Советское общество второй половины 80-х ло начала 90-х годов. Попытки обновления социализма и причины неудач

Сущность перестройки. Оценки событий.С середины 80-х годов произошел переход истории советского обще-

ства в принципиально новое качество. Новая эпоха, нача­ло которой было положено ъ марте-апреле 1985 года, полу­чила наименование «перестройки». Научных оценок этих событий пока еще очень немного. Сторонники перемен обус­лавливают события объективными причинами, противни­ки считают, что эти меры были искусственными, проведен­ными посредством иностранного влияния или даже при уча­стии потусторонних сил. В этой связи необходимо отме­тить, что экономика советского общества к середине 80-х годов действительно вступила в предкризисное состояние: абсолютное господство плановой системы тормозило пере­вод народного хозяйства на рельсы научно-технической ре­волюции, производство развивалось в условиях преоблада­ния в ряде отраслей ручного труда, низкой производитель­ности. Эти проблемы были осознаны руководством страны задолго до 1985 года (в частности, руководством Ю.В. Ан­дропова). Первые два года перестройки были периодом воз­врата к прежним андроповским планам экономических ре­форм, с определенными коррективами, внесенными новым главой государства — М.С. Горбачевым. Преобразования в экономике были затем дополнены реформированием поли­тической сферы. Ученые в настоящее время сходятся во мнении, что у руководства страной отсутствовала четкая концепция преобразований, стратегия реформ. Первоначаль­но Горбачев заявил, что все делается для укрепления соци­ализма, не собираясь менять основу советского государства, однако фактически политика демократизации не только привела к крушению советского режима, но и обернулась развалом самого государства — Советского Союза.

Периодизация перестройки. В истории перестройки можно условно выделить три этапа:

1) март 1985 — январь 1987 — период экономических
реформ, разрабатывающихся в рамках традиционных ме­
ханизмов хозяйствования. Главным принципом было объяв­
лено «ускорение социально-экономического развития», раз­
рабатываются планы по схеме директивного планирования;

2) 1987-1988 гг. Лейтмотивом периода стали решения
январского пленума ЦК КПСС, на котором заявляется о
намерении партии радикально демократизировать обще­
ство и внутрипартийную жизнь. Данные решения были

дополнены резолюциями XIX партконференции (июнь 1988 г.), направленными на создание гражданского общества; 3) 1989-1991 гг. Период размежеваний и расколов в лагере перестройки, ознаменовавшийся резким изменени­ем соотношения сил в пользу радикальных реформаторс­ких группировок. Кризис политики Горбачева приводит к неудавшейся попытке консерваторов предотвратить рас­пад СССР.

Экономические реформы.Официальной датой отсчета перестройки можно считать апрельский пленум ЦК КПСС 1985 года. Согласно решениям пленума предполагалось осу­ществить техническое перевооружение и модернизацию про­изводства, ускоренное обновление, прежде всего, машино­строительной отрасли. В дополнении к этим мерам руковод­ство приняло несколько скороспелых решений, в частности, усиление борьбы с пьянством. Несмотря на некоторые до­стижения, экономический эффект от этих мер зыл отрица­тельным: снизились поступления в бюджет, теневая эконо­мика быстро удовлетворяла спрос на алкогольные напитки. В целом, в 1985—1986 гг., реформирование осуществлялось с применением обычных схем государственного управления (пытались, к примеру, повысить ответственность предприя­тий за выполнение договоров, вводили госприемку продук­ции), однако ускорить социально-экономическое развитие посредством этих мер не удалось. К середиче 1987 года отно­сится новый этап экономических преобразований, — расши­ряются права предприятий: часть из них переводится на хозрасчет, самоуправление. Правительство намеревалось вве­сти договорные цены на некоторую продукцию. В целом, руководство стремилось сформировать экономическую струк­туру, характеризующуюся функционированием рыночных механизмов в рамках командно-административной системы. При этом роль министерств и ведомств оставалась ведущей. Предприятию навязывали потреоителя. Свобода производ­ственной деятельности рассматризалась по остаточному прин­ципу (цены в основном устанавливались сверху). Все же час­тичная децентрализация производства дала некоторые по­ложительные результаты: показатели советской экономики несколько возросли, з том числе на 5% з сельском хозяй­стве. Необходимо отметить, что данные результаты в значи-




тельной степени определялись ростом инвестиций и одно­временно сопровождались увеличением бюджетного дефици­та (в 1986 году он вырос почти втрое). Отсутствие реальных сдвигов в экономическом развитии и уже проявляющийся финансовый кризис привели руководство Горбачева к мысли о необходимости более радикальных экономических реформ. Выход из тупика виделся политической элитой в легализа­ции частной собственности. Еще в конце 1986 года выходит закон об индивидуальной трудовой деятельности (ИТД), в мае 1988 г. — закон о кооперации (здесь разрешалось использовать наемный труд). Колхозники получили воз­можность создавать арендные и подрядные коллективы. В 1990году правительство издает закон о малых предприя­тиях: данные предприятия имели определенный юридичес­кий статус, получали в рамках большого предприятия опре­деленную самостоятельность. В том же году выходит закон об аренде, согласно которому трудовой коллектив мог брать в аренду свое предприятие.

Последствия экономической перестройки общества.Законодательные основы перестройки экономических от­ношений были в основном заложены к концу периода (в 1989-1990 гг.). Начался процесс отделения хозяйствен­ной деятельности от законодательной, исполнительной власти государства. Образовалась двойственная структура условий хозяйствования: только часть предприятий при­обрела свободу предпринимательской деятельности, другая продолжала функционировать в рамках командно-административной системы. Государственная исполнитель­ная власть не сумела перестроить свою деятельность в соответствии с требованиями рыночной экономики. Ры­ночные механизмы были вынуждены действовать в усло­виях прежней системы: сохранялся госзаказ, лимитирова­ние продукции. Те же кооперативы лишались возможнос­ти свободно закупать средства производства. В итоге дея­тельность большинства из них сводилась к спекуляции. Что же касается государственных предприятий, то они были поставлены в крайне тяжелое положение: труд на них становился все менее престижным, прокатилась вол­на забастовок. Экономика страны вступила в глубокий кризис. В 1991году спад производства составил 11 %, дефицит бюджета — 20-30%,а внешний долг достиг

103,9 млрд долларов. Кризисный процесс грозил стать нерегулируемым. Провал политики перестройки экономи­ки в СССР, распад страны ставил на повестку дня прове­дение реформ уже в российском масштабе.

Политические преобразования. Формирование много­партийной системы. Демократическое движение.Прак­тически одновременно, параллельно с процессами рефор­мирования экономики руководство предприняло попытку преобразовать политическую систему общества. Теорети­ческой платформой идеологов перестройки являлась кон­цепция общечеловеческих ценностей (сюда включались как экономические, так и политические принципы). Товарно-рыночные отношения, индивидуально-трудовая собствен­ность должны были быть дополнены демократизацией об­щества, борьбой с бюрократией, гласностью, правовой ре­формой. Советы предполагалось преобразовать в соответ­ствии с законами парламентаризма. Было решено созвать съезд народных депутатов, который должен был сформи­ровать Верховный совет, являющийся постоянным орга­ном. Данные решения фактически перевернули весь ход советской истории.

В марте 1989 года состоялись первые в истории СССР альтернативные выборы, которые вызвали небывалую ак­тивность избирателей. Первый съезд стал действительно историческим событием, здесь впервые прозвучала крити­ка в адрес руководства страны, что уже само по себе было беспрецедентным явлением. Постепенно идеи XIX партий­ной конференции начинали работать против самого аппа­рата, так как ему все больше угрожала оппозиция. Ради­кальное крыло Верховного совета образовало Межрегио­нальную депутатскую группу (Афанасьев, Попов, Ельцин), которая стала вносить свои идеи в сознание десятков мил­лионов людей. Радикалы делали упор на необходимость демонтажа командно-административной системы, предло­жив реформу по передаче всей власти Советам с лишением ее КПСС. В 1989 году руководство Горбачева впервые столк­нулось с кризисом доверия. Непосредственной причиной падения авторитета власти стал резко растущий дефи­цит товаров народного потребления, политическая неста­бильность, рост преступности. Большинство населения,

по данным социологических опросов, поддерживало тре­бования радикалов. Демократическое движение в этот пе­риод разрабатывает новую стратегию, согласно которой сначала необходимо было завоевать власть в стране, а по­том проводить в ней реформы. Радикально настроенные депутаты создали блок «Демократическая Россия», в про­грамму которого входило сочетание рынка и системы го­сударственных рычагов экономического стимулирования. В самой КПСС образуется демократическая платформа (Ельцин, Травкин, Гдлян), ставящая задачей завоевание центральных позиций в партии.

С другой стороны в рядах партии формируется и консер­вативно настроенная часть, состоящая из лидеров партийной номенклатуры, не желавших никаких перемен в обществе.

1990—1991 гг. Кризис политики Горбачева. Предпо­сылки переворота августа 1991 года. Вусловиях факти­ческого раскола Верховного Совета, КПСС и общества в целом на сторонников и противников преобразований со­ветского строя формальный глава государства М.С. Гор­бачев занимает центристскую позицию. В 1990-1991гг. Горбачев пытается найти компромисс с радикалами: в этот период он признает ошибки К. Маркса, заявляет о необ­ходимости использования опыта западной социал-демок­ратии. Далее Горбачев соглашается с требованием ради­калов об отмене шестой статьи Конституции СССР («главенствующая роль КПСС»), предлагает избрать пре­зидента — главу советского государства. На третьем съез­де народных депутатов Горбачева избирают президентом СССР. Однако принятие президентства не усилило, а на­против, ослабило его позиции. Горбачев не был избран всенародно, не получив, тем самым, необходимую леги­тимность избрания. Новый президент не смог создать креп­кую вертикаль президентской власти взамен прежней дис­кредитировавшей себя партийно-государственной системы. Заняв президентскую должность, Горбачев не выдвинул ни одной позитивной идеи. Политическое влияние прези­дента неуклонно падало. Верховный совет РСФСР возглав­ляет ярый противник Горбачева, один из лидеров ради­кальных реформаторов, Б.Н. Ельцин. Радикалы получи­ли власть в Московском (Попов) и Ленинградском Советах (Собчак). Победа 12 июня 1991года в первом же туре

президентских выборов в РСФСР Ельцина также свиде­тельствовала о расшатывании старого номенклатурного строя. В этой ситуации Горбачев был поставлен перед выбором: или поддержать силы, ориентирующиеся на си­ловые методы сохранения старых структур власти, или окончательно встать на сторону демократов. Президент выбрал путь политического наблюдателя и тем самым пред­решил свою судьбу. Своим бесконечным лавированием, тактикой уступок Горбачев подтолкнул часть высшего руководства к принятию чрезвычайных мер (августовский путч 1991г.). События августа 1991 года и последовавший за ним распад СССР фактически завершил эпоху перестройки как курса на обновление социализма. Некоторые исследо­ватели, правда, считают, что перестройка окончательно завер­шилась в 1993 году, выделяя события октября 1993 года в качестве конечной стадии четвертого этапа перестройки, прошедшей уже без активного участия ее главного архи­тектора — М. Горбачева и многих ее сторонников.

Перестройка: причины провала. Вчем заключаются причины провала политики перестройки? Во-первых, не­обходимо отметить, что горбачевское руководство не смог­ло выработать четкой стратегии, концепции реформиро­вания. Сами реформы проводились крайне непоследова­тельно: не завершив преобразований в экономической сфе­ры, Горбачев и его сторонники сразу перешли к реформе политической системы. Государственный аппарат оказал­ся не в состоянии регулировать рыночные отношения, вве­сти четкие правила их функционирования.

Во-вторых, ошибочной следует признать попытку ру­ководства страны сконцентрировать гигантские ресурсы на подъеме машиностроения. Как известно, львиную его долю составляли предприятия военного комплекса. В ито­ге на рынок была выброшена огромная денежная масса, не имеющая товарного покрытия. В последующие годы объем денежной массы постоянно возрастал. Этому спо­собствовала и масштабная денежная эмиссия (в 1991году она была больше, чем за последние 15 лет). Ощущение полной безнадежности дополняли и пустые полки магази­нов. Были израсходованы практически весь золотой запас и валютные резервы страны. В результате «шоковая тера­пия» (радикальные экономические реформы начала 90-х

годов) оказалась, как считают сейчас многие ученые, един­ственным возможным выходом из создавшегося положения.

Наши рекомендации