Сущность социальной защиты детства в Российской Федерации и ХМАО-Югре.
Понятие системы социальной защиты детства. Социальная защита детства как многоаспектное явление. Социальная защита детства в истории России.
Предпосылки, цели, основные направления и принципы государственной социальной политики в области социальной защиты детства в Российской Федерации. Формы и методы социальной защиты детства в ХМАО-Югре. Объекты и субъекты социальной защиты детства.
Организационная структура системы социальной защиты детства в Российской Федерации и ХМАО-Югре.
Организационные основы государственной политики по социальной защите детства. Система государственных и муниципальных органов, защищающих права и свободы ребенка: сущность и назначение. Государственные и муниципальные органы, защищающие права и свободы ребенка в ХМАО-Югре. Социальный работник и социальный педагог в системе социальной защиты детей в ХМАО-Югре.
Модуль 3. ПРАВА ДЕТЕЙ И ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ В ОБЛАСТИ ИХ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ
В ХМАО-ЮГРЕ
3.1. Основы защиты детства в законодательстве Российской Федерации и ХМАО-Югры.
Общая характеристика конституционных прав детей. Особенности применения уголовно-правовых санкций в отношении несовершеннолетних. Права несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве. Административная ответственность несовершеннолетних. Ответственность несовершеннолетних за правонарушения, совершаемые ими в возрасте до 14 лет. Регулирование труда несовершеннолетних в возрасте до 18 лет.
Правовые аспекты защиты детей в семье. Нормативно-правовое обеспечение и сущность охраны интересов детства в семье в РФ и ХМАО-Югре. Общая характеристика прав ребенка. Общая характеристика родительских прав и обязанностей. Лишение и ограничение родительских прав.
Гарантии прав ребенка и государственные социальные стандарты социальной защиты детства в ХМАО-Югре.
Гарантии прав ребенка. Государственные социальные стандарты. Виды государственных пособий гражданам, имеющим детей в ХМАО-Югре.
Социальная политика ХМАО-Югры в области охраны материнства, отцовства и детства. Сущность и правовые гарантии охраны материнства, отцовства и детства в Российской Федерации и ХМАО-Югре. Основные направления охраны материнства, отцовства и детства в ХМАО-Югре.
Материнский (семейный) капитал. Государственное право на получение сертификата на Материнский (семейный) капитал. Югорский семейный капитал, право на его получение.
Модуль 4. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ, В ХМАО-ЮГРЕ
Социальная защита детей из неполных и многодетных семей в ХМАО-Югре.
Понятие и категории неполных и многодетных семей. Проблемы неполных и многодетных семей в ХМАО-Югре. Система социальной защиты многодетных и неполных семей в ХМАО-Югре. Социальные льготы и пособия для неполных и многодетных семей в ХМАО-Югре. Социальная защита одиноких матерей в ХМАО-Югре.
Социальная защита детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в ХМАО-Югре.
Понятие и причины возникновения детской инвалидности. Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья в ХМАО-Югре. Социальная защита детей-инвалидов и порядок предоставления льгот семьям, имеющим детей-инвалидов в ХМАО-Югре. Социальная защита семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в ХМАО-Югре. Нормативно-правовая база социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья в ХМАО-Югре.
Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ХМАО-Югре.
Понятие и причины возникновения сиротства. Проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ХМАО-Югре. Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ХМАО-Югре. Права и гарантии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ХМАО-Югре. Нормативно-правовая база социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ХМАО-Югре.
Социальная служба как институционная основа социальной защиты семьи и детей в ХМАО-Югре.
Нормативно-правовые основы функционирования социальных служб семьи и детства. Принципы организации и работы социальной службы семьи и детства. Типы социальной службы для семьи и детей в ХМАО-Югре.
Образовательные технологии
Основными методами обучения студентов является использование в учебном процессе традиционных и нетрадиционных образовательных технологий.
Наиболее эффективной организации учебных занятий по дисциплине Б1.В.ДВ.16 «Система социальной защиты детства в ХМАО-Югре» способствуют широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий со студентами (традиционные и проблемные лекции, электронные презентации отдельных тем и вопросов дисциплины, дискуссии, работа по подгруппам). В сочетании с внеаудиторной работой все вышеперечисленные технологии направлены на формирование и развитие профессиональных навыков обучающихся.
Наиболее эффективному усвоению теоретических знаний, получению практических умений и навыков по дисциплине Б1.В.ДВ.16 «Система социальной защиты детства в ХМАО-Югре»способствуют различные формы индивидуальной учебной деятельности студентов: конспектирование учебной и научной литературы, работа с понятиями, сбор и анализ практического материала, выполнение вопросов и заданий для самостоятельной работы, учебно-исследовательских заданий, изучение и анализ нормативной правовой документации.
Особое место в изучении дисциплины занимают информационные технологии обучения.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Перечень примерных вопросов и заданий для самостоятельной работы по дисциплине
Модуль 1. ДЕТСТВО КАК СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
1. Подготовьте устные сообщения «Основные направления международного сотрудничества по социальной защите детства», «Международные организации и их деятельность в сфере социальной защиты детства».
2. Подготовьте реферативные выступления по теме.
3. Ответьте на вопросы тестовых заданий по разделу № 1.
Тематика рефератов
1. Проблемы детства в современной социокультурной ситуации.
2. Конвенция ООН «О правах ребенка» и её реализация в современной России.
3. Дети как объекты государственной социальной политики.
Модуль 2. СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ХМАО-ЮГРЕ
1. Подготовьте реферативное выступление по любому вопросу темы.
2. Составьте сравнительную таблицу «Модели социальной защиты детства в России: исторический аспект».
Период | Объекты социальной защиты детства | Субъекты социальной защиты детства | Краткая характеристика | Доминирующая модель социальной помощи и поддержки детей |
1. Архаический. Родоплеменные и общинные формы помощи детям у древнейших славян (с древнейших времен до Х в.). | ||||
2. Социальная помощь детям с Х в. до конца XVIII в. | ||||
3. Государственная политика защиты детства в XIX – начале ХХ в. | ||||
4. Государственная политика социальной защиты детей в годы советской власти. | ||||
5. Государственная политика социальной защиты детей на современном этапе. |
3. Пользуясь современной законодательной базой в области социальной защиты детства, проведите анализ социально-правовой ситуации в России в области защиты детства.
4. Дайте характеристику нормативно-правовой базы социально-правовой защиты детства в ХМАО-Югре.
5. Подберите в портфолио основные нормативно-правовые документы социально-правовой защиты детства в ХМАО-Югре.
6. Составьте логическую схему «Объекты и субъекты социальной защиты детства».
7. Подготовьте доклад о существующих в ХМАО-Югре государственных и муниципальных органах, защищающих права ребенка, его направлениях и содержании деятельности (по выбору студента).
8. Подберите в портфолио нормативно-правовую базу деятельности по защите прав и свобод ребенка соответствующего государственного или муниципального органа.
9. Подготовьте письменное сообщение «Из опыта работы социального педагога по социальной защите различных категорий детей в ХМАО-Югре».
Модуль 3. ПРАВА ДЕТЕЙ И ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ В ОБЛАСТИ ИХ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ В ХМАО-ЮГРЕ
1. Выпишите отдельные статьи из Уголовного, Уголовно-процессуального, Административного, Трудового и Семейного кодексов РФ и подготовьтесь к творческой контрольной работе по теме.
2. Какие мероприятия проводятся в ХМАО-Югре в области охраны материнства, отцовства и детства? Приведите примеры.
3. Охарактеризуйте основные направления социальной политики в ХМАО-Югре в области охраны материнства, отцовства и детства.
4. Что представляет собой медико-генетическое консультирование в системе планирования семьи?
5. В чем заключается социальная защита женщин в период беременности и родов?
6. Проанализируйте отдельные статьи закона ХМАО - Югры от 31.03.2012 N 22-оз «О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, вХанты-Мансийском автономном округе – Югре», сделайте краткие записи.
Модуль 4. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ, В ХМАО-ЮГРЕ
1. Подберите и проанализируйте нормативно-правовые документы социальной защиты неполных и многодетных семей в ХМАО-Югре.
2. На какие социальные льготы и пособия могут рассчитывать неполные и многодетные семьи в ХМАО-Югре?
3. Проанализируйте нормативно-правовую базу социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья в ХМАО-Югре.
4. Как в ХМАО-Югре осуществляется социальная защита семьи, имеющей ребенка-инвалида?
5. Как в ХМАО-Югре осуществляется социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?
6. Проанализируйте нормативно-правовую базу социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ХМАО-Югре. Чем она отличается от федеральной?
7. Назовите права и гарантии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
8. Подготовьте реферат по разделу 4, тема 4.1., 4.2., 4.3. (на выбор студента).
9. Проанализируйте опыт социального обслуживания семьи и детей в ХМАО-Югре и подготовьте сообщение о деятельности социальной службы семьи и детей в вашем городе, районе, округе (по выбору), руководствуясь следующим планом:
· название и статус учреждения;
· цель и задачи учреждения;
· направление работы учреждения;
· структурные подразделения;
· источники финансирования.
Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Социально-демографическая сущность детства.
2. Международное законодательство – основа социально-правовой защиты детства в современной России. Основные международные стандарты в области прав и свобод ребенка.
3. Ратификация СССР Конвенции ООН «О правах ребенка». Приведение законодательства РФ в соответствие с положениями Конвенции ООН «О правах ребенка».
4. Функции Комитета ООН по правам ребенка.
5. Основные направления международного сотрудничества по социальной защите детства.
6. Международные организации и их деятельность в сфере социальной защиты детства.
7. Понятие системы социальной защиты детства. Понятие «социальная защита детства», «система социальной защиты детства».
8. Социальная защита детства в истории России.
9. Предпосылки, цели, основные направления и принципы государственной социальной политики в области социальной защиты детства в Российской Федерации.
10. Национальный план действий в интересах детей – приоритетное направление государственной социальной политики РФ.
11. Формы и методы социальной защиты детства в РФ. Каковы основные формы и методы социальной защиты детства в ХМАО-Югре?
12. Объекты и субъекты социальной защиты детства.
13. Организационные основы государственной политики по социальной защите детства.
14. Система государственных и муниципальных органов, защищающих права и свободы ребенкав ХМАО-Югре: сущность и назначение.
15. Государственные и муниципальные органы, защищающие права и свободы ребенка в ХМАО-Югре.
16. Основные нормативно-правовые акты в области социальной защиты детства в ХМАО-Югре.
17. Закон ХМАО от 15.12.2002 г. N 80-оз "О программе Ханты-Мансийского автономного округа "Дети Югры."
18. Структура органов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав в ХМАО.
19. Деятельность Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в ХМАО, задачи и функции.
20. Компетенция органов управления образованием в ХМАО в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав.
21. Компетенция органов опеки и попечительства, органов по делам молодежи в ХМАО в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав.
22. Функции, специализации и роли социального педагога в системе социальной защиты детства в ХМАО-Югре.
23. Обязанности и права социального педагога в системе социальной защиты детей в ХМАО-Югре.
24. Содержание социально-педагогической деятельности в системе социальной защиты детей в ХМАО-Югре.
25. Организация и методы работы социального педагога в системе социальной защиты детей в ХМАО-Югре.
26. Общая характеристика конституционных прав детей.
27. Особенности применения уголовно-правовых санкций в отношении несовершеннолетних. Права несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве.
28. Административная ответственность несовершеннолетних.
29. Ответственность несовершеннолетних за правонарушения, совершаемые ими в возрасте до 14 лет.
30. Регулирование труда несовершеннолетних в возрасте до 18 лет.
31. Гарантии прав ребенка. Государственные социальные стандарты.
32. Виды государственных пособий гражданам, имеющим детей в ХМАО-Югре.
33. Социальная политика ХМАО-Югры в области охраны материнства, отцовства и детства.
34. Основные направления охраны материнства, отцовства и детства в ХМАО-Югре.
35. Югорский семейный капитал, право на его получение.
36. Социальная защита детей из неполных семей в ХМАО-Югре.
37. Социальная защита детей из многодетных семей в ХМАО-Югре.
38. Социальная защита детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в ХМАО-Югре.
39. Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ХМАО-Югре.
40. Социальная служба как институционная основа социальной защиты семьи и детей в ХМАО-Югре.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Система социальной защиты детства в ХМАО-Югре»
7.1. Основная и дополнительная литература
Распределение учебных изданий** (включая учебники и учебные пособия): О – Основное/Д - Дополнительное (О / Д ) | Автор, название, издательство, год издания учебной и учебно-методической литературы | Год издания | Форма издания: печатное / электронное | Места хранения (печатные издания) / Ссылка на ресурс (электронные издания) | |
О | Пронин, А.А. Социально-правовая защита детства в России : монография / А.А. Пронин. - 2-е изд. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2014. - 314 с. - Библиогр.: 221-232. - ISBN 978-5-4475-2003-8 ; То же [Электронный ресурс]. | электронное | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=241954 | ||
О | Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом: учеб.пособие. – М., 2008. | печатное | ч/з- К.1 - (1), Аб. К .1 (24) | ||
О | Филатова, Е.В. Организация защиты прав детей : учебное пособие / Е.В. Филатова, К.М. Грабчук. - Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2011. - 150 с. - ISBN 978-5-8353-1125-5 ; То же [Электронный ресурс]. | электронное | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232345 | ||
Д | Абраменкова В.В. Социальная психология детства [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Абраменкова В.В.— Электрон.текстовые данные.— М.: Пер Сэ, 2008.— 432 c. | электронное | http://www.iprbookshop.ru/7439.— ЭБС «IPRbooks», по паролю | ||
М | Г. Г. Зайдуллина. Системасоциальнойзащитыдетства в ХМАО: учеб.-метод. комплекс [по направлению подгот. 050100 "Пед. образование"]. - Нижневартовск : НВГУ, 2014. - 56 с. : схемы. | печатное | ч/з- К.1 - (1) |