Люди легче принимают позицию того, к кому относятся с симпатией.

Очень важнодобровольноепринятиепоручения.Его основной смысл: руководитель, чтобы эффективно руководить и добиваться успеха, завоевывать расположение своих подчиненных, заботиться о своем авторитете в коллективе.

В отношениях между руководителем и подчиненным очень важно, чтобы руководитель своими действиями и формой обращения укреплял у подчиненного чувство собственного достоинства. Он не должен забывать лишний раз похвалить сотрудника, помня в то же время, что захваливать тоже вредно, так как это может воспитать у человека нетерпимость к критике, манию непогрешимости. Правила поведения руководителя рекомендуют в случае, если сотрудник не выполнил вашего распоряжения, обязательно дать ему понять, что вам известно об этом, иначе он может решить, что провел вас и в дальнейшем ему все сойдет с рук. Более того, с точки зрения роли руководителя в организации считается, что если руководитель не сделал подчиненному соответствующего замечания, то он не выполняет своих обязанностей и поступает неэтично.

•Приказ – волевое властное официальное распоряжение руководителя, отданное в пределах его должностных полномочий и обязательное для исполнения подчиненными.

Важным психологическим правилом, лежащим в основе этики приказов и поручений, являетсяобъективизация распоряжений и их деперсонализация.Не рекомендуется персонифицировать устные распоряжения, если вы хотите получить лучший результат. Хуже, когда руководитель говорит: «Я хочу, чтобы вы это сделали». Лучше, если подчиненный выполняет поручение не только потому, что он его получил, но и потому, что убежден, что этого требует объективная ситуация, что следует действовать именно так. Как показывает практика, применение объективизированных распоряжений снижает разногласия между руководителем и подчиненными и, что особенно важно, усиливает сплоченность персонала организации.

•Распоряжение – вид подзаконного акта управления, изданный органом власти или управления по оперативным, текущим вопросам и, как правило, не имеющий нормативного характера.

УченыйСт. Ковалевский сформулировал в качестве практической рекомендации следующий принцип: надо избегать в распоряжениях подтекстов, которые могут шокировать или оскорблять.

В связи с объективизацией распоряжений находится еще один важный практический вывод, Ковалевского: везде, где это возможно, распоряжения, приказы и т.п. следует заменять принципами.

Этика приказов и распоряжений непосредственно связана с проблемоймотивации. Здесьпод ней подразумевают создание условий, где поручение становится стимулом. Это наиболее сложная и важная проблема в теории и практике управления. Ее значение определяется тем, что сегодня во всех сферах деятельности растет значение умственных усилий, а именно они и поддаются мотивационному воздействию.

Определяющую роль здесь играет личность руководителя как источника мотивации, его этическая позиция, знание им особенностей и мотивационной силы тех или иных видов распоряжений и поручений. Если, например, указание или поручение отвечает отмеченному выше требованию объективизации устных распоряжений (известному как «закон ситуации») оно обладает большей мотивационной силой. Еще в большей степени сказанное относится к процессу принятия решений. Научно и опытным путем доказано: мотивация в сфере исполнения конкретных заданий тем сильнее, чем больше люди, выполняющие эти задания, участвуют в самом процессе принятия решения, чем большее влияние они могут оказывать на процесс.

Руководителю важно не только понимать, что мотивация поведения подчиненных определяется широким спектром их потребностей, которые необходимо удовлетворять (иерархия потребностей Маслоу), но и знать основные методы удовлетворения этих потребностей (табл. 2).

Таблица2.Методы удовлетворения потребностей высшего уровня

Социальные потребности Потребности в уважении Потребности в самовыражении
• давайте сотрудникам такую работу, которая позволила бы им общаться; • создавайте дух единой команды; • не стремитесь разрушать неформальные группы в организации, если они не наносят реального ущерба; • проводите с подчиненными периодические совещания; • создавайте условия для социальной активности членов организации вне ее рамок   • предлагайте работникам более содержательную работу; • обеспечивайте им положительную обратную связь с достигнутым результатом; • высоко оценивайте и поощряйте достигнутый результат; • привлекайте их к формулировке целей и выработке решений; • делегируйте подчиненным дополнительные права и полномочия; • продвигайте их но служебной лестнице; • обеспечивайте обучение и переподготовку • обеспечивайте подчиненным возможность для обучения и развития, которые позволят им полностью использовать свой потенциал; • давайте подчиненным сложную и важную работу, требующую полной отдачи; • поощряйте и развивайте у подчиненных творческие способности    


Мотивируя поведение сотрудников, руководитель должен решить, правильно ли он использует средства мотивации, не воспринимаются ли они сотрудниками как простое манипулирование.

Наши рекомендации