Глава 6. Профессиональная ориентация и профессиональное обучение
Статья 31. Профессиональная ориентация населения
1. Профессиональная ориентация населения – комплексвзаимосвязанных экономических, социальных, медицинских, психологических и педагогических мероприятий, направленных на активизацию процесса профессионального самоопределения и реализации способности к труду лица, выявление его способностей, интересов, возможностей и других факторов, влияющих на выбор или изменение профессии и вида трудовой деятельности.
2. Профессиональная ориентация населения осуществляется учебными заведениями, учреждениями здравоохранения, реабилитационными учреждениями, медико-социальными экспертными комиссиями, территориальными органами органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию государственной политики в сфере занятости населения и трудовой миграции, центрами профессиональной ориентации населения, молодежными центрами труда, военкоматами, учреждениями исполнения наказаний, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования, предоставляющих услуги по профессиональной ориентации.
(Часть 2 статьи 31 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 06.05.2017 № 179-IНС)
Статья 32. Профессиональная ориентация лиц, обратившихся в территориальные органы органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию государственной политики в сфере занятости населения и трудовой миграции
(Наименование статьи 32 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 06.05.2017 № 179-IНС)
1. Профессиональная ориентация лиц, обратившихся в территориальные органы органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию государственной политики в сфере занятости населения и трудовой миграции,осуществляется путем:
1) профессионального информирования, которая заключается в предоставлении сведений о трудовой деятельности и ее роль в профессиональном самоопределении лица, информации о состоянии рынка труда, содержании и перспективах развития современных профессий и требования к лица, формы и условия овладения профессиями, возможности профессионально-квалификационного и карьерного роста, что будет способствовать формированию профессиональных интересов, намерений и мотивации личности относительно избрания или изменения вида трудовой деятельности, профессии, квалификации, работы;
2) профессионального консультирования, направленного на оптимизацию профессионального самоопределения личности на основе выявления его индивидуально-психологических характеристик, особенностей жизненных ситуаций, профессиональных интересов, наклонностей, состояния здоровья и с учетом потребности рынка труда;
3) проведение профессионального отбора заключается в установлении соответствия лица требованиям, которые определены для конкретных видов профессиональной деятельности и должностей.
2. Порядок предоставления услуг по профессиональной ориентации лиц утверждается республиканским органом исполнительной власти, реализующим политику в сфере трудовых отношений и социальной защиты населения.
(Статья 32 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 06.05.2017 № 179-IНС)
Статья 33. Профессиональное обучение
1. Профессиональное обучение – приобретениеи совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков лицом в соответствии с его призванием и способностей, что обеспечивает соответствующий уровень профессиональной квалификации для профессиональной деятельности и конкурентоспособности на рынке труда.
2. Система профессионального обучения охватывает:
1) лиц, которые проходят первичную профессиональную подготовку в учебных заведениях и других учреждениях, осуществляющих или обеспечивающих подготовку квалифицированных рабочих и специалистов;
2) работников, которые проходят первичную профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в течение трудовой деятельности;
3) безработных, ищущих работу и нуждающихся в первичной профессиональной подготовке, переподготовке или повышении квалификации.
3. Повышение конкурентоспособности работников на рынке труда в соответствии с требованиями современного производства и сферы услуг осуществляется путем обеспечения эффективного функционирования и развития системы профессионального обучения работников, содействия в проведении их профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования.
С этой целью работодатель в порядке, предусмотренном законодательством, коллективным договором и соглашениями, периодически организует для работников профессиональное обучение, переподготовку и повышение квалификации.
4. Работодатель имеет право заключать с работниками или другими лицами, которые не состоят с ним в трудовых отношениях, с их согласия договоры о направлении их в учебные заведения для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
Указанным договором на работника или другое лицо, которое направляется на обучение, может быть возложена обязанность отработать на должности в соответствии с полученной квалификацией у такого работодателя после окончания обучения в течение согласованного сторонами срока, который должен быть сопоставим с обязанностями, которые взял на себя работодатель по оплате и срока обучения, но не более чем на три года.
5. В случае отказа работника или иного лица отработать у работодателя в течение согласованного с ним срока, увольнения с работы до истечения такого срока работник или иное лицо обязаны возместить работодателю расходы, связанные с оплатой обучения, или их часть пропорционально отработанному времени на условиях, определяемых договором. Работник или иное лицо не обязан возмещать работодателю затраты, связанные с обучением, если он не приступил к работе или был уволен с работы по следующим основаниям:
1) установление инвалидности;
2) увольнение по инициативе работодателя, которое не связано с совершением работником противоправных действий;
3) призыв на военную службу или направление на альтернативную (невоенную) службу, мобилизация;
4) по собственной инициативе в связи с нарушением работодателем трудового законодательства, коллективных соглашений, коллективного или трудового договора;
5) уход за ребенком-инвалидом и (или) инвалидом I группы (независимо от причины инвалидности).
6. Порядок подтверждения результатов неформального профессионального обучения лиц по рабочим профессиям определяется Советом Министров Донецкой Народной Республики.
Статья 34. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению территориальных органов органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию государственной политики в сфере занятости населения и трудовой миграции
1. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан и лиц, ищущих работу,могут осуществляться по направлению территориальных органов органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию государственной политики в сфере занятости населения и трудовой миграции, если:
1) гражданин не имеет квалификации;
2) невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой квалификации;
3) необходимо изменить профессию (род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющейся у гражданина квалификации;
4) гражданином утрачена способность к выполнению работы по имеющейся квалификации.
2. Порядок и условия направления территориальными органами органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию государственной политики в сфере занятости населения и трудовой миграции, женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования устанавливаются республиканским органом исполнительной власти, реализующим политику в сфере трудовых отношений и социальной защиты населения.
Прохождение профессионального обучения и получение дополнительного профессионального образования безработными гражданами и лицами, ищущими работу, женщинами в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет осуществляются в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в соответствии с заключенными территориальными органами органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию государственной политики в сфере занятости населения и трудовой миграции, договорами.
Порядок предоставления финансовой поддержки безработным гражданам и лицам, ищущим работу, и женщинам в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, направленным территориальными органами органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию государственной политики в сфере занятости населения и трудовой миграции, для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования в другую местность, а также размеры указанной финансовой поддержки устанавливаются органами государственной власти Донецкой Народной Республики и утверждаются Советом Министров Донецкой Народной Республики.
3. Право в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение и получить дополнительное профессиональное образование имеют признанные в установленном порядке безработными:
1) инвалиды и дети-сироты;
2) родители, усыновители, опекуны (попечители), воспитывающие детей-инвалидов;
3) граждане по истечении шестимесячного периода безработицы;
4) граждане, уволенные с военной службы;
5) жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы;
6) выпускники общеобразовательных учреждений;
7) граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации;
8) граждане, прошедшие военную службу по призыву, в течение трех лет после увольнения с военной службы;
9) вдовы и дети военнослужащих, погибших при защите Республики.
4. Органы, осуществляющие государственное управление в сфере образования, по запросу территориальных органов органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию государственной политики в сфере занятости населения и трудовой миграции, представляют им в пределах своей компетенции информацию о структуре выпуска и численности выпускников, нуждающихся в трудоустройстве.
(Статья 34 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 06.05.2017 № 179-IНС)
Глава 7. Социальный диалог на рынке труда
Статья 35. Социальный диалог
1. Социальный диалог – процессопределения и сближения позиций, достижения совместных договоренностей и принятия согласованных решений сторонами социального диалога, которые представляют интересы работников, работодателей и органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, по вопросам формирования и реализации государственной социальной и экономической политики, регулирования трудовых, социальных, экономических отношений.
Статья 36. Основные принципы социального диалога
1. Социальный диалог осуществляется на принципах:
1) законности и верховенства права;
2) репрезентативности и правомочности сторон и их представителей;
3) независимости и равноправия сторон;
4) конструктивности и взаимодействия;
5) добровольности и принятия реальных обязательств;
6) взаимного уважения и поиска компромиссных решений;
7) обязательности рассмотрения предложений сторон;
8) приоритета согласовательных процедур;
9) открытости и гласности;
10) обязательности соблюдения достигнутых договоренностей;
11) ответственности за выполнение принятых обязательств.
Статья 37. Уровни, стороны и формы социального диалога
1. Социальный диалог осуществляется на национальном, отраслевом, территориальном и локальном (предприятие, учреждение, организация)уровнях на трехсторонней или двусторонней основе.
2. К сторонам социального диалога относятся:
1) на национальном уровне – профсоюзнаясторона, субъектами которой являются объединения профессиональных союзов; сторона работодателей, субъектами которой является объединение организаций работодателей; сторона органов исполнительной власти, субъектом которой является Совет Министров Донецкой Народной Республики;
2) на отраслевом уровне – профсоюзнаясторона, субъектами которой являются профсоюзы и их объединения, действующие в пределах определенного вида или нескольких видов экономической деятельности; сторона работодателей, субъектами которой являются объединения организаций работодателей, действующие в пределах определенного вида или нескольких видов экономической деятельности; сторона органов исполнительной власти, субъектами которой являются соответствующие республиканские органы исполнительной власти;
3) на территориальном уровне – профсоюзнаясторона, субъектами которой являются профсоюзы соответствующего уровня и их объединения, действующие на территории соответствующей административно-территориальной единицы; сторона работодателей, субъектами которой являются организации работодателей и их объединения, действующие на территории соответствующей административно-территориальной единицы; сторона органов исполнительной власти, субъектами которой являются местные органы исполнительной власти, действующих на территории соответствующей административно-территориальной единицы. На территории соответствующей административно-территориальной единицы стороной социального диалога могут быть органы местного самоуправления в пределах полномочий, определенных законодательством;
4) на локальном уровне – сторонаработников, субъектами которой являются первичные профсоюзные организации, а в случае их отсутствия – свободно избранные для ведения коллективных переговоров представители (представитель)работников; сторона работодателя, субъектами которой является работодатель и (или) уполномоченные представители работодателя.
3. Для участия в коллективных переговорах по заключению коллективных договоров и соглашений, трехсторонних или двусторонних органах и в международных мероприятиях состав субъектов профсоюзной стороны и стороны работодателей определяется по критериям репрезентативности.
Социальный диалог осуществляется между сторонами социального диалога соответствующего уровня в формах обмена информацией, консультаций, согласительных процедур, коллективных переговоров по заключению коллективных договоров и сделок.