Мораль чиновников основывается на личностных нравственных установках и на общественных потребностях.
Этические нормы при исполнении служебных обязанностей предполагают специальные процедуры и методы контроля, которые зависят от многих обстоятельств и устанавливаются отдельно. Служебное поведение по определению контролируемо.
Рассматривая служебное поведение в контексте выявления желательных типов поведения чиновников, используя соответствующие методы стимулирования результативности их деятельности – экономические, материальные, социальные (поддержание престижа, статуса, удовлетворенности), можно формировать позитивную мотивацию служащих, а на этой основе регулировать и контролировать поведение чиновника в желательном для службы направлении.
В качестве средства регулирования служебного поведения служащих выступает внешний контроль (законы, правила, кодексы, регламенты, инструкции) и внутреннийконтроль (убеждения, ценности и нормы).
Мотивация –потребность, побуждающая человека действовать с определенной целью.
Потребность- внутренний аспект мотивации, а цель – ее внешний аспект. Не надо смешивать мотив и мотивацию поведения.
Мотивация –переживаемая причина поведения, психологическая причина. Наряду с нелогичными причинами существуют сознательные мотивы.
Есть4-е вида мотивационныхвыбора служебного поведения:
1) стремление к творческой самореализации (удовлетворение от работы и профессионального роста);
2) служебный долг (профессиональная деятельность основывается на реализации общественных и служебных интересов);
3) прагматическая ориентация (стремление обеспечить индивидуальный материально-денежный достаток);
4) карьерный интерес (работа ради продвижения по службе).
«Стиль поведения» - особо значим в понимании сути служебного поведения, отражает свойства черт личности служащего и уровень его компетентности, способности и воли оптимально использовать личностные черты для выполнения служебных задач, управленческой ситуации.
Стиль служебного поведения формируется на основе деловитости. Деловой подход позволяет противостоять консерватизму мышления и действия, активным и скрытым формам бюрократизма, формализма, технократизма, субъективистским и волюнтаристским порывам. Для овладения деловитостью необходима компетентность. Профессионально компетентный чиновник исполняет функции должности по сути, а не по форме, достигая результатов работы, не имитируя процесс служебной деятельности.
Этические нормы поведения
Нормативность – свойство морали и права, позволяющее регулировать поведение людей, и в то же время результат действия традиций и норм взаимоотношений людей и социальной среды. Для правильного понимания следует различать традиции и нормы, не отождествлять их социальные функции.
Традиции –специфический, творческий способ функционирования норм и стереотипов поведения. Стереотипы помогают снять неопределенность, устранить неясность и тем самым облегчить человеку процесс организации собственного поведения.
Все социально-правовые нормы (от лат.– правило, образец) определены для воздействия на волевое поведение людей, а предмет этого регулирования отношения между личностью и обществом.
Нормы поведения –общепринятые шаблоны поведения. В зависимости от типа социального контроля нормы поведения представляют собой привычные культурные образцы деятельности и обычаи, принятые в обществе или социальной группе и не действующие за ее пределами.
Содержательная сторона норм поведения- удержание личности от совершения действий и поступков, несовместимых с принятыми законами и моральными обычаями, посредством угрозы наказания либо выражения общественного презрения.
Этическая норма поведения- одна из простых форм нравственного требования к личности. С одной стороны это элемент моральных отношений (обычай), постоянно воспроизводимый силой массовой привычки, примера, поддерживаемый общественным мнением, а с другой –форма морального сознания, оформляясь в виде повеления самому себе, требующего обязательного выполнения исходя из собственных представлений о добре и зле, долге, совести, справедливости.
Формирование этических норм поведения идет в ходе эволюционного развития человечества, принимая формы универсальных моральных ценностей, вырабатываются каждым обществом в его конкретно-историческом своеобразии, а также отдельными социальными группами и каждой личностью в отдельности. По принадлежности к носителям ценности можно выделить всеобщие, общие, групповые и личностные этические нормы.
Всеобщие этические нормы- выражают общечеловеческие нравственные требования общежития. Они сформулированы в «золотом» правиле этики: поступай по отношению к другим так, как ты хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе.
Общие этические нормы господствующей в обществе морали распространяют свои требования на всех членов данного общества, выступая средством регулирования и оценивания отношений и взаимодействия людей.
В ходе расширения социального опыта человек включается в различные социальные группы, являясь, как правило, одновременно членом нескольких групп. Так, поступая, на службу, он входит в коллектив, представляющий собой сложную систему формальных и неформальных групп, группировок, каждая из которых устанавливает собственную систему ценностей и вырабатывает на их основе свои этические правила. Между этими правилами всегда существует некая степень несоответствия, а подчас и противоречия.
Групповые этические нормы обеспечивают включение личности в группу, в процессы и механизмы группового взаимодействия, влияют на все виды поведения, в том числе и тогда, когда он становится членом другой группы. Занимая определенную позицию в коллективе, человек усваивает заданные и вырабатывает личностные нормы, предписывает собственную позицию и формы поведения, в которых реализуется процесс его существования как личности.
Личностные этические нормы - характеристика субъективного «внутреннего» мира человека. Они соотносятся с его представлением о самом себе и по этой причине не нуждаются в «усвоении» и «принятии». Следование личностным этическим нормам связано прежде всего с чувством самоуважения, высокой самооценкой, уверенностью в своих действиях. Отступление от этих норм всегда сопряжено с чувством вины (совесть), самоосуждением и даже нарушением целостности личности.
Итак, поведение человека, исполняющего профессиональную служебную деятельность сложно детерминировано. Оно управляется посредством внешних этических регуляторов (общечеловеческие ценности, господствующая в обществе мораль, групповые нормы) и внутренних механизмов саморегуляции (самосознание, самооценка, мотивационная сфера, установки, на основе которых формируются личностные нормы). Эти регуляторы между собой в сложном динамическом противоречивом взаимодействии. В каждый момент они предоставляют человеку право морального выбора на основе предъявляемых к нему внешних требований.