Совместная пресс-конференция Президента России Д.А.Медведева с Президентом Соединенных Штатов Америки Бараком Обамой по итогам российско-американских переговоров
Июля 2009 г.
Москва, Кремль,
Д.А.Медведев: Уважаемые дамы и господа! Уважаемые представители средств массовой информации, коллеги!
Только что завершились наши переговоры с Президентом Соединенных Штатов. Первый визит Президента Соединенных Штатов Барака Обамы в Россию был очень насыщенным. Первый день показал, что мы смогли пройтись практически по всем направлениям нашей повестки дня, а она была очень объемной.
Хотел бы с самого начала сказать, что состоялся очень полезный и очень открытый, деловой разговор. Это была, вне всякого сомнения, та встреча, которую ждали и у нас в стране, и в Соединенных Штатах Америки и от которой зависит не только будущее наших стран, но во многом и тренды, перспективы мирового развития.
Хотел бы еще раз подчеркнуть одну вещь. Действительно, первый день переговоров, наша встреча и в формате тет-а-тет, и в расширенном составе, были открытыми и искренними. И это очень важно. Мы договорились, что мы и дальше будем общаться именно в таком ключе. А на самом деле для наших отношений это и очень важно, и, может быть, где-то непросто, потому что количество накопившихся за последние годы проблем весьма и весьма немалое. Но у нас хватило и взаимного стремления, желания и тех принципиальных позиций, на которых мы стоим и будем стоять, чтобы эти проблемы обсуждались в конструктивном, деловом ключе, и мы вышли на взаимополезные результаты.
Хотел бы подчеркнуть и то, что каждая из наших стран, конечно, по-своему понимает свою роль, но в то же время осознает свою роль и свою ответственность за ситуацию в мире, особенно в период, когда уровень глобализации достиг таких размеров, таких параметров, что от принимаемых нами решений зачастую зависит обстановка в целом. И такие мощные государства, как Соединенные Штаты Америки и Российская Федерация несут особую ответственность за все происходящее на нашей планете.
У нас много точек соприкосновения, много общих интересов – и глобальных, и экономических, и самых разных, самых, самых, самых разных. Но стремление обсуждать эти темы действительно было взаимным, и это тоже один из немаловажных итогов нашей встречи, нашего общения, потому как работа, которой мы занимаемся, требует и доброй воли, и взаимного уважения, и честного учета позиций друг друга.
Мы также пришли к выводу, что российско-американские отношения, а точнее, достигнутый на сегодня их уровень не соответствует их потенциалу, не соответствует возможностям наших стран. И самое главное, тот уровень, который сложился до сих пор, не соответствует потребностям современной эпохи. И без активного развития наших отношений по вопросам международной повестки дня, по торгово-экономическим, научным, образовательным и культурным связям мы не сможем выстроить нормальную дорогу в ХХI век.
Мы провели несколько часов плотных, интенсивных, абсолютно конкретных переговоров. В то же время мы остановились и на известных вопросах философии сотрудничества, и я благодарен Президенту Соединенных Штатов, моему коллеге, за понимание тех принципов, которые продвигаем мы и, соответственно, наше внимание к тем предложениям, которые делает американская сторона. Поэтому, несмотря на то, что, конечно, мы не можем за несколько часов снять груз всех проблем, которые копились достаточно долго, мы договорились о том, что мы будем идти не останавливаясь, мы будем двигаться дальше, принимать те решения, которые необходимы для развития связей между нашими странами.
Мы обсуждали вполне конкретные вопросы, и хотел бы некоторыми из них поделиться с вами. Конечно, мы говорили о международных темах, мы говорили, например, о таких сложных темах, как процесс ближневосточного урегулирования и по этому вопросу договорились работать дальше и с учетом тех визитов на Ближний Восток, которые у нас недавно были, и с учетом тех планов, о которых мы говорили в преддверии ряда крупных событий. Обсуждали мы, кстати сказать, и возможность проведения московской конференции по ближневосточной проблематике.
Мы говорили об очень важной теме, по которой крайне необходима координация наших действий, имею в виду Афганистан. И без совместной работы на этом направлении, по всей вероятности, успехов по этому направлению не достигнуть. И по этому поводу согласовано специальное заявление.
Укреплению наших отношений, конечно, должны способствовать и связи в гуманитарной сфере, в научной сфере. Это делать нужно обязательно, и мы, конечно, будем заниматься этим абсолютно четко и настойчиво.
Теперь несколько конкретных результатов переговоров, они вам известны. Мы договорились по важнейшей теме, имею в виду новые договоренности по стратегическим наступательным вооружениям. Это базовый элемент нашей взаимной безопасности. Работа была интенсивной. Надо признаться, что наши команды, наши делегации работали над этой темой продуктивно, проявляли разумный компромисс. Хотел бы поблагодарить всех, кто участвовал в этих переговорах и кто еще будет участвовать.
Результатом этого является то, что мы вышли не только на взаимное понимание того, как нам двигаться дальше, но и на базовые уровни, по которым мы будем продвигать дальше кооперацию в этой сфере. Мы договорились о предельных уровнях как носителей, так и боеголовок, имея в виду то, что эта тема является абсолютно конкретной.
В том Совместном понимании, которое мы только что подписали с Президентом Соединенных Штатов, говорится о возможности для наших стран иметь от 500 до 1100 носителей стратегических ядерных вооружений и от 1500 до 1675 боеголовок. Это те новые параметры, в рамках которых сегодня и будет проходить диалог и в рамках которых мы надеемся достигнуть окончательной договоренности, которая будет уже структурирована в новый документ, в новый договор.
Мы договорились также о том, что наступательные и оборонительные средства обеих стран должны рассматриваться в комплексе. Мы приняли совместное заявление по противоракетной обороне. И это тоже важный результат работы. Даже при понимании того, что по целому ряду позиций у нас еще остаются расхождения, тем не менее нам удалось выйти на совместный документ, который принят путем одобрения.
Мы обсудили меры сотрудничества в ядерной сфере. Самое главное – это то, что мы будем продолжать сотрудничество по всем направлениям, от наших стран очень многое зависит. Мы подписали, как мной уже было сказано, соглашение о военном транзите в Афганистан. Мы решили создать президентскую комиссию по сотрудничеству, которая будет координировать взаимоотношения между различными ведомствами, между ведомствами Соединенных Штатов и Российской Федерации по всем приоритетным направлениям, включая, конечно, экономическое направление и военное направление.
По военному направлению этими вопросами займутся как раз руководители генеральных штабов, которые подписывали здесь документ – это господин Макаров и господин Маллен. Вскоре все эти документы будут опубликованы, вы сможете с ними ознакомиться.
В целом, характеризуя первый день нашей работы и результаты переговоров, которые сегодня прошли, хотел бы сказать, что расцениваю их как первый, но очень важный шаг в процессе активизации полноформатного сотрудничества между нашими странами, от которого должны выиграть оба государства, а если выиграют оба государства – выиграют все.
Хотел бы специально подчеркнуть в завершение своего вступительного слова, что наша страна хотела бы достичь такого уровня взаимодействия с Соединенными Штатами Америки, который будет реально достоин XXI века, который будет обеспечивать международный мир и безопасность. Это в наших интересах и мы благодарны американским коллегам за проделанную совместно работу. От совместного лидерства России и Соединенных Штатов действительно зависит решение очень многих мировых проблем.
Б.Обама (как переведено): Добрый вечер!
Хочу поблагодарить Президента Медведева и российский народ за гостеприимство. Мишель, я и наши дети очень рады находиться здесь, в Москве, на таком раннем этапе моей администрации.
Мы только что закончили очень продуктивную встречу. Как только что сказал Президент Медведев, Президент и я согласились, что отношения между Россией и Соединенными Штатами в течение какого-то времени дрейфовали. Мы решили действительно сделать "перезагрузку" наших отношений для того, чтобы мы могли сотрудничать более эффективно по направлениям, представляющим взаимный интерес.
И сегодня, после менее чем шести месяцев сотрудничества, моя администрация, мы сделали именно это, и мы приняли решения по целому ряду вопросов для прогресса в будущем. Я думаю, что следует отметить, что мы приняли решения по главным приоритетам, которые очень важны для безопасности и процветания в обеих странах.
Во-первых, мы предприняли важные шаги вперед для того, чтобы увеличить ядерную безопасность, остановив распространение ядерных материалов. И, кроме того, мы договорились о сокращении наших собственных ядерных арсеналов. Мы являемся ядерными державами и нам нужно вести за собой других, подавая пример.
Мы подписали документ о понимании, касающийся договора, который придет на смену предыдущему договору по СНВ. Этот договор будет завершен в этом году. Мы также согласились о совместном заявлении о сотрудничестве в области ядерной безопасности, что позволит нам обезопасить все уязвимые ядерные материалы в течение четырех лет. Мы сможем продвинуться в обсуждении этого на саммите «восьмерки». Это важные шаги в реализации тех мер, о которых я говорил в Праге. Мы также должны сделать так, чтобы другие страны выполняли свои обязательства. Поэтому мы провели дискуссию о Северной Корее и Иране. Северная Корея нарушила международное законодательство и свои обязательства. Поэтому я благодарен России за участие в Резолюции ООН, которая предпринимает серьезные шаги в отношении Северной Кореи. Иран также является очень важной проблемой, он тоже не выполняет своих международных обязательств. Это большая проблема для Соединенных Штатов, потому что речь может идти о ядерной гонке вооружений на Ближнем Востоке, что будет угрозой глобальной безопасности, и ядерные программы Ирана также являются большой угрозой. Поэтому мы сотрудничаем в области ПРО и совместной оценки угроз в XXI веке, включая угрозы, исходящие от Ирана и Северной Кореи.
Во-вторых, мы предприняли важные шаги для того, чтобы укрепить наше сотрудничество. Президент Медведев и я согласились, что нам необходимо бороться с угрозой экстремизма, особенно с Аль-Каидой. Сегодня мы подписали Соглашение о транзите военного оборудования через Россию в Афганистан. Это очень важный вклад со стороны России в наши международные усилия, это позволит нам сэкономить время и ресурсы при поддержке наших вооруженных сил. Благодаря адмиралу Маллену и его российскому визави мы также согласились о продолжении военного сотрудничества между нашими странами, возобновлении такого сотрудничества, и это позволит нам лучше сотрудничать и добиваться оперативной совместимости наших вооруженных сил в борьбе против терроризма и пиратства. Мы также согласились восстановить совместную комиссию, которая занимается делами военнопленных и пропавших без вести. Это очень важно для наших вооруженных сил.
Мы также предприняли шаги вперед для того, чтобы расширить сотрудничество в областях, связанных с безопасностью и процветанием наших народов. Мы формируем президентскую комиссию, для того чтобы укрепить такое сотрудничество. Слишком часто в прошлом мы сотрудничали только по узким проблемам, и наша бюрократия мешала прогрессу. Именно поэтому у нас будут рабочие группы по экономике, энергетике, экологии, контролю над вооружениями, энергетической безопасности, борьбе с терроризмом и так далее, включая гражданское общество, науку и технологии, космос, здравоохранение, образование, культуру. Эта работа будет координироваться госпожой Клинтон и Министром Лавровым. Госпожа Клинтон приедет этой осенью в Россию для того, чтобы продолжить эту работу.
И в качестве примера. Существует новый меморандум о понимании в области здравоохранения. Тут речь идет о свином гриппе, который угрожает всем, и именно поэтому наше Министерство здравоохранения и гуманитарных услуг работает со своими визави в России в борьбе с инфекционными заболеваниями во всем мире.
И, наконец, Россия предприняла важный шаг по снятию ограничений на скот из Соединенных Штатов, потому что речь идет об 1,3 миллиарда долларов.
И к тому же мы также обсудили с Президентом Медведевым те вопросы, по которым у нас все еще имеются разногласия. В частности, мы обсудили вопрос Грузии. Я повторил нашу убежденность в том, что территориальная целостность и суверенитет Грузии должны уважаться. Мы также не согласны друг с другом по поводу границ Грузии. Но никто из нас не заинтересован в военном конфликте. Поэтому нам необходимо все эти разногласия урегулировать мирным образом.
Президент Медведев и я, безусловно, хотим оставить в прошлом соперничество и двигаться вперед. Сегодня мы продвинулись вперед и словом, и делом. Я думаю, в ХХI веке наши отношения должны выглядеть более конструктивными, должны включать бизнес, гражданское общество, диалог между американцами и россиянами. Я думаю, что все мы заинтересованы в том, чтобы в будущем Россия и Америка были партнерами ради безопасности и процветания. Именно для этого мы перезагружаем наши отношения.
И еще раз хочу поблагодарить Президента Медведева и всю его команду за то, что они так замечательно нас принимали и так эффективно с нами работают.
Вопрос («Ассошиайтед пресс»):Добрый вечер!
Президент Обама, хотел бы спросить о доверии после серьезных разногласий, после периода разногласий, и с учётом того плана действий, который Вы сейчас изложили, как Вы считаете, доверяете ли Вы сейчас Президенту Медведеву? И как Вы считаете, кто сейчас возглавляет Россию – Президент, или премьер-министр Путин?
Президент Медведев, у меня к Вам вопрос – опросы показывают какие-то, может быть, неприятные чувства у россиян по поводу американцев. И каким образом Президент Обама может изменить эти отношения?
Б.Обама: Во-первых, это уже вторая моя встреча с Президентом Медведевым. Мы также разговаривали по телефону и у нас были другие обмены. И с учётом всех наших контактов я считаю, что он человек очень искренний, правдивый, глубоко заинтересован в интересах российского народа и понимает интересы американского народа. Я считаю, что мы нашли возможность работать друг с другом эффективно. Да, я доверяю Президенту Медведеву. Он может также слушать, вести переговоры и, самое главное, выполнять те обещания, которые даются. И я хочу поблагодарить Президента не только за то, каким образом Президент со мной общается, но и за то, каким образом наши команды встречаются. Подумайте о том периоде времени со времени встречи в Лондоне и до сегодняшнего дня и посмотрите, чего мы добились. Все те цели и задачи, которые мы для себя поставили в Лондоне, – это очень важные и достаточно крупные достижения, и поэтому, мне кажется, это является хорошим знаком того, каким образом мы будем работать в будущем и каким образом добиваться прогресса.
Завтра утром у меня будет завтрак с премьер-министром Путиным. Я с ним не встречался. Насколько мне известно, Президент Медведев – Президент, а господин Путин – премьер-министр и они распределяют полномочия, согласно своей Конституции, точно таким же образом, каким мы распределяем власть и в Соединенных Штатах. Поэтому мой интерес состоит в работе с моим коллегой, но также и возможность общаться с премьер-министром Путиным и со всеми другими влиятельными секторами российского общества, с тем чтобы получить полную картину нужд, требований и озабоченностей российского народа.
Мое впечатление состоит в следующем. Президент Медведев и премьер-министр Путин работают очень эффективно, вместе. Мы заинтересованы работать в целом с российским правительством для того, чтобы выполнить все задачи, поставленные перед нами.
Д.А.Медведев: Во-первых, хотел бы поблагодарить Президента Обаму за те слова, которые только что были сказаны в отношении духа и степени открытости, которые существуют между нами. Я уже об этом как-то рассуждал и еще раз готов сказать.
Конечно, персональные отношения не являются главными. Но без них не выстроить нормальные межгосударственные отношения. И очень хорошо, когда межгосударственные отношения, с одной стороны, и личные отношения находятся в гармонии. Поэтому я надеюсь, что мы и дальше в таком же ключе будем продолжать общение с моим коллегой - Президентом Бараком Обамой.
Ну, а что касается чувств российского народа к американскому народу, то это нормальные дружественные чувства. Другое дело, что, если наступает охлаждение в политической системе, если возникают проблемы между государствами, конечно, это накладывается и на обычное мировосприятие тех людей, которые следят за политическим процессом. От этого никуда не уйти. Поэтому чем лучше отношения между странами, тем большая симпатия у народов этих стран друг к другу. Мы помним прекрасные периоды, когда наши страны сотрудничали друг с другом, решали очень сложные вопросы, включая и вопросы, по сути, поддержания мира, восстановления мира во всем мире. Я имею в виду период Второй мировой войны. Значит, у нас были сложные периоды во взаимоотношениях, подчас драматические. Но сейчас есть осознание того, что от наших отношений зависит очень многое. И от того, насколько мы сможем продвинуться вперед, насколько мы сможем сделать наши отношения более выверенными, более точными, более адекватными современной ситуации, насколько они смогут влиять на мировую погоду, зависят и отношения наших народов друг к другу при неизменном понимании того, что народы всегда относятся друг к другу с симпатией.
Вопрос (телекомпания НТВ): Добрый вечер. У меня вопрос к обоим президентам.
Россия и Соединенные Штаты – две крупнейшие ядерные державы в мире, 95 процентов всего мирового ядерного арсенала приходится на нашу долю. Работа в рамках Договора о режиме нераспространения ядерного оружия ведется уже не одно десятилетие, а сам документ существует с 70-х годов прошлого столетия. Удастся ли нашим странам удержать ситуацию с нераспространением ядерного оружия под контролем, тем более что в последнее время налицо ухудшение этой ситуации, мы видим расползание ядерной угрозы в мире?
Д.А.Медведев: Вы знаете, проблема нераспространения, она, конечно, важнейшая для наших государств, потому как на нас действительно лежит основная ответственность за ситуацию в сфере стратегических ядерных вооружений. Наши страны являются носителями основного ядерного потенциала, и ответственность с себя за это не снимают.
К сожалению, мне трудно с Вами не согласиться – ситуация в мире меняется не в лучшую, а в худшую сторону, и связано это с появлением новых ядерных игроков, многие из которых даже еще не записались в "ядерный клуб", но которые либо мечтают об этом и делают это открыто, либо тайно готовятся к этому. От этого ситуация в мире не улучшается. По понятным причинам, есть такие регионы, где само присутствие ядерного оружия может создавать колоссальные проблемы, и именно по этим направлениям мы должны максимально тесно работать с нашими американскими партнерами. Эти регионы известны, нет смысла их называть. Но всем понятно, что от того, какова будет ситуация на Ближнем Востоке, какова будет ситуация на Корейском полуострове, зависит общий климат, общая ситуация на планете. Поэтому это наша взаимная ответственность, и мы должны этим заниматься максимально тщательно. Российская Федерация готова это делать, и насколько показывает сегодняшний разговор, насколько показали наши переговоры с Президентом Обамой, Соединенные Штаты Америки также хотели бы этого.
Б.Обама: Считаю, что Президент Медведев очень хорошо высказался по этому вопросу. Это насущный вопрос. Вопрос, в котором и Россия, и Соединенные Штаты должны взять лидерство. Мы должны показать это лидерство, мы должны показать желание, во-первых, разбираться со своими ядерными арсеналами рациональным образом. Именно поэтому это Соглашение, которое придет на смену Соглашению СНВ, сможет уменьшить наши ядерные арсеналы на треть. И мы надеемся, что мы сможем уменьшить эти арсеналы в последующих договорах и соглашениях.
Важнейшим вопросом, который был только что определен Президентом Медведевым, является тот факт, что мы видим рост потенциального распространения, которое не наблюдалось в определенное время, и он определил также регионы. На Ближнем Востоке существуют озабоченности по поводу развития ядерной программы в Иране не только потому, что одна страна желает заполучить ядерное оружие, но и потому, что если ядерное оружие появится у Ирана, то можно с уверенностью сказать, что и другие страны в этом регионе затем начнут разрабатывать и развивать свои ядерные программы. И мы видим, что это может произойти в самом потенциально взрывоопасном регионе мира. В Северной Корее мы с вами видим, что Северная Корея отказалась от своих собственных обязательств и продолжает развивать свою ядерную программу. Вы видите, во всех этих случаях наблюдается распространение ядерного оружия, что может привести не только к тому, что ядерные государства смогут угрожать ядерным оружием гражданам других стран, но также и негосударственные субъекты могут заполучить это оружие и будут угрожать.
Поэтому мы с удовольствием можем сообщить о том, что и у России, и у Соединенных Штатов существует единая оценка рисков, рисков того, каким образом может угрожать ядерное оружие тем странам. Мы сейчас проводим обзор, с тем чтобы определить, каким образом Россия и Соединенные Штаты могут сотрудничать вместе. Мы также должны развивать уже существующее сотрудничество по тем ядерным материалам, которые еще не подлежат охране. И мы также сделаем все для того, чтобы и все те страны, которые хотят разрабатывать мирные ядерные программы, смогли это делать, с тем чтобы они не использовали эти знания и этот опыт для развития оружейных ядерных программ.
Мы считаем, что очень важно провести также и ядерный саммит, который мы планируем провести в следующем году. Мы обсуждали с Президентом Медведевым, что и в последующем году Россия может принимать этот саммит у себя. И мы пригласим все страны для участия в этом саммите для того, чтобы мы все вместе могли обсуждать этот важный вопрос.
Вопрос: Спасибо. Существуют большие разногласия по поводу предлагаемого «ядерного щита», и это, безусловно, ухудшило в последние годы российско-американские отношения, и похоже, что вы, господа, нашли развязку этого вопроса. Президент Обама, Вы совершенно ясно сказали, что Вы не примете увязку между ракетными системами и переговорами по стратегическим наступательным вооружениям. Господин Медведев, господин Путин сказал, что такая увязка должна иметь место. Скажите, господа президенты, найдете ли вы компромисс по этому вопросу, и как это повлияет на окончательное соглашение?
Господина Обама, то Вы думаете о действиях китайского правительства на северо-западе страны, где имели место беспорядки, в которых погибло около 140 человек?
Б.Обама: Что касается ситуации в Китае, то, к сожалению, я был на различных встречах и в самолете, в пути все это время, поэтому у меня недостаточно информации. Однако, я уверяю Вас, что наша команда, как только я ознакомлюсь с ситуацией, выскажется по этому вопросу.
По противоракетной обороне. Мы договорились о том, что мы будем продолжать обсуждать этот важный вопрос. Это часть совместных заявлений, которые мы подписали. Я также считаю, что абсолютно легитимно то, что мы в нашем диалоге будем говорить не только о наступательных, но и оборонительных системах вооружения, поскольку это как бы позволило нам выйти из "холодной" войны мирным образом, поскольку было ощущение паритета и поскольку обе стороны в то трудное время понимали, что первый удар, первая попытка использовать ядерное оружие в военном конфликте против другой страны может привести действительно к очень серьезным последствиям, чрезвычайно серьезным последствиям. Поэтому любое обсуждение ядерной стратегии, безопасности должно включать не только наступательное, но и потенциал оборонительного оружия. Мы в основном делали упор на конкретные детали ракетных систем. Соединенные Штаты считают приоритетом, что придется справляться с угрозой, исходящей от Ирана, Северной Кореи или какого-либо другого государства, а не из России. И очень важно для Соединенных Штатов и для их союзников иметь возможность предотвратить такой удар. Нет, с нашей точки зрения, такого сценария, в котором какая-либо система ПРО позволит защититься от могучего российского арсенала. И в этом смысле мы не думали, что имело бы смысл увязывать дискуссии о ракетных системах, которые касаются совершенно другой угрозы с тем огромным потенциалом, который есть у России. Сказав это, я хочу добавить, что Президент Медведев сказал, что для России это большая озабоченность, что это очень чувствительный вопрос для России. Думаю, что когда я завтра буду говорить с премьер-министром Путиным, он скажет то же самое. И что хотели бы сделать мы? Мы хотели бы взаимодействовать с Россией для того, чтобы речь шла о системе, которая обеспечила бы, чтобы одна, или десять, или несколько ракет, которые сбились бы с пути, и которые исходили бы из третьего источника, чтобы у нас был потенциал, позволяющий нам предотвратить ущерб от этих ракет. Я думаю, что мы можем достичь таких договоренностей. Это, конечно, сложно, потому что существуют давние подозрения.
Что же касается этой конкретной конфигурации, которая была предложена несколько лет назад, то, как вы знаете, мы сейчас проводим детальный обзор того, работают ли те системы, которые были предложены. Эта работа закончится в конце лета, и я сказал Президенту Медведеву, что как только мы закончим этот обзор, мы предоставим российскому правительству нашу оценку о том, что, по нашему мнению, нам следует сделать в будущем. Это, разумеется, станет предметом детальных переговоров. Я думаю, что, в конечном счете, чем большего прогресса мы сможем добиться по некоторым из вопросов, которые я раньше обсуждал, – нераспространение, возможность отслеживания баллистических ракет, которые исходят из других источников в той степени, в которой мы строим более тесное сотрудничество по этим вопросам, – чем большего мы добьемся в этой области, тем более эффективным будет наше сотрудничество. И я думаю, что мы увидим, что позиции наших стран по этим вопросам могут быть гармонизированы, применены. И это очень важно, конечно же, для того, чтобы уберечь нас от тех опасностей, которые связаны с распространением ядерного оружия.
Д.А.Медведев: Я добавлю по этой теме.
Конечно, противоракетная оборона, а точнее, не сама по себе противоракетная оборона, а проблема «третьего позиционного района» - это довольно сложная тема для нашего обсуждения.
Но хотел бы обратить внимание на то, о чем только что сказал Президент Обама и что я хотел бы тоже со своей стороны отметить. В нашем Совместном понимании, которое только что было подписано, говорится о взаимосвязи между наступательными и оборонительными вооружениями. И это уже шаг вперед. Еще некоторое время назад по этому поводу у нас были сплошные разногласия. Сейчас эта взаимосвязь констатируется, и это открывает возможность к тому, чтобы двигаться в сближении позиций друг друга. Это первое.
Теперь второе. Никто не говорит о том, что противоракетная оборона вредна сама по себе или она создает кому-то угрозу. Напротив, она направлена на решение целого ряда практических задач. Вопрос в том, чтобы увязать те или иные конфигурации противоракетной обороны с интересами других стран. И что я хотел бы специально отметить, так это то, что наши американские партнеры, в отличие от того, что происходило в последние годы, взяли паузу и проводят обследование этой ситуации, в результате которого будет сформулирована их окончательная позиция. Как минимум, это также шаг вперед, в смысле достижения возможного компромисса по этой довольно сложной теме. Потому что до этого мы слышали только одно: все решения приняты, они вас не касаются, но они вам не угрожают. Наша позиция несколько иная, вы ее хорошо знаете, я не буду ее сейчас еще раз излагать. Мы исходим из того, что эти решения нас затрагивают. Именно по этим вопросам нам придется, по всей вероятности, договариваться. При этом мы прекрасно понимаем, что количество угроз, в том числе угроз, связанных с баллистическими ракетами, с ракетами средней дальности, к сожалению, не уменьшается, а растет, и нам нужно всем подумать над тем, какую конфигурацию в целом могла бы иметь глобальная система противоракетной обороны, о чем я сегодня в ходе нашей встречи в узком составе сказал своему коллеге. Так что, я считаю, прогресс налицо.
Вопрос: Добрый вечер. Липатов Юрий, Первый канал. Вопрос обоим президентам.
Сегодня говорили уже много об озабоченности положением в Афганистане. Нельзя ли несколько конкретизировать этот вопрос? Что думают президенты относительно положения там, а оно очень непростое, во всяком случае, как нам известно? Нет ли ощущения, что серьезные проблемы испытывает контртеррористическая операция в Афганистане? И каким образом, например, российско-американское сотрудничество, например, в области транзита, может быть, еще в каких-то сферах, поможет повлиять на ситуацию, может быть, даже переломить? Вот, если можно, чуть поподробнее. Спасибо.
Д.А.Медведев: Тема российско-американского сотрудничества на афганском направлении исключительно важна, и именно поэтому мы столько внимания уделили и в ходе обсуждения этого вопроса на переговорах, и только что было подписано соглашение, которое касается транзита. Это важная тема и мы обязательно продолжим наше сотрудничество с нашими американскими партнерами.
Что касается текущей ситуации, она действительно непростая. Я не хочу сказать, что она деградирует, но, во всяком случае, по многим позициям прогресс пока не наблюдается или он носит эфемерный характер. Но мы ценим те усилия, которые предпринимаются Соединенными Штатами Америки вместе с другими странами, для того чтобы предотвратить террористическую угрозу, которая исходила и, к сожалению, еще в значительной степени исходит с афганской земли.
Мы готовы в этом смысле к полномасштабной кооперации с американскими и другими партнерами, в том числе и в области транзита. Мы готовы помогать по самым разным направлениям. Я не знаю, насколько быстро удастся изменить ситуацию. Дело в том, что она в значительной мере зависит от того, насколько будет быстро развиваться политическая система в Афганистане, насколько афганское правительство достигнет успехов в экономике. А там пока все не очень просто. Тем не менее мы готовы продолжить со своей стороны также усилия, консультации с афганскими партнерами.
Не так давно в Екатеринбурге я встречался с Президентом Афганистана. Кстати сказать, встречался и с Президентом Пакистана, потому что обе эти проблемы необходимо решать совместно. И я полагаю, что если мы сможем соединить здесь наши усилия как на мирном экономическом направлении, так и в смысле поддержки контртеррористической операции, то успех рано или поздно придет. В конечном счете, успех, еще раз подчеркиваю, будет зависеть от зрелости афганского государства и готовности афганского общества к переменам.
Б.Обама: Вам, наверное, известно, что как только я стал Президентом, мы провели полный обзор нашей афганской стратегии, которая существовала до этого момента, с консультациями не только с союзниками по НАТО, но также со всеми другими представителями вооруженных сил, которые участвуют в этой операции. Мы пришли к выводу, что мы не достигли достаточного прогресса, в особенности учитывая тот срок, на протяжении которого мы работали в Афганистане. Поэтому наш подход заключался в следующем. Нам необходимо установить систему безопасности, которая позволит провести выборы в Афганистане. Нам необходимо обучить афганских солдат и представителей полиции, которые будут обеспечивать безопасность своих граждан.
Нам также необходимо предпринять дипломатические усилия. И нам надо также сосредоточить свои усилия на экономическом развитии, с тем чтобы афганцам не надо было выращивать мак, а можно было перейти на выращивание других культур для того, чтобы обеспечивать свою жизнедеятельность. Мы только начали реализовывать этот подход и пока что трудно оценить прогресс, но мы думаем, что после проведения выборов и после того, как вступит на роль президента Карзай или же другой кандидат, мы тогда сможем посмотреть, какие усилия можно предпринять для того, чтобы улучшить ситуацию.
Могу вам сказать, что участие России и вклад России в эти усилия является и будет являться очень важным. Конечно же, у России существуют свои озабоченности по поводу экстремизма и терроризма. У России также существуют и озабоченности по поводу наркотрафика и проникновения его на территорию России. У России существуют огромные возможности по обучению полицейских, солдат вооруженных сил, офицеров вооруженных сил, и поэтому, мы надеемся, что в рамках более широкого участия президентской комиссии мы сможем более широко обсуждать вопросы военных усилий в Афганистане, а также экономического развития и дипломатических шагов, как Президент Медведев сказал, это является очень важным моментом. Это важно как для Афганистана, так и для Пакистана. Эти вопросы надо решать совместно. Мы должны решать эти вопросы в региональном масштабе. Эти вопросы также имеют огромное значение для стран Центральной Азии в стратегическом смысле. Необходимо поэтому также подключить их к этим обсуждениям и по продвижению вперед.
Я хочу еще раз поблагодарить российское правительство за соглашение по военному транзиту. Это позволит нам сэкономить и ресурсы, и деньги, и время. Этот жест указывает на ту степень будущего российского участия, вклада и сотрудничества американо-российского, которое позволит нам разрешить огромное количество международных вопросов.
Д.А.Медведев: Спасибо. До встречи!
Документ №10
Выдержки из стенографического отчёта о телеконференции с участниками Всероссийского молодёжного образовательного форума «Селигер-2009»
К.БЕКМЫРЗА: Меня зовут Кенжебатыр Бекмырза, я представляю Казахстан. Мы не с Селигера, мы из Дубны приехали. Сейчас у нас идут вторые высшие курсы стран СНГ по вопросам нанотехнологий и исследованию наносистем. У меня вопрос насчет образования. Всё-таки молодёжь без образования – это…
Д.МЕДВЕДЕВ: Не молодёжь.
К.БЕКМЫРЗА: Ну да, то есть будущее молодёжи, наверное, в образовании, и в связи с этим такой вопрос: каким образом Вы охарактеризовали бы роль именно единого образовательного пространства в наших странах СНГ, чтобы связь между нашими народами была более тесной всё-таки?
Д.МЕДВЕДЕВ: Образование – это всё для самого человека, для его карьеры, для его будущего, безотносительно того, в какой он стране живет, но наши страны объединены единым прошлым и, надеюсь, очень хорошим совместным будущим. Поэтому мы, конечно, считаем, что единые образовательные проекты на пространстве СНГ, а также в других интеграционных объединениях, таких как, например, ЕврАзЭС, которое нас связывает в том числе с Казахстаном, – это очень важные крупные образовательные проекты.
У нас создано довольно большое количество либо филиалов российских вузов, либо совместных высших учебных заведений, которые действуют на всей территории СНГ. В России приблизительно 4600 бюджетных мест ежегодно выделяется молодежи, приезжающей из стран СНГ и некоторых стран Балтии.
Много это или мало? Мало. Нужно больше. При том, что есть, конечно, возможность учиться за деньги. Но далеко не у всех государств такая возможность сегодня является реальной. Н