Развитие культуры в XVI 1-ХVIII веках

XVII в. занимает особое место в истории русской культу­ры. Этот век переходный от традиционной культуры Мос-

ковской Руси к культуре Нового времени. Важнейшие куль­турные преобразования Петра I были подготовлены всем хо­дом истории российской культуры XVII в. Самая главная черта русской культуры XVII в. состоит в широком обмир­щении, постепенном разрушении средневекового всецело ре­лигиозного сознания. Это касается, однако, преимуществен­но городского населения, в то время как культура деревни еще долго оставалась полностью в рамках традиции.

Материальная культура.Быт русских людей в XVII в. менялся постепенно. Русский костюм, оставаясь в своей основе традиционным, все же претерпел определенные из­менения. Одежда стала разнообразнее, появились кафта­ны различного покроя, головные уборы разной формы. В конце XVII в. знать уже нередко отвергала русское пла­тье, предпочитая более удобное польское или венгерское. Богатые дома все чаще строились из камня. В помещени­ях появились зеркала и картины, часто на светские темы. Более разнообразной стала мебель.

Продолжалось развитие ремесла. Особенно значитель­ных успехов достигли мастера, занятые обработкой желе­за, ювелирным делом, литьем колоколов, ткачеством, про­изводством деревянных изделий. В связи с распростране­нием мелкотоварного производства ремесленные изделия стали более разнообразными.

Образованиеи письменность.Рост ремесла, торговли, усиление государственного аппарата вызвали более широкое распространение грамотности в среде городского населения. Считается, что среди посадских людей 40-50% были гра­мотными. В первой половине XVII в. появились частные школы, где учили не только грамоте, но и риторике, древ­ним языкам. В 1685 г. была создана Славяно-греко-латин­ская академия. Преподавались риторика, логика, филосо­фия и физика. По-прежнему широко распространены были рукописные книги. В середине XVII в. в России было нала­жено производство бумаги. В первой половине XVII в. было издано свыше 200 книг. Среди них преобладали богослужеб­ные книги, официальные документы, учебники.

Литература. Влитературе XVII в. черты обмирщения особенно заметны. Герои литературных произведений об-

ретают индивидуальные характеры. Ценятся ловкость, предприимчивость. Литература XVII в. стала проявлять интерес к внутреннему миру человека, его личным, ин­тимным переживаниям. Характерно, что монастырская келья, в отличие от литературы предшествующих веков, понимается не как желанная тихая пристань, а как вы­нужденное и безотрадное пристанище. Появились принци­пиально новые жанры: сатира, драма, поэзия. Автобиог­рафический жанр пришел в русскую литературу благода­ря «Житию» протопопа Аввакума.

Архитектура.Зодчество XVII в. претерпело значитель­ные изменения. Наряду с культовыми постройками из кир­пича и камня стали возводиться жилые дома и граждан­ские здания. Изменился и внешний вид церквей: они стали менее суровыми и аскетичными. В 80-х гг. XVII в. сложился своеобразный «узорчатый» стиль. В конце XVII в. появился новый архитектурный стиль — нарышкинское (московское) барокко. Его отличительные черты — живописность, усложненность плана, сочетание красного (кирпичная клад­ка) и белого (каменная резьба) цветов фасада. К концу XVH в. жилые постройки стали больше походить на европейские городские дома и дворцы знати.

Изобразительное искусство.В изобразительном искус­стве XVII в. сильнее, чем в других сферах культуры, со­хранялось влияние традиции, что объяснялось контролем церковных властей за соблюдением иконописного канона. И тем не менее, именно в XVII в. началось превращение иконописи в живопись. Крупнейшим художником столе­тия был Симон Ушаков. Самое знаменитое его произведе­ние — «Спас Нерукотворный». В XVII в. было положено начало портретной живописи. Произведения XVII в. при­нято именовать не портретами, а парсунами. Для них ха­рактерно сочетание портретного сходства с плоскостным изображением.

Уже на протяжении XVII в. происходило обмирщение русской культуры, в российскую жизнь проникало евро­пейское влияние. Данные новшества носили эпизодичес­кий, единичный характер. Однако они подготовили глубо­кие изменения последующей эпохи.

Быт господствующих слоев общества. Вначале XVIII в. в культуре господствующих слоев российского общества

произошел переворот, связанный с петровскими преобра­зованиями. Петр I пытался ликвидировать даже внешние отличия русских людей от европейцев. Уже в 1698 г. он издал указ об обязательном бритье бороды. Вслед за этим указом последовал указ об обязательном ношении инозем­ного платья. Петр принудительно ввел новые формы досу­га — ассамблеи, то есть приемы гостей в знатных домах. Ассамблеи требовали изучения иностранных языков, га­лантных манер («политеса»), умения танцевать. Быт дво­рянства и верхушки купечества менялся.

Преобразования в быту совсем не коснулись массы го­родского населения и тем более крестьянства. Образ жизни дворянства оторвался от образа жизни простого народа на­столько, что дворянин (а впоследствии и любой образован­ный человек) стал казаться крестьянину иноземцем.

Просвещение и наука.Преобразования в экономике и системе государственного управления, расширение армии требовали большого количества образованных людей. Уже в 1698 г. первая группа дворян была отправлена на учебу за границу. Такая практика сохранилась и в последующие годы. В 1701 г. были организованы Навигацкая школа (позднее — Морская Академия), Артиллерийская школа, в 1707 г. возникло Медицинское училище, в 1712 г. — Инженерная школа. Для обучения провинциальных дво­рян были созданы 42 «цифирные школы».

Содержание образования изменилось. Оно приняло свет­ский характер. С 1708 г. был осуществлен переход на но­вый гражданский шрифт, что облегчило чтение. С 1702 г. стала издаваться первая печатная газета «Ведомости». Стремясь вызвать у подданных тягу к знаниям, Петр I открыл первый в России музей — Кунсткамеру, где были собраны различные древности, анатомические коллекции и др. При Кунсткамере имелась богатая библиотека.

Архитектура, живопись, литература, театр.Для пет­ровской эпохи характерно преобладание гражданского ка­менного строительства над культовым. Петербург — пер­вый российский город, построенный по плану, с прямыми улицами, типовыми зданиями, многие из которых сами походили на дворцы. Даже церковные здания изменились, стали более светлыми и нарядными. Преобладающим

архитектурным стилем эпохи стало так называемое «рус­ское (петровское) барокко» с характерной для него пыш­ностью, торжественностью, причудливостью форм.

Б начале XVIII в. окончательно восторжествовало свет­ское начало в живописи. Основной жанр эпохи — портрет.

Для литературы первой четверти XVIII в. характерно появление нового жанра — истории. Ее героем является, как правило, образованный молодой человек, стремящий­ся увидеть мир, любящий путешествовать в далеких стра­нах и всегда добивающийся успеха.

В первой четверти XVIII в. появляется общедоступный русский театр.

Для развития культуры господствующих слоев россий­ского общества в первой четверти XVIII в. характерны окончательное торжество светского начала, решительное следование европейским образцам, глубокий разрыв с тра­диционной народной культурой. Преобразования в облас­ти культуры (особенно образования) были тесно связаны с реформами в области экономики и государственного строи­тельства. Реформы Петра I создали в России необычную куль­турную ситуацию. Европеизация, коснувшаяся лишь выс­ших слоев общества, привела к возникновению глубокой культурной пропасти между дворянством и основной массой населения страны. В России возникли как бы две культуры: господствующая, тесно сблизившаяся с европейской, и на­родная, остававшаяся преимущественно традиционной.

Быт крестьян и поместных дворян. ВXVIII в. боль­шинство крестьян по-прежнему жило традиционно, в из­бах, топившихся по-черному. Подавляющее большинство крепостных крестьян было неграмотно. Досуг, который обычно появлялся лишь в зимнее время, заполнялся тра­диционными развлечениями: песнями, хороводами, поси­делками, катанием с ледяных горок.

Ничего общего с деревенским не имел быт богатого по­мещика. Костюм, интерьер жилища, ежедневный стол по­мещика отличались от крестьянских не только богатством, как в XVI—XVII вв., но самим типом.

Просвещение. В середине XVIII в. российская система образования отличалась сословным характером. Большей частью учебные заведения были дворянскими, и выходцы

из других сословий не могли обучаться в них. К концу XVIII в. в России было пять кадетских корпусов. В 1764 г. был создан Смольный институт благородных девиц. В 1755 г. был создан Московский университет. Во второй половине XVIII в. сеть учебных заведений стала расширяться. К его концу в 288 народных школах обучалось более 22 тыс. учащихся.

Наука и техника.Создание в 1725 г. Академии наук привлекло в Россию европейских ученых, среди которых были мировые знаменитости. Среди русских ученых выда­ющееся место принадлежит крестьянскому сыну М.В. Ло­моносову. Ломоносов был ученым-энциклопедистом, до­стиг больших успехов в таких разных областях знания, как математика, физика, химия, астрономия, языкозна­ние, история и философия. Во второй половине XVIII в. продолжалось изучение природных ресурсов страны. С этой целью в различные районы России было направлено пять экспедиций, которые собрали богатый материал.

В XVIII в. достигла значительных успехов историче­ская наука. Ее основоположником в России считается В.Н. Татищев. Благодаря труду Татищева до историков дошли летописные известия из источников, не сохранив­шихся до наших дней. В то же время Татищев еще не был историком-профессионалом, поэтому некоторые его сооб­щения вызывают сомнения у специалистов.

Литература.Важнейшим направлением в русской и ев­ропейской литературе середины XVIII в. был классицизм. Особенностями этого стиля являются гражданская тема­тика, апология просвещенного абсолютизма, преклонение перед человеческим разумом. Герой классицизма, как правило, не столько наделен индивидуальными чертами, сколько выражает то или иное качество. Для русского классицизма характерно использование не античных, а отечественных сюжетов. Важнейшими жанрами класси­ческих произведений были поэтические оды и сатиры, дра­матические трагедии и комедии. Классицизм нашел выра­жение прежде всего в поэзии А. Кантемира, В.К. Тредиа-ковского и особенно М.В. Ломоносова и А.П. Сумарокова.

Во второй половине XVIII в. складывается стиль сенти­ментализма. Для этого литературного направления харак­терно внимание к внутренним переживаниям «маленького

человека». Важнейшими жанрами этого стиля стали чув­ствительная повесть и путешествие. Наиболее известным произведением русской литературы, созданным в стиле сен­тиментализма, является повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

Общественная мысль.Общественная мысль XVIII в. раз­вивалась под влиянием идей Просвещения. Всем идеологам Просвещения свойственно предпочтение медленного эволю­ционного развития, стремление с помощью новых законов сформировать новое гуманное общество. Значительное вли­яние на развитие общественной мысли оказал «Наказ» Ека­терины II Уложенной комиссии, провозгласивший важней­шие просветительские идеалы: гарантии свободы, частной собственности, защиты от судебного произвола. Екатери­на II утвердила в России идеал просвещенной монархии.

Крупнейшим деятелем российского Просвещения был Н.И. Новиков. Новиков выступал против крепостническо­го гнета, судебного произвола, сословных привилегий. Иная, радикальная форма просветительской идеологии была пред­ставлена в творчестве А.Н. Радищева, в особенности в «Пу­тешествии из Петербурга в Москву» и оде «Вольность». Крайний радикализм Радищева побудил Екатерину II на­звать его «бунтовщиком хуже Пугачева». Во второй поло­вине XVIII в. в России существовало и иное, консерватив­ное направление общественной мысли. Оно было представ­лено трудами М.М. Щербатова. Его памфлет «О поврежде­нии нравов в России» отстаивал необходимость сохранить крепостное право и укрепить дворянские привилегии.

Архитектура и изобразительное искусство.В середи­не XVIII в. преобладающим архитектурным стилем было барокко. Во второй половине XVIII в. классицизм возоб­ладал и в архитектуре. На смену пышным постройкам барокко пришли подчеркнуто лаконичные здания, строго симметричные, лишенные второстепенных деталей. В сти­ле классицизма строились и столичные дворцы, и дома провинциальных помещиков.

Вторая половина XVIII в. — период расцвета русской живописи, прежде всего портретной. Подъем портретного искусства был вызван стремлением знати увековечить себя на полотнах художников. Наряду с портретом в русской живописи XVIII в. появились пейзаж и жанровые сцены. Писались и картины на исторические темы.


Наши рекомендации