Б.1.В.ДВ.5.1 Система социальной защиты детства в ХМАО-Югре
Б.1.В.ДВ.5.1 Система социальной защиты детства в ХМАО-Югре
Курс 3, семестр 5-6, Курс 4, семестр 7
Вид образования: | Профессиональное образование |
Уровень образования: | Высшее образование бакалавриат |
Квалификация выпускника: | Бакалавр |
Направление подготовки: | 44.03.02 Психолого-педагогическое образование |
Направленность (профиль) образовательной программы: | Психология и социальная педагогика |
Тип образовательной программы: | Программа академическогобакалавриата |
Форма обучения: | заочная |
Срок освоения образовательной программы: | 5 лет |
Нижневартовск
1. Методические указания для обучающихся по подготовке к семинарским и практическим занятиям
Тематика, планы к семинарским, практическим занятиям
Модуль 1. ДЕТСТВО КАК СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Практическое занятие № 1
Тема: «Социально-экономические и правовые меры,
Предпринимаемые в современной России по реализации
Методические указания по написанию учебного реферата
Учебный реферат пишется для того, чтобы глубоко изучить материал. С такими рефератами студенты выступают на семинарах и конференциях.
Исследовательская работа начинается с составления учебного реферата. В нём раскрывается суть исследуемой проблемы; приводятся различные точки зрения, а также собственные взгляды на неё.
Этапы работы над учебным рефератом
1. Выбор темы.
2. Подбор и изучение основных источников по теме.
3. Составление библиографии.
4. Обработка и систематизация информации.
5. Разработка плана реферата.
6. Написание реферата.
Примерная структура учебного реферата
Титульный лист (см. приложение 1).
Оглавление. Последовательно излагаются названия пунктов реферата с указанием страницы, с которой начинается каждый пункт.
Введение. Определяется актуальность темы, формулируется суть исследуемой проблемы, указываются цель и задачи реферата.
Основная часть. Каждый её раздел, доказательно раскрывая отдельный вопрос, логически является продолжением предыдущего.
Заключение. Подводятся итоги или даётся обобщенный вывод по теме реферата.
Список литературы. Как правило, при разработке реферата используют не менее 7-10 различных источников.
Приложение (если имеется).
Рекомендации к составлению реферата
1. Реферат следует записывать лаконичным литературным языком, рассчитанным на определенный круг читателей.
2. Не начинайте текст реферата с повторения его названия.
3. Максимально используйте существующую в данной области терминологию.
4. При первом применении новых терминов объясните их значение, избегая сложных конструкций, а также предложений, не имеющих прямого отношения к определению термина.
5. Строго соблюдайте единообразие условных обозначений, символов, размерностей и сокращений, оформления цитат и примечаний в сносках.
6. Детальные таблицы, схемы, подробные статистические данные лучше помещать в приложении. В тексте реферата дайте их краткую словесную характеристику и сформулируйте выводы, которые следует сделать на основании приведенных материалов.
7. В заключение сделайте краткий вывод по существу реферируемого предмета.
8. Библиография должна быть составлена в строгом соответствии с требованиями, применяемыми к оформлению библиографического аппарата.
9. Сноски в тексте целесообразно нумеровать автоматически по ходу следования ссылочных мест в тексте (цифры в верхнем регистре) и размещаются внизу той страницы, на которой находится сноска.
ГЛОССАРИЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Благотворительная организация –неправительственная, некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.
Гуманизм –принцип мировоззрения, в основе которого лежит признание безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, прав личности на свободное проявление своих способностей, убеждений, утверждение блага человека как критерия оценки уровня общественных отношений.
Гуманность(от лат. humanus – человечный) – человечность, человеколюбие, уважение к людям и их переживаниям; одна из ведущих нравственных ценностей, которая должна формироваться у современного человека в процессе воспитания и обучения.
Декларация(от лат.deklaratia – провозглашение) – это рекомендация, в которой провозглашаются основные принципы, программные положения, не имеющие обязательной силы.
Детство –этап развития человека, предшествующий взрослости; характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций. Детство, по международным нормам, закрепленным в Конвенции ООН о правах ребенка, охватывает период от рождения ребенка до 18 лет.
Девиантное поведение – поведение индивида, не соответствующее или нарушающее социальные нормы, принятые в конкретно-исторических условиях жизни общества.
Достоинство –понятие морального сознания, выражающее представление о ценности личности, категория этики, отражающая моральное отношение человека к самому себе и общества к индивиду.
Европейский суд по правам человека (создан в 1959 г.) – контрольный орган (Европейской конвенции о правах человека, 1950), наиболее эффективный с точки зрения защиты прав ребенка.
Жесткое обращение с детьми –любая форма плохого обращения с детьми, включающая в себя физическое, сексуальное или психическое насилие, или пренебрежение основными нуждами ребенка, допускаемого родителями, опекунами, попечителями (другими членами семьи ребенка), педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.
Закон –высший юридический акт, регулирующий отношения людей, основной источник права.
Защита детства –система мер, обеспечивающая охрану законных прав и интересов детей на основе разработки нормативных документов, которые определяют правовое положение несовершеннолетних; законодательное регулирование детского труда; совершенствование системы опеки, попечительства и усыновления детей, оставшихся без попечения родителей; создание сети специализированных социальных служб и учреждений для проведения коррекционной и реабилитационной работы с детьми, нуждающимися в соответствующей помощи.
Здоровье –состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; это состояние полного физического (телесного), духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов.
Комитет ООН по правам ребенка – создан в 1991 году в соответствии со ст. 43-45 Конвенции ООН о правах ребенка странами-участницами с целью наблюдения и контроля за деятельностью государств-участников Конвенции в сфере улучшения социальной защиты детства.
Конвенция(от лат.conventio- договор, соглашение) – соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).
Методы социальной защиты детства- это способы достижения цели и решения какой-либо задачи в области социальной защиты детства, совокупность приемов деятельности по их реализации.
Модели социальной защиты детства – совокупность таких взаимосвязанных компонентов, как идеология помощи и поддержки, законодательное регламентирование, направления, принципы, объекты и субъекты, формы и методы социальной помощи детям.
Образование –процесс и результат усвоения определенной системы знаний и умений в интересах человека, общества и государства, сопровождающееся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (цензов).
Общественное объединение – добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Общественная организация – основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Общественное движение – состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.
Общественный фонд – один из видов некоммерческих фондов, представляющее собой, не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных, не запрещенных законом, поступлений и использование данного имущества на общественно полезные цели.
О́мбудсмен(или омбутсман)(от древнескандинавского umboð «полномочие», «поручение», от швед. ombudsman) – гражданское или в некоторыхгосударствахдолжностное лицо, на которое возлагаются функции контроля за соблюдением справедливости и интересов определённыхгражданских группв деятельности органовисполнительной властии должностных лиц. Официальные названия должности в разных странах различаются. В Российской Федерации эти функции возложены на уполномоченного по правам человека, назначаемого Государственной Думой.
Детский омбудсменведет работу в трех направлениях:
- защита прав конкретного ребенка и представительство его интересов;
- защита интересов отдельных детей и детей в целом;
- осуществление деятельности в интересах всех детей без представительства конкретного ребенка.
Организация объединенных наций (ООН) –создана в 1945 г., представляет собой международную организацию, объединяющую на добровольной основе государства с целью поддержания и укрепления международного мира и безопасности, а также развития сотрудничества между государствами.
Организационная структура государственной социальной политики в области детствавключает государственные и муниципальные органы, защищающие права и свободы ребенка, к которым относятся:
- комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- органы управления социальной защиты населения;
- органы управления образованием;
- органы опеки и попечительства;
- органы по делам молодежи;
- органы управления здравоохранением;
- органы службы занятости;
- органы внутренних дел;
- другие органы и учреждения, общественные объединения, осуществляющие меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Поддержка(педагогическая) –деятельность профессионально подготовленных людей по оказанию превентивной и оперативной помощи детям (подросткам) в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, деловой и межличностной коммуникацией, с успешным продвижением в обучении, с жизненным и профессиональным самоопределением; деятельность по выявлению, определению и разрешению проблем ребенка, оказавшегося в ситуации, когда нарушаются его базовые права (О.С. Газман).
Помощь –определенная система мер, реализация которых имеет целью принести кому–либо облечение в чем–то.
Право –совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношение людей в обществе.
Права человека –признаваемые и охраняемые обществом, государством и международным сообществом определенные равные социальные возможности для отдельных лиц и их объединений по удовлетворению ими своих естественных и социальных потребностей и соответствующих притязаний, гарантий, которые обеспечивают достойное и справедливое, свободное и ответственное развитие и активное участие личности в многообразных, общественных, в том числе правовых отношениях.
Правовая информация –вид социальной информации, которая представляет собой функционирующие в обществе сведения о праве, правовых нормах, принципах, идеях, правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.
Правовое воспитание –
· процесс организованной и целенаправленной деятельности по формированию системы правовых знаний, правовой убежденности, а также мотивов и привычек правомерного поведения;
· целенаправленная систематическая деятельность государства, его органов и их служащих, общественных объединений и трудовых коллективов по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры.
Правовые нормы – текстуально закрепленные нормы, которые могут быть изменены или отменены компетентными органами, устанавливающие границы допустимого поведения и предусматривающие определенные санкции за нарушения этих норм.
Правовое обучение – целенаправленная, теоретико-познавательная деятельность, заключающаяся в передаче специального объема знаний объектам воспитания, а также в формировании умений и навыков использования ими полученных знаний в реальной действительности, оценки права и его институтов.
Правовое образование – целостный процесс воспитания и обучения праву, в результате которого происходит осознание смысла и сущности права, что позволяет обеспечить необходимый уровень правовых знаний, умений и навыков (он гарантирован стандартом знаний как общеобязательным документом), а также изменить личность (в основе правового воспитания лежит нравственное усовершенствование человека).
Преамбула –вводная, разъясняющая часть какого-либо международного документа, закона или иного правового акта.
Принципы государственной политики защиты детства:
- законодательное обеспечение прав ребенка;
- поддержка семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;
- ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;
- поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.
Риск –возможность, большая вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти.
Самоценность (детства)– понимание значимости, имеющей ни с чем несравнимую большую ценность, важность, достоинство (периода детства).
Свобода убеждений –право человека самостоятельно, без всякого принуждения определять взгляды на общественное и государственное устройство.
Свобода человека(в том понятии, в котором упоминается в документах о правах человека) – это узаконенная государством возможность что-нибудь делать, осуществлять; отсутствии каких-либо ограничений, стеснений в чем-либо (деятельности, поведении).
Сензитивный(период) (от лат. sensus – чувство) – 1) чувствительный; 2) наиболее благоприятный этап для развития определенных функций, освоения каких-либо способов или видов деятельности.
Система социальной защиты детства – осуществляемые обществом и его официальными структурами организационные, правовые, финансово-экономические, медицинские, социально-психолого-педагогические мероприятия по обеспечению гарантированных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и гармоничного развития ребенка с целью удовлетворения его потребностей и интересов.
Социальная защита детства – составной компонент социальной защиты населения в целом, которая определяется как комплекс экономических, социальных и правовых мер, а также совокупность институтов, обеспечивающих всем гражданам равные возможности для поддержания определенного уровня жизни, а также поддержку отдельных социальных групп населения.
Социальная защищенность детства – критерий эффективности мероприятий по социальной защите детства (физическое, материальное и духовное благополучие детей).
Толерантность(от лат. tolerantia – терпение, терпимость) – отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию; способность человека противостоять разного рода жизненным трудностям без утраты психологической адаптации.
Уважение –одно из важнейших требований нравственности, подразумевающее такое отношение к людям, в котором через поступки, мотивы признается достоинство личности.
Формы социальной защиты детства – это выражение содержания помощи и поддержки детей, определяющее сущность всей социальной политики в области детства.
Цивилизованность –мера,соответствие тем способам и формам общественного бытия, которые в наиболее полной мере воплощают идеи гуманизма и демократизма.
Человек –субъект исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо (представитель вида homosapins), генетически связанное с другими формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью, мышлением и сознанием, нравственно-этическими качествами.
Человечество –историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности экономических, правовых, духовных и других связей между различными странами, народами мира.
Честь –понятие морального сознания и категория этики; включает в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения и признания этого значения со стороны общества.
Цели государственной политики в интересах детей:
- осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, воспитанию патриотизма и гражданственности;
- формирование правовых основ гарантий прав ребенка;
- содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию патриотизма и гражданственности.
Эмпатия –способность человека к сочувствию и сопереживанию другим людям, к пониманию их состояний.
ЮНЕСКО(организация объединенных наций по вопросам образования, науки, культуры) – межправительственная специализированная организация ООН. Цели и задачи – содействовать укреплению мира и безопасности, способность сотрудничества народов путем образования, науки и культуры без различия расы, пола, языка или религии.
ЮНИСЕФ –(детский фонд ООН) – создан в 1946 г. как чрезвычайная организация помощи детям, в разоренных войной странах Европы (современное название с 1953г.). Ведущее учреждение ООН по координации деятельности программ помощи для детей.
Таблица 1
В различных отраслях знания
Отрасль знания | Представители | Содержание понятий |
Философия | Т.В. Карсавская, Б.Д. Муранов, Н.В. Савенко, Н.А. Мачинская, Т.Д. Попкова и др. | Детство - начальный этап развития личности, индивидуального жизненного пути, на котором происходит равновесное взаимодействие социальных и биологических факторов |
Этнография | И.С. Кон, И.П. Суханов, В.В. Долгов и др. | Детстворассматривается с точки зрения «возрастного символизма», включающего в себя следующие взаимосвязанные элементы: нормативные критерии возраста; возрастные стереотипы; символизацию возрастных процессов; возрастные обряды и возрастную субкультуру. Дети- объект заботы и попечения со стороны взрослых, творцы и носители собственной субкультуры |
Демография | Детство не является объектом самостоятельного изучения. Термин «ребенок» используется при определении статистических показателей ( коэффициент брачности, разводимости, рождаемости, смертности, средней предстоящей продолжительности жизни, возрастной состав), при исследовании репродуктивных функций семьи, анализе положения женщины в обществе | |
Экономика | Детство не является объектом самостоятельного изучения; рассматривается при определении показателей уровня жизни семей с детьми, соотношения среднедушевных доходов, размеров детских пособий, производства товаров детского ассортимента, дополнительных механизмов стимулирования деторождения | |
Социология | Е.Б. Бреева, О.Л. Зверева, А.И. Ковалева, И.С. Кон, А.В. Мудрик, Н.П. Иванова, А.П. Платонова, Л.С. Рубан, С.Н. Щеглова, А.А. Журавлева и др. | Дети - самостоятельный социально-демографический компонент социальной структуры общества. «Мир детства -…автономная социокультурная реальность, своеобразная субкультура, обладающая своим собственным языком, структурой, функциями, даже традициями» ( И.С. Кон). «Пространство детства- место, где протекает процесс постоянного физического роста, психического развития, освоения социальных норм и самоопределения ребенка в социуме; место, где происходит развитие чувств детей и подростков» ( А.А. Журавлева) |
Психология | В.В. Давыдов, Л.Ф. Обухова, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.В. Запоржец, А.Н. Деонтьев, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская, П.П. Блонский, Э. Эриксон, З. Фрейд, Ж. Пиаже, Л. Колберг, А.В. Петровский, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн и др. | Детство - сложный, самостоятельный организм, неотъемлемая часть общества, начальная стадия становления человека как субъекта и как личности. На первый план выдвигаются вопросы периодизации детства, развития познавательных способностей ребенка, взаимоотношения с окружающим миром |
Педагогика | Отечественная педагогика ( 18-19 вв.) | |
К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.Ф. Лесгафт и др. | Детство- системное качество личности, которое формируется на ранних ступенях жизненногоразвитяи и сохраняется в течение всей жизни | |
Педагогика советского периода | ||
А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, Ю.К. Бабанский и др. | Дети - объект воспитания, передачи накопленного человеческого опыта, знаний | |
Современная педагогика | ||
Личностно ориентировочный подход Н.И. Алексеев, Е.В. Бондаревская, Н.М. Сажина В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др. | Ребенок – субъект , способный к личностному саморазвитию, адекватной самооценке и обладает предельной индивидуальностью | |
Культурологический подход Е.В. Бондаревкая, А.А. Греков, Р.М. Чумичева и др. | Детство – особая субкультура жизни человека; ребенок- субъект культуры, способный к культурному саморазвитию и самоизменению, которому необходимо обеспечить условия для его социализации и культурной идентификации | |
Антропологический подход Л.Л. Редько, Е.Н. Шиянов, В.Н. Горовая, Л.В. Лидак, Л.Ф. Савинова, Е.Г. Пономарев и др. | Детство- феномен жизни человека и культуры, открытая система с многообразными «перетекающими» друг в друга явлениями ( социальных в культурные, культурных в образовательные и т.п.) | |
Культурология | Е.Н. Мухранова, А.А. Щербакова, А.А. Пилипенко, И.Г. Яковенко, О.О. Маслова, В.В. Савицкая и др. | Детство – феномен культуры. Детство – начало превращения человека из биологической в биосоциальную систему ( Е.Н. Мухранова). Субкультура детства – совокупность ценностей, верования, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества ( А.А. Пилипенко, И.Г. Яковенко) |
Право | Ребенок – лицо, не достигшее совершеннолетия, т.е 18 лет. |
Схема 1
Схема 2
Субъекты социальной защиты детства
|
|
|
Таблица 2
Таблица 3
Б.1.В.ДВ.5.1 Система социальной защиты детства в ХМАО-Югре