Типы, виды и подвиды правовой защиты и юридическая ответственность
В литературе правильно обращается внимание на то, что юридическую ответственность нельзя отождествлять с другими мерами (видами, формами) правовой защиты, что первое является более узким понятием по отношению к последнему. Кроме того, следует выделять также разнообразные виды правовой самозащиты.
1. Институт правовой самозащиты предусмотрен практически во всех отраслях публичного и частного права, национальной и международной (общей и региональной) правовых системах. Еще древние юристы указывали на то, что «guodcungue aliguis op tutelam corporites suifecerit jure id fecisse videtur» («все, что человек делает для защиты самого себя, считается сделанным законно»).
Необходимо выделить следующие признаки правовой самозащиты: а) это неюрисдикционная форма правовой защиты; б) право на самозащиту возникает в случае нарушения или реальной возможности нарушения субъективных и объективных свобод, прав, интересов и обязанностей конкретных субъектов; в) это специфическая, относительно самостоятельная и персонифицированная деятельность людей (их коллективов и организаций) без обращения за помощью к компетентным лицам и органам; г) указанная деятельность либо предусмотрена нормативными правовыми актами, договорами, соглашениями и т.п., либо не урегулирована и не запрещена правом; д) деятельность субъектов не должна выходить за пределы правовой самозащиты, т.е. их действия, используемые при этом средства и способы, необходимые для предупреждения, пресечения и т.д. нарушения, должны быть соразмерны «соответствующей угрозе».
Таким образом, можно дать следующее определение правовой самозащите. Это специфическая, не запрещенная правом деятельность разнообразных субъектов права, направленная на защиту собственных прав, свобод, интересов и обязанностей в случаях нарушения или попытки нарушения последних без обращения данных субъектов к компетентным государственным и негосударственным лицам и органам.
К основным видам правовой самозащиты относятся: необходимая оборона, крайняя необходимость, отказ от выполнения работы, удержание вещи, голодовка и другие.
2. Превентивные меры – это разновидности юридической деятельности, связанные с использованием государственного или иного принуждения с целью недопущения (предупреждения) нарушений юридических предписаний, существующих прав, законных интересов и обязанностей людей, их коллективов и организаций.
В качестве профилактических мер выступают все формы контроля (например, налогового, валютного, банковского, таможенного, лицензионного), проверки документов, удостоверяющих личность (паспортов, удостоверений, свидетельств, видов на жительство, справок об освобождении из мест лишения свободы), досмотры (таможенные, ветеринарные, пограничные, предполетные – вещей и товаров, ручной клади, багажа, добытой продукции и других предметов), реквизиции имущества (разновидность принудительного отчуждения имущества для государственных и общественных нужд по решению суда или иного компетентного органа при условии предварительного и равноценного возмещения его стоимости, например, в случае стихийных бедствий, аварий, эпидемий и иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер), осмотры (например, мест хранения и использования оружия и боеприпасов), медицинские освидетельствования (например, спасателей, доноров, граждан, желающих стать приемными родителями, усыновителями или опекунами) и др.
3. Под пресекательными мерами («мерами пресечения») понимаются определенные виды деятельности, направленные на реализацию государственного и иного принуждения с целью прекращения противоправных деяний или предупреждения их вредных последствий. Они бывают самые разнообразные: публично– и частноправовые, уголовно-процессуальные и административные, семейно-правовые и др. Это, например, применение физической и психической силы, специальных средств, оружия, временное отстранение от работы (лиц, находящихся в состоянии опьянения, являющихся носителями инфекционных заболеваний), изъятие оружия (огнестрельного, холодного и т.п.), приостановление или прекращение деятельности юридических и иных лиц (за нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда), приостановление операций по счетам в кредитных организациях.
4. Под правообеспечительными мерами мы понимаем применение соответствующими инстанциями в конкретных социально-правовых ситуациях обязательных для субъектов материальных и процессуальных средств и способов, гарантирующих нормальное функционирование правовых отношений, достижение поставленных целей, осуществление требований юридических (нормативно-правовых, правоприменительных, интерпретационных, договорных и иных) предписаний.
К ним необходимо относить удержание имущества должника; передача спорного имущества на хранение истцу или другому лицу; запрещение ответчику совершать определенные действия; приостановление взыскания по исполнительному документу, оспариваемому должником в судебном порядке; задержание (транспортного средства и т.п.); досмотр (вещей и товаров, ручной клади и багажа, орудий охоты и т.п.); осмотр (территорий, помещений).
5. Правовосстановительные меры –это конкретные разновидности юридической деятельности, направленных на отмену юридических действий и принятых решений (актов), восстановление нарушенных прав, законных интересов и обязанностей людей, их коллективов и организаций.
К правовосстановительным, например, относятся следующие виды деятельности: отмена конституционными (уставными) судами правовых актов, не соответствующих конституциям; реабилитация лиц, подвергшихся необоснованным репрессиям (уголовному преследованию и т.п.); признание выборов недействительными; восстановление в гражданстве; опровержение ложных, порочащих сведений; истребование собственником принадлежащей ему вещи от незаконного владельца; восстановление в «родительских правах»; признание ордера на жилое помещение недействительным; отмена незаконного и необоснованного юридического решения (постановления, определения, приговора и т.п.); возврат уплаченной государственной пошлины; восстановление процессуальных сроков.
6. Сущность компенсационных мер(они могут быть и принудительными, и добровольными, и добровольно-принудительными) заключается в том, что в данном случае самые разнообразные юридические деятельности нацелены на возмещение физического, материального, морального и иного вреда, который причинен правонарушениями, объективно-противоправными деяниями, правомерными действиями (бездействием) и событиями отдельным людям, их коллективам и организациям, обществу и государству в целом.
Указанный институт существует практически во всех отраслях национального и международного права. Это, например: взыскание долга; возмещение вреда, понесенного при спасании имущества государственной и общественной организации; взыскание алиментов; удержание из заработной платы работников неотработанного или неизрасходованного аванса, выданного в счет заработной платы или в связи со служебной командировкой; возмещение вреда в результате объективно-противоправных деяний, разнообразных событий (наводнения, землетрясения и т.п.) и социальных катаклизмов (террористических актов, военных операций, политических репрессий, военных конфликтов).
Многие виды самозащиты и правовой защиты могут в конкретной социально-правовой ситуации применяться совместно друг с другом (например, правовосстановительные и компенсационные меры при восстановлении незаконно уволенного сотрудника на прежнем месте работы и возмещении ему вреда за время вынужденного прогула) или с юридической ответственностью (например, за нарушение предприятиями и организациями независимо от форм собственности порядка применения рыночных, а также государственно-регулируемых цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, производится перечисление (изъятие) излишне полученной прибыли в бесспорном порядке в доход бюджета и взыскание штрафа в таком же размере).
55.Законность и правопорядок: понятие, основные черты, место и роль в жизни общества. Соотношение законности и правопорядка.
Законность - этотребование строгого и неукоснительного соблюдения (применения и т.п.) законов и основанных на них правовых актов.
К основным признакам законности относятся следующие:
1. Законность всегда выступает как фундаментальное нормативно-руководящее начало, юридический императив. В этом плане она является принципом права.
2. Сущность законности выражается в требовании строгого и неукоснительного соблюдения действующих законов и основанных на них правовых актов (нормативных, правоприменительных, интерпретационных и договорных).
3. Данное требование является общеобязательным. Так, в п.2 ст.15 Конституции РФ указано: “Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы”.
4. Принцип законности закрепляется в конституциях и обычных законах. Кроме Конституции РФ, он, например, внешне выражен в ст.7 Конституции республики Беларусь, ст.4.1. Конституции Греции, ст.3 УК РФ 1996 г., ст. 7 УПК РФ 2001 г.
5. Важным его императивом является верховенство конституций, конституционных и иных законов в системе нормативных правовых актов (постановлений правительства, инструкций министерств и др.), а также иных правовых актов (решений и приговоров судов, постановлений следователей). В п.1 ст.15 Конституции РФ это положение выражено следующим образом: “Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, применяемые в РФ не должны противоречить Конституции РФ”.
6. Единство законности - следующий ее признак. Он, например, означает, что, во-первых, федеральные законы и основанные на них иные правовые акты должны единообразно соблюдаться на территории всей России; во-вторых, правовые акты субъектов Российской Федерации должны единообразно применяться на территории данного субъекта и не противоречить Конституции РФ и федеральным законам. В ст.76 Конституции РФ, например, записано: “Федеральные законы не могут противоречить Федеральным конституционным законам” (ч.3); “Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданном в РФ действует Федеральный закон” (ч.5); “В случае противоречия между федеральным законом и нормативно-правовым актом субъекта российской Федерации, изданным в соответствии с ч.4 настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации” (ч.6).
7. Законность - это основа политического (государственного) режима и правопорядка в любом обществе. Как известно, пифагорейцы считали анархию и беззаконие наихудшим злом. В ст.10.1. Конституции Испании говорится, что ”уважение закона и прав других людей является основой политического порядка и социального мира”.
8. Законность является правовой основой государственного суверенитета, стабильности гражданского общества и его правовой системы.
9. Высокий уровень законности, верховенство права, прямое действие конституции многие отечественные и зарубежные авторы считают свойствами правового государства.
В литературе выделяются и другие признаки (юридическое равенство, демократизм, общественной и политической жизни, метод государственного руководства разнообразными сферами социальной жизнедеятельности, неотвратимость ответственности и наказания, гарантированность основных прав и свобод личности и др.), характеризующие природу законности в любом обществе (см. труды А.Ф. Ефремова, Е.А. Лукашовой, П.М. Робиновича, М.С. Строговича).