Государственная власть – это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. 1 страница
Одним их признаков государства является, отличающих его от других политических образований общества, является суверенная организация власти. Понятие государственного суверенитета тесно связано с понятием национального суверенитета.
Научное познание государства любого исторического типа обязательно предполагает рассмотрение его функций, представляющих собой важнейшие качественные характеристики и ориентиры не только собственно государства как особой организации публичной власти, но и общества в целом.
В юридической литературе уделено значительное внимание исследованию проблемы функций государства (Н.Г. Александров, М.И. Байтин, А.И. Денисов, Л.И. Загайнов, А.П. Косицын, Г.Н. Манов, Н.П. Фарберов, Н.В. Черноголовкин и др.).
Функции государства — это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.
В связи с тем, что государство выполняет множество функций, содержание которых весьма разнообразно, необходима их научная классификация.
Рассмотрим некоторые основания (критерии) такой классификации.
Наиболее общими критериями отграничения одной функции от другой являются:
во-первых, особенности объекта государственного воздействия, своеобразие тех общественных отношений, на которые государство воздействует в процессе своей деятельности;
во-вторых, обусловленная последними специфика содержания каждой функции, т.е. более или менее однородных, близких друг к другу видов государственной деятельности.
В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни – внутренней или внешней – осуществляются те или иные функции государства, разрешению каких задач они служат – внутриполитических или внешнеполитических – они подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции государства – это, например, экономическая, экологическая, функция развития культуры, науки и образования. К внешним функциям относятся: оборона страны, обеспечение мира и поддержка мирового порядка и т.д.
Среди внутренних и внешних функций государства различаются функцииосновные и неосновные.
1. Существует также деление функций на основные и производные, постоянные и временные.
2. Сложности с решением проблемы классификаций функций государства прежде всего связаны с тем, что у различных типов государства они не совпадают.
3. Вопросы для самоконтроля
4. Дайте определение функций государства.
5. Какие функции государства Вам известны?
6. Назовите основные критерии классификации функций государства?
7. Каково соотношение правоохранительной и управленческой деятельности в демократическом государстве?
8. Обозначьте значение знаний о государстве и его функциях для государственной и муниципальной службы?
Тема 6. Понятие и элементы формы государства
Вопросы:
1. Понятие и элементы формы государства.
2. Формы государственного правления.
3. Классификация и признаки монархий.
4. Республика как форма правления: признаки и классификация.
5. Типология политических режимов.
6. Понятие политической системы общества.
7. Нормативные акты
8. 1. Конституция Российской Федерации.
9.
10. Литература
11. 1. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрид. лит., 1996, с. 33-34; 40-46.
12. 2. Аристотель. Политика. Соч. Т. 4. М.; Наука, 1983.
13. 3. Бутенко А.П. Государство: его вчерашняя и сегодняшняя трактовки. // Государство и право. 1993, №7, с. 21-20.
14. 4. Ганликс А.Б. Многообразие форм федерализма в США. //Государство и право. 1994, №6, с. 133-140.
15. 5. Ильинский И.П., Крылов Б.С, Михалева Н.А. Новое федеративное устройство России. //Государство и право. 1992, №11, с. 30-38.
16. 6. Карапетян Л.М. К вопросу о «моделях» федерализма. //Государство и право. 1996, №12, с. 53-65.
17. 7. Ковлер А.И. Исторические формы демократии: проблемы политико-правовой теории. М.: Наука, 1990, с. 256.
18. 8. Козлов А.Е. Федерализм в Бельгии и в России. //Государство и право. 1997, №7, с. 79-83.
19. 9. Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях.-М: Юрайт, 1997, с. 13-16; 21-24.
20. 10. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. - 3-е изд., переработ, и доп.- М.: Юрайт, 1997, с. 52-68; 79-115.
21. П. Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М,: Изд-во БЕК, 1994, с. 7-47; 203-255; 256-286; 287-330.
22. 12. Кулябин А.И. Президентство - лучшая форма исполнительной власти? //Государство и право. 1992, №8, с. 20-21.
23. 13. Кузнецов Е.Л. Из истории создания института Президента СССР. //Государство и право. 1996, №5, с. 95-104.
24. 14. Обшая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред. проф. М.Н. Марченко. Том 1. Теория государства. - М: Издательство «Зерцало», 1998, с. 102-157; 178-196; 364-391.
25. 15. Общая теория права и государства: Учебник. Под ред. В.В. Лазарева. -М.: Юрист, 1994, с. 38-40; 232-268.
26. 16. Рожкова Л.П. Принципы и методы типологии государства и права. Саратов: Изд-во Саратов гос. ун-та, 1984.
27. 17. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя: понятие, содержание, отражение в конституции. //Государство и право. 1993, №10, с. 3-16.
28. 18. Сенцов А.А. Национально-государственное устройство России накануне Октября 1917 г. //Советское государство и право. 1990, №11, с. И 8-125.
29. 19. Синкжов В.Н. О форме федерации в России. //Государство и право. 1993, №5, с. 28-35.
30. 20. Становление новой государственности России: Федеративный Договор. //Государство и право. 1992, №7, с. 3-18.
31. 21. Тадевосян Э.В. Российский федерализм и современный национально-государственный нигилизм. //Государство и право. 1996, №10, с. 3-14.
32. 22. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА, 1998, с. 164-186.
33. 23. Тихомиров Ю. А. Государственность: крах или воскрешение? //Государство и право. 1992, №9, с. 11-59.
34. 24. Тихомиров Ю.А. Монархическая государственность. - СПб., 1992.
35. 25. Уваров А.А. Новое устройство Российской Федерации. //Государство и право. 1992, №8, с. 18-19.
36. 26. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. -М.: ИГП РАН, 1993.
37. 27. Чиркин В.Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ. //Государство и право. 1994, №8-9, с. 150-158.
38. 28. Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве. //Государство и право. 1994, № 1, с. 109-115.
39. 29. Чиркин В.Е. Переходное постсоциалистическое государство: содержание и форма. //Государство и право. 1997, №!, с. 4-11.
40. 30. Чиркин В.Е. Президентская власть. //Государство и право. 1997, №5, с. 15-23.
Научно-методические рекомендации
Сущности и содержанию государства соответствует определенная форма. Таким образом, можно сказать, что государство есть единство его сущности, содержания и формы.
Форма государства - это организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического режима.
Форма правления - это организация высшей власти в государстве. При характеристике формы правления должен быть получен ответ на вопрос, кто и как правит в государстве.
Форма государственного устройства - это способ территориальной организации государственной власти. Форму государственного устройства характеризуют административно-территориальное строение государства и взаимоотношение между его составными частями, центральными и местными органами власти. Форма политического режима представляет собой совокупность способов и средств осуществления государственной власти. Политический режим определяет содержание власти и ее характер. По форме правления различают монархию и республику.
Монархия - это форма правления, при которой верховная власть (полностью или частично) принадлежит представителю правящей династии - монарху. Монархическая власть отличается порядком своей легитимации (утверждения): власть передается по наследству в бессрочное и пожизненное владение независимо от воли народа. Среди монархий выделяют две разновидности: абсолютную и конституционную. Абсолютная (неограниченная) монархия - это форма правления единодержавного характера: монарх единолично издает законы, руководит правительством и контролирует правосудие. Разновидностью абсолютной монархии является теократическая монархия - это форма правления, при которой глава государства одновременно представляет светскую и религиозную власть. Конституционная (ограниченная) монархия представляет собой форму правления, при которой власть монарха ограничена выборным органом - парламентом и особым правовым актом - конституцией. Конституционная монархия бывает парламентской и дуалистической. При парламентской монархии законодательная власть принадлежит парламенту, правительство согласно конституции несет ответственность перед законодательным собранием, монарх выполняет представительские функции. При дуалистической монархии государственная власть имеет двойственный характер: монарх выражает интересы феодалов, формирует путем назначения верхнюю палату парламента; нижняя палата парламента, которая формируется выборным путем, представляет интересы буржуазии.
Республика - это форма правления, при которой верховная власть принадлежит избранным на определенный срок органам власти. Современные республики делятся на парламентские и президентские. Парламентская республика характеризуется верховенством парламента и ответственностью перед ним правительства. Президент формально наделен большими полномочиями, но осуществить их может с согласия правительства, а исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу после утверждения парламентом. Президентская республика характеризуется тем, что президент является самостоятельной государственной фигурой и наделен реальными властными полномочиями. Существует две модели президентской республики. По одной модели президент обладает полномочиями главы государства и главы правительства (США). По другой модели президент является главой государства, но не имеет статуса главы правительства (Франция).
По форме государственного устройства различают унитарные, федеративные и конфедеративные государства.
Унитарное государство — это государство, на территории которого действуют единое правительство, законодательство и судебная система при наличии в его составе административно-территориальных единиц. Федеративное государство - это сложное государственное образование, которое представляет собой союзное государство, на территории которого действуют федеральные и республиканские органы власти. В зависимости от принципа формирования различают административные федерации и национальные. В административных федерациях в основу деления территории положены объективные критерии: плотность населения, запасы полезных ископаемых и рельеф местности. В национальных федерациях основой деления территории является субъективный фактор - национальный состав населения. Конфедерация - это союз суверенных государств, образованных для совместного решения политических, экономических и военных задач. Конфедерация представляет собой временное объединение независимых государств.
По форме политического режима различают демократические и антидемократические государства. Для демократических государств характерен демократический режим, при котором высшие органы государства имеют мандат народа, власть реализуется в интересах последнего демократическими и правовыми методами. Здесь права и свободы человека и гражданина всесторонне гарантированы и защищены, закон господствует во всех сферах общества.
К числу антидемократических режимов следует отнести;
- деспотический режим, при котором власть осуществляется карательными методами и негуманными средствами. Его характерными чертами являются крайний произвол правителей и полное бесправие подданных;
- тиранический режим, при котором власть осуществляется методами физического и морального насилия, построена на произволе и жестокости лица, узурпировавшего власть;
- олигархический режим - власть осуществляется ограниченным кругом лиц и не контролируется народом. При этом проявляется вождизм, культ личности и подавление инакомыслящих;
- тоталитарный резким является крайней формой авторитарного режима. Тоталитарное государство выступает как всеохватывающая, всюду проникающая и все контролирующая власть. При этом государственная власть осуществляет беспрепятственное подавление личности;
- фашистский режим — одна из крайних форм тоталитаризма. При фашистском режиме национализм становится стержнем государственной политики. Так называемые «враги нации» уничтожаются бесчеловечными методами;
- мафиозно-криминальный режим проявляется в осуществлении власти в условиях полного беззакония с помощью криминальных структур террористически - уголовными методами.
Вопросы для самоконтроля
41. 1. Охарактеризуйте основные элементы формы государства.
42. 2. Назовите основные формы государственного правления.
43. 3. В чем состоит отличие парламентарной и президентской республик?
44. 4. Дайте определение формы государственного устройства.
45. 5. Назовите характерные признаки унитарного государственного устройства.
46. 6. Каковы особенности федеративного государства?
47. 7. Что представляет собой конфедерация?
48. 8. Дайте понятие политического режима и назовите его формы.
Тема 7. Правовое государство: теория, понятие и признаки.
Вопросы
1.Теоретические основы правового государства: история и современность.
2.Признаки правового государства.
3. Разделение властей как основной признак правового государства.
4.Гражданское общество и государство: идеи, концепции и формы взаимодействия.
Практическое занятие. Сравнительный анализ соответствия конституционных положений о правовом государстве реальной политической практике современной России. Эссе на тему «Является ли Россия правовым государством?».
Литература
1. Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1994.
2. Боер В.М., Григонис Э.П. и.др. Теория государства и права: схемы и определения. СПб.: СПбГУАП, 2001.
3. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Омега, 2005.
4. Григонис Э.П. Теория государства и права. СПб.: Питер, 2002.
5. Общая теория права и государства. Под ред. академика РАЕН В.В. Лазарева. М., 1994.
6. Теория государства и права. Курс лекций в 2-х томах. Под ред. проф. М.Н. Марченко.
7. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004.
8. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведений / Под редакцикй профессора В.Г. Стрекозова. – М.: Издательство «Интерстиль», «Омега-Л», 2006.
9. Барсков А.Г. Научный метод познания: возможности и иллюзии. М., 1994.
10. Ильин В.В. Теория познания. Введение, общие проблемы. М., 1994.
11. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н. Социология права: Феникс, 2001.
12. Керимов Д.А. Методология права. – М., 2000.
13. Комаров С.А. Общая теория государства и права. Изд-во Мордовского ун-та. 1994.
14. Лазарев Б.М., Давитнидзе И.Л. Общая теория государства и права. М., 1992.
15. Лившиц Р.З. Современная теория права. М., 1992.
16. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах / Отв. Ред. М.Н. Марченко. – М., 2001.
17. Общая теория права. Курс лекций. Под общей ред. проф. В.К. Бабаева. Нижний Новгород, 1993.
18. Петражицкий Л. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 1907. Т.1.
19. Современные теории познания. М., 1992.
20. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М., 1911.
21. Абаков А.В. Право потерпевшего на судебную защиту// Вестник Моск. ун-та. Сер. Право. 1996. № 3.
22. Бойцова В.В., Бойцова Л.В. Интерпретация принципа ответственности государства за ущерб, причиненный гражданам, в практике Конституционного Суда РФ // Государство и право. 1996. № 4.
23. Венгеров А.Б. Теория государства и права. — М., 1998.
24. Даль Р. О демократии. — М., 2000.
25. Иойрели А.И. Правовые и этические проблемы клонирования человека // Государство и право. 1998. № 11.
26. Загорский Г. Христианские идеи в российском судопроизводстве // Российская юстиция. 2001. № 5.
27. Кистяковский Б А. Государство правовое и социалистическое // Вопросы философии. 1990. № 6.
28. Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Тимошенко И.В. Теория государства и права. — Ростов н/Д, 2002.
29. Макаренко В.П. Главные идеологии современности. — Ростов н/Д, 2000.
30. Малеин Н.С. О социальной защищенности личности в правовом государстве // Советское государство и право. 1990. №6.
31. Мамут Л.С. Народ в правовом государстве. — М., 1999.
32. Манов Г.Н. Правовое государство и советский федерализм // Советское государство и право. 1991. № 1.
33. Мартышин О.В. Несколько тезисов о перспективах правового государства в России // Государство и право. 1996. № 5.
34. Морозова Л А. Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека (по российскому законодательству и международному праву) // Государство и право. 1998. № 7, 8,10.
35. Нерсесянц B.C. Общая теория права и государства. — М., 2000.
36. Ниперов Г.И. Судебная власть в правовом государстве (Опыт сравнительного исследования) // Государство и право. 2001. №3.
37. Права человека как фактор стратегии устойчивого развития / Под ред. Е.А. Лукашевой. — М., 2000.
38. Правовое государство: реальность, мечты, будущее/ Под общ. ред. В.П. Сальникова. — СПб., 1999.
39. Савин В.Н. Ответственность государственной власти перед обществом // Государство и право. 2000. № 12.
40. Стецовский Ю.И. Право на свободу и личную неприкосновенность: Нормы и действительность. — М., 2000.
41. Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. — М., 1997.
42. Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. Т. 2. — М., 1998.
43. Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. — М., 2000.
44. Терехин В А. Самостоятельность судебной власти и независимость судей как гарантия прав граждан // Государство и право. 2001. № 8.
45. Шапсугов Д.Ю. Правовой закон как условие обеспечения оптимального единства государственной власти // Северо-Кавказский юридический вестник. 2001. № 3.
Научно-методические рекомендации
Истоки идеи о правовом государстве следует искать в тех временах, когда человеческая цивилизация находилась в колыбели. Уже тогда человек пытался уяснить и усовершенствовать формы общения с себе подобными, понять суть собственной и чужой свободы и несвободы, добра и зла, справедливости и несправедливости, порядка и хаоса. Постепенно осознавалась необходимость ограничения своей свободы, формировались социальные стереотипы и общие для данного общества (рода. племени) правила поведения (обычаи, традиции), обеспеченные авторитетом, и укладом самой жизни. В процессе общения и реализации естественных прав человека на жизнь, свободу, собственность выкристаллизовывались нормы естественного права. Оно служило основным и непосредственным регулятором отношений между индивидом и обществом и до определенного момента удачно гармонизировало их.
Предпосылками учения о правовом государстве можно считать идеи о незыблемости и верховенстве закона, О его божественном и справедливом содержании, о необходимости соответствия закона праву. Первый пример истинного уважения к праву как явлению непреходящему, возвышающемуся над суетностью жизни, дает нам античная история: мудрый Сократ принял смерть, не пожелав уйти от карающей десницы суда. О значении правовых законов для нормального развития государства и ограничения произвола правителей писал Платон: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги». Аналогичных взглядов придерживался и Аристотель, подчеркивая, что «там, где отсутствует власть закона, там нет места и какой-либо форме государственного строя».
Европейские ученые Нового времени приняли эстафету у античных мыслителей. К. Ясперс, определяя правовое государство как государство, в которое действует свобода, основанная на законах, писал, что классический тип политических свобод, достойных подражания, сложился в Англии более 700 лет назад. И действительно, этому можно найти подтверждение. В частности, уже в Нортхэмптонском статуте 1328 г. говорилось, что никакое королевское распоряжение не может повлиять на ход правосудия. К тому времени, когда Дж. Локк написал свой знаменитый памфлет о правительстве, в Англии уже сложился такой тип политической системы, где реальным было уважение к суду, и действовала определенная система сдержек и противовесов во властных отношениях.
Дальнейшее развитие идеи о разделении властей, об обеспечении прав и свобод граждан получили в работах Ш. Монтескье. «Если, – писал он, – власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получит возможность стать угнетателем».
Философское обоснование учения о правовом государстве в его системном виде связывают с именами Канта и Гегеля. Кант определял государство как объединение множества людей, подчиненных правовым законам. Его категоричный императив разума требовал поступать так, чтобы свободное проявление собственного произвола было совместимо со свободой каждого и сообразовывалось со всеобщим законом. Для Гегеля государство было то же самое, что и право («наличное бытие свободной воли»), но только наиболее развитое (вся система права), включающее в себя все абстрактные права личности и общества. Поэтому система права, т.е. государство в его диалектическом понимании, есть царство реализованной свободы.
Словосочетание «правовое государство» впервые встречается в работах немецких ученых К. Велькера (1813) и И. X. Фрайхера фон Аретина (1824). Но первый юридический анализ данного термина и введение его в научный оборот сделаны их соотечественником Робертом фон Молем (1832). Он рассматривал правовое государство как категорию непрерывно развивающегося учения о государстве и ставил его пятым по счету после патриархального, патримониального, теократического и деспотического государства. Можно сказать, что с этого времени идея о правовом государстве более чем на столетие заняла умы германских ученых и политиков.
К концу XX столетия в ряде развитых стран сложились такие типы правовых и политических систем, принципы построения которых во многом соответствуют идеям правовой государственности. В конституциях и иных законодательных актах ФРГ, США, Франции, России, Англии. Австрии, Греции, Болгарии и других стран содержатся положения, прямо или косвенно фиксирующие, что данное государственное образование является правовым. В планетарном масштабе распространению и реализации этой идеи активно способствует ООН через свои организационные структуры и международно-правовые акты.
Принципы – это основополагающие идеи (требования), определяющие в своей совокупности идеальную конструкцию (модель) государства, которое могло бы называться правовым. Их формирование обусловлено объективными и субъективными факторами: уровнем развития культуры, науки, образования и других элементов, составляющих совокупный интеллект данной общественной системы; нравственно-духовным потенциалом общества, который выражается в признании большинством населения справедливым, а значит, и правовым существующего государственного устройства; наличием или отсутствием стабильного механизма реализации правовых начал в деятельности государственных органов; степенью освоения конкретным человеком права как собственной свободы, осознанной и в необходимых случаях и необходимых пределах им самим ограниченной.
С учетом исторических данных, общественной и государственной практики и с позиций современного научного знания можно выделить такие принципы правового государства: 1) принцип приоритета права; 2) принцип правовой защищенности человека и гражданина; 3) принцип единства права и закона; 4) принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти.
Основным принципом организации и деятельности правового государства является разделений властей. Этот принцип определяет, с одной стороны, верховенство законодательной власти, а с другой – подзаконность исполнительной и судебной властей. Разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством, не связанного правом. Каждая из этих властей занимает свое место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции.
Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан – носителей общественного прогресса.
Категория «гражданское общество» исторически отражает особый срез развития человечества, характеризуемый стремлением мыслящих людей каждого времени создать модель идеального общественного устройства, где царили бы разум, свобода, благополучие и справедливость. Формирование гражданского общества всегда так или иначе увязывалось с проблемами совершенствования государства, возвышения роли права и закона.
Последовательное развитие общественных отношений предопределило и трансформацию взглядов ученых на гражданское общество. На рубеже XVI–XVII вв. в работах Н. Макиавелли, Г. Греция, Т. Гоббса, Дж. Локка. Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо уже мотивировалось соответствие гражданскому обществу не всех, а лишь прогрессивных, по их мнению, форм государственного устройства, основанные на естественно-правовых, договорных началах. В частности, Дж. Локк считал, что «абсолютная монархия... несовместима с гражданским обществом и, следовательно, не может вообще быть формой гражданского правления». Макиавелли полагал наилучшей формой государства смешанную, состоящую из монархии, аристократии и демократии, каждая из которых призвана сдерживать и оберегать другие.
Философскую характеристику устоев гражданского общества мы находим у И. Канта. Главными он считал такие идеи: а) человек все должен создавать собственными силами и должен отвечать за созданное; б) столкновение человеческих интересов и необходимость их защиты являются побудительными причинами самосовершенствования людей; в) гражданская свобода, законодательно обеспеченная правом, есть необходимое условие самосовершенствования, гарантия сохранения и возвышения человеческого достоинства.
Эти идеи можно безусловно положить в основание теории гражданского общества. Кант, перенеся концепцию антагонизма между индивидами как стимула их саморазвития на отношения между государствами, делает вывод о том, что для человечества величайшей проблемой, разрешить которую его вынуждает природа, является достижение всеобщего правового гражданского общества В. Гумбольдт, принимая философское учение Канта, на конкретных примерах постарался показать противоречия и различия между гражданским обществом и государством. К первому он относил: а) систему национальных, общественных учреждений, формируемых самими индивидами; б) естественное и общее право; в) человека. Государство, в отличие от гражданского общества, состоит, по его мнению: а) из системы государственных институтов; б) позитивного права, издаваемого государством; в) гражданина.
Современное понимание гражданского общества предполагает наличие у него комплекса существенных признаков. Отсутствие или неразвитость некоторых из них позволяет определить состояние «здоровья» социального организма и необходимые направления его самосовершенствования. Необходимо рассмотреть эти признаки подробнее. Гражданское общество – это сообщество свободных индивидов. Гражданское общество есть сложно структурированная плюралистическая система. Гражданское общество – правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина.
Гражданское общество – это свободное демократическое правовое общество, ориентированное па конкретного человека, создающего атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.