Виновником нестабильности верховной власти в XVIII веке в России оказался именно Пётр I, который в 1722 году издал «Указ о престолонаследии».
При максимальном огосударствлении общественной жизни, отсутствии даже в зародыше легальной политической деятельности перевороты стали единственным способом разрешения противоречий между основными составляющими системы абсолютизма — самодержавной властью, правящей верхушкой и господствующим сословием.
В результате переворота, устроенного после смерти Петра I Меншиковым в 1725 г. при поддержке гвардии, у власти оказалась именно Екатерина I.
Неспособность Екатерины к управлению была компенсирована созданием в феврале 1726 года высшего правительственного учреждения — Верховного тайного совета,укомплектованного новой знатью, ближайшими соратниками Петра. Меньшиков быстро подмял под себя Верховный тайный совет и, пользуясь безграничным доверием больной Екатерины, стал фактически правителем страны.
После смерти Екатерины I в 1727 году снова возник вопрос о власти. На этот раз объявлен императором был именно внук Петра I — Пётр II (согласно завещанию Екатерины I). Однако в 1730 году Пётр II умирает.
После его смерти вновь возник вопрос о наследовании престола. Попытка Долгоруких возвести на престол бывшую царскую невесту — Екатерину Долгорукую не увенчалась успехом.
Традиционно соперничающее с Долгорукими семейство Голицыных выдвинуло в наследницы Анну Курляндскую — племянницу Петра I. Анна Иоанновна получила корону ценой подписания «кондиций», ограничивающих её власть в пользу Верховного тайного совета. В России вместо абсолютной устанавливалась ограниченная монархия.
Однако большинству аристократов (да и представителям иных слоёв населения) такая затея «верховников» не пришлась по душе. Они считали Кондиции попыткой установить в России режим, при котором вся полнота власти будет принадлежать двум фамилиям — Голицыным и Долгоруким. Анна Иоанновна при поддержке гвардии публично разорвала «кондиции».
Время правления Анны Иоанновны (1730-1740 гг.) было временем жестокой борьбы около трона. В борьбе участвовали её всесильный фаворит Бирон, фельдмаршал Б. Х. Миних, всё тот же Остерман и Артемий Петрович Волынский.
Уже в 1730 году Анна Иоанновна озаботилась вопросом о наследнике. Так как своих детей у неё не было, то все свои надежды она возложила на свою племянницу — Елизавету Христину Мекленбургскую. Получив при крещении имя Анны Леопольдовны, она была объявлена преемницей. Вернее, наследником был объявлен будущий ребёнок Анны Леопольдовны.
В 1732 году в Россию прибыл принц Антон Ульрих Брауншвейг Беверн Блакенбург Люнебургский, отпрыск одной из самых древних монарших фамилий Европы — Вельфов. В 1739 году состоялась его помолвка и свадьба с Анной Леопольдовной, а в 1740 году родился долгожданный наследник.
Таким образом, устранялась угроза со стороны возможных претендентов — Елизаветы Петровны и Карла Петера Ульриха Гольштейнского (будущего Петра III).
В 1740 году умирает Анна Иоанновна. В России провозглашён император Иван VI. Бирон провозглашён регентом. Бирон был непопулярен во всех слоях общества и 8 ноября 1740 года произошёл очередной дворцовый переворот, только «душой» заговора был как раз генерал-фельдмаршал Б. Х. Миних. Правительницей была объявлена Анна Леопольдовна – мать младенца Ивана VI.
25 ноября 1741 года произошёл очередной дворцовый переворот, который был инициирован Елизаветой Петровной, внебрачной дочерью Петра I.
В общественном мнении Елизавета волею политических обстоятельств заслужила репутацию главы некоей «русской» партии, противостоящей засилью иностранцев при дворах Анны Иоанновны и Анны Леопольдовны.
Однако патриотические чувства сторонников Елизаветы были вызваны не столько неприятием иностранцев, сколько собственными интересами. Кроме того, существуют неумолимые факты, говорящие о том, что Елизавета сотрудничала с врагами России – французскими и шведскими послами Шетарди и Нолькеном.
Утвердившись на престоле, Елизавета объявила своим наследником Гольштейн-Готторпского принца Карла-Петера-Ульриха, сына Анны Петровны, супругой которого спустя некоторое время стала София-Августа-Фредерика Анхальт-Цербстская.
Елизавета государственными делами почти не занималась, передоверив их своим фаворитам — братьям Разумовским, Шуваловым, Воронцовым, А. П. Бестужеву-Рюмину.
Основными принципами внутренней и внешней политики Елизавета провозгласила возвращение к петровским преобразованиям. Была восстановлена роль Сената, Берг- и Мануфактур-коллегии, Главный магистрат. Кабинет министров упразднен. Сенат получил право законодательной инициативы. Во время Семилетней войны возникло постоянно действовавшее совещание, стоящее над Сенатом — Конференция при высочайшем дворе. В работе конференции участвовали руководители военного и дипломатического ведомств, а также лица, специально приглашенные императрицей.
В 1754 году Сенат принял разработанное Шуваловым постановление об уничтожении внутренних таможенных пошлин и мелочных сборов. Это привело к значительному оживлению торговых связей между регионами. Были основаны первые русские банки — Дворянский (Заёмный), Купеческий и Медный (Государственный).
В социальной политике продолжалась линия расширения прав дворянства. В 1746 г. за дворянами было закреплено право владеть землёй и крестьянами. В 1760 г. помещики получили право ссылать крестьян в Сибирь с зачётом их вместо рекрутов. Крестьянам было запрещено вести денежные операции без разрешения помещика. В 1755 г. заводские крестьяне были закреплены в качестве постоянных (посессионных) работников на уральских заводах.
В 1756-1763 г. началась англо-французская война за колонии. В войне участвовали две коалиции: Пруссия, Англия и Португалия против Франции, Испании, Австрии, Швеции и Саксонии с участием России.
В 1756 году Фридрих II без объявления войны напал на Саксонию. Летом того же года вынудил её капитулировать. 1 сентября 1756 года Россия объявила войну Пруссии. В 1757 году Фридрих разбил австрийские и французские войска и направил основные силы против России. Летом 1757 г. русская армия под командованием Апраксина вступила в Восточную Пруссию. 19 августа русская армия была окружена у дер. Гросс-Егерсдорф и только при поддержке резервной бригады П. А. Румянцева вырвалась из окружения. Противник потерял 8 тыс. чел. и отступил. Апраксин не организовал преследования, и сам отступил в Курляндию. Елизавета его отстранит и отдаст под следствие. Новым командующим назначен англичанин В. В. Фермор.
В начале 1758 года русские войска овладели Кёнигсбергом, затем — всей Восточной Пруссией, население которой даже присягнуло императрице. Восточная Пруссия получила статус провинции России. В августе 1758 года при деревне Цондорф произошли сражения не принесшие победу ни одной из сторон. Фермор после этого был отстранен. Армию возглавил П. С. Салтыков. 1 августа 1759 г. русская армия у деревни Кунерсдорф уничтожила прусскую. 28 сентября 1760 года произошло взятие Берлина; им ненадолго овладел корпус генерала З. Г. Чернышёва, который захватил военные склады. Положение Фридриха казалось безнадежным, но в декабре 1761 г. умерла Елизавета и на престол взошёл её законный наследник Пётр III.
За своё короткое царствование Пётр привёл в жизнь ряд мер, которые должны были упрочнить его положение и сделать его фигуру популярной в народе. Так, он упразднил Тайную розыскных дел канцелярию и дал дворянам возможность выбирать между службой и беззаботной жизнью в своём имении («Манифест о даровании свободы и вольности российскому дворянству» 1762 г.).
Считается, однако, что причиной переворота была именно крайняя непопулярность Петра III в народе. В вину ему ставились: неуважение к русским святыням и заключение «позорного мира» с Пруссией.
Пётр вывел Россию из войны, которая истощала людские и экономические ресурсы страны, и в которой Россия выполняла свой союзнический долг перед Австрией (следует заметить, что тезис об отсутствии «русского интереса» в Семилетней войне является спорным: в ходе военных действий была не только завоёвана, но и официально присоединена к России Восточная Пруссия).
Однако Пётр совершил непростительную ошибку, заявив о своём намерении двинуться на отвоевание Шлезвига у Дании. Особенно волновалась гвардия, которая, собственно, и поддержала Екатерину в грядущем перевороте.
Переворот 28 июня 1762 (9 июля по новому стилю) в российской и советской исторической литературе всегда трактовался однозначно — умная, решительная, патриотичная Екатерина свергает ничтожного супруга (по её мнению, маргинала и предателя российских интересов).
Сигналом к началу переворота был арест офицера — преображенца Пассека. Алексей Орлов (брат фаворита) рано утром привёз Екатерину в Петербург, где она обратилась к солдатам Измайловского полка, а потом и к семёновцам. Затем следовал молебен в Казанском соборе и присяга Сената и Синода.
Вечером 28 июня был совершён «поход на Петергоф», куда должен был приехать Пётр III на празднование своих именин и именин наследника Павла. Нерешительность императора сделали своё дело — никакие советы и действия приближённых не могли вывести Петра из состояний страха и оцепенения.
Он довольно быстро отказался от борьбы за власть и, по существу, за свою жизнь. Свергнутого самодержца отвезли в Ропшу, где, по версии большинства историков, он был убит своими тюремщиками.