (б), ВКП(б), КПСС);

преобладание идеологических и репрессивных методов в осуществлении властных функций.

Втянутые в процессы индустриализации и урбанизации, пролетаризированные массы оказались опорой той системы властвования, которая вела к усилению авторитаризма, возрастанию роли коммунистической идеологии, стремлению госу­дарства контролировать и регулировать как можно больше областей общественной жизни. Полностью мобилизационная модель, включающая в себя тоталитарные структуры власти сформировалась в СССР к середине 1930-х гг. Данная модель явилась формой трансформации традиционного российского обще­ства в городское, урбанизированное. Жесткая политическая система позволила ускорить этот процесс. Но советский народ заплатил за данное «ускорение» очень высокую цену (значительные масштабы применения принудительного тру­да, массовые репрессии, низкий уровень жизни, отсутствие гражданских свобод и т.д.). Так, к середине 1930 г. в ведении НКВД РСФСР находилось 279 исправительно-трудовых учреждений с 171 251 заключенным, в лагерях ОГПУ — около 100 тыс. В 1930 г было организовано Управление лагерями ОГПУ, с 1931 г. ставшее главным («ГУЛАГ»). На 1 марта 1940 г. ГУЛАГ состоял из 53 лагерей, 425 исправительно-трудовых колоний (НТК), 50 колоний несовершеннолетних; всего — 1 668 200 заклю­ченных.

При этом другие социальные издержки оказались меньше, чем в странах с рыночной экономикой (отсутствие безработицы, гарантированный потребитель­ной минимум и др.). Если западная цивилизация не смогла изжить экономические кризисы, безработицу, то советское государство гарантировало трудящимся определенный минимум, в том числе реализацию права на труд, бесплатное образование и здравоохранение, жилье.

Социальной основой такого общественно-политического устройства являются маргинализированная среда. Объективно процесс модернизации привел к тому, что огромная масса «вчерашних» крестьян (социально-экономическая структура страны еще в конце 1920-х гг. являлась характерной для традиционного общества: ½ национального дохода производилась в сельском хозяйстве, в сельской местности проживало и работало 80% населения, в промышленности было занято только 12%) скоротечно становились рабочими. Но они воспринимали новые условия жизни как чуждые, вынужденные. По сравнению с потомственным пролетариатом и интеллектуальной элитой их положение оказалось крайне неустойчивым.

Социальная структура советского общества в соответствии с социальной и политической иерархией выглядела как бы перевернутой по сравнению с дореволюционной. На верхнюю ступеньку социальной лестницы ставился пролетариат, к которому относились не только рабочие, но и служащие государственного аппарата (например, к концу 1920-х гг. среди руководителей предприятий и учреждений бывшие рабочие составляли более 60%).

В ходе Гражданской войны в России были отброшены все элементы ев­ропейского типа: рынок, частная собственность, парламентаризм, элементы гражданского общества, многопартийность. Это, с одной стороны, объяснялось историческими особенностями страны, с другой — соответство­вало определившейся к тому времени мировой тенденции, на­правленной на свертывание демократии и возвращение к кор­поративности на индустриальной стадии. Однако отказ от европейских элементов не снимал с повестки дня необходимость перехода к индустриальному обществу, ликвидации разрыва в уровнях экономического развития ме­жду Западом и Россией.

Большевики в ходе гражданской войны не только не потеряли власть, обретенную вооруженным путем, но и смогли создать поч­ву для возрождения многонационального государства на базе Со­ветской России. На территории, где к 1922 г. установилась власть Советов, этнический состав оставался очень пестрым. Здесь проживало 185 наций и народностей. Предполагалось, что социалистическая (коммунистическая) идеология составит общую для всех духовную основу, и на основе русского языка произойдет синтез культур, сложится единая «социалистическая культура» и «новая историческая общность — советский народ».

В огромном государстве шел процесс смешения населения, стирания межнациональных различий, разрушения специфиче­ских культур и создание технократизированной, индустриаль­ной культуры на базе коммунистической идеи. Индустриализа­ция, создание тяжелой, прежде всего оборонной промышленно­сти, сопровождалось невиданным ранее организованным пере­селением людей. Мощные миграционные потоки направлялись в разные районы для освоения природных ресурсов, строитель­ства заводов, фабрик, ГЭС и т.д. Технический прогресс неизбежно вел к унификации национально-этнических традиций. В общей численности насе­ления СССР русские составляли более половины, но доля их также сокращалась (в 1945 г. — 56,8%, конец 1991 г. — 51,1%). Создавалось впечатление, что возникает новая индустриальная цивилизация, безнациональная и безрелигиозная, рациональная и материалистическая, технологичная и технократическая. В таких цивилизационных рамках советская система сумела совершить, хотя и огромной социальной ценой, мощ­ный индустриальный рывок, пройдя за кратчайший истори­ческой срок путь от страны преимущественно сельскохозяй­ственной к лидерству в целом ряде отраслей, в том числе высоких технологий (атомная энергетика, космос и др.)

Урбанизация явилась одной из функций этого процесса. Си­стема смогла совершить прорыв в уровне образования всего населения, без чего был невозможен прогресс. Она оказа­лась сильнее в смертельной схватке с германским фашизмом, т.к. оказалась способной мобилизовать необходимые ресурсы в про­тивостоянии потенциалу фактически всей Европы и исполь­зовать их результативнее (принеся при этом огромные, далеко не всегда оправданные жертвы).

Методы концентрации «любой ценой» всех ресурсов на не­многих направлениях позволили быстро индустриализовать страну, восстановить ее после военной разрухи, в 1950-х гг. стать ей вторым членом «атомного клуба» и первой совер­шить прорыв в космос. В 1960-е гг. был совершен рывок в военно-технической области, а затем достигнут военно-стратегический паритет с США, прежде всего в ракетно-ядерном вооружении. При этом к концу 1950-х гг. СССР сумел войти в первую-вторую десятку (по разным методикам оценки) стран по уровню жизни населе­ния.

Таким образом, использование мобилизационной модели развития придало особую форму и задало форсированный темп созданию индустриального общества в СССР. До определенной стадии эта модель способствовала сокращению от­ставания России от лидеров технологической гонки XX сто­летия. Однако, советский вариант индустриальных преобразований так и не сумел решить те главные задачи, которые декларировались коммунистической доктриной и ради чего система приносила в жертву целые поколения, — не смог не только обеспечить всеобщее благосостояние, но и хотя бы «накормить» народ, без хронических дефицитов и очередей (львиную долю национального богат­ства съедали ВПК и бюрократический аппарат). Создание современной индустрии, развитие городов, формирование новых социальных слоев, связанных со сложными видами деятель­ности и обладающих высоким образовательным уровнем, вступало в противоречие с закрытостью советской системы, ее недемократичностью, отсутст­вием в ней обратных связей между властью и народом.

Уже в 1960-е гг. начинается медленное, но верное саморазложение системы. Прежде всего меняется социальный вектор развития: ориентация общества на потребительские стандарты, «потребительское» общество. Ко времени провозг­лашения «эпохи развитого социализма» (1970-е гг.) в Советском Союзе происходит становление нового типа личности с иной, чем прежде, иерархией ценностей. На смену «спартанскому» ти­пу с потребностями «ссыльнопоселенца», с четким делением людей на своих и чужих, «человеку-винтику» приходит чело­век, нуждающийся в целом мире вещей, ценностях семьи, самоуважении. Потребности нового социального типа лич­ности в автомобилях, дачах, дорогой электронике, модных вещах и украшениях, объективно возникающие в силу ус­ложняющегося общественного производства, переходу от коммуналок к отдельным квартирам, «демонстрационному эффекту» западных потребительских стандартов, ни по мас­штабам средней зарплаты советского человека, ни по произ­водственным возможностям советской бюрократизирован­ной и милитаризированной экономики не могли быть в те годы удовлетворены.

Любые попытки обновления системы трак­товались как покушение на социализм, не позволили осущест­вить изменения в политической системе в годы так называемого «брежневско­го правления». Социальный заказ правящего класса в 1965 — 1984 гг. состоял в том, чтобы любой ценой сохранить суще­ствующее положение, статус-кво. Поэтому внешне советская политическая система в эти годы изменилась мало. Но имен­но курс на стабильность требовал от властей укрепления властной вертикали, которую в эти годы упорно разъедали ведомственный монополизм и падающая

«Застой» как политическое явление обернулся экономической стагнацией на рубеже 1970-1980-х гг. Результатом начавшихся реформ в середине 1980-х гг., с приходом к власти М.С. Горбачева, стал не выход из предкризисного состояния, а дальнейшее углубление кризиса и как результат - разрушение советской экономики и государства. Кстати, кризис – это нормальная фаза развития для любой страны и экономики. Обратим внимание на такой исторический факт: если в 1913 г. на долю Российской империи, население которой составляло 9,4% всего населения земного шара, приходилось 6% суммарного мирового национального дохода и 3,6% мирового объема промышленного производства, то в 1986 г. на долю СССР, население которого составляло мене 6% населения планеты, приходилось 14% мирового национального дохода и 14,6% мирового объема промышленного производства.

Модернизационное измерение истории советской России.Революция 1917 г. явилась ответом традиционного российского общества на многочисленные противоречия и проблемы, порожденные ходом имперской модернизации, основанной на европейских цивилизационных ценностях, которые подверглись тяжелому испытанию в годы Первой мировой войны. 25-26 октября 1917 г. Временное правительство было свергнуто, II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов принял декреты об установлении на местах советской власти, о мире, о земле. Революционные события осени 1917 г. явились результатом социально-экономического и политического кризиса, потрясшего российское общество. Резкое сокращение промышленного и сельско­хозяйственного производства, катастрофическое положение желез­нодорожного транспорта, инфляция, безработица усилили социаль­ное напряжение в стране. Неспособность Временного правительства справиться с этими проблемами лишала его поддержки народа. Забастовки ра­бочих, массовое крестьянское движение, волнения в армии были ответом на непоследовательную, практически неосуществимую на том этапе исторического развития страны политику Временного правительства. Ок­тябрьская революция, таким образом, явилась закономерным исхо­дом этой политики. Главный итог 1917 г. - ликвидация устаревшего политического строя как главного препятствия на пути смены общественной системы (царизм показал полную неспособность провести модернизацию страны в интересах всего российского общества, свою несостоятельность во время Первой мировой войны и т. д.).

Приход к власти в октябре 1917 г. большевиков и их сторонников, победа Советской власти фактически означал не только сохранение российской государственности, но и начало нового этапа в истории российской цивилизации. Социалистическая Россия вступила на путь социалистической модернизации.

Главной задачей большевиков стало установление своей власти по всей стране. Советская власть утвердилась на основной части бывшей Рос­сийской империи с конца октября 1917 г. по март 1918 г. В 79 городах из 97 она была установлена мирным путем. Но в Москве, на Дону, Кубани, Южном Урале большевикам пришлось столкнуться с ожесточенным со­противлением воинских частей и вооруженных отрядов населения. Установление советской власти в центре и на местах означало раз­рушение всей дореволюционной структуры управления и создание нового государственного аппарата. 25 октября 1917 г. было заявлено о переходе всей власти в руки Сове­тов. Но в действительности властные функции этих органов так и не были реализованы. Если до революции большевики неоднократно заявляли о том, что народные массы должны непременно управлять государством через Советы, то после Октября 1917 г. на практике все оказалось по-другому. В ноябре 1917 г., когда полным ходом шли выборы в Учреди­тельное

Наши рекомендации