В.Г.Белинский и А.И.Герцен
Теория официальной народности.
Задача правительства - противопоставить что-либо идеологии декабристов.
1834 г. - С.С.Уваров предлагает "теорию официальной народности".
С.С.Уваров - археолог и историк, профессор МУ, в молодости - вольнодумец и преуспевающий чиновник; после разорения стал подхалимом и карьеристом.
Распространяли идеи журналисты Ф.В.Булгарин, Н.И.Греч, драматург Н.В.Кукольник.
Разработчики концепционной идеи: профессор МУ М.П.Погодин, специалист по русской литературе С.П.Шевырев.
Противопоставление
"гниющего Запада" | России |
- Постоянные революции - Республики - отсутствие крепостного права | - спокойствие - благодетельное влияние самодержца - попечительство самодержца = крепостное право - RuLeZ!!! |
НО
ТЕОРИЯ НЕ ПОДДЕРЖАНА ОБЩЕСТВОМ!!!
2. Либеральное движение.
П.Я.Чаадаев.
Выдающийся русский мыслитель.
Блестящий гусар, друг Пушкина.
1821 г. - выходит в отставку, уезжает за границу.
Возвращается почти сразу после декабристского восстания.
"Декабрист без декабря"
1829-1831гг. - "Философические письма"[1]
1836 г. - публикация 1-го "Философического письма" в "Телескопе" Þ
Широчайший общественный резонанс.
Главная идея: Россия "выпала" из мирового исторического процесса.
"Мы не принадлежим ни Западу, ни Востоку и у нас нет традиций ни того, ни другого. Стоя как бы вне времени, мы не затронуты всемирным воспитанием человеческого рода…"
«Прошлое России ужасно, настоящее тщетно, будущего у нее нет»[2]
Россия отстает в развитии от Европы. Ей нечем перед ней гордиться.
Главная причина: православное миросозерцание. Уделяется внимание потусторонним сферам, а не преобразованиям реальной жизни.
Чаадаев объявлен сумасшедшим; "Телескоп" закрыт; Н.И.Надеждин, редактор, отправлен в ссылку; цензор отправлен в отставку.
"Философские письма" ускорили вызревание крупных идейных течений.
Западники и славянофилы.
Поражение декабристов показало: прежде чем браться за коренное переустройство России, надо понять, каково ее место в мировой истории, какие силы направляют ее развитие.
Конец 20-х - 30-х гг. - разгромлены кружки при МУ (Н.П.Сунгурова, А.И.Герцена, Н.П.Огарева).
1830-1840 гг. – центры общественной мысли – светские салоны, журналы, университетские кафедры.
Французские просветители не популярны, немецкие философы популярны (Г.Гегель).
1833 г. – кружок Н.В.Станкевича (Т.Н.Грановский, В.Г.Белинский, К.С.Аксаков, М.А.Бакунин, М.Н.Катков).
к концу 1830-х гг. – сформировались течения западников и славянофилов.
Западники | Славянофилы | |
Представители | Историки Т.Н.Грановский П.Н.Кудрявцев С.М.Соловьев Юристы К.Д.Кавелин Б.Н.Чичерин Литераторы В.П.Боткин П.В.Анненков В.Ф.Корш | А.С.Хомяков И.В.Киреевский П.В.Киреевский К.С.Аксаков И.С.Аксаков Ю.Ф.Самарин |
Различающиеся идеи | Единство исторических путей России и Европы | Своеобразный исторический путь России |
Европейский путь России | Самобытный путь России | |
Конституционная Монархия Политические свободы (совести, слова, печати) | «Сила власти – царю, силу мнения – народу!»[3] (К.С.Аксаков) Власть монарха неограниченна, но народ получает право выражать свое мнение в печати и на земских соборах, получает свободу совести. | |
Индивидуализм, конкуренция | Общинность, коллегиальность, «соборность» | |
Развитие предпринимательства | Преобладание традиций над новшествами; Первые собиратели русского фольклора и его публикаторы (Афанасьев, Киреевские, Аксаковы) | |
Преобладающая роль религии и церкви | ||
Петр Mu$Die!!! | Петр RuLeZ! - Абсолютизация насилия - резкость разрыва с прошлым + историческая закономерность + высокие побуждения Петра I «Он ударил по России как страшная, но благодетельная гроза» (Хомяков) | |
Общие идеи | -защита прав личности, общественной свободы -против деспотизма и бюрократизма, крепостничества - неприятие революции |
А.И.Герцен: западники и славянофилы – двуликий Янус.
Смотрят в разные стороны, но общее сердце.
Поэтому оба движения относят к либеральным
3. Радикально-социалистические течения.
В.Г.Белинский и А.И.Герцен.
Отделились от западников, т.к. считали, что уклад современной им Европы предоставлял людям политические свободы, не спасая тысячи людей от нищеты.
Надо, чтобы был социализм: отсутствует частная собственность и эксплуатация человека человеком.
Виссарион Григорьевич Белинский, 1814-1838. «Общество 11-го нумера» - чтение запрещенной литературы, в том числе драмы В.Г.Б. «Дмитрий Калинин». Белинский исключен с «волчьим билетом». Главная идея Белинского – принципиальная возможность общества, где «нет ни богатых, ни бедных, но есть братья, есть люди». Материалист. Атеист.
Письмо Белинского к Гоголю. России нужны «права и законы, сообразные не с учением церкви, а со здравым смыслом и справедливостью, строгое, по возможности, их исполнение».
Александр Иванович Герцен, 1812-1870. Дали клятву с Огаревым на Воробьевых горах.
1834 – сослан в Вятку за рев. Взгляды;
В 1842 г. – в Москву «сложившимся революционером и социалистом»;
1842-1848 – «самая деятельная, изящная и полная полоса жизни»: написал «Сорока-воровка», «Доктор Крупов», «Кто виноват?».
1848 г. – уехал в Европу; поражение революции в ней – неудавшаяся битва за социализм.
1852 – Вольная Типография в Лондоне. Колокол. Полярная звезда.
Теория «русского социализма» Герцена.
Основа для социалистического общества – Россия, т.к. в ней буржуазные принципы еще не были привиты.
Основа – крестьянская община.
В советской историографии социализм Герцена - утопический[4].
Русские леворадикалы - революционные методы освободительной борьбы.
Революционные кружки.
Социалистические взгляды получают широкое распространение.
Кружки 20-х гг.: Сунгуровское общество, кружок Станкевича, кружок братьев Критских – чтение западной литературы, надежда на революцию и установление КМ, Общество 11 нумера (В.Г.Б.), Огарев-Герцен в МУ.
1844 г., Петербург – кружок В.М.Буташевича-Петрашевского.
Члены – учителя, студенты, литераторы, чиновники.
На собраниях бывали М.Е.Салтыков-Щедрин, Ф.М.Достоевский.
Республиканское устройство, освобождение крестьян без выкупа.
Популярно учение Фурье. Обсуждались планы народного восстания.
Издание Словаря Иностранных слов. Под видом обычного словаря – пропаганда (конституция, революция, социализм).
1845 г., Украина – Кирилло-Мефодиевское общество.
Член – Тарас Шевченко.
1847-1849 гг. – правительство разгромило петрашевцев и Кирилло-Мефодиевское общество
Петрашевцы: 21 человек приговорен к расстрелу, в т.ч. Ф.М.Достоевский. Перед казнью заменен арестантскими ротами и каторгой.
1848-1855 гг. – период правительственной реакции, «мрачное семилетье» (после революций в Европе).
Но идей и интеллектуальный запас стал основой для нового подъема, начавшегося с 1855 г.
[1] Адресованы Авдотье Норовой
[2] А.Ф.Бенкендорф: «Прошлое России – прекрасно, настоящее – великолепно, а будущее лучше, чем может себе представить самое пылкое воображение»
[3] Народ не претендует на участие в политической жизни, а государство не вмешивается в духовную жизнь и прислушивается к народному мнению
[4] Социализм Маркса – закономерный плод развития капиталистической экономики.