Российская Федерация в начале XXI века 6.6.1. Внутриполитическое и социальное развитие
31 декабря 1999 г. Президент РФ Б.Н. Ельцин объявил о своей отставке. 26 марта 2000 г. на досрочных выборах Президентом РФ избирается В.В. Путин, получивший 52% голосов.
В мае 2000 г. новым Председателем правительства РФ был назначен М. Касьянов.7 декабря 2003 г. состоялись очередные выборы в Государственную Думу, когда основные политические оппоненты действующего Президента, как справа, так и слева, потерпели поражение. В Думу прошли только четыре политические партии и объединения: «Единая Россия» (Б. Грызлов, С. Шойгу, Ю. Лужков, М. Шаймиев); КПРФ (Г. Зюганов); ЛДПР (В. Жириновский); «Родина» (С. Глазьев, Д. Рогозин, В. Геращенко). СПС и «Яблоку» не удалось преодолеть пятипроцентный барьер.
14 марта 2004 г. Путин был избран на второй президентский срок. Получив по итогам выборов 71,2%, он существенно улучшил свои результаты по сравнению с выборами 2000г.
Внутриполитическое развитие и административная реформа. С приходом к власти В. Путина главным лозунгом нового президента стало «укрепление государства». Опираясь на свою высокую популярность, В. Путин и в целом политический класс, претерпевший лишь незначительные персональные изменения, быстро решили ряд задач по укреплению своих политических позиций. В ходе парламентских выборов в декабре 1999 г. удалось получить большинство в третьей Госдуме. Так было снято одно из главных противоречий 1990-х — между президентским кабинетом министров и оппозиционным президенту парламентом.
В целях ликвидации широкой политической автономии региональных элит и их лидеров были созданы 7 федеральных округов и реформирован Совет Федерации. Произошло значительное перераспределение бюджетных средств в пользу федерального центра. Большинство договоров и соглашений между федеральными и региональными властями, дававших регионам те или иные привилегии, было расторгнуто. Кроме того, федеральные органы власти получили право распускать региональные парламенты и отрешать от должности глав регионов.
В результате в течение первого президентства В. Путина сформировался иной политический режим, для которого характерны:
• сосредоточение власти в руках относительно консо
лидированной правящей группы во главе с прези
дентом;
• «техническая» роль обеих палат парламента, в це
лом лояльных этой группе;
• «техническая» роль правительства, при высокой ста
бильности его кадрового состава;
• возросший контроль со стороны правящей группы
над общенациональными СМИ (в первую очередь,
телеканалами), судебной и правоохранительной сис
темами;
• падение политической роли и возможностей регио
нальных элит, их высокая лояльность правящей
группе, исключающая самостоятельную политичес
кую игру против Центра.
Все эти факторы, вместе взятые, позволили:
• поддерживать высокую популярность действующего
президента (в том числе за счет активной пропаган
ды достижений власти, ставшей важной частью рос
сийской политической реальности);
• проводить через парламент законодательные акты,
ранее нередко блокировавшиеся оппозиционным
большинством Думы, что позволило создать условия
для оживления экономики;
• обеспечивать поддержание единого правового и эко
номического пространства.
Политические преобразования, осуществленные в первый период правления Путина, привели к ослаблению автономии практически всех политических институтов. Итоги выборов в Государственную думу в декабре 2003 г. окончательно закрепили моноцентризм в качестве центрального принципа российской политики. Утверждение нового правительства в нижней палате парламента после президентских выборов преврещалось в чисто техническую процедуру. Это позволило отправить в отставку кабинет Касьянова и i ачать формировать новое правительство, не дожидаясь результатов президентских выборов. Формирование правительства во главе с М. Фрадковым с самого начала проходило под знаком административной реформы. В то я е время эта реформа не ограничивалась переменами в кабинете, е была призвана завершить реформу власти, начатую в первый период правления Путина. В среднесрочной перспективе предполагалось завершение реформы федеративных отношений (территориальная реформа, в первую очередь разделение ответственности между муниципальными и федеральными органами, а также подкрепление функции муниципалитетов соответствующими бюджетами).
В марте 2004 г. был осуществлен переход к новой трех-звенной структуре федеральных органов исполнительной власти: министерства, федеральные агентства и службы. Произошло функциональное разделение — министерствам доверили разработку политики отрасли в целом, другим структурам (федеральным агентствам и др.) — ее реализа-
цию. Проводятся также налоговая реформа и реформы в силовом блоке.
В целом реформы второго срока президентства Путина обладают важной особенностью. Преобразования, проводившиеся действующим президентом в 2000—2004 гг., касались главным образом, различных отрядов российской элиты. На период 2004-2008 гг. приходятся перемены, которые затронули интересы массовых групп населения. Реформы ЖКХ, образования, здравоохранения предполагают ликвидацию некачественных, но доступных и привычных услуг, имеющих отчасти символическую, а отчасти и реальную ценность для большинства населения.
В сентября 2004 г. после трагедии в Беслане на расширенном заседании правительства Путин объявил о планах реформ государственного и политического устройства, призванных укрепить политическую стабильность и рационализировать сложившуюся политическую систему в целях повышения эффективности борьбы с терроризмом.
Новый политический режим оказался более дееспособным и эффективным, чем прежний. Тем не менее, в его природе все еще заложен ряд недостатков, способных повлечь за собой замедление темпов развития страны: отсутствует полноценная политическая конкуренция, являющаяся основой демократии и важным стимулом общественного развития; сохраняется доминирование ведомств (бюрократии); судебная и правоохранительная слстемы не стали менее коррумпированными, но при этом чх административная зависимость выросла.
До тех пор, пока государство не отделено от собственности, пока управленческий аппарат остается выведенным за границы юридической и экономической ответственности за принимаемые решения, не будет движения к правовому порядку, а без этого все разговоры об эффективной экономике, высоких темпах роста, иностранных инвестициях мало что дадут. Социологические исследования свидетельствуют: 96% опрошенных считают, что в стране царит произвол властей, свышэ 50% полагают, что от него нет защиты. Более половины опрошенных (58%) убеждены, что власть в России держится, прежде всего, на круговой поруке чиновников и их коррумпированности.
При таком отчуждении населения от государства последнее не может быть источником доверия, а становится главным источником недоверия, распространяющегося на все общество.
Недаром в Послании Президента РФ Федеральному Собранию в мае 2005 г. главной политико-идеологической задачей было обозначено развитие России как свободного, демократического государства. При этом Президент выделил три направления: меры по развитию государства; укрепление закона и развитие политической системы; повышение эффективности правосудия; развитие личности и гражданского общества в целом.
В список важных событий пребывания у власти президента Д.А. Медведева вошли такие, как признание Абхазии и Южной Осетии, реорганизация милиции в полицию, снижение проходного барьера для политических партий, снятие Ю. Лужкова с поста мэра столицы, перезагрузка отношений с США. Эксперты полагают, что Медведев не сумел стать полновластным «хозяином в доме» из-за обязательств перед партнером по «тандему». Согласно социологическим опросам, 72% россиян считают, что политика Д.А. Медведева на посту президента ничем не отличалась от курса В.В. Путина в бытность его Президентом. Людей по-прежнему беспокоят проблемы повышения уровня жизни населения (22%), улучшения социальной политики (11%), решения экономических проблем страны (10%), борьбы с безработицей (9%) и коррупцией (7%), проблемы с образованием и жильем (по 6%).
4 декабря 2011 г. в России состоялись выборы в Государственную Думу шестого созыва. 450 депутатов избирались по партийным спискам. На места в парламенте претендовали
7 политических партий. В итоге «Единая Россия» получила 49,32% голосов, КПРФ — 19,19%, «Справедливая Россия» — 13,24%, ЛДПР — 11,67%, «Яблоко» — 3,43%, «Патриоты России» — 0,97%, «Правое дело» — 0,6%. Соответственно, в Госдуме шестого созыва «Единая Россия» получила 238 депутатских мандатов, КПРФ — 92, ЛДПР — 56, «Справедливая Россия» — 64 мандата.
Три участвовавшие в выборах партии — «Яблоко», «Патриоты России» и «Правое дело» в Госдуму не прошли.
4 марта 2012 г. состоялись выборы Президента РФ. Были зарегистрированы пять кандидатов — В.В. Жириновский (ЛДПР), Г.А. Зюганов (КПРФ), СМ. Миронов («Справедливая Россия»), М.Д. Прохоров (самовыдвиженец), глава правительства В.В. Путин («Единая Россия»). На выборах убедительную победу одержал В.В. Путин, получив 63,6% голосов. Г.А. Зюганов набрал 17,18% голосов, М.Д. Прохоров — 7,98%, В.В. Жириновский — 6,22% и СМ. Миронов — 3,85% голосов. Глава Российской Федерации впервые был избран сроком на шесть лет.
Внешнеполитический курс
Роль и место России в современном мире во многом определяется ее геополитическим положением, т. е. размещением, мощью и соотношением сил в мировой системе государств. Одной из важных составляющих геополитического положения является способность контролировать ключевые пространства и географические точки во все усложняющемся мире.
После распада СССР и создания СНГ сложилась принципиально новая внешнеполитическая ситуация. РФ получила международное признание как преемница СССР во внешней политике. Страна подтвердила преемственность в отношении соглашений и договоренностей по контролю над вооружениями, решению глобальных международных проблем, общеевропейскому процессу. Однако государство столкнулось с серьезными геополитическими сдвигами, временной дезориентацией в определении главного противника на международной арене, перегруппировкой сил, коалиций и союзов, заменой ряда прежних идеологических стереотипов, сменой политических режимов, возникновением новых государств.
Подобные процессы неизбежно ослабляли внешнеполитические позиции России. К тому же, в результате изменившейся экономической, политической и идеологической ситуации в стране резко снизилась ее внешнеполитическая активность. С сокращением экономического потен-
циала пострадала обороноспособность страны. Россия оказалась отодвинута на северо-восток, вглубь Евразийского континента, потеряв при этом половину морских портов и торговый флот, прямой выход к мировым путям на Западе и на Юге. Российский флот лишился традиционных баз в Прибалтике, возник спор с Украиной о базировании Черноморского флота России в Севастополе. Бывшие республики СССР национализировали наиболее мощные ударные военные группировки, расположенные на их территории.
Главной задачей внешней политики России стало возрождение и укрепление ее международных позиций. На реализацию этой задачи были нацелены разработанные правительством «Основные положения концепции внешней политики РФ». Одной из особенностей является отсутствие идеологических установок или политических пристрастий к какой-либо политической силе, поворот к национальным интересам России. К основным положениям относятся: обеспечение процессов формирования государственности России и защита ее территориальной целостности; создание условий, обеспечивающих стабильность и необратимость политических и экономических реформ; активное и полноправное участие России в строительстве новой системы международных отношений, в которой ей было бы обеспечено достойное место.
Приоритетными направлениями внешней политики стали следующие: создание новой системы взаимоотношений с бывшими социалистическими странами; вхождение в европейское и мировое сообщество; разработка новых принципов межгосударственных отношений с бывшими республиками СССР; разработка новой военно-политической доктрины в изменившемся геополитическом пространстве; активизация отношений с Китаем, странами Юго-Восточной Азии; равноправное развитие отношений с США; участие в миротворческих акциях по прекращению вооруженных конфликтов под эгидой ООН.
Особую значимость приобрели отношения со странами Запада. Объективной базой развития российско-американских отношений явилась взаимная заинтересованность в формировании стабильной и безопасной системы международных отношений. Необходимо было обеспечить на вза-
имнои основе выполнение достигнутых договоренностей по сокращению и уничтожению ядерных, химических и иных вооружений, соблюдение положений Договора ПРО. В конце 1991 — начале 1992 гг. Президентом России было заявлено о том, что ядерные ракеты больше не направлены на объекты США и других западных стран. В совместной декларации двух стран (Кэмп-Дэвид, 1992 г.) было зафиксировано окончание холодной войны и заявлено, что Россия и США не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. Россия присоединилась также к Конвенции о запрещении химического оружия. В январе 1993 г. между Россией и США был заключен новый договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-2).
Российское руководство столкнулось с новой проблемой — расширением НАТО на восток. Российская дипломатия пыталась предотвратить вступление бывших членов Организации Варшавского Договора, а также прибалтийских стран в НАТО. С этой целью она выступила с идеей предоставления странам Центральной Европы перекрестных гарантий безопасности, как со стороны России, так и со стороны западноевропейских стран. Предложение не было принято бывшими союзниками СССР. Руководство Североатлантического союза, в свою очередь, объявило о промежуточном варианте сотрудничества с этими странами: без предоставления статуса полноправного члена НАТО они могли подписать программу Партнерство во имя мира. К лету 1994 г. ее подписали более 20 стран Центральной и Восточной Европы, включая членов СНГ.
Менялись отношения с Японией. Летом 1997 г. руководство Японии фактически объявило о концепции новой дипломатии в отношении России, в основу которой легли принципы доверия, взаимной выгоды и долгосрочной перспективы. Отныне Токио отделяет проблему «северных территорий» от всего комплекса вопросов двусторонних отношений. Создана совместная российско-японская комиссия по экономическому сотрудничеству, а также форум, в рамках которого будут вестись переговоры с целью заключения мирного договора между двумя странами, который так и не был заключен после окончания Второй мировой войны.
15. Зак. 243
Выступая с Посланием Федеральному Собранию 26 апреля 2007 г., Президент РФ В.В. Путин отметил, что «наша внешняя политика направлена на совместную, прагматичную и не идеологизированную работу по решению насущных для нас проблем. В более широком плане — речь идет об основанной на международном праве культуре международных отношений — без навязывания моделей развития и форсирования естественного хода исторического процесса. И здесь особую роль приобретают вопросы демократизации международной жизни, новой этики общения государств и народов. А также — расширения экономического и гуманитарного взаимодействия между странами».
Современная мировая политика стала ареной обостряющейся борьбы глобального и внутриполитических начал. С одной стороны, на мировой арене последовательно уменьшается роль национальных государств. При этом не просто растет их зависимость от международного сообщества в плане решения проблем, требующих соединения усилий многих государств, или при решении крупных международных конфликтов, предполагающих выработку интегрированных позиций, но и от политики группы наиболее развитых и мощных в экономическом и военном отношениях стран и их военно-политических союзов. Под влиянием интеграционных факторов в мире активно формируются предпосылки для дальнейшего сплочения национальных государств, создания более гуманистического мирового порядка, постепенного складывания глобального гражданского общества, утверждения норм и принципов культуры мира в отношениях между народами.
Все больше государств переносят акценты сотрудничества из военной сферы в финансовую и экономическую области. Практическими результатами таких интеграционных связей уже сегодня можно назвать: подрыв монопольного положения великих держав как единоличных вершителей судеб мира; демократизацию международного сотрудничества, подразумевающую увеличение доступа населения к информации и вовлечение в принятие касающихся их решений; реальное углубление сотрудничества стран в рамках объединенной Европы.
С другой стороны, расширение ресурсной базы отдельных государств, действие норм международного права, способствующих соблюдению их равноправия на мировой арене, усиление влияния цивилизационных факторов на внешнюю политику правительств и некоторые другие причины, напротив, обусловливают укрепление позиций национальных правительств в лоне мировой политики. Такие тенденции, укрепляющие роль различных политических и культурных центров влияния в международной сфере, усиление их самодостаточности, в конечном счете ведут к формированию логики развития многополярного мира.
Россия прочно вписана в современный глобальный мир. Основные проявления глобализации в международных отношениях сводятся к нескольким группам факторов:
• тенденция к становлению глобальной экономической
системы, функционирующей по единым правилам в
масштабе всей планеты;
• нарастание финансовых и информационных потоков,
не подвластных государственному регулированию и
контролю;
• размывание национально-государственного суверени
тета в результате возрастающей проницаемости меж
государственных границ и ослабление традиционных
функций государства);
• распространение на весь мир западных (прежде все
го, американских) стандартов поведения, образа жиз
ни, потребления, досуга.
В современных условиях принципы, на которых основаны международные отношения, значительно обновились. Ряд историков рассматривает в качестве источников современных конфликтов «столкновение цивилизаций». Теория «золотого миллиарда», согласно которой блага цивилизации могут достаться только ограниченному числу «победителей в гонке», обусловленной прогрессом в силу ограниченности мировых ресурсов, прогнозирует обострение межгосударственных конфликтов из-за ресурсов и территорий. Наряду с подобными конфронтационными прогнозами ряд политиков и теоретиков предлагают «бесполярную» трактовку мира, основанного на всеобщей гармонии и сотрудничестве государств.
15* "~45?
В мировом политическом и экономическом пространстве во второй половине XX века появились новые «группы игроков».
Освободившиеся страны. К ним в соответствии с классификацией ООН принято относить большинство стран мира, за исключением развитых индустриальных стран. Главное, что их объединяет, это — колониальное и полуколониальное прошлое, последствия которого можно обнаружить в экономике, политике, культуре этих стран.
Строительство новой государственности оказалось сложным процессом. Одни трудности были вызваны колониальным прошлым, другие — традициями доколониального времени. Каков бы ни был прежний аппарат колониального управления, он базировался на долгом опыте, обслуживался профессионалами и действовал как отлаженный механизм. С его развалом всю систему управления надо было создавать заново во всех ее звеньях, снизу доверху, а к власти приходили люди, не обладавшие для этого опытом.
Экономика этих стран характеризуется диспропорциями в развитии отраслей хозяйства, что объясняется не только неразумной экономической политикой правящих режимов, но и тем, что они не прошли в полном объеме последовательные фазы экономического развития, как лидирующие страны. Для большинства освободившихся стран характерна политика этатизма, т. е. прямого государственного вмешательства в экономику с целью ускорения темпов ее роста. Отсутствие достаточного количества частных капиталовложений и иностранных инвестиций заставляет государство брать на себя функции инвестора.
В большинстве новых государств, особенно в Африке, возник непрофессиональный и неэффективный бюрократический аппарат, насквозь пронизанный коррупцией, казнокрадством, вертикальной солидарностью кланов. Экономика функционировала плохо, и это дало простор для «деструктивной» экономики: производства и распространения наркотиков, нелегальной добычи золота и алмазов, даже торговли людьми.
Становление государственности осложнялось искусственностью государственных границ. Африка получила их в
наследство от колониального прошлого. Они устанавливались при разделе континента на сферы влияния и имеют мало общего с этническими границами. Колониализм приглушал многие острые этнические раздоры, уходящие корнями в доколониальные времена — иначе бы колониальная экономика не могла работать. С уходом колониальных режимов эти конфликты взорвались. Межэтнические распри, как между государствами, так и в пределах одного государства, стали обычными в Африке. Стремясь спастись от нищеты, войн и геноцида, вырваться из перенаселенных городов, где невозможно найти работу из-за отсутствия промышленности, африканцы уезжали за пределы своего континента, прежде всего, в Западную Европу.
Несмотря на общие характеристики, объединяющие освободившиеся страны, их можно разделить на несколько однотипных групп по таким критериям, как: структура экономики страны, экспорта и импорта, степень открытости страны и вовлеченность ее в мировое хозяйство, особенности экономической политики, политического устройства.
Наименее развитые страны. В 1971г. ООН впервые выделила государства мира, наиболее остро нуждающиеся во внешней помощи — наименее развитые страны. К их числу было отнесено 21 государство: Экваториальная Гвинея, Эфиопия, Чад, Того, Танзания, Сомали, Западная Сахара, (Кампучия, Лаос и др. В начале 80-х гг. таких государств стало уже 30. По данным на 2000 г. их насчитывается уже 48. Для этих стран характерны низкие, или даже отрицательные темпы роста. В структуре хозяйства этих стран преобладает аграрный сектор (до 80-90%), хотя он не в состоянии обеспечить внутренние потребности в продовольствии и сырье. Низкая рентабельность основного сектора экономики не позволяет опираться на внутренние источники накопления для столь необходимых инвестиций в развитие производства, подготовку квалифицированной рабочей силы, совершенствование технологии и т. п.
Для наименее развитых стран характерно крайне слабое развитие рыночного механизма. Это обусловлено рутинным состоянием сельского хозяйства (занято в среднем 80% самодеятельного населения, создающего всего 42%
~~453
валового внутреннего продукта, неразвитостью промышленности, низким покупательным уровнем населения). Экономику этих стран отличает неразвитость производственной и вспомогательной инфраструктуры, транспортной сети, электроэнергетики, системы связи, банковского дела, что не способствует привлечению иностранных инвестиций и сдерживает развитие экономики в силу ничтожных внутренних накоплений.
Страны со среднем уровнем развития. Вгруппу стран со среднем уровнем экономического развития входят Египет, Сирия, Тунис, Алжир, Филиппины, Колумбия и др. Структура экономики этих стран характеризуется большим удельным весом промышленности по сравнению с аграрным сектором, более развитой внутренней и внешней торговлей. Эта группа стран располагает большими потенциями в развитии благодаря наличию внутренних источников накопления. Перед этими странами не стоит столь остро проблема нищеты и голода. Их место в мировом хозяйстве определяется существенным технологическим разрывом с развитыми странами и большой внешней задолженностью.
Нефтедобывающие страны.Значительной спецификой экономики отличаются нефтедобывающие страны: Кувейт, Бахрейн, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и др., ранее носившие характерные черты отстающих государств. Крупнейшие в мире запасы нефти, активно эксплуатирующиеся в этих странах, позволили им в короткие сроки войти в число наиболее богатых (по уровню ежегодных доходов на душу населения) государств мира. Однако структура экономики в целом характеризуется крайней однобокостью, несбалансированностью, а поэтому и потенциальной уязвимостью. Наряду с высоким развитием добывающей отрасли, остальные отрасли не играют в существенной роли в экономике. В системе мирового хозяйства эти страны прочно занимают место крупнейших экспортеров нефти. Во многом благодаря этому данная группа стран становится и крупнейшим международным банковским центром.
Новые индустриальные страны.В их число входят Южная Корея, Сингапур, Гонконг (с 1996 г.вошел в со-
став КНР), Тайвань, Мексика, Аргентина, Бразилия, Чили. Государственная политика этих стран включает ориентацию на привлечение частных (отечественного и иностранного) капиталов, сокращение государственного сектора за счет расширения частно-предпринимательской сферы. Общегосударственные меры включают подъем уровня образования населения, распространение компьютерной грамотности. Для них характерно интенсивное развитие промышленности, в том числе и наукоемких производств, ориентированных на экспорт. Их промышленная продукция в значительной степени отвечает мировым стандартам. Новые индустриальные страны развиваются за счет умелого заимствования, отбора достижений западной цивилизации и умелого их применения к национальным традициям.
Одним из основных источников глобальных и региональных угроз остается Африка.Ее раздирают клановая, этническая и конфессиональная рознь, острые противоречия политического и социально-экономического характера. Если раньше многие конфликты уходили своими корнями в эпоху колониального раздела и или недавнего блокового противостояния, то большинство конфликтов «второго поколения» развиваются по своей внутренней логике, уже на чисто африканской основе. Их питательная почва — острое экономическое неблагополучие, слабораз-витость, невежество, косный традиционализм.
Сегодня «Бедный Юг» считает, что во всех его бедах повинен «Богатый Север». При этом забывают, что бедные страны должны пройти тот же путь терпеливого напряженного труда и постепенно накопления капитала, по которому прошли индустриально развитые страны за последние три столетия. Многие забыли, что в период колониализма к началу XX столетия в Африке была уничтожена работорговля, которая практиковалась здесь много веков. Был положен конец клановым войнам. Хоть и медленно, но все же развивались образование, просвещение, здравоохранение. Но на волне освободительных революций рухнула колониальная администрация, белые были изгнаны, частично физически уничтожены, сложившаяся инфраструктура разрушена.
Ведущие страны мира смотрят на Африку как на безнадежного иждивенца. Здесь нет стимулов для предпринимательства или они крайне слабо выявлены. Типичная черта слаборазвитости — дешевый, низко квалифицированный, недисциплинированный труд, то есть труд невыгодный. Многие здесь просто не хотят, да и не умеют трудиться. Здесь нет людей, готовых взять на себя риск, связанный с новыми инвестициями. Здесь доминирует «традиционная экономика», т. е. экономическая система, основанная на косных традициях и обычаях. Культурно-религиозные ценности являются первичными по сравнению с экономической деятельностью. Попытки внедрить демократию ведут к провалам, потому что «демократия не может процветать на пустой желудок, в условиях унизительной бедности, когда жизнь коротка и полна отчаяния».
Исторические факты свидетельствуют, что в современном мире происходит трансформация всей системы международных отношений, сопровождающаяся высвобождением сил политического экстремизма и агрессивного национализма, ростом религиозной нетерпимости, умножением конфликтов на национально-этнической и конфессиональной основе, усилением миграционных потоков. Нестабильность международной системы свидетельствует о том, что человечество находится на переломном этапе своего развития.
«Исламский вызов».Ни одна религия в наши дни не привлекает столь значительного общественного внимания и не вызывает так много споров, как ислам. По мнению многих религиоведов, это самая сильная и жизнеспособная религия современности. Ни в одной другой религии нет такого количества верующих, страстно преданных своей вере. Ислам ощущается ими как основа жизни. Простота и непротиворечивость устоев этой религии, ее способность дать верующим целостную и понятную картину мира, общества и устройства вселенной — все это делает ислам притягательным для многих.
В то же время, постоянно растущая угроза с его стороны вынуждает все большее количество людей смотреть на ислам со страхом и недоверием. Многие считают, что самый опасный вызов из числа тех, перед которыми ныне
поставлено мировое сообщество, исходит от исламского мира. На рубеже 60—70-х гг. XX в. начался рост социально-политической активности исламистов на волне разочарования в идеях светского национализма. Ислам перешел в наступление, захватывая одну позицию за другой. Образовательная система и политическая жизнь, культура и быт в той или иной степени стали подвергаться исламиза-ции, и, кажется, последние твердыни секуляризма не в силах устоять перед этим натиском.
Вызов ислама реализуется в форме процессов, которые исследователи квалифицируют по-разному. Одни рассматривают его как следствие цивилизационного противостояния, и происходящие в мусульманском мире события трактуют с позиций «возрождения» ислама. Другие делают акцент на экономических интересах, которые стоят за активизацией «исламского фактора». Исходным пунктом третьего подхода выступает анализ геополитических факторов. При этом предполагается, что есть определенные политические силы, которые используют подобные движения и организации для достижения собственных целей. Четвертые говорят о том, что активизация исламского фактора есть национально-освободительная борьба, т. е. элемент широкомасштабного движения, охватывающего практически весь мир на протяжении последних двух столетий.
Страны исламского мира, вместе со всем Востоком, длительное время существовали на обочине быстро развивавшегося капитализма. Все изменилось во 2-й половине XX в., после деколонизации, которая прошла под знаком возвращения угнетенным странам независимости. В этой ситуации, когда весь мир ислама превратился в мозаику разных стран и государств, началось его быстрое возрождение. Но во многих мусульманских странах нет стабильности, поэтому очень сложно преодолеть экономическую и технологическую отсталость. Ситуация усугубляется начавшейся глобализацией. В этих условиях ислам становится орудием в руках политических фанатиков.
Международный терроризм.Современный терроризм превратился в опасность для всего мира. Он представлен структурами, располагающими новейшими средствами и
технологиями в соответствии с целями и масштабами их деятельности. В различных странах мира действуют около сотни крупных террористических организаций, поддерживающих между собой постоянные контакты. Терроризм превратился в одну из самых опасных по масштабам, непредсказуемости и последствиям проблем. Терроризм и экстремизм в любых их проявлениях все больше угрожают безопасности, ведут к значительным политическим, экономическим и моральным потерям, оказывают сильное психологическое давление на большие массы людей, чем дальше, тем больше уносят жизни ни в чем не повинных людей.
Потенциал терроризма особенно вырос с 60-х годов XX в., когда целые регионы мира начали покрываться зонами и очагами активности различных террористических организаций. В современных условиях наблюдается эскалация террористической деятельности экстремистски настроенных лиц, групп и организаций, усложняется ее характер, возрастают изощренность и бесчеловечность террористических актов. Всплеску терроризма в мире, особенно в нестабильных регионах, способствует миропорядок переходного периода, предоставляющий как бы дополнительные возможности для международного терроризма и стоящих за ним сил. Разрушение старых глобальных и региональных структур международной безопасности, присущих прежней схеме биполярного мира, во многих случаях сопровождается расшатыванием и развалом государственных образований. Мир вошел во временной этап нестабильности, неопределенности и пониженной безопасности.
Эпицентр террористической активности в течение ряда лет смещался от стран Латинской Америки к Японии, ФРГ, Турции, Испании, Италии. В последние два десятилетия XX века на Ближнем Востоке большую активность развили исламские военизированные террористические группы «Хамас» и «Хезболла», сикхские террористические движения и группы в Индии, алжирские и другие террористы. Активно действует, широко используя террористические методы, колумбийская наркомафия. Появилось немало новых регионов, где террористическая угроза обретает масштабный и опасный характер.
Россия стремится играть активную роль в борьбе с международным терроризмом, в решении проблем, стоящих перед мировым сообществом. Недаром, выступая в Германии в феврале 2007 г. на международной конференции по проблемам безопасности, Президент РФ сделал акцент на ответственности России вместе со всем цивилизованным сообществом за построение нового миропорядка на базе справедливости и соблюдении права как общепризнанных демократических стандартах мироустройства.
Культура в новой России
Распад Советского Союз активизировал процессы, которые происходили в культуре и духовной жизни в последние годы существования СССР. Начало 90-х годов проходило под знаком ускоренного распада единой культуры СССР на отдельные национальные культуры, которые не только отвергали ценности общей культуры СССР, но и культурные традиции друг друга. Такое резкое противопоставление различных национальных культур привело к нарастанию социальной и культурной напряженности, к возникновению конфликтов и вызвало в дальнейшем распад единого социокультурного пространства. В рыночные отношения стали вовлекаться новые сферы культуры, в том числе наука и образование.
Социальный распад и нравственная деградация, идущие в обществе, непосредственно влияют на состояние духовной жизни. В ходе противоречивой и крайне болезненной для большинства людей модернизации общество изменяется настолько быстро, что культура не успевает за этими переменами. Более 80% населения живет в городах, но в своем большинстве это горожане первого поколения. Вчерашние крестьяне принесли с собой в современную высокотехнологичную среду массу слабо осознаваемых установок, культурных рефлексов, предубеждений, присущих традиционному обществу. В послевоенное время процесс урбанизации продолжался. Превращение страны из крестьянской в городскую стало одним из следствий модернизации. При этом на рубеже 60—70-х гг.