Русская культура в IX-XVI веках
Развитие древнерусской культуры проходило в непосредственной связи с эволюцией восточнославянского общества, становлением государства, укреплением связей с соседними странами. Культура Древней Руси достигла высокого уровня, создала основы для культурного развития последующих эпох.
Материальная культура. Занятияи быт.Археологические источники свидетельствуют о земледельческом характере культуры восточных славян. Наряду с земледелием и лесными промыслами у восточных славян развивались ремесла. Особенно успешно развивалось оружейное и ювелирное производство. Глиняная посуда, изготовленная с применением гончарного круга, была очень разнообразна и использовалась повсеместно. Столь же широко распространенным было плотницкое ремесло. Всего исследователи насчитывают в Киевской Руси до 70 ремесленных специальностей.
Типичное жилище в Древней Руси — полуземлянка или бревенчатый сруб. Жилье отапливалось печью, топившейся по-черному (без дымохода) для меньшего расхода дров и сохранения большего тепла. У зажиточных городских жителей дома состояли из нескольких соединенных между собой срубов. Основу внутреннего убранства жилья составляли лари и лавки, на которых и сидели, и спали.
Одежда жителей Древней Руси, принадлежавших к разным слоям населения, различалась не столько покроем, сколько материалом, из которого была изготовлена. Основу костюма составляли рубаха, штаны, заправленные в сапоги или онучи, плащ (вотола), носившийся внакидку, без рукавов, а в зимнее время — меховой кожух.
Фольклор.Повседневная жизнь и яркие удивительные события отражались в устном народном творчестве. Исследователи народного творчества выделяют обрядовый фольклор, связанный с земледельческим календарем и уходящий корнями в древние языческие верования. Сохранилось множество загадок, заклинаний, заговоров на бытовые темы. Вероятно, уже тогда сложились основные сюжеты русских народных сказок. Особое место в фольклоре занимает былинный эпос. Появление былинного эпоса, центральными фигурами которого являются князь и его богатыри, отразило укрепление государственной власти, борьбу Руси против иноземных нашествий. Фольклор оказал большое влияние на становление и развитие древнерусской литературы.
Письменность и литература.Сообщения средневековых авторов позволяют предполагать наличие у славян письменности еще до принятия христианства. Однако широкое распространение письменности началось, по-видимому, с распространением христианства и созданием славянского алфавита — кириллицы. В Древней Руси писали на пергамене (особым образом выделанной телячьей или бараньей коже).
В связи с распространением христианства на Руси (главным образом, при монастырях) стали создаваться школы для «книжного учения». Грамотность распространилась довольно широко. В Киеве при соборе Св. Софии была создана обширная библиотека. Подобные собрания книг существовали и в других богатых храмах и крупных монастырях. На русский язык переводились греческие богослужебные книги, произведения отцов церкви, жития святых, исто-риче-ские хроники, повести.
Уже в XI в. начинается формирование собственно древнерусской литературы. Ведущее место среди литературных произведений принадлежало летописям. Крупнейший летописный свод Киевской Руси — «Повесть временных лет» (ПВЛ) — возник в начале XII в. ПВЛстала основой русско-
го летописания. В летописи нередко включались публицистические и литературные произведения: «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона было посвящено обоснованию самостоятельности Руси по отношению к Византии. В «Поучении» Владимира Мономаха был создан образ идеального князя. Важным видом чтения средневекового русского человека были жития святых. Для средневековой литературы характерен жанр «хожений», рассказов о путешествиях.
Архитектура.С принятием христианства на Руси стали строиться храмы. Первые церковные постройки были деревянными, но уже в конце X в. был построен первый русский каменный храм — Десятинная церковь. Типичный русский храм был крестово-купольным. Центральный барабан опирался на четыре столба, расчленявшие внутреннее пространство храма. Древнейшим сохранившимся памятником древнерусского зодчества является собор Св. Софии в Киеве, построенный при Ярославе Мудром (в 30-х гг. XIв.).
Изобразительное искусство.С распространением культового каменного строительства развивалась монументальная живопись. Особенно широко применялись фресковые росписи. Высокого искусства достигли мастера книжной миниатюры.
Киевская Русь благодаря творческому усвоению полученных из Византии христианства и античного наследия достигла высокого уровня культурного развития. Культурные традиции, созданные в киевский период, получили дальнейшее развитие в эпоху раздробленности. XII—XIII вв. — эпоха раздробленности. В этот период в связи с обособлением отдельных земель формируются новые культурные центры. Русская культура, не утрачивая единства, становится значительно богаче и разнообразнее.
Летописание. В XIIв. общерусское летописание сменилось областным. Все летописцы сохранили понимание единства Руси, но описывали, главным образом, местные события. Крупнейшими центрами летописания в XII в. являлись Новгородская, Владимиро-Суздальская и Галицко-Волынская земли. Новгородские летописи создавались не при княжеском дворе и не в монастырях, а в среде белого городского духовенства. Галицко-Волынская летопись создавалась в княжеском окружении. Она отразила острое проти-
воборство между княжеской властью и боярством, характерное для Галиции. Летописание Северо-Востока — стремление утвердить первенство Владимиро-Суздальского княжества во всей Русской земле.
Литература.Сознание единства Русской земли — ведущая тема литературы XII—XIII вв. Крупнейшим литературным произведением этой эпохи считается «Слово о полку Игореве», посвященное походу новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г. Важнейшую причину тяжелого поражения Руси автор «Слова» видит в распрях между князьями. На рубеже XII—XIII вв. было написано «Моление» Даниила Заточника, где автор восхваляет княжескую власть.
Архитектура.В связи с оформлением самостоятельных княжеств в XII в. быстро развивалось каменное строительство. Два направления в архитектуре ХИ-ХШ вв. представлены зодчеством Новгорода и Владимира. В Новгороде княжеское строительство не велось, церкви сооружались на средства горожан, поэтому были сравнительно невелики и просты в убранстве. На Северо-Востоке строили не из кирпича, а из белого камня. Многие здешние постройки испытали влияние романского стиля.
В XIII в. русские земли подверглись опустошительному монгольскому нашествию. Это нанесло непоправимый ущерб русской культуре. Культурное влияние Орды на Русь оказалось незначительным.
Материальная культура. Занятия и быт.Бытовые условия жизни русских людей мало изменились по сравнению с предшествующей эпохой. С конца XIII в. началось возрождение ремесленного производства, прежде всего обработки металла. На высоком уровне находилась обработка дерева.
Фольклор.Главной темой фольклора этого периода являлась борьба против монгольского нашествия и ордынского ига. В XIII-XV вв. сложились жанры исторической песни и сказания. Многие фольклорные произведения, основываясь на реальных исторических фактах, преображали подлинные события в соответствии с народными чаяниями.
Письменность и литература.С XIV в. наряду с пергаменом стала использоваться привозная из Европы бумага. На
смену торжественному «уставному» письму пришел более быстрый полуустав, а с конца XV в. стала преобладать скоропись. Все это говорит о распространении письменности. По-прежнему самыми важными произведениями письменности оставались летописи. Важнейшими центрами летописания являлись Новгород, Тверь, Москва. В Московских и тверских летописях отразилась борьба этих двух городов за первенство. При всех различиях летописей отдельных земель и княжеств главной темой русского летописания оставались единство русской земли и борьба за торжество православной веры против иноземных завоевателей. Эта же тема преобладала и в литературе. По следам ордынского нашествия были написаны «Слово о погибели Русской земли» и «Повесть о разорении Рязани Батыем». В конце XIV — начале XV вв. были созданы посвященные победе на Куликовом поле поэтическая «Задонщина» и «Сказание о Мамаеве побоище». В XIII—XV вв. на Руси было создано много житий святых, которые имели, как правило, не только нравственно-поучительное, но и политическое значение. Распространенным жанром средневековой русской литературы была повесть. Сохранился в русской литературе и жанр «хождений», самое значительное из которых — «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина.
Общественная мысль.XIV-XV вв. были на Руси временем острых религиозных споров. В 70-х гг. XIV в. возникла ересь стригольников. Эта ересь пыталась обосновать вероучение разумными аргументами и отвергнуть догматы, не выдерживающие критики с позиций разума. Стригольники фактически отрицали необходимость церковной иерархии, считая, что священником может быть каждый образованный и праведный человек. В 1375 г. новгородские стригольники были казнены. Иван III долгое время терпимо относился к ереси, проникшей и в Москву, так как государство было не прочь изъять обширные земельные владения церкви. В самой церкви по этому вопросу существовали два течения. Нестяжатели во главе с Нилом Сорским отказывали церкви в праве владеть деревнями с крестьянами. Их противники — иосифляне, сторонники игумена Иосифа Во-лоцкого, настаивали на праве церкви владеть землями с крестьянами для того, чтобы церковь могла вести широкую
благотворительность, Иосифлянское духовенство стремилось утвердить превосходство церковной власти над светской. Обоснованию этой идеи была посвящена «Повесть о белом клобуке», которая утверждала превосходство церкви над царской властью. В противовес «Повести о белом клобуке» было создано «Сказание о князьях владимирских», провозгласившее происхождение великокняжеского рода от самого Августа-кесаря.
Архитектура.Русская архитектура тяжело пережила нашествие. Прежние центры каменного зодчества на Северо-Востоке и Юге пришли в упадок. Крупнейшими центрами каменного строительства являлись Новгород и со второй половины XIV в. — Москва. В Московском княжестве каменное строительство развернулось во второй четверти XIV в.
Изобразительное искусство. Визобразительном искусстве XIII—XV вв. выделяется творчество двух великих художников: Феофана Грека и Андрея Рублева. Для фресок и икон Феофана Грека характерна особая эмоциональная напряженность, насыщенность цвета. Образы Феофана суровые, аскетические. Иная манера была присуща Андрею Рублеву, стремившемуся к мягкости, плавности линий, умиротворенности настроения. Самым знаменитым его произведением является икона «Троица».
В XVI в. Русское государство вступало, завершив объединение русских земель. К концу XVI в. утвердилось новое наименование — «Россия». Важнейшим процессом развития русской государственности в XVI в. было завершение централизации.
Материальная культура. В XVIв. в городах стали появляться каменные жилые постройки, принадлежавшие боярам или богатым купцам.
Господствующая система питания оставалась неизменной. Обобщающим руководством по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, поведению в быту стал «Домострой», написанный протопопом Сильвестром в середине XVI в. Вопреки широко распространенным представлениям, «Домострой» старался смягчить нравы.
В XVI в. продолжалось развитие ремесла. Свидетельством высокого искусства русских литейщиков служит Царь-пушка, отлитая Андреем Чоховым в конце XVI в. Очень развито
было ювелирное дело. В середине XVI в. для производства дорогого оружия и драгоценной утвари была создана специальная Оружейная палата.
Фольклор.В устном народном творчестве XVI в. видное место занимают сказания, связанные с деятельностью Ивана Грозного. Царь предстает в народных преданиях гневным, но нередко справедливым.
Письменность и книгопечатание.Рукописные книги в XVI в. оставались большой ценностью, хотя количество их возросло. Основным материалом для письма стала бумага. В 1563 г. была организована типография, которую возглавили дьякон Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец. В этой типографии были изданы богослужебные книги «Апостол» и «Часословец», причем полиграфический уровень издания был очень высок. Печатные книги ни в XVI, ни в XVII вв. не вытеснили рукописные, смысл печатания книг состоял тогда в исключении ошибок, неизбежных при переписывании.
Литература и общественная мысль.В 40-х гг. митрополит Макарий создал Великие Четьи Минеи, то есть сборники литературных произведений, включавших весь круг чтения, дозволяемого церковью. В начале XVI в. старцем Филофеем была выдвинута теория «Москва — третий Рим». Теория Филофея возвеличивала московских государей, утверждала исключительность православия, служила основанием враждебного, презрительного отношения ко всему иноземному, иноверному. В то же время уже в XVI в. началось обмирщение культуры, то есть отказ от исключительно религиозного мировоззрения, церковной тематики. Прежде всего это выразилось в распространении рационалистических взглядов. Важнейшей темой публицистики XVI в. становятся поиски «правды». Слово «правда» в данном случае следует понимать в широком смысле, не только как «истина», но, главным образом, как «справедливость». Вершиной этого жанра стала переписка Ивана Грозного с князем Курбским. По мнению Ивана Грозного, «правда» заключается в служении царю.
Архитектура.С конца XV в. в развитии русской архитектуры наступил новый этап, связанный с завершением объединения страны. Начал формироваться единый русский
архитектурный стиль, в котором преобладали черты московского и псковского зодчества. Прежние четкие различия архитектурных школ отдельных земель постепенно размывались.
В последней четверти XV в. начались большие строительные работы в Московском Кремле. В 1476-1479 гг. приглашенный из Италии знаменитый архитектор Аристотель Фиораванти выстроил новый величественный Успенский собор. В XVI в. градостроительные работы продолжались и за пределами Кремля. На протяжении XVI в. мощные крепостные стены и башни были построены в Нижнем Новгороде, во многих подмосковных городах и монастырях. Продолжалось и храмовое строительство. Постепенно соборы становятся более устремленными вверх. Это достигалось за счет уменьшения ширины здания, более тесного расположения куполов. Появляются каменные шатровые церкви (ранее шатровыми строились только деревянные). В 1555—1561 гг. на Красной площади в Москве был построен знаменитый шедевр русской архитектуры — собор Покрова что на Рву (храм Василия Блаженного).
Изобразительноеискусство. Выдающимся образцом изобразительного искусства XVI в. являются фрески храма Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре под Вологдой, созданные великим художником Дионисием.