Российская империя в XVIII – первой половине XIX в.

Цивилизационное своеобразие имперской России.Имперская цивилизация, формированию которой дала начало активная внешнеполитическая деятельность Петра I, явилась одной из наиболее крупных по территории цивилизаций, сформировавшихся на пространствах Восточной Европы и Северной Азии, самобытность которой обусловлена взаимодействием специфических географических, этнических, политических и исторических факторов.

Огромные пространства, ограниченные во многом естественными рубежами, характеризуются разнообразием ландшафтов. Вместе с тем, жизнедеятельность значительной части населения империи осуществлялась в неблагоприятной континентальной зоне, в суровых природно-климатических условиях. На экономику, весь жизненный уклад России оказывало значительное воздействие то, что около 75% территории страны приходилось на зону рискованного земледелия, что при колоссальных расстояниях основные природные богатства были сосредоточены там, где почти не было населения, ограничен доступ к удобным океаническим зонам с их дешевыми транспортными артериями. Отсюда проистекает постоянное стремление имперской России расширить свои границы с целью приобщения к центрам мировой торговли, освоить более благоприятные сельскохозяйственные районы.

Новые территории нужны были и для приложения предпринимательских сил, развития рыночных отношений. В связи с этим в территориальных приобретениях России просматриваются некоторые западные черты. Так, в 1721 г. по западному образцу Россия была провозглашена Петром I империей. Она активно включилась в европейскую политику, участвовала в различных союзах. Постоянно возрастал ее авторитет в мировой политике. Уже в ходе Северной войны (1700 – 1721 гг.) Россия заявила права на участие в мировых делах на равных с ведущими европейскими державами. В последней четверти XVIII в. она вошла в число великих держав и подтвердила это своё положение в ходе наполеоновских войн. Если раньше геополитические интересы России не выходили за пределы прилегающей территории, то теперь оформились более широкие великодержавные претензии на сферы контроля и ответственности: Балканы, район черноморских проливов, славянские территории Европы, Азия и Прибалтийский регион.

Из географических особенностей развития имперской цивилизации проистекает и специфика формирования её этнического состава. Базовая особенность российской империи заключается в том, что её ядром, интегрирующим началом является русский народ, который в свою очередь генерировался на полиэтничной основе. Это один из крупных, развитых и богатых культурой этносов мира. Благодаря подобным объективным факторам, а также таким интеграционным чертам, как самоограничение, подвижничество, терпимость, склонность к справедливости, к взаимообогащению культур и т.д., русский народ стал объединителем других этносов империи. К нему на протяжении XVIII – первой половины XIX столетий присоединялись добровольно или в результате войн, но в основном путем мирной колонизации, многие европейские и азиатские этносы, живущие на своих исконных землях. Так, были присоединены неславянские земли, как правило, с богатым историческим прошлым, в большинстве вхо­дившие до присоединения к России в состав других государств. Присоединение этих территорий превратило Россию в Россий­скую империю. Укажем эти земли, исходя из географического положения, начиная с северо-западной границы: Финляндия (1809 г.), Прибалтика (1721 г.), Польша (1815 г.), Бессарабия (1812 г.), Крым (1783 г.), Кавказ (первая половина XIX в.), Казах­стан и Средняя Азия (присоединение завершено во второй поло­вине XIX в.). В России в отличие от европейских империй, имевших огромные заморские территории, русское на­селение жило бок о бок с присоединенными к империи народами. Совместная жизнь объективно способствовала сближению наро­дов. А российская власть расходовала немало сил и средств на обустройство присоединенных земель. По сути, это присоединение и сформировало основную территорию имперской цивилизации.

Евразийский характер складывающейся российской социокультурной общности - важная особенность российской имперской цивилизации, не сводимой к механической сумме ее европейских и азиатских составляющих, а выражаемой в новых качествах, чертах. Общность исторических судеб, геополитических интересов, преобладание центростремительных начал над центробежными породили общие устойчивые социальные, материальные и духовные характеристики, общероссийское самосознание, в том числе общероссийский патриотизм, сходство духовных предпочтений, что находит отображение в специфике самоидентификации - необходимом элементе цивилизационного отличия. Российская идентичность проявляется в парадоксальных словосочетаниях («русский немец», «русский еврей» и т.д.) Вместе с тем гетерогенность составляющих российской имперской цивилизации, их нахождение на разных ступенях эволюции делает ее отчасти размытой (особенно на окраинах), порождает особую потребность в механизмах цивилизационной и политической интеграции.

Географическое, природно-климатическое разнообразие (от субтропиков до тундры), специфические исторические условия бытия способствовали формированию этносов с различным физическим обликом, с различным менталитетом, культурой. В отличие от колонизаторской политики западной цивилизации, приведшей к исчезновению ряда этносов на разных континентах и, соответственно, к исчезновению их культур, в имперской России сохранились народы, жившие здесь с древних времен. Колонизация окраинных территорий русскими, их поселение рядом с коренными народностями, привнесение более высокой воспроизводственной культуры при уважительном взаимодействии с ними привели к смешению разных этносов и их взаимной культурной адаптации, к формированию самобытного цивилизационного пространства с разнообразными, специфичными культурами многих народов, находящихся в тесном взаимодействии в рамках единой российской многонациональной культуры.

Из территориальных и социо-культурных особенностей формирования российской цивилизации проистекают специфические черты ее политической системы.

Важная роль в функционировании российской имперской цивилизации, принадлежит государству. Это обусловлено и природными, и социально-психологическими реалиями, и необходимостью нейтрализации дезинтеграционных факторов. Патерналистские традиции общинности, огромные, часто малонаселенные пространства, наличие десятков этносов с самобытной культурой, отсутствие стабильных экономических рыночных связей и правовых отношений, недостаточное развитие дорог, транспортных средств – все это порождает потребность в сильном централизованном государстве, способном скреплять воедино резко отличающиеся друг от друга регионы, обеспечивать выживание наиболее слабых и бедных из них, пресекая при этом политику этнонационального сепаратизма. В отличие от западной традиции в России не общество продуцирует определенный тип государства, а в большой степени государство формирует структуры общества: вспомним, к примеру, реформы Петра I, Екатерины II.

Подобные факторы порождают среди народов России государственнические убеждения, веру в необходимость авторитарного правителя - единого вершителя судеб Отечества, сильной центральной власти, привычку воспринимать ее решения как неизбежные, должные. История евразийской России XVIII – первой половины XIX вв. с ее прочными патерналистскими ориентациями и авторитарными методами руководства показывает, что многое зависит от личности, действий, общей культуры первых лиц в государстве начиная с Петра I и оканчивая Николаем I.

Отличительной чертой российской цивилизации вообще и в рассматриваемый период в частности была многоконфессиональность. Особая роль в формировании и развитии российской цивилизации принадлежит Русской православной церкви. Она оказала значительное воздействие на образ жизни русского народа, его историю, литературу, изобразительное искусство, философию, нравственность, психологию, всю культуру. Благоприятные возможности для патриотической, духовно-культурной деятельности Русской православной церкви были созданы, начиная с Крещения Руси, переплетением религиозных и государственных начал, значительной ролью церкви в собирании и защите российских земель, в просветительской деятельности (особо значимой тогда, когда еще были слабы светские очаги культуры), медленным распространением процессов секуляризации. Вместе с тем, необходимо отметить, что начиная с XVIII в. во взаимоотношениях между властью духовной и светской происходят серьезные перемены. С одной стороны, русская православная церковь, ослабленная расколом, всё более обретает черты государственного института и после указов Петра I и Екатерины II окончательно теряет политическую и экономическую самостоятельность, с другой стороны православие продолжает выступать одной из цивилизационных основ огромной конфессиональной полиэтнической общности, сближая культуру, быт, помогая ощущать солидарность этих народов друг с другом. Аналогичные функции выполняют и другие традиционные религии России, в первую очередь ислам (мусульманами являются большинство верующих татар, башкир, представителей северокавказских народов) и буддизм (калмыки, буряты, тувинцы). Частью российской культуры стали и другие существующие здесь религии – иудаизм, лютеранство и т.д.

Общий культурный ареал имперской России включает разные, но в равной мере автохтонные этноконфессионалъные общности, которые проживают на своей исторической территории по преимуществу компактно, а частью в дисперсии по всей России. В этом специфика поликонфессиональности российской цивилизации, характеризуемой «чересполосицей» мест в той или иной степени компактного традиционного проживания больших этноконфессиональных общностей. Их взаимодействие, совместное создание и защита ими общих ценностей и государственных структур – все это формирует у полиэтнического и многоконфессионального населения чувство сопричастности судьбам России, ряд общих, ставших глубинными для психологии и сознания российских этноконфессиональных общностей, представлений, предпочтений, ориентации. Подобные общероссийские предпочтения немыслимы без целенаправленной политики, ставящей своей задачей упрочение в общественном сознании и государственно-правовой сфере концепции единого российского народа, слагаемого из всех его равноправных этноконфессиональных общностей. Различные дискриминационные действия – игнорирование особенностей жизни в том или ином регионе, ущемление чувств, самосознания этносов – неизменно наносили ущерб устойчивости всего российского имперского социума – Кавказская война (1817-1864 гг.), восстание в Польше (1830-1831 гг.) и т.д. Дихотомия центр-регионы, противоборство унитарных и центробежных тенденций, ослабление территориальных связей – извечная проблема российского социума, резко обостряющаяся в кризисные периоды его истории.

Вместе с тем, устойчивость российской имперской цивилизации поддерживает приверженность большинства населения к сохранению своей концепции бытия, своих традиционных ценностных представлений. Это способствует известной общественной сплоченности, во многом нейтрализующей существующие противоречия. Определенную роль играют здесь и сложившиеся формы совместного бытия, традиционность, исторически сформировавшаяся в качестве адаптационного механизма в условиях трудностей (климатических, природных и т.д.) хозяйствования. Специфическим для России вообще и изучаемого периода в частности, является то, что в иерархии духовных ценностей русского народа никогда не превалировало высокомерие, а нажива и стяжательство не были мерилом общественного успеха личности. В противоположность описанной М. Вебером западной индивидуалистической и прагматической традиции, русские мыслители, характеризуя черты своего народа, подчеркивали, что он не склонен возводить преходящие земные ценности (например, частную собственность) в ранг священных (Ф.М. Достоевский), не склонен поклоняться «золотому тельцу» (Н.А. Бердяев).

Концепция бытия российского народа, формируясь на протяжении веков, характеризовалась приоритетом идей коллективного спасения, общественных интересов перед личными (не отвергая при этом интересов личности), расположением к духовным ценностям. Приверженность человеческой солидарности, состраданию к простому человеку, патриотизму, нравственно-гуманистическим концепциям находит свое отображение в художественной литературе, различных видах искусства, устном народном творчестве, знаковыми для которых являются добро, правда, совесть, справедливость. Именно в духовных особенностях культуры народа (светской и религиозной) ярко проявляется самобытность российской цивилизации. И в первую очередь именно за подобные черты выделяют и ценят русскую культуру в мировом сообществе.

Таким образом, российская имперская цивилизация, как и всякая цивилизация, развивается, модернизируется, порождая расколы в сознании, поведении, интересах различных социальных и национальных общностей, стимулируя противоречивые интеграционные и дезинтеграционные процессы, новые демографические явления.

В рассматриваемый период сформировалось огромное многонациональное государство, в котором сосуществовали элементы различной цивилизационной ориентации. Россия империя являлась одновременно и европейской, и азиатской державой. С Европой ее связывали культура, религия, язык, характер экономики. Но и Азия оказывала влияние на страну. Отсюда зачастую брались образцы деспотического управления.

Исторически российское общество подверглось влиянию двух различных миров, вследствие чего оно сложилось как плюралистическое по духовным ценностям, социальной организации, традициям, культуре и образу жизни. Причем, за исключением европейских анклавов, в нем преобладали сообщества с корпоративной структурой и нераздельностью духовной и светской сфер жизни, колоссальным влиянием религии на общественное сознание и повседневную жизнь людей.

Российская модернизация в XVIII – первой половине XIX вв.Модернизация в истории России прошла несколько этапов. Мы будем говорить о периоде XVIII – первой половине XIX вв. На этом этапе доминанта модернизации заданная Петром I сохраняла свою актуальность до середины XIХ столетия.

Петровская модернизация связана с использованием варианта, который можно условно назвать азиатским. Он предполагает постепенный организационно-технологический переход от мануфактурного к фабрично-заводскому производству, внедрение элементов рыночных отношений при сохранении общественной системы восточного типа. Этот вариант реализовывался на протяжении полутора столетий – до буржуазных реформ Александра II.

Предполагалось за счет модернизации ускорить развитие и ликвидировать определившийся и увеличившийся разрыв между Россией и странами европейской цивилизации в социально-экономической, научно-технической, военной и других областях. Отличительной чертой обозначенного типа модернизации явилась ключевая роль государства и чиновничества во всех областях общественной жизни страны.

На протяжении полутора столетий модернизация традиционного российского общества решала несколько взаимосвязанных задач: в социальной сфере – индивидуализация общества, четкая специализация людей, общественных и государственных институтов по видам деятельности; в экономике – переход от мануфактурного к фабрично-заводскому, индустриальному производству, постепенное, контролируемое государством, распространение частной собственности; в политике – переход к светскому государству, введение разделения властей, включение части населения в политический процесс; в культурной и духовной областях – рационализация сознания, развитие светского образования и рациональной науки, распространение грамотности, свобода мысли и творчества, религиозная терпимость.

Политическая модернизация.При Петре I в России окончательно утвердился абсолютизм, Петр был провозглашен императором, что означало усиление власти самого царя, он стал монархом самодержавным и неограниченным.

В России была проведена реформа государственного аппарата – вместо Боярской думы учреждался Сенат, в состав которого входили девять сановников, ближайших Петру I. Сенат являлся законодательным органом, контролировал финансы страны и деятельность администрации. Во главе Сената стоял генерал-прокурор.

Реформа государственного управления затронула и систему приказов они заменялись коллегиями, число которых достигало 12. Каждая коллегия ведала определенной отраслью управления: внешними сношениями управляла Коллегия иностранных дел, флотом Адмиралтейская, сбором доходов – Камер-коллегия, дворянским землевладением – Вотчинная и т.д. Городами ведал Главный магистрат.

В этот период продолжалась борьба между верховной и светской властью и церковью. В 1721 г. была учреждена Духовная коллегия, или Синод, что свидетельствовало о подчинении церкви государству. В России упразднялась патриаршество, наблюдение за церковью поручалось обер-прокурору Синода.

Была реорганизована система местного управления, страна была разделена в 1708 г. на восемь губерний (Московскую, Петербургскую, Киевскую, Архангельскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую) во главе с губернаторами, в ведении которых находились войска. Поскольку территории губерний были огромны, их подразделили на 50 провинций. В свою очередь провинции делились на уезды.

Эти меры свидетельствовали о создании в России единой административно-бюрократической системы управления – непременного атрибута абсолютистского государства.

Важным итогом и законодательным закреплением всей реформаторской деятельности Петра явился Табель о рангах (1722), представлявший собой закон о порядке государственной службы. Принятие этого закона означало разрыв с предшествующей патриархальной традицией управления, воплощенной в местничестве. Установив порядок чинопроизводства в военной и гражданской службе не по знатности, а по личным способностям и заслугам Табель о рангах способствовал консолидации дворянства и расширению его состава за счет преданных царю лиц из разных слоев населения.

Время от кончины Петра I до восшествия на престол Екатерины II в исторической литературе принято называть эпохой дворцовых переворотов. Никогда прежде верховная власть не переходила по такой ломаной линии, как в 1725-1762 гг. Причинами этого были, во-первых, указ Петра I о престолонаследии, во-вторых, отношение к очередному претенденту на престол «птенцов гнезда Петрова», в-третьих, активное участие гвардейских полков в борьбе за власть, которую вели дворцовые группировки. Огромную роль при всех правителях этого времени играли фавориты и временщики. В этот период государственная политика была направлена на дальнейшую абсолютизацию власти, повышение роли дворянского сословия в государственной жизни т.е. сохраняла направленность заданную Петром I.

Вступив на престол после очередного дворцового переворота (1762 г.), Екатерина II должна была выработать политику, отвечающую условиям нового времени, продвигающую общество вперед по европейскому пути. Эта политика получила название «просвещенного абсолютизма». Политика просвещенного абсолютизма выражалась в преобразовании наиболее устаревших государственных институтов и государственных органов во имя укрепления абсолютной монархии и приспособления её к реалиям ХVIII в., века Просвещения. Монархи опирались на принципы рационализма, верили во всемогущество законов, поощряли науки и образование, проявляли веротерпимость.

Свою преобразовательную деятельность императрица начала с реформы Сената (1763) которая упорядочила работу высшего органа власти империи, но лишила его законодательных функций, которые сосредоточились в руках императрицы, т.е. слились с исполнительной властью.

Следующим шагом императрицы стало завершение мероприятий Петра I по привидению церкви в полную зависимость от светской власти. Секуляризация церковных земель (1764 г.) подорвала основу благополучия духовенства, превратив его в отряд своеобразных чиновников. Поражение церкви в борьбе с государственной машиной стало еще одним шагом к огосударствлению жизни российского гражданина.

Самым крупным мероприятием правления Екатерины II явился созыв в 1767 г. Комиссии о сочинении проекта нового уложения (Уложенная комиссия).

Уложенная комиссия начала заседания в Грановитой палате Московского Кремля летом 1767 г. На последующую российскую действительность работа этой Комиссии не повлияла, но зато шума и громкой фразеологии вокруг этой акции императрицы было предостаточно. По данным Ключевского, комиссия работала полтора года, провела 203 заседания, ограничилась обсуждением крестьянского вопроса и законодательства, но из-за начавшейся войны с Турцией была распущена и больше в полном составе не собиралась.

Новый кодекс законов при Екатерине не был составлен. Работа Комиссии оказалась бесплодной, обширное делопроизводство сохранило лишь значение памятника общественно-исторической мысли России эпохи Екатерины II.

В ноябре 1775 г. императрицей были приняты «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи». Цель губернской реформы – создать упорядоченную систему местного управления. Реформа включала четыре основных положения.

Во-первых, страна была разделена только на губернии и уезды. Во-вторых, в каждой губернии создавались единообразные органы управления и суда. В-третьих, в уезде органом исполнительной власти стал Нижний земский суд во главе с капитаном-исправником и двумя заседателями; всех их выбирали дворяне уезда. В уездных городах власть принадлежала назначаемому из дворян городничему. В-четвертых, Екатерина II полностью перестроила судебную систему, отделила судебные органы от исполнительных. Высшим судебным органом в стране становился Сенат, а в губерниях - судебные палаты.

Таким образом, реформой 1775 г. на местном уровне вводилось выборное начало, забытое в России со времен земских соборов, и предпринималась попытка разделения властей. Однако на практике губернская власть постоянно вмешивалась в судебные дела. Губернатор утверждал судебные решения, назначал или отстранял судей. Преобладающая роль в органах местного управления и суда принадлежала дворянам.

Губернская реформа привела к ликвидации коллегий, за исключением Иностранной, Военной, Адмиралтейской. Функции коллегий перешли к губернским органам. Наконец, был упразднен особый порядок управления в казачьих областях; вводилась обычная система губернских учреждений. В 1775 г. была ликвидирована Запорожская Сечь.

Через десять лет после губернской реформы, в апреле 1785 г., одновременно были изданы Жалованные грамоты дворянству и городам, в которых были законодательно закреплены и четко определены права и обязанности двух сословий - дворянского и городского.

Жалованная грамота дворянству стала последней ступенью в возвышении господствующего дворянского сословия. Жалованная грамота городам явилась продолжением политики Петра I, направленной на развитие промышленности и торговли, повышение роли городов в социально-экономической жизни страны.

Короткое правление Павла I (1796-1801) было отмечено стремлением противопоставить «пагубной» политике матери, ос­лаблявшей, по его мнению, самодержавие, твердую линию на ук­репление абсолютистской власти и усиление дисциплины в ар­мии и государстве. Была введена строжайшая цензура печати, закрыты част­ные типографии, запрещены выезд за границу и ввоз иностран­ных книг. Было ограничено действие Жалованной грамоты дво­рянству. В армии насаждались прусские порядки.

В 1797 г. Павел I издал «Учреждение об императорской фа­милии», по которому отменялся петровский указ о престолонас­ледии. Престол отныне должен был переходить строго по муж­ской линии от отца к сыну, а при отсутствии сыновей к старшему из братьев. В законе определялся порядок внутрен­них отношений в императорской фамилии. Для содержания им­ператорского двора было образовано особое ведомство уделов, которое управляло землями, принадлежавшими императорской фамилии, и жившими на этих землях удельными крестьянами. Закон 1797 г. действовал вплоть до падения монархии.

В первой четверти XIX в. Россия находилась на перекрестке между самодержавно-крепостническим строем и поисками новых форм организации социально-экономической и политической жизни. Этот противоречивый и сложный период русской истории связан с царствованием Александра I (1777-1825). Вступивший после убийства Павла I в 1801 г. на престол император Александр I унаследовал сложное внутреннее и внешнее состояние страны.

Был составлен план либеральных преобразований в стране, в разработке которого большую роль сыграл Негласный комитет в составе П.А. Строганова (1772-1817), В.П. Кочубея (1768-1834), Н.Н. Новосильцева (1768-1834), А. Чарторыйского (1700-1861). Первые попытки перестройки государственного управления и общественных отношений страдали незавершенностью, а международная обстановка и участие России в коалициях против Франции в 1805 и 1806-1807 гг. заставили Александра I временно отойти от внутриполитических проблем.

Пришедший на смену Негласного комитета М.М. Сперанский (1772-1839), образованнейший человек, с колоссальной трудоспособностью, впоследствии назначенный Государственным секретарем (1821), разработал широкую программу государственных реформ. Программа, изложенная во «Введении к уложению государственных законов», предусматривала создание в стране представительных органов снизу доверху, уравнивание всех сословий перед законом, утверждение принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Суть программы преобразований Сперанского состояла в создании в России монархии буржуазного типа, утверждение правового государства. Однако в полном объеме программа Сперанского не была и не могла быть реализована из-за отсутствия объективных условий в российской действительности и страха Александра I перед дворянством и наступательностью консервативных сил. Это предопределило крах попыток М.М. Сперанского преобразовать Россию.

И все-таки некоторые положения его программы удалось воплотить в жизнь. 1 января 1810 г. открылся преобразованный Государственный совет – совещательный орган, члены которого назначались императором. Были преобразованы министерства (число их достигло 11), определены структура, функции министерств и ответственность министров.

Александром I также были проведены реформы в области образования. Было учреждено шесть учебных округов во главе с попечителем, образованы уездные училища, губернские гимназии и университеты Эти мероприятия способствовали созданию системы народного образования, появлению слоя европейски образованного дворянства и проникновению в его среду либеральных идей. В России зарождался революционный либерализм.

Проведенные Александром I в начале его царствования реформы не привели к значительным изменениям политической системы российского общества. Более того, они способствовали дальнейшему укреплению самодержавного строя и по сути были нацелены на создание либерального образа России в Европе. Этим объяснялся более радикальный характер преобразований в западной части страны – Прибалтике и Финляндии. М.М. Сперанский в 1812 г. был сослан в Нижний Новгород, а затем еще дальше в Пермь.

Царствование императора Николая I – это время жесткого подавления свободомыслия, демократии и освободительного движения как внутри страны, так и в Европе. Вместе с тем это время – золотой век русской литературы, расцвета молодой российской науки, театра, искусства и подъема общественной мысли.

Николай I стремился сохранить существующий порядок, не вводить нового в стране, а только поддерживать веками сложившийся государственный и общественный строй, который не способствовал росту международного влияния России и решению внутренних проблем.

Стремясь сохранить и укрепить существующую социально-политическую систему, Николай I осуществил задачу кодификации русского законодательства. Результатом проведенной под руководством, возвращенного из ссылки, М.М. Сперанского работы, был сборник «Полное собрание законов Российской империи», в который вошли все указы, начиная с Соборного уложения 1649 г. и кончая последним указом Александра I, и пятнадцатитомный сборник «Свод законов», в который были включены действующие законы. «Свод законов» содержал важнейший принцип царствования Николая I – ничего не вводить нового и только чинить и приводить в порядок старое. Законодательная основа российского общества осталась прежней, усложнился лишь механизм центрального управления. При нем окончательно утвердилась система российской бюрократии и военщины – опора самодержавия. Если в начале XIX в. армия чиновников составляла 16 тыс. человек, то в середине XIX в. – 100 тыс. Деятельность аппарата не контролировалась со стороны общества, безнаказанность и круговая порука в сфере чиновничества свидетельствовали о кризисе государственного аппарата.

Изменения в сфере экономики.Важная особенность экономического развития России в первой половине XVIII в. состояла в определяющей роли самодержавного государства в экономике, его активном и глубоком проникновении во все сферы хозяйственной жизни. Учрежденные Петром I Берг-, Мануфактур-, Коммерц-коллегии- и Главный магистрат были институтами государственного регулирования национальной экономики, органами осуществления торгово-промышленной политики самодержавия.

Во второй половине XVIII в. Елизавета Петровна и Екатерина II продолжали проводившуюся Петром I политику поощрения развития отечественной промышленности и российской торговли.

В середине XVIII в. в России появились первые хлопчатобумажные мануфактуры, принадлежащие купцам, а несколько позднее – и разбогатевшим крестьянам. К концу столетия их число достигло 200. Москва постепенно становилась крупным центром текстильной промышленности. Важное значение для развития отечественного промышленного производства имело издание в 1775 г. манифеста Екатерины II о свободном заведении промышленных предприятий представителями всех слоев тогдашнего общества. Манифест устранял многие ограничения в создании промышленных предприятий и разрешал «всем и каждому заводить всякого рода станы». Говоря современным языком, в России вводилась свобода предпринимательства. Кроме того, Екатерина II отменила сборы в ряде производств с мелких промыслов. Принятие манифеста было формой поощрения дворянства и приспособления его к новым условиям хозяйствования. В то же время эти меры отражали рост капиталистического уклада в стране.

В начале XIX столетия Развитие промышленности, несмотря на общий рост числа предприятий, было невысоким. Важное значение имели крестьянские кустарные промыслы. Увеличивалось количество предприятий, где использовался преимущественно наемный труд. К 1825 г. уже более половины числа рабочих капиталистической промышленности были вольнонаемными. Расширяло свои права купечество. Все это способствовало развитию капиталистических отношений, однако темпы развития промышленности и сельского хозяйства были низкими.

Удовлетворяя потребности дворянства, ориентированного на европейский рынок, правительство Александра I в 1802 г. разрешило вести беспошлинную торговлю через порт Одессу. Одновременно было утверждено положение о беспошлинном ввозе машин и механизмов для российской промышленности и сельского хозяйства. В 1801 г. был принят указ, по которому всем лицам свободного положения (купцам, государственным крестьянам) дано право покупать землю. Этот указ впервые начал разрушение монополии дворянства на землю. В 1803 г. последовал указ о вольных хлебопашцах, по которому дворяне по своему усмотрению могли отпускать крепостных крестьян за значительный выкуп на волю. Но при Александре I было отпущено всего 47 тыс. крепостных душ.

Несмотря на позитивные явления в экономическом развитии страны (объем промышленного производства удвоился, число предприятий возросло до 14 тыс., на мануфактурах преобладающим стал вольнонаемный труд, в 30-х гг. начался промышленный переворот), общее состояние народного хозяйства во второй четверти XIX в. свидетельствовало о тормозящем воздействии крепостнических отношений и предвещало обострение кризиса крепостного строя. Усилилось недовольство крестьянства. Крестьянские волнения становятся более массовыми. Правительство понимало необходимость решения главного вопроса российского общества – крестьянского. Шеф жандармов убеждал императора Николая I, что крепостное состояние крестьян «есть пороховой погреб под государством». Работало 11 секретных комиссий по составлению закона освобождения крестьянства. Результатом деятельности комитетов было создание системы управления государственными крестьянами, подчиненной новому министерству, министерству государственных имуществ, во главе которого стал П.Д. Киселев (1788 1872). В 1837-1841 гг. он осуществил административную реформу, по которой государственные крестьяне становились юридически свободными земледельцами с общинным управлением. Эта реформа позволила к 1858 г. 270 тыс. крестьянам купить более 1 млн. десятин земли, перестать быть бременем для государственного бюджета и несколько поднять их благосостояние. Хотя проблема отмены крепостного права так и не была решена.

В 1839-1843 гг. министром финансов Е.Ф. Канкриным (1774-1845) была осуществлена денежно-кредитная реформа, которая способствовала укреплению финансовой системы страны. Однако нововведения во внутриполитической жизни не смогли разрушить консерватизма политики царизма. Кризис крепостнической системы проявлялся во всех сферах общественной жизни.

Социальная модернизация. В области социальной политики законодательство Петра I следовало в принципе той общей тенденции, которая наметилась в XVIII в. Главной задачей императора было поставить все сословия на службу государству, повысить роль служилого сословия в жизни империи.

Прикрепление крестьян к земле, зафиксированное Уложением 1649 г., в тот период не только не изменилось, но и получило дальнейшее развитие. Об этом свидетельствует введение новой системы учета населения и налогообложения, проведенное с целью повысить эффективность контроля за сбором податей с населения. Государство, стремясь выявить каждого индивидуального налогоплательщика, ввело новый принцип обложения – подушную подать. Налоги стали собираться – теперь не со двора, а с ревизской души.

Другой крупнейшей инициативой в области государственного регулирования социальных отношений явилась попытка Петра I стабилизировать правящий класс экономически и политически. В этом отношении важную роль сыграл Указ о порядке наследования движимых и недвижимых имуществ от 23 марта 1714 г., известный как указ о майорате. По новому закону все земельные владения дворянина должны были передаваться по наследству только одному старшему сыну или дочери, а при их отсутствии – одному из членов семьи. В длительной исторической перспективе петровский указ сохранил бы крупные земельные владения неделимыми, воспрепятствовал бы их раздроблению.

Во второй половине XVIII в. линия на усиление роли дворянства в жизни страны и усиление крепостного права была продолжена российским правительством.

Предоставление дворянам льгот и привилегий, повышавших устойчивость крепостного хозяйства, проводила императрица Елизавета Петровна. Четыре акции в этом направлении ее правительство предприняло в 1754 г.: указ об объявлении винокурения дворянской монополией, организация Дворянского банка, передача дворянам казенных заводов Урала и генеральное межевание. Только в XVIII в. генеральное межевание пополнило дворянское землевладение более чем на 50 млн. десятин земли.

Другим источником <

Наши рекомендации