Включая самостоятельную работу
Для написания письменных работ существуют следующие требования. Письменная работа выполняется в тетради в клеточку или на листах формата А-4 в рукописном или отпечатанном варианте. Материал располагается в следующем порядке: титульный лист с указанием номера варианта и шифра; оглавление (план) работы с указанием страниц. Названия глав в тексте работы обязательно указываются, страницы нумеруются. В конце работы указывается использованная специальная литература (не менее 4 наименований).
Контрольная работа должна состоять из следующих разделов. Во «Введении» объясняется научная и политическая актуальность темы, то есть насколько глубоко эта проблема изучена, существуют ли споры в исторической науке вокруг нее, что дает осмысление этой темы российскому гражданину и вам лично, насколько удалось разобраться в сущности вопроса. Здесь же вы кратко характеризуете ту литературу, которую прочитали при подготовке к написанию работы, то есть насколько понятной и логичной показалась эта литература, в чем разнятся или совпадают позиции авторов, что для вас оказалось убедительным, какие вопросы вызвали трудности для вашего понимания. Основная часть состоит из двух – пяти глав, в которых вы описываете сущность изученной проблемы. Вы можете избрать различные методические подходы в изучении темы: исторический – когда события излагаются в хронологическом ключе, то есть по порядку, день за днем, по мере их появления. Другой подход – проблемный или проблемно-исторический: когда вы рассматриваете исследуемую проблему в разных аспектах. Например, контрольную работу №17 «Реформы Ивана Грозного» можно написать в проблемном ключе: Глава 1. Причины реформ; Глава 2. Реформа в области государственной власти; Глава 3.Местная реформа; Глава 4. Военная реформа; Глава 5. Последствия реформ. В «Заключении» вы суммируете все выводы, к которым пришли при изучении данной темы. В «Списке использованной литературы» авторы книг указываются в строго алфавитном порядке.
Научитесь правильно составлять библиографическое описание документов и литературы. К сожалению, нельзя брать за образец подобные описания в карточках библиотечных каталогов или на страницах научных исследований, так как государственные стандарты библиографических описаний неоднократно изменялись. Более того, и в современной литературе эти стандарты не всегда соблюдаются. Запомните некоторые наиболее распространенные примеры библиографических описаний.
1. Библиографическое описание книги одного автора:
Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская инициатива. М., 1991.
В некоторых случаях может потребоваться более подробная информация. Иногда в библиографии указываются сведения о повторности издания, издательстве, количестве страниц, ссылка на конкретные страницы, например:
Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. - М.: «Политиздат», 1991. 302 с. - С. 73 - 108.
Запомните, что точное название книги содержится не на ее обложке, а на титульном листе.
2. Библиографическое описание книги двух или трех авторов:
Губер А.А., Ким Г.Ф., Хейфец А.Н. Новая история стран Азии и Африки. Учебник для исторических факультетов педагогических институтов. Изд. третье. М.: «Наука», 1982. 560 с.
3. Библиографическое описание книги четырех и более авторов:
Кризис самодержавия в России. Л., 1984.
4. Библиографическое описание тома или книги из многотомного издания:
Соловьев С.М. Сочинения. В 17 кн. Кн. 2. М., 1988.
5. Библиографическое описание автореферата диссертации:
Стефанова И.И. Вятское земство в пореформенный период: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Киров, 1973.
6. Библиографическое описание статьи из сборника: Ушков А.М. Взаимодействие культур Запада и Востока // Запад и Восток. Традиции и современность. М.,1993.
7. Библиографическое описание статьи из журнала: Ионов И.Н.
Россия и современная цивилизация // Отечественная история. 1992. N4.
8. Библиографическое описание статьи из газеты: Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления" // Российская газета. 1995. 1 сент.
Самостоятельная работа – это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Самостоятельная работа выполняет ряд функций, среди которых необходимо отметить:развивающая (повышение культуры умственного труда, приобщение к творческим видам деятельности, обогащение интеллектуальных способностей студентов); ориентирующая и стимулирующая (процессу обучения придается ускорение и мотивация); воспитательная (формируются и развиваются профессиональные качества специалиста);исследовательская (новый уровень профессионально-творческого мышления);информационно-обучающая (учебная деятельность студентов на аудиторных занятиях).
Задачами самостоятельной работы студентов являются:
систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
углубление и расширение теоретических знаний;
формирование умения использовать справочную литературу;
развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
развитие исследовательских умений.
В учебном процессе высшего учебного заведения выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданиям. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Внеаудиторная самостоятельная работа включает такие формы работы, как: индивидуальные занятия (домашние занятия): изучение программного материала дисциплины (работа с учебником и конспектом лекции);изучение рекомендуемых литературных источников; конспектирование источников; выполнение контрольных работ, курсовых работ; работа со словарями и справочниками; использование аудио- и видеозаписи; работа с электронными информационными ресурсами и ресурсами Internet; составление плана и тезисов ответа на семинарском занятии; составление схем, таблиц, для систематизации учебного материала; выполнение тестовых заданий; решение задач подготовка презентаций ответы на контрольные вопросы; аннотирование, реферирование, рецензирование текста; написание эссе, тезисов, докладов, рефератов; составление глоссария, кроссворда по темам дисциплины; работа с компьютерными программами; подготовка к экзамену.
Можно применить групповую форму самостоятельной подготовки:повая самостоятельная работа студентов:подготовка к занятиям, проводимым с использованием активных форм обучения (круглые столы, деловые игры); анализ деловых ситуаций (мини-кейсов); участие в Интернет – конференциях; получение консультаций для разъяснений по вопросам изучаемой дисциплины.
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии с учебно-методическим комплексом по дисциплинам. Распределение объема времени на внеаудиторную самостоятельную работу в режиме дня студента не регламентируется расписанием. Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику специальности, изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности студента.
Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем
а) технические средства: персональный компьютер, мультимедийный проектор,
б) информационные справочные ресурсы:
- ЭБС «Университетская библиотека онлайн» (адрес: http://www.biblioclub.ru/, Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2010620554, Свидетельство о государственной регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС77-42287).