Наука и культура 1917-1945 гг.
Одной из важнейших задач была борьба с неграмотностью. В 1930 г было введено всеобщее начальное обучение. ( семилетнее ) Стали создаваться школы фабрично - заводского ученичества ( ФЗУ ). Школы рабочей молодежи ( ШРМ )
Преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и беднейшиее крестьянство. Наибольшее распространение получило инженерно - техническое образование. Высылка за границу деятелей науки (1922 г.)
В 1920-1930- е года были открыты новые научные институты. Плодотворно трудились такие ученые, как И. Павлов, И. Мичурин, Н. Вавилов и др.
В следствии репрессий, общественный науки полностью оказались идеологизированы и поставлены под жесткий контроль.
Культурной жизни страны в первой половине 1920- х годов были свойственны яркость и разнообразие творческих группировок. Однако возникло множество художественных объединений, которые стремились утвердится в роли единственных истинных представителей литературы и искусства. ( РАПП, ЛЕФ и др.)
Художники решительно сжигали мосты с прошлым в поисках абсолютно новых решений, которые бы наглядно отразили дух современности. Хотя правдивое и близкое природе искусство никогда не прекращало существовать, рядом с ним возникло новое, которое стремилось к достоверной передаче природы, но ставило своей целью выражение чувств и настроений художника. Такое «искусство выражения» принято называть модернизмом
1925 г. Постановление ЦК ВКП ( б ) « О политике партии в области художественной литературы ». Началось наступление на литературу и их рамками « соцреализма ».
Но культура, рассчитывавшая на массовое потребление, принижалась, упрощалась. Появилась возможность с ее помощью манипулировать сознанием и нравственным миром людей. Типичными жанрами массовой культуры стали детективные романы и повести, комиксы, некоторые жанры эстрадной музыки.
В I половине ХХ века наука вынуждена была переосмыслить многие фундаментальные понятия и выработать ряд новых. Переход к изучению сложных систем практически во всех областях знаний потребовал переосмысления основ научной методологии и самого понятия наука. Изучение квантово-механических систем в физике, изучение химических процессов, появление теоретической биологии, формирование геохимии, а также биогеохимии и экологии
Накопленные научные знания существенно меняли представления о физической картине мира.
В архитектуре первой половины ХХ в. используются совершенно новые принципы строительства, новые строительные материалы. Широко используются стальные и бетонные конструкции. Одним из главных принципов проектирования зданий стало их соответствие своему назначению, т. е. функции. Отсюда и название такой архитектуры – функционализм
Вопрос
"Апогей сталинизма": социально-экономическое развитие и общественно-политическая жизнь в 1945-1953 гг.
Вопрос
Внешняя политика СССР в 1945-1953 гг. Начальный этап "Холодной войны".
Результаты Второй мировой войны коренным образом изменили соотношение сил в мире:
1) СССР стал одной из ведущих мировых держав, без которой теперь не решался ни один вопрос международной жизни;
2) одновременно возросло за годы войны господство и могущество США, что позволило американской администрации уже в 40-х гг. начать отход от соглашений военного периода.
Все это привело к тому, что в советско-американских отношениях наступила полоса резкого охлаждения, было положено начало «холодной войне».
Советский Союз был обеспокоен ядерной монополией США, попыткой их диктата в отношениях с другими странами. Одновременно США были встревожены большим ростом авторитета СССР в Европе и во всем мире.
Широкомасштабный комплекс мер, который проводился странами Запада в целях недопущения дальнейшего расширения сферы влияния СССР: в марте 1946 г. бывший премьер-министр Англии У. Черчилль произнес в Фултоне (США) речь, в которой призвал к сдерживанию СССР, представляющего угрозу для западной демократии; в Западной Европе, оккупированной американскими и английскими войсками, стали формироваться основы социально-экономической и политической структуры по образцу западных.
Большое значение в связи с этим имело принятие администрацией США в 1947 г. «плана Mapшалла», суть которого заключалась в возрождении западно-европейской экономики благодаря предоставлению финансовой помощи и новейших технологий из-за океана; стремление западно-европейских стран и США к обеспечению политической стабильности и военной безопасности. Решению данной проблемы способствовал блок НАТО, который был создан в 1949 г.
Одновременно в странах Восточной Европы проводились следующие мероприятия:
1)в странах, оккупированных советскими войсками, складывалась социально-политическая система, подобная сталинской модели государственного социализма;
2) формирование дружественных политических режимов в Восточной Европе являлось главной целью внешней политики советского руководства в первые послевоенные годы;
3) в 1945–1948 гг. СССР заключил двусторонние договоры с Чехословакией, Польшей, Венгрией, Болгарией, Румынией, Албанией и Югославией;
4) был создан военный блок социалистических государств – организация Варшавского договора (ОВД);
5) создано экономическое объединение – Совет экономической взаимопомощи (СЭВ).
Таким образом, мир оказался разделенным на две противостоящие друг другу группировки стран, имеющие различную идеологию. Сложился биполярный мир, в котором находились в состоянии противоборства лагерь капиталистических стран во главе с США и социалистический лагерь под руководством СССР. Таким образом, осью конфронтации в послевоенном мире на продолжительное время стали отношения между двумя сверхдержавами: США и СССР. Соперничество стран проявлялось не только в военно-технической области, но и в сферах экономики, культуры. Особенно обострились взаимоотношения между США и СССР во время войны в Корее (1950–1953 гг.). В ходе войны СССР и Китай поддержали прокоммунистические силы, а США – их противников. В результате войны страна была разделена на два государства: Северную и Южную Корею.
Вопрос