Социально-экономическое развитие. В России в начале XIX века 95% населения было в деревне
В России в начале XIX века 95% населения было в деревне. Крайне низкое развитие сельского хозяйства. Из первых 50 лет XIX столетия 39 были неурожайными. Крепостничество делало нерентабельным сельское хозяйство. Эксплуатация крепостных усиливалась, а нужно было использовать наемный труд и технику. В 1816 году начали создавать военные поселения. Государственные крестьяне переводились в разряд военных поселенцев. То есть они должны были вести сельскохозяйственные работы и одновременно нести строевую службу. Это был вдвойне тяжелый труд. Система поселений нарушила, сложившуюся экономическую структуру, полный произвол. На поселение была переведена треть армии. Это была затея Аракчеева. Фактически, это худший вид крепостного права. В промышленности промышленный переворот (в 30-70-е года XIX века). Это был переход от мануфактуры к фабрике, который способствовал:
1) внедрению машинной техники
2) формированию промышленной буржуазии и пролетариата Новая машинная техника требовала перехода к наемному труду. Крепостничество тормозило этот процесс. В первой половине XIX века развиваются пароходные сообщения, строятся железные и шоссейные дороги. XIX век – век пара.Реформа в области просвещения. Россия разбита на пять учебных округов. Появилось пять новых университетов – Вилентский, Дерптский (немецкий), Казанский (1804-1805), Харьковский и Петербуржский. Основные направления внешней политики – участие России в антинаполеоновских коалициях. Отечественная война 1812 года, разгром Наполеона.
2)Общественно-политические движения. Восстание декабристов.
Общественная мысль в Росси в начале XIX века развивалась в традициях Просвещения, распространялись идеи французских мыслителей XVIII века (Вольтер, Дидро, Руссо, Монтескье ), которые были сторонниками гражданского равенства. Большое место в их деятельности занимало распространение знаний. Но лишь малая часть русского общества была за отмену крепостного права, хотела реформировать самодержавие. Основная масса дворянства и чиновничества настроена консервативно. Актуальные политические проблемы обсуждались в научных литературных обществах, в студенческих и преподавательских кружках, в светских салонах. Отечественная война 1812 года – важный этап в развитии национального самосознания.В 1814-1815 годах в армии возникали первые тайные организации, ставившие задачей изменение существующего строя. Часть офицеров считали недопустимым сохранение в крепостничестве крестьян и солдат, совершивших гражданский подвиг – спасших страну во время наполеоновского нашествия. Знакомство с передовыми западно-европейскими идеями во время заграничного похода русской армии также повлияло на мировоззрение офицеров.В 1816 году по инициативе Муравьевых, Трубецкого, Муравьевых-Апостолов и Якушкина создан Союз Спасения (конспирированная организация из 30 человек). Основная цель – установление конституционной монархии и отмена крепостного права. Вскоре в Союзе Спасения стало 200 человек, затем переименовался в Союз Благоденствия. В 1821 году Союз распался на два конспиративных общества, объединявшие сторонников вооруженного переворота - Северное и Южное общества. В 1824 году Южное общество приняло программный документ «Русская правда Павла Пестыля». По нему Россия должна стать республикой, строго централизованным государством, крестьян освободить с землей, промышленности свободная конкуренция. Это был радикальный проект.В Северном обществе обсуждался проект конституции Н. Муравьева. По нему Россия виделась конституционной монархией, организованной по принципу федерации. Крестьян освободить, но без земли (только по две десятины). Обе программы отменяли сословное деление и провозглашали гражданские и политические права. Планировалось объединение двух обществ. 18 ноября 1825 года, в Таганроге скоропостижно скончался Александр I. Страна и армия должны были присягать новому императору Николаю I. 14 декабря 1825 года руководители Северного общества Рылеев и Бестужев решили действовать. Хотели заставить сенат огласить манифест к русскому народу (с изложением программ), захватить Зимний дворец и убить Николая I. Самому Николаю I стало известно о заговоре. Заговорщики решили воспользоваться днем присяги. Все пошло не по плану. 14 декабря 1825 года Северные вывели свои части на сенатскую площадь (около 3 тысяч солдат и офицеров), их окружили войска, уже присягнувшие новому царю, стреляли по восставшим. Под градом картечи те побежали. Вскоре все закончилось. Ночью началось следствие по делу. Из 579 человек 289 признаны виновными. Пять руководителей восстания (Рылеев, Пестыль, Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин, Хаковский) повешены. Остальные разжалованы и сосланы на каторгу в Сибирь, в действующую армию на Кавказ. Солдат «пропустили через строй».Наступивший после разгрома декабристов период, Герцен назвал временем «наружного рабства » и временем «внутреннего освобождения». В России наступила реакция, страну заполнили голубые мундиры жандармов. Одновременно возникают многочисленные тайные кружки, в них читали запретную литературу, обсуждали политические и финансовые проблемы, пытались осмыслить события 14 декабря 1825 года.Министр народного просвещения Уваров предложил ввести «истинно русское» просвещение, основанное на трех принципах: православие, самодержавие, народность. Эта теория «официальной народности» Уварова стала основой государственной идеологии Николаевской эпохи.В 30-40-е года XIX века среди студенчества разночинской (недворянской) интеллигенции и в дворянских салонах шли споры о путях развития России. В 40-е годы формируются основные направления общественной мысли: славянофилы, западники и революционеры. Общее: все они считали необходимыми преобразования в России. И славянофилы и западники за отмену крепостного права и социальные реформы за всестороннее экономическое развитие. Однако, славянофилы, которые идеализировали старую допетровскую Русь, настаивали на её самобытности. Они считали возможным мирный переход к новым общественным формам. Славянофилы (Хомяков, Аксаков, Самарин, Киреевский и др.) предлагали возродить земские соборы, но отвергали конституционный строй. Западники (Тургенев, Боткин, Катко, Грановский, Каверин и др.) были сторонниками европейского пути развития. Выступали за мирный переход к парламентскому строю.Революционное направление сформировалось вокруг журналов «Современник» и «Отечественные записки». Этими журналами руководили Белинский, Герцен, Некрасов. Революционеры считали, что Россия пойдет по европейскому пути, но, в отличие от славянофилов и западников, полагали, что революционные потрясения неизбежны. То есть изменения будут иметь насильственный характер и проходить сразу.
3)Казань – научный и культурный центр Поволжья в XIX веке. Деятельность национальных просветителей.
Значительным событием в жизни Казани и края стало открытие в 1804 году университета (первого университета в Поволжье и третьего в России). Благодаря университету Казань стала одним из центров русской науки. Казанский университет дал миру гениального математика Н.И.Лобачевского (автор новой геометрической системы – неевклидовой геометрии). В университете работал замечательный астроном и профессор Симонов, прославившиеся химики Зинин, Клаус, Бутлеров (знаменитая Казанская химическая школа). Здесь работали выдающиеся Березин, Васильев, Ковалевский, Каден-Бек и др. Казанский университет долгие годы был единственным университетом на огромных просторах восточной части России. Здесь готовились учителя, врачи, инженеры, юристы, чиновники для Поволжья, Урала и Сибири.Во второй половине XIX века Казанский университет перестает быть единственным заведением в крае. В 1804 году на базе университетских кафедр был организован ветеринарный институт, который возглавлял Петр Зейфман. Он был призван готовить специалистов для регионов Волго-Камья, Сибири и средней Азии. На первых парах ученых и преподавателей там было немного – всего 14 человек. Но вскоре институт становится крупным центром ветеринарного образования и науки. Среди Харьковского, Юрьевского и Варшавского ветеринарных институтов он занимал первое место по общему числу студентов (200-300 человек). Важное значение для развития культуры края имело зарождение издательского дела и периодической печати. В 1801 была открыта Азиатская типография, приобретенная на средства отставного поручика А.Бурашева. Через год появились первые изданные книги арабскими буквами. В 1807 году казанским губернатором Б.А.Мансуровым была основана русская типография при губернаторском правлении. Некоторое время спустя основывается типография казанского университета, в состав которой позднее вошла Азиатская типография. Одной из изданных здесь книг был букварь и этнология татарского языка И.Хальфина. В результате в первой половине XIX века по общему количеству изданных книг Казань стала занимать 3-е место после Москвы и Петербурга. Книги несли собой знания. Их распространению способствовали периодические издания. В первой половине XIX века появились такие газеты как «Казанские известия», «Казанские губернские ведомости», журналы «Казанский вестник», «Заволжский муравей». В 1811 году газета «Казанские известия», которая была первой провинциальной газетой России, через 9 лет была закрыта Магнитскими.С конца 20-х годов видное место среди либеральной печати занимала газета «Казанский вестник». В либеральном духе издавался «Заволжский муравей», на страницах которого печатались материалы по истории, географии, этнографии, общественным вопросам. Одним из редакторов журнала был преподаватель Казанского университета историк края М.С.Рыбушкин. Журнал просуществовал два года, вынужден был закрыться в 1834 году из-за недостатка подписчиков. Татарской периодической печати не было.Эти годы – время большого подъема сценического искусства. Казанский городской театр приобретает славу одного из лучших провинциальных театров России. Эта слава во многом была обязана деятельности интерпретатора, казанского купца П.В.Медведева. Начиная с 1874 года в Казанском театре действовали уже три группы – драматическая, оперная, опереточная. Здесь ставились драмы и комедии А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, А.Н.Островского, В.Шекспира. Большими успехами пользовались Ш.Гуно, Дж.Верди, П.И.Чайковского. В ряде драматических и оперных спектаклей выступал Ф.И.Шаляпин – уроженец Казани. В марте 1890 года в опере «Евгений Онегин» в хоре он исполнил партию Зарецкого. Через 9 лет, уже будучи известным артистом, Шаляпин на казанской сцене выступил в операх «Русалка» ,«Фауст» и «Жизнь за царя». На казанской сцене начинали свой творческий путь многие актрисы и актеры. Среди них Н.Г.Савина, П.А.Стрепетова, В.Н.Давидова,М.Н.Писарев. Их имена вскоре стали известны всей российской театральной публике. В конце 90-х годов блистал Качалов. Татарский национальный театр возник позже, но уже тогда, в частных домах ставились самодеятельные спектакли. Учащиеся ставили театрализованные представления в медресе на татарских учительских семинаров.