Правительство Избранной рады
Начало эпохи Ивана Грозного
Русскому царю Ивану IV Васильевичу Грозному (1533—1584 гг.), сыну великого князя московского Василия III Ивановича, выпало на долю поставить рекорд продолжительности официального пребывания во главе Российского государства — великим князем московским, а затем и царем, он именовался на протяжении полувека. Срок этот вполне достаточен, чтобы о времени Ивана Васильевича можно было говорить как об эпохе. Правда, в начале этой эпохи сам он не решал практически ничего, хотя именно его имя чеканили на монетах и писали в государевых указах и челобитных на государево имя. Осиротев в возрасте трех лет, Иван IV был правителем лишь номинально — фактически страной управляла его мать, вдовствующая великая княгиня Елена Васильевна Глинская. Расправившись с дядьями своего сына, князем Юрием Звенигородским (1534 г.) и Андреем Старицким (1537 г.), княгиня-регентша ликвидировала наиболее опасных соперников своего сына в борьбе за власть. Проведенная Еленой Глинской денежная реформа (1535 г.) ввела в стране единую монетную систему, что стало важным шагом в преодолении былой политической раздробленности русских земель. Начата была губная реформа, создававшая на местах выборный институт губных старост — лиц, на которых возлагалась борьба с уголовной преступностью. В дальнейшем вслед за губными
органами стали формироваться и земские органы самоуправления, игравшие в допетровской Руси огромную роль, осуществляя сбор налогов и податей и организовывая взаимодействие с представителями власти, назначаемыми из столицы — наместниками и воеводами.
2 Потеряв семи лет от роду (в 1538 г.) мать, великий князь Иван Васильевич был вынужден на протяжении нескольких лет мириться со своеволием боровшихся за власть сильных боярских кланов. У власти поочередно находились группировки бояр князей Шуйских (1538—1541; 1542—1543 гг.), Бельских (1541—1542 гг.) и Глинских (1543—1547 гг.).
Характер Ивана IV формировался на фоне постоянной, сопровождающейся физическими расправами, борьбы за власть между боярскими семействами, вследствие чего, по словам современников, будущий царь стал проявлять первые признаки жестокости еще в детские годы. Лишь в последние четыре года боярского правления временщики озаботились вопросами воспитания подрастающего государя, назначив ему в воспитатели главу Русской православной церкви митрополита Макария, который сумел вложить в голову своего ученика немалый груз знаний, сделавший Ивана Грозного одним из самых образованных людей его эпохи.
3 16 января 1547 г. в Успенском соборе Московского Кремля митрополит Макарий возложил на голову своего воспитанника шапку Мономаха; Иван IV Васильевич стал, таким образом, первым правителем России, официально принявшим царский титул. Новый титул московского государя никоим образом не повышал его авторитета в глазах европейских внешнеполитических партнеров, однако недвусмысленно указывал на новый вектор внешней политики московского правительства, готовившегося вступить в войну с Казанским ханством, правителей которого на Руси также именовали царями. Кроме того, царский титул поднимал русского государя на недосягаемую высоту в глазах его подданных, у которых титул «царь» вызывал ассоциации с «царем небесным». Вскоре после венчания на царство Иван IV женился на Анастасии Романовне Захарьиной — девушке из старинного московского боярского рода. Этот брак оказался для царя самым продолжительным и счастливым в его жизни; кроме того, по представлениям современников, женитьба делала юношу взрослым мужчиной, не нуждающимся более в чьей-либо опеке.
Правительство Избранной рады
1547 г. стал переломным в эпохе Ивана Грозного, положив конец периоду боярского правления. Непосредственный толчок этому переходу дал июньский пожар 1547 г., в ходе которого Москва выгорела практически полностью. Вину за постигшее их бедствие москвичи возложили на правящую группировку бояр князей Глинских. В ходе вспыхнувшего в столице восстания народ потребовал выдать временщиков на расправу, после чего оставаться у власти те уже не могли. Постепенно вокруг молодого царя сложилось новое окружение, оказывавшее в течение ближайшего десятилетия решающее влияние на принятие политических решений. В исторических трудах за этим правительством Ивана Грозного закрепилось название «Избранная рада». Наибольшим политическим весом обладали царский духовник протопоп Благовещенского собора Сильвестр и дворянин Алексей Адашев; к членам «Избранной рады» причисляют также митрополита
Макария, князя Андрея Курбского и дьяка Посольского приказа Ивана Висковатого.
5 Период «Избранной рады» ознаменовался проведением серии важных преобразований, надолго определивших ядро политической системы Московского царства. В 1549 г. впервые был созван Земский собор — учреждение, традиционно определяемое как орган сословно-представительской власти, типологически близкий к французским Генеральным Штатам и английскому парламенту. В дальнейшем Земские соборы будут играть видную роль в решении важнейших государственных вопросов (вплоть до избрания царя). В 1550 г. был разработан новый общероссийский свод законов — «Судебник Ивана IV», заменивший собой устаревший в некоторых положениях «Судебник 1497 г.». Еще одним важным шагом в деле централизации страны стала отмена в 1556 г. кормлений — отныне царские наместники и воеводы не имели законного права требовать от подведомственного местного населения денег и натуральных подношений. Вместо этого они получали государево жалование (которое, в свою очередь, складывалось из собираемых на местах налогов — так называемого «кормленого окупа»). Предприняты были и шаги по усилению военной мощи государства: во время военных действий воеводам запретили вести местнические споры, а в 1556 г. было принято «Уложение о службе», регламентировавшее правила несения службы помещиками, которые должны были отправляться в походы «конны, людны и оружны». Около 1550 г. были сформированы отряды стрельцов, вооруженных огнестрельным оружием и действовавших преимущественно в пешем строю.
6 1550-е гг. стали для Московского государства временем впечатляющих внешнеполитических успехов. Важнейший из них — покорение расположенного в среднем течении Волги Казанского ханства, осколка Золотой Орды, по-прежнему создававшего серьезную опасность для наиболее густонаселенных районов страны. «Казанская война», начавшись еще в середине 1540-х гг., на первых порах не приносила результатов — взять хорошо укрепленную столицу ханства не удавалось. Лишь 2 октября 1552 г. войска Ивана Грозного смогли, подорвав часть крепостной стены, овладеть Казанью. Спустя четыре года, в 1556 г., судьбу Казани разделило располагавшееся в низовьях Волги Астраханское ханство. Эти успехи обеспечили Московскому государству полный контроль над течением Волги и выход к Каспийскому морю, что, в свою очередь, открывало широкие возможности для укрепления экономических связей с государствами и народами Востока — Кавказа, Средней Азии, Персии и Индии. Впрочем, контроль над волжским путем до конца XVI в. во многом оставался номинальным: в Поволжье вплоть до начала XVII в. вспыхивали восстания татар, марийцев и чувашей, а хозяйственное освоение региона началось еще позднее. В середине 1550-х гг. сюзеренитет русского царя признали правители Ногайской орды, Сибирского ханства и кабардинские князья.
7 Активное продвижение российского влияния на восточном направлении спровоцировало обострение в отношениях с Крымским ханством: хан Девлет-Гирей пытался препятствовать военным акциям российских войск в Поволжье; русские отряды в союзе с днепровским казачеством, в
свою очередь, совершали нападения на владения Крымского ханства. Однако условия для перелома в борьбе за выход к Чёрному морю с крымскими ханами, находившимися под сюзеренитетом находившихся на пике своего могущества султанов Османской империи, на тот момент отсутствовали.
8 В конце 1550-х гг. правительство «Избранной рады» взяло курс на подготовку к войне с Ливонским орденом, препятствовавшим установлению Московским государством прямых экономических и политических контактов со странами Западной Европы. В 1558 г. началась война за Прибалтику, получившая позднее название Ливонской и ставшая наиболее продолжительным (25 лет) военным конфликтом в истории России. Первые успехи русских войск в Ливонии (было взято несколько ключевых крепостей) встревожили другие державы, также имевшие интересы в Прибалтике — Польско-Литовское государство, Швецию и Данию (при посредничестве последней правительство «Избранной рады» согласилось на заключение перемирия в войне).
Опричнина
Первые успехи Московского государства в Ливонской войне в начале 1560-х гг. сменились поражениями, обусловленными вступлением в военный конфликт Польско-Литовского государства: последний ливонский магистр в 1561 г. признал себя вассалом польского короля. Осложнения на войне совпали для Ивана Грозного с тяжелой личной утратой — в 1560 г. скончалась царица Анастасия Романовна. Подозрительный по своей натуре царь стал искать измену в своем ближайшем окружении и обрушил гнев на членов «Избранной рады» (Сильвестру пришлось постричься в монахи, Адашева бросили в тюрьму и, по некоторым данным, удушили по приказу Ивана IV). Казнены были и некоторые воеводы, заподозренные в изменнических связях неприятелем. В 1564 г. один из бывших членов «Избранной рады» — князь Андрей Курбский — бежал из Ливонии во владения польского короля, что лишь укрепило царя в его подозрениях. В декабре 1564 г. Иван Грозный покинул Москву и отбыл в Александрову слободу, откуда направил в столицу послание о намерении оставить царство из-за происков и измен боярства. В ответ он получил слезное прошение москвичей вернуться с согласием на расправу над всеми государевыми изменниками.
10 5 января 1565 г. Иван Грозный объявил условия своего возвращения. Страна была разделена на две части: земщину (бо́льшую часть государства, где сохранялись прежние порядки, законы и органы управления) и опричнину (в которой царь становился полновластным правителем, не ограниченным никакими условиями). Свою резиденцию царь перенес из Кремля в Александрову слободу, на несколько лет превратившуюся в опричную столицу. Для своей личной охраны Иван Грозный сформировал вооруженный корпус опричников (численность которого со временем достигла 6 тыс. человек). Взятые в опричнину служилые люди должны были отказаться от имущества (в том числе и от земельных владений), оставшегося на территории земщины, и даже отречься от родственников, не вошедших в число опричников. В состав опричного корпуса входили как представители худородного провинциального дворянства, так и выходцы из аристократических семей. Наиболее видными руководителями опричнины были Алексей и
Федор Басмановы, Малюта Скуратов и кн. Афанасий Вяземский.
11 В исторической науке отсутствует единство мнений относительно целей создания опричнины: одни ученые видят в ней попытку ликвидировать остатки былой политической раздробленности, другие — намерение укрепить царскую власть за счет истребления наиболее знатных боярских родов, третьи вовсе отказываются видеть в ней что-либо, кроме результатов болезненной мании преследования душевнобольного монарха.
12 Так или иначе, но более всего опричнина ассоциируется с кровавым террором, жертвами которого пало около 4 тыс. человек. Наиболее громкими были расправы над представителями боярской верхушки (казнь боярина Ивана Челяднина в 1568 г.), высшего духовенства (низложение в 1568 г. митрополита Филиппа Колычева, впоследствии убитого опричниками) и даже близкими родственниками самого царя (отравление семьи двоюродного брата Ивана Грозного — князя Владимира Старицкого в 1569 г.). Наиболее масштабные и кровопролитные расправы были учинены опричниками в Великом Новгороде в начале 1570 г. Поверив доносу, согласно которому жители этого города поголовно решили перейти под власть польского короля Сигизмунда II Августа, Иван Грозный совершил поход на Новгород. В течение 40 дней опричники грабили и убивали новгородцев (считается, что во время новгородского погрома было перебито до 3 тыс. человек, что составляло примерно десятую часть населения города, который впоследствии так и не смог восстановить своего былого богатства). После этого разграблению подвергся и город Псков. Летом 1570 г. масштабные казни были устроены и в самой Москве, где разными способами были умерщвлены около ста человек. В числе казненных оказались как последние из уцелевших членов «Избранной рады» (дьяк Иван Висковатый), так и некоторые из вождей опричнины (отец и сын Басмановы).
13 Если полях сражений Ливонской войны дела шли с переменным успехом, то на дипломатическом фронте политика Ивана Грозного терпела поражения. Царю, несмотря на многочисленные торговые льготы, предоставленные в России британским купцам, так и не удалось вовлечь в войну против Польши Англию. Заключив перемирие с Польско-Литовским государством, Иван IV не сумел воспрепятствовать окончательному объединению Польши и Литвы в одно государство — Речь Посполитую (1569 г.). Провалилась и попытка заключить военный союз со Швецией, которая вскоре, в 1570 г., вступила в войну против России. Замысел выступить против шведского короля в союзе с Данией тоже остался нереализованным, а провозглашенный по воле Ивана Грозного «королем Ливонии» датский принц Магнус оказался слишком слабым и ненадежным союзником.
14 Но наиболее тяжелый удар обрушился на Московское царство с юга. В 1569 г. турецкий султан двинул свое войско и отряды крымских татар в низовья Волги, намереваясь захватить Астрахань. Попытка эта закончилась полным провалом, но и русской стороне рано было торжествовать победу. В мае 1571 г. войско крымского хана Девлет-Гирея прорвалось к Москве и сожгло город. Год спустя крымская орда вновь двинулась вглубь русских земель, но на сей раз исход
столкновения оказался иным: в четырехдневном сражении объединенная (состоявшая из земцев и опричников) русская рать под командой князей Михаила Воротынского и Дмитрия Хворостинина нанесла хану сокрушительное поражение у села Молоди. По мнению ряда историков, именно это событие подвигло Ивана Грозного отменить опричнину и даже, под страхом наказания кнутом, запретить упоминать о ней.